Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Масскультура и масс-медиа
Да, в Америке преобладающее значение имеет масскультура. Ее наличие частично объясняется тем, что страна является многонациональной. Приоб- щение к так называемой западной масскультуре начинается с самого детства, например, с просмотра мультфильмов знаменитой студии ‘’Cartoon Network’’, похожими на компьютерные игры, но при этом без всякой интерактивности, рассчитанные на манипулирование общественным мнением. Чуть позже, мой 4-х летний внук, не умея еще как следует сидеть на стуле за компьютерным столом и пользоваться компьютерной мышью, с усердием заставлял себя про- делывать все необходимые операции, чтобы потом уже пользоваться набором онлайновых интерактивных игр. Тем не менее, маленький ребенок не менее охотно перед сном просит рассказать ему или показать какую-нибудь исто- рию, часто не раз уже слышанную или увиденную, потому что в данный мо- мент он уже не аналитик, а зритель, рудимент цивилизации, раскрывший гла- за, рот, уши, чтобы почувствовать живое переживание, получить зрительское (если это диафильм, мультфильм) или слуховое переживание, если это сказка или история, рассказанная мамой, папой, няней или бабушкой. И эти потреб- ности, аппелирующие уже не к интеллекту, а к душе, которая ждет пережива- ний, неиссякаемы. Они и порождают искусство с его различными жанрами: кино, литература, живопись, архитектура и т.д. Последние же, в свою очередь, уже делятся на массовое искусство, культуру различных ухищрений, ‘’измов’’ и культуру, восходящую к общности эмоций, чувственных переживаний, преодолевающих социальные барьеры, но в то же время не обманывающие читательских и зрительских интересов. Почему масскультура преобладает над культурой в США? По определению культура означает развитие, обогащение и совершенствование духовной жизни народа. Эти понятия должны находиться за пределами сферы товаров и услуг и спроса на них, то есть мир эстетических запросов и переживаний интегри- руется в другой среде человеческих ценностей и обслуживается не в сфере ин- дустрии, а работниками искусства, которым свойственно умение наслаждать- ся эстетическими ценностями в силу того, что это требует известного умения и достаточно длительной подготовки. Между тем, растущее противоречие меж- ду сферой искусства и системой индустрии как раз и породило так называемую масскультуру: киноиндустрию, масс-медиа (включая реалти-шоу и даже поли- тику), поп-музыкальную культуру и т.д. Масскультура является не объектом потребления, а его типом, посколь- ку в основе развития американской общественной модели общества лежит потребление. Чтобы искусство было быстро использовано (потреблено), оно должно быть стандартизировано и упаковано в определенную форму. Поэтому-то и появляются все новые и новые формы и течения в мире запад- ного искусства, такие, как постмодернизм, различные стилевые музыкаль- ные сплавы типа ‘’новой волны’’, эксперименты с ритмами и инструментами ранних и поздних времен той или иной музыкальной группы и т.д. Возьмем,
96 глава 3 Культура 97
к примеру, такое явление, как постмодернизм. Это течение с отсутствием ре- альных субъектов при поклонении к телевизионной картинке, стирающее грани между вымыслом и реальностью, но активно формирующее такую ре- альность, когда особенную ценность приобретает достоверность факта, на не- зыблемом основании которого художник может выстраивать все, что угодно, особенно при современных существующих технологиях. В отличие от Западной (в основном американской) модели, в Европейской и Русской модели масскультуры, происходит ее выравнивание. Ярким приме- ром тому является такой вид искусства, как архитектура, которая не предпо- лагает быстрого потребления и история ее это подтверждает. Основой русской культуры всегда являлась некая идея, может быть даже высший посыл, кото- рые требуют определенного времени для ее осмысления. Хотя в последнее вре- мя