Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интеллигенция и «средний класс», как выразители интересов обывателя и свободы личности
(новые возможности)
К интеллигенции принято относить образованных людей, составляющих основу квалифицированных кадров в индустриальной системе, которую до сих пор называют в Америке системой свободного предпринимательства, несмотря на то, что она достаточно сильно связана с государством. Чисто теоретически считается, что между государством и частным деловым предприятием (коопе- рацией, например) существует определенная граница, обусловленная частной собственностью, хотя на деле это понятие носит весьма условный характер. Так, если коснуться отношений между государством и какой-либо предприни- мательской корпорацией, то более сильной структурой окажется корпорация, поскольку отношения между ней и государством носят, главным образом, де- нежный характер. Возьмем такую важную субстанцию, как налоги, являющиеся воплощением государственных расходов. Государство контролирует налоги, а значит контро- лирует то, как расходуются бюджетные деньги. В США сложилась система, когда большинство показателей в реальном секторе идет вверх, в то время как рынок ценных бумаг идет вниз, но даже более чем 6% -ный рост ВВП не компенсирует стремительного бегства капитала с американского фондового рынка, чтобы по- крыть дефицит торгового баланса (рост ВВП должен быть еще больше). Сейчас импорт превысил экспорт на 36-38 млрд. долл. Между тем корпорация зависит от целого ряда государственных ограниче- ний (налогообложения, таможенных пошлин, льготных условий пользования электроэнергией, месторождений полезных ископаемых и воспроизводимых природных ресурсов (лесов, например). Корпорация в свою очередь обладает способностью так организовать свою финансовую деятельность, чтобы на- править часть доходов на политические цели государства (на избирательную кампанию, на организацию и лоббирование новых законодательных актов), то есть она как-бы может «покупать» у государства благоприятные возможно- сти для предпринимательства с тем, чтобы заработать больше денег, оставаясь при этом зависимой, скорее, не от государства, а в основном, от рынка, кото- рый передает предпринимателю указания потребителя в том, какова будет его прибыль? На то он и рынок, как метод свободного предпринимательства, что позволяет выбрать тот или иной способ жизни. А его основная идея - предан- ное служение потребителю. Между тем, цену он только формирует, но не устанавливает. Ведь необходи- мым и достаточным условием существования индустриальной системы являет-
глава 6 Человек в постиндустриальном обществе
ся наличие механизма регулирования совокупного спроса в целях предотвраще- ния кризисов или смягчения депрессии (Дж. Гэлбрэйт. Новое индустриальное общество. Прогресс, 1969, с.273.). Это - в идеале и было давно - в 30-е годы. В настоящее время ситуация во взаимоотношениях этих двух тенденций (роли государства и частного предпринимательства) претерпела целый ряд существенных изменений в силу того, что с течением времени границы между ними стали размытыми, а главным связующим звеном становится общность целей. С появлением более крупных корпораций, развитием взаимного при- способления и отождествления их интересов, накал политических и экономи- ческих страстей начинает принимать окраску той партии, которая в данный момент стоит у власти. Как известно, в настоящее время мировая рыночная экономика вступила в полосу мощного финансового кризиса и уже очевид- но, что инициатором системного подрыва механизма ценообразования в ней были США, когда в течение почти всего периода правления республиканцев в XXI-м веке осуществлялась искусственная биржевая перекапитализация ведущих мировых корпораций, приведшая к так называемым лопающимся «финансовым пузырям». (Петраков Н.Я. О возможностях минимизации по- следствий мирового финансового кризиса для экономики России. Деловой вторник, вып., 42, 25 ноябр., 2008). В США доктрина финансового верховенства - доктрина высшей власти тех, кто как принято говорить «оплачивает счета», никогда не признавалась, например, академическими кругами. Между миром бизнеса и академиче- ской средой, которые вкупе и составляют основную часть интеллигенции, всегда существовала взаимная неприязнь, потому что «последняя была ис- точником идей, касающихся социальных перемен и реформ» (Гэлбрейт. Но- вое индустриальное общество. Прогресс, 1969, с. 339). Эти идеи выдвигались в виде предложений об ограничении власти монополий, регулирования цен или ставок на услуги естественных монополий, усиления принципа прогрес- сивного налогообложения, укрепления рыночных позиций фермеров, ограни- чения эксплуатации природных ресурсов и т.