и эта основа претерпевает модернизацию и на смену подлинной культуре тоже приходит масскультура. Примеров тому предостаточно, особенно на те- левидении. Все реалти-шоу в России сделаны по образцу и подобию американ- ских, только под различными названиями. ‘’Фабрика звезд’’ – это копия аме- риканских передач ‘’American idol’’ или ‘’America got talent’’. ‘’Последний герой’’ – живое подобие американского ‘’Survivor’’ (‘’Выживший’’). Недавнее русское реалти-шоу ‘’Ледниковый период’’ – те же американские ‘’Танцы со звездами’’, только в России базовой основой являются лед и коньки, а в Америке – обык- новенная танцплощадка. Зато в Голливуде прошел фильм под одноименным названием ‘’Ледниковый период’’. О таком реалти-шоу, как ‘’Кто хочет стать миллионером?’’ даже и говорить не приходится. Оно гуляет по всему миру и даже недавно его идея была положена в последний (2009 г.) оскароносный фильм, посвященный новейшей истории Индии («Slumdog millionaire»), что означает, примерно, «Миллионер из трущоб». То же самое касается и различных конкурсов топ-моделей, шоу с пикантны- ми сценами под названием: ‘’Bachelor’’ или, того пуще, ‘’Bachelorette’’(о холостя- ках и холостячках, подыскивающих себе женихов) и т.п. придумок, разработан- ных, как по трафарету, опытными специалистами и с большей или меньшей степенью умело переделанных и подлаженных под национальные особенности той или иной страны. Разница, тем не менее, есть. Например, возьмем кули- нарные шоу, которые сейчас уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь. В Америке их ведут профессиональные мастера своего дела, зачастую, извест- ные на весь мир, и нередко специально приглашенные для участия в подобных передачах кулинары из Франции, Италии, Австралии. В России же за этим за- нятием на ТВ можно увидеть кого угодно: и киноактрису (Высоцкую), и рок- музыканта (Макаревича), и кинодеятеля-актера (Пореченцева). Почему это происходит? Разве в России нет хороших профессионалов-поваров? Отнюдь нет – они есть, а объясняется такое явление тем, что желание звезды любого полета лишний раз ‘’засветиться’’, напомнить о себе на телеэкране, когда в ос- новной профессии наступает застой или перерыв, побеждает все и вся. Отсюда появляется непрофессионализм, удивительная скорость распространения его, которые в совокупности и называются масскультурой.
Для сравнения попробуем остановиться на такой разновидности масскуль- туры в США, как киноиндустрия. Так уж ли она плоха в Америке, как ее пред- ставляют некоторые критики? Понятие киноиндустрии ассоциируется, прежде всего, с ‘’Фабрикой грез’’ – Голливудом. Считается, что в американском кино существует только один подход – коммерческий. Других иллюзий нет. Сейчас успехом может пользоваться один жанр – фантастика (‘’Звездные войны’’), а завтра высоколиквидным окажется другой – экранизация серьезных литера- турных произведений, но на передний план, в любом случае, выступают деньги. Хорошо, тогда откуда возникло название ‘’Фабрика грез’’? И почему оно так жи- вуче? Для этого нужно обратиться к истории Голливуда. Слово Голливуд (Hollywood) связано с названием ранчо, принадлежащего некой Mrs.H.H. Wilcox. В 1880 г. один незадачливый кинодеятель Cecil B. De Mille отправился в штат Аризона с тем, чтобы снять фильм под названием ‘‘The Squaw Man’’ (1913 г.). Но его попытка не увенчалась успехом, поскольку ему не понравилась окружающая там природа, а по возвращению De Mille, най- дя партнеров Jesse Lasky и Sammuel Goldwyn и обнаружив ранчо под назва- нием Голливуд, определился с местом для студии по производству фильмов. Однако, она тут же была переименована в ‘’Paramount Pictures’’. Расположен- ная на холмах Голливуда, она уже в 1921 году поставила классический фильм ‘’Шейх’’ с Рудольфо Валентино. Здесь позднее работали Хичкок, Френсис Форд Коппола (‘’Крестный отец’’ – 1972 г.), Роман Поланский (‘’Китайский квартал’’ – 1974 г.). Снимались Элвис Пресли, Джон Траволта. Здесь также были сделаны: в 1946 г. – один из главных американских фильмов ‘’Эта прекрасная жизнь’’ Франка Капры; 9 мюзиклов с Фрэдом Астером и Дженифер Роджерс; ‘’Гражда- нин Кейн’’ Орсона Уэллса (1941 г.) – один из лучших фильмов в истории кино вообще. После покупки студии небезызвестным Хьюзом, она конвертирова- лась в медиа-корпорацию и продолжала процветать. (America A to Z, p. 163). В 1920 году другие продюссеры также сочли Калифорнию, как идеальное место для съемок фильмов из-за обилия солнечного света, других благоприят- ных погодных условий, позволяющих производить съемки прямо под откры- тым небом. В 1923 году в Калифорнии родилась одна из мощных киностудий мира ‘’Warner Brothers’’ (WB), основанная 4-мя братьями Джеком, Гарри, Сэмом и Альбертом. Став пионером звукового кино, после выпуска мюзикла ‘’Певец джаза’’, она, тем не менее, не сделала выпуск мюзиклов своей традицией, а со- средоточилась на выпуске черно-белых лент в духе ‘’drama- action – triller’’, по- ставив такие шедевры, как ‘’Касабланка’’ (1943 г.),’’Жизнь Эмиля Золя’’, ‘’Повесть о Луи Пасторе» (1936 г.), ‘’Сокровища Цьерра Мадре’’(1947 г.). Позднее, с 1928 года, когда студия уже находилась в долине Сан Фернандо, были созданы знаме- нитые ‘’Трамвай желание’’ (1951 г.), ‘’Бунтовщики без идеала’’ (1955 г.) и ‘’Бонни и Клайд’’ (1967 г.). Даже сейчас эти хиты приносят баснословные доходы, по- тому что в перечисленных кинолентах снимались такие звезды мирового кино, как: Ингрид Бергман, Кэрри Грант, Хэмфри Богарт, Барбара Стенвин, Марлон Брандо, Джеймс Дин, Фей Данауэй, Уоррен Битти и др. В более поздние годы такие ленты, на которые тратились уже суммы порядка 250 млн. долл. за фильм,
98 глава 3 Культура 99
приносят доходы, значительно превышающие затраты: ‘’Матрица’’, ‘’Бэтмэн’’, ‘’Супермен’’, ‘’Гарри Поттер’’, ‘’Одиннадцать друзей Оушена’’ и др. В Голливуде имеется, по крайней мере, 6 крупнейших медиакорпораций в мире. Среди них, помимо перечисленных двух, ‘’Universal’’, основанная в 1912 году немецким эмигрантом Карлом Леммле, специализирующаяся на мон- стротворчестве (‘’Дракула’’ и т.п.), а позднее эта студия открыла дорогу Стивену Спилбергу, организовавшему свою собственную студию ‘’Dream Works’’. При- мерно в те же годы (1913 г.) в Голливуде была основана У. Фоксом студия ‘’Фокс и ХХI век’’, а через 15 лет она объединилась со студией ‘’ХХ век’’; капиталами последней владел Дэррил Зануки, а расположена она была на территории ранчо звезды вестернов – Тома Микса. Этот альянс принес в 60-е годы такие шедевры, как ‘’Клеопатра’’ (с Элизабет Тейлор), ‘’Звуки музыки’’ (1965 г.), позднее - ‘’Роман с камнем’’ (1884 г.), ‘’Один дома’’ (1990 г.) и, наконец, триумфальный оскароно- сец ‘’Титаник’’ Джеймса Камерона. Сейчас там были подготовлены к выпуску II-я часть ‘’Звездных войн’’ – ‘’Атака клонов’’ и ‘’Ледниковый период’’. С игровым кино в Голливуде находится в тесной конкуренции и аннима- ция, о которой уже было сказано выше, когда упоминались проекты Диснея. Заметим лишь, что кассовые сборы от таких детских фильмов, созданных в по- следнее время, как: ‘’Король Лев’’, ‘’Горбун из Нотр-Дама’’, ‘’Алладин’’ и др. тоже очень велики, чего не скажешь о России, где детское кино почти забыто. Ком- пания ‘’Walt Disney’’, имея свои филиалы: ‘’Hollywood Pictures’’ и ‘’Touchstone Pictures’’, наряду с аннимационными, выпускает и обычные фильмы: ‘’Англий- ский пациент’’, ‘’Перл Харбор’’ и др. В Голливуде существует целый ряд мелких студий, которые пытаются до- биться успеха по принципу ‘’не качеством, так количеством’’. Выпуская вдвое больше продукции, чем более амбициозные компании, специализируясь на ин- теллектуальном кино со средне и даже малобюджетными проектами. Нередко им удается добиться неплохих результатов. Так, ‘’USAFilms’’ выпустила ‘’Траф- фик’’ С.