п. (Там же., с. 340). Тем не менее власть денег в XXI-м веке снова взяла верх, хотя в последние годы научная интеллигенция в правительстве США стала играть далеко не последнюю роль в управлении государством. Отказ от принципов свободной конкуренции и антимономольной политики, прежде всего, в нефтегазовом комплексе ми- ровой экономической системы под эгидой стран - монополистов нефти и при- вел к тому, что реформаторские предложения остались лишь предметом ака- демических дискуссий, а современный монопольно-биржевой рынок нефти способствовал колоссальному многомиллиардному и межрегиональному перемещению финансовых потоков по планете, когда деньги оседали в между- народной банковской системе, на счетах ипотечных и страховых компаний. Первым «звоночком» на сей раз стал ипотечный кризис в США, который из-за видимости «легких» денег был порожден снижением требований к за- емщикам, способность возвратов кредитов которых снизилась, а в практи- ку вошла выдача кредитов без залогов, под сомнительные инвестиционные проекты и т.п. нарушения в финансовой сфере. Началось банкротство заем- щиков в 2007-м году, когда возросли выплаты по так называемым «субстан- дартным кредитам», разрешенным в 2003-м году. Для получения таких кре- дитов, зачастую, даже не требовали справку о доходах, а выплаты по этим кредитам были льготными в течение первых 3-х лет (как раз до 2006-2007 гг.). Параллельно были созданы вторичные ценные бумаги под залог этих кредитов. Их рейтинг не опускался ниже самой высокой категории - «ААА». С началом банкротства заемщиков в 2007-м году эти бумаги упали в цене. Нечто подобное уже было в 2002-м году, когда за год до наступления экономи- ческого спада на мировых фондовых рынках (в 2001-м году) потребительские ожидание стали снижаться по всему миру, в США же потребительские расходы и уровень долгов держался на вполне приемлемой отметке. Однако суммарный объем активов американских семей к началу кризиса (к январю 2002-го года) сократился на 4,1%, что составило самое значительное сокращение потреби- тельских расходов после середины 70-х годов прошлого века. Выросла и общая сумма долгов на 8,7%, но банки не высказывали опасений в снижении «каче- ства» кредита. Граждане продолжали покупать дома, хотя общий спрос на това- ры длительного пользования стал заметно снижаться. Этот внешне малозамет- ный кризис 2002-го года был назван «wealth effect», потому что он являлся одной из причин падения котировок акций тех, кто вложился в сектор компаний вы- соких технологий и телекоммуникационный сектор, не сумев во-время продать их, в результате чего были потеряны деньги и упущен свой шанс получить вы- игрыш. Потребительская же активность, хотя и снизилась, но незначительно, несмотря на то, что очередной «пузырь» лопнул.Эти факты говорят о том, что простые граждане ведут себя гораздо беспечнее, чем трейдеры с Уолл Стрит, которые страдают в первую очередь, теряя свои нереализованные прибыли в результате падения котировок своих акций. Уровень же сбережений простых граждан остается таким же низким, как и в период бурного роста последних. То же касается и потребительской активности населения, которая понесла в 2002- м году чисто внешне лишь незначительный урон, о чем было сказано выше. За кризисами, как известно, следует подъем. Например, в случае пози- тивного «wealth effect», который, как считают специалисты, не порождает его негативный вариант, с падением котировок акций, в США (при взры- ве «пузыря» в Японии в 1990-м году), объем частных инвестиций (пря- мых-через паевые фонды) на фондовом рынке достиг набывалых масшта- бов. Американские инвесторы, по данным компании «Bianco Research», вложили в местные паевые фонды 1,454 трлн. долл., при рыночной стоимо- сти полученных активов 1,847 трлн. долл. (Новое русское слово, 23 апреля 2001). Причем потребительские расходы США тоже выросли в тот период. Пенсионные фонды, по обыкновению, также вкладывают свои активы в кор- поративные ценные бумаги. Кризис доверия бьет по карману армии легально работающих граждан, отчисляющих свои деньги в пенсионные фонды. В ре- зультате скандала только WorldCom (o котором упоминалось в главе 5), обесце- нились вложения 17 тысяч держателей акций этой компании. Топ-менеджеры
глава 6 Человек в постиндустриальном обществе
накануне 4-х кратного удешевления акций умудряются сбывать их по высокой цене и зарабатывать миллионы, а документы, доказывающие масштабы при- писки в финансовых счетах компаний, направляются с большим опозданием и не в полном комплекте. Частные пенсионные фонды - это форма социального обеспечениия десятков миллионов рядовых американцев. В среднем уровень государственных пенсий составляет 43% от последнего заработка, следователь- но недостающие суммы (с тем, чтобы пенсия составляла 2/3 от последнего за- работка) американцы копят с помощью специальных фондов, вкладывая деньги в акции или играя на биржах самостоятельно. Вложения в такие пенсионные фонды не облагались налогами, если сумма составляла менее 11 тыс. долл. Ис- ходя из сказанного, можно сделать следующие выводы. Американскому обывателю нет никакого дела до мировой финансовой си- стемы, если дело не касается угрозы его личного благосостояния. Если в 2002- м году экономический спад на мировых фондовых рынках мало коснулся аме- риканского потребителя, то в 2007-м году наращивание финансовых пирамид и печатания под них фактически ничем не обеспеченных долларов, привело к более серьезному финансовому кризису, а наметившаяся еще в начале века конфронтация между элитами США, в преддверии новых выборов прези- дента, в ноябре 2008-го года, достигла достаточно высокой степени. Причина такого разделения общества стала носить объективный, политический, мате- риальный характер, потому что чисто монетарные методы экономического управления вызвали более серьезные последствия, чем в предыдущие кри- зисы. Очередная победа республиканцев на предстоящих выборах не могла не вызывать сопротивления среди широких слоев общества и результат не за- медлил себя ждать: Барак Обама, как представитель партии демократов, был избран с большим перевесом голосов. Немалую роль здесь сыграла интелли- генция, которая больше других слоев населения понимала, что общество хо- чет и ждет перемен. Новый президент, вступив в свои полномочия в январе 2009-го года, оказался в трудном положении. Ситуация в обществе к его при- ходу была крайне тяжелой, особенно в финансовой сфере. К тому же одним из важных пунктов его предвыборной программы было решение давно на- зревшей реформы здравоохранения, проведение которой в жизнь вызывало колоссальное сопротивление в Конгрессе со стороны республиканской пар- тии, опекаемой множеством страховых компаний США. Между тем, передо- вая часть общества из демократических слоев интеллигенции, несмотря на тя- желые условия вывода страны из очередного кризиса, поддерживает вновь избранного президента, программа которого в некоторой степени напомина- ет «Новый курс» Ф. Рузвельта в период депрессии 30-х годов в США. Число сторонников Обамовских реформ составляла порядка 60% и это, не считая демократического большинства в Конгрессе, которое нередко сопровождает его выступления там бурными овациями. Барак Обама не забывает проводить исторические параллели, взывая к чувству патриотизма, как членов Конгрес- са, так и простых американских граждан, внимательно слушающих его речи по радио или ТВ, прекрасно понимая, что те политические игры, в которые ча- стенько играют члены правительства, используют в качестве своих основных ставок их жизни - жизни простых людей. Тогда встает вопрос, кто такие простые люди в Америке? Основу государ- ства и гарантом его стабильности в обществе, в конце-концов, главным нало- гоплательщиком, является «средний класс», как зеркало всего американского общества. Именно он ведет страну к спокойствию и процветанию. Критерием его существования является в настоящее время уровень образования, иму- щественный и профессиональный статус. Этому критерию отвечают 80% на- селения США. Это та общая группа людей, которая может более или менее успешно, говоря словами К. Маркса, продавать свою рабочую силу. С этой точки зрения здесь появляются различия, которые выражаются в том, что су- ществует 3 разновидности «среднего класса» в США: upper (верхний), middle (средний), low (низкий) его уровни. В этих градациях определяющую роль играют: средняя доходность перечисленных групп; социальное пространство, которое она занимает и наконец то, как сам себя ощущает человек относитель- но того, где его место? Например, в России после перестройки образовался класс людей, по определению чл.-корр. РАН Н.М. Римашевской, под названи- ем «новые бедные» (наряду с термином «новые русские»). К ним относились люди с высоким уровнем образования, соответствующим социальным стату- сом, но с низкой доходностью. Для определения классовых градаций в США, в частности, при делении «среднего класса» на указанные 3 слоя, на первый план выходит, конечно же, уровень доходности, хотя доходы являются очень подвижным материалом, а значит обманчивым. Наряду с этим, к главным показателям относятся: готовность тратить деньги на образование; отношение к семейным ценностям; схожесть потреби- тельских стандартов (отношение к товарам с точки зрения их престижности, к выбору способов отдыха, связанных с поездками в Европу, например и т.д.); отношение к работе, обусловленное готовностью посвящать ей свое свобод- ное время; позитивный настрой на неприятности, в случае потери работы; на- конец, чувство патриотизма. Общее же определение «среднего класса» сводится к тому, что главной осо- бенностью его является активность, адаптационные возможности, которые не могут позволить человеку «разложиться», утонуть или погибнуть в трудных ситуациях, вызванных волной того или иного общественного или экономиче- ского кризиса. Сюда же можно отнести стремление к умеренности, в противо- вес политическим потрясениям, схожесть политических взглядов, стремление к сохранению условий, в которых люди, принадлежащие к «среднему классу», добились своего положения. В американском обществе существуют также еще 2 группы населения: бедные и богатые. Бедные - это в основном неимущие иммигранты, часть пенсионеров, получающих SSI, и некоторые категории так называемых «потерявшихся» лю- дей (матери-одиночки, алкоголики, наркоманы). Богатые или элита имеют свой особый процесс формирования. Например, их можно подразделить на полити- ческую элиту и финансовую. Формирование этих групп может быть спонтан-