Содерберга; ‘’Dimension Film’’ в сотрудничестве с ‘’Miramax’’ – ‘’Фарго’’ (братьев Коэнов) и ‘’Шоколад’’ (Лассе Хальстрема). Успех подобного сотрудни- чества объясняется соединением твердого, хотя и не столь большого финан- сового положения с творческой независимостью и новизной, поскольку для создания подобных лент привлекаются актеры и герои Европейского или Юж- но-американского кино. Вместе с тем, этот подход является хорошей стартовой площадкой для начинающих талантливых режиссеров в поисках своего героя. Поискам героя пытается и всегда пыталась заняться киноиндустрия. В Аме- рике кинобизнес, кино всегда составлял и составляет концепцию корпоративного мира с определенными эстетическими критериями, в котором зрители являются потребителями, осуществляя новую, более строгую проверку своих эстетических требований, подобно фабрике, которую так и называли раньше ‘’Фабрикой грез’’, а позднее она изменила свое название на слово Голливуд. Разница в том, что в Гол- ливуде история героя рассказывалась для простого человека, будь он ковбоем, клерком, даже менеджером или преступником, а в Советском кинематографе ге- роем являлся вроде бы тоже простой человек, но он одновременно должен был
вписываться в структуру соцреализма, которая навязывалась государством. Если такового не случалось с героем, то фильм ложился на полку. В последнее время Голливуд добился достаточно высоких достижений, которые выражаются ‘’новой волной’’ в американском кинематографе. Это связано, например, с выпуском полнометражного аннимационного фильма ‘’Шрек’’. Успех, который выразился в сотнях миллионах прибылей (от 267 млн. долл. – в США, -до 432 млн. долл. в мире) при бюджетных затратах в 64 млн. долл., имел под собой своеобразную психологическую подоплеку. Это был отход от живых артистов, когда на экране выступали оцифрованные герои и мумии. Вместе с тем, фильм, который пародийно соединял многие эпизоды волшебных сказок, был лишен насилия, пошлых романтических шуток и ме- лодраматических штампов. Наряду с этим Голливуд еще не отошел, как уже было сказано выше, и от тра- диционного подхода – поиска незатейливой истории, рассказанной безыскусно, но внятно, до конца (желательно, конечно счастливого – Happy Еnd), которая могла бы заставить зрителя смеяться и плакать. И это повествование из года в год проходит через новшества и искушения поддаться какому-либо аморальному раз- дражителю, невнятице. Наличие киногероев в лице таких звезд, как Рассел Кроу, Том Круз, Том Хэнкс, либо Джулия Робертс, которую даже в России называют ‘’На- родной артисткой Америки’’, лишь способствует этому. Не случайно они получают и соответствующие гонорары. Так, работа Джулии Робертс оценивается в 20 млн. долл. за съемки в одном только фильме. Джуди Фостер запросила аналогичную сумму за съемки в фильме ‘’Ганнибал’’, правда нашлась другая актриса – Джулиана Мур, которая согласилась сниматься за меньшую сумму. Режиссеры и продюссеры идут на подобные затраты, зная, что участие звезды высокого ранга с лихвой по- кроется прибылью от проката фильма. В свое время фильм ‘’Клеопатра’’ с участи- ем Элизабет Тейлор наглядно это продемонстрировал, когда в его производство, чуть ли не впервые в истории Голливуда, были вложены миллионы долларов. Киноиндустрия в США – одна из самых прибыльных отраслей экономики. Оборот составляет 10-ки млрд долл., что можно сравнить разве лишь со сред- ним оборотом какой-нибудь страны. Тем не менее, львинную долю его состав- ляет даже не производство и показ самого фильма, а побочные производства, связанные с тем или иным фильмом, изображением его героев, их одежды, канцелярских товаров (календарей, открыток), парков развлечений, т.е. со всем тем, что напоминает фильм (от реквизита – до постеров с физиономиями зна- менитостей и игрушек киногероев. Если же устраиваются аукционы, то оттуда уходят предметы, принадлежащие тому или иному герою, по баснословным це- нам. Они составляют десятки тысяч долларов, а если речь идет об автографах звезд, то цены увеличиваются в 5-10 раз. То же относится и к просмотру самих фильмов. Хотя цены на билеты в ки- нотеатры и поднялись в последнее время (до 10-12 долларов), прибыль от де- монстрации фильма формируется отнюдь не в кассах кинотеатров, а в тех бу- фетах, где идет бойкая продажа воздушной кукурузы, ‘’Кока-колы’’ и других лакомств, ассоциирующихся с просмотром кинофильма зрителями. Не случай-
глава 3 Культура
но, особенно в период финансового спада, 75% взрослых американцев в опросе ‘’Pew Research Center’’ заявили, что предпочитают смотреть кино дома, нежели ходить в кинотеатр. Это на 10% больше, чем год назад. Тем не менее, страна продолжает жить в мире американских идолов: Мэрилин Монро, Джеймс Дин, Элвис Пресли, а сейчас уже и Майкл Джексон, скончавшийся летом 2009-го года, - это кумиры, которые перешагнули уже вековой рубеж. Чем можно объ- яснить такое поклонение? Разумеется, не только их заслугами в области искус- ства. И здесь уже на первый план выходят масс-медиа. Масс-медиа призваны служить тому, чтобы создавать и тиражировать произ- ведения масскульта, его особенностей, связанных с наличием жизнеспособных образов с ориентацией на определенные слои населения, сведением всего богат- ства культуры к элементарному. При этом масскультура становится объектом интеллектуализации, поклонения, интенсифицируя чувства зрителя или читате- ля. Ее удалось встроить в систему удовольствий любого рода, причем набор этих удовольствий стал широк и просторен. Куда бы ты не зашел, будь это кафе, книж- ный магазин, рынок, вернисаж, художественная выставка или простая реклама на улице, - всегда можно увидеть изображение перечисленных выше звезд, при- чем в более позднее время, начиная, примерно, с 70-х годов, оно стало сочетаться с использованием новейших технических средств с применением телевизионной и компьютерной аппаратуры, лазерных установок или голлографии. Не все видели, конечно, поп-арт Энди Уорхола (Andy Warhol), изобража- ющий портрет Мэрилин Монро в 25-ти вариантах под названием ‘’Marillyn Monroe in Black and White’’ (1962 г.), подлинник которого находится в музее современного искусства в Стокгольме или портрет Элвиса Пресли ‘’Double Elvis’’ (1963 г.) из коллекции музея современного искусства в Нью-Йорке. Культ Элвиса Пресли – ‘’Бога, покрытого шоколадом’’, - особенно велик. Его облик в виде сувенира – от большого изображения, - до самого крошечного, вы можете увидеть не только в Америке, но даже на заграничных блошинных рынках. О нем написано 1400 книг. После его смерти прошло уже более 30-ти лет, но его песни слушают чаще, музыкальных дисков продают больше, чем в то время, когда он жил, а кое-какие даже запрещают (‘’Переодетый дьявол’’) после событий 11 сентября. Между тем, копии работ указанного выше автора или многих других, изо- бражающих американских идолов на фото, репродукциях и т.п. инсталляци- ях, будут сопровождать вас в Америке повсюду и удивляться этому не надо, также как наличию американского флага, распростертого почти над каждым домом. Страна чтит свою историю, искусство и не только по праздникам и, на- верное, это не так уж и плохо? Что касается искусства, то изображение своих кумиров лишь подчеркивает тот факт, что они кое-что значат и не только для людей вообще, но и для американской культуры. Если говорить об американской художественной активности не в контексте с масскультурой, то на передний план здесь выходят музыка и архитектура (‘’за- стывшая музыка’’), затем театр и литература. Об архитектуре, частично, уже было сказано в предыдущих главах, когда рассматривалась тема больших горо- дов: Нью-Йорка и Чикаго. Это два наиболее харизматических города, которые подчеркивают уникальность американской архитектуры, когда художественное произведение включается в цепь потребления, информации и науки, т.е. когда искусство подчиняет науку и технику в эстетических целях, а наука и техника, в свою очередь, обогащают искусство своими новыми разнообразными техно- логиями, расширяя его замыслы до небывалых масштабов, как