глава 6 Человек в постиндустриальном обществе
ным, нередко основанным на удаче, а не на концентрации доходов и ресурсов. Во многом формированию элиты такого рода способствуют масс-медиа. В таком случае из «среднего класса» в элиту попасть труднее, чем из бедных слоев населе- ния. Для примера можно взять Голливуд. Известнейший актер Брэд Питт - сын бывшего водителя трейлера, зарабатывает за участие в съемках фильмов суммы, сопоставимые лишь с заработками самых высокооплачиваемых журналистов. Биллионерша - Опра Уинфри - выходец из бедной семьи, является сейчас одной из самых известных телеведущих Америки. Популярная в Америке Марта Стю- арт - не намного отстает по своим доходам от Опры Уинфри, хотя родилась тоже в более, чем скромной семье, живя в маленьком доме на окраине города. Тем не менее, главной опорой американского общества является именно «средний класс», который занимает самое значительное место в американском обществе на сегодняшний день и является оплотом демократии в нем, что и по- казали последние выборы президента. В России ситуация другая, несмотря на то, что она вступила в эпоху стро- ительства нового гражданского общества и делает попытку перехода к рынку. Прежде всего, «средний класс» в России (если говорить о доходности, сопо- ставимой с американской семьей) весьма малочисленен. Объясняется это тем, что до недавнего времени в умах простых людей не было никакого представ- ления о рынке. То, что для американца является естественным, для русского - головоломкой. Никто не имел представления о чековых книжках, кредитных карточках и т.п. атрибутах рынка. Кроме Сбербанка и, пожалуй, Внешэконом- банка (для тех, кто находился на заработках за границей), - никакого понятия о банковской системе вообще не было. Загадочным институтом представля- лась и фондовая биржа, а также такие термины, как учетная ставка (ставка рефинансирования), дефицит платежного баланса и профицит госбюджета. Когда американцы попадают в Россию или «новые русские» приезжают в Аме- рику, то первые с ужасом взирают на громадное количество наличных долла- ров (кэша) в карманах русских покупателей. В Америке больше 20-30 долларов в кошельке американца и не увидишь, поскольку все наличные деньги нахо- дятся в банке. Это не просто сбережения, как было в России (отсюда и на- звание «сбербанк»), а это ориентиры внутри финансовой реальности страны. Представление о себе американец составляет, производя действия, связанные с движением денег. В американский банк нельзя просто так положить боль- шую сумму денег (более 10 тыс. долл.). Требуется документ, подтверждающий источник происхождения этих денег. Банк делится своим мнением о клиенте с другими кредитными учреждениями. Здесь даже малые деньги заслуживают уважения и требуют своеобразного «ухода» за ними. Ежемесячно банк каждо- му клиенту присылает домой документ с указанием суммы баланса на его сче- ту. Несомненно, что банковская система удобна для клиента того или иного банка, но главное - она выгодна и государству. Вопрос только в том, не являет- ся ли она формой замаскированного грабежа? Между тем, соотношение между списанием налогов, займами в банке, учетными ставками является сложным делом, хотя оно и дает возможность произвести оценку: выгодно ли сейчас ку- пить дом или продолжать снимать жилую площадь, какую сумму в процентах платить за кредитную карточку и т.д. и т.п. Система списаний налогов - это тоже целая наука. Поэтому многие предпочи- тают отдавать специалисту заполнение налоговой декларации, которое произво- дится в 1-м квартале каждого года. За небольшое вознаграждение (порядка 100- 150 долл.) специалист грамотно покажет клиенту, куда он должен направить свою инициативу: передать ли часть денег на благотворительность, либо потратить их на другие цели. Национальная система финансов и работает за счет постоянных инъекций в свою кровеносную систему, так как рассчитана на инициативных и предприимчивых людей. Не случайно в общении между собой друзья нередко обсуждают вопросы, связанные с вложением денег, процентными ставками или списаниями в том или ином банке. Не отстают от этих рассуждений о трате денег и новостные программы ТВ, различные газеты и журналы, в бюллетенях которых всерьез, с завидной регулярностью, сообщаются реальные изменения (подъемы и падения), малейшие колебания фондовой биржи (индексы Dow-Dohns, Nasdag, S&Р 500), показывающие состояние «здоровья» национальной экономики напе- регонки со сводкой погоды и траффиком на дорогах; последние, кстати, особенно по утрам, передаются с промежутком в 10 минут. Для тех, кто держит свои акции в тех или иных компаниях, - а таковых среди «среднего класса» и «элиты» боль- шинство, - лучшего барометра не найти. Поэтому не удивительно, что в США 2/3 ВВП составляет сфера потребления и трата денег не является вопросом. Она вполне полезное и пристойное занятие, идущее на пользу общества, правда обще- ства потребления, свободного в своем выборе.
Date: 2015-10-18; view: 311; Нарушение авторских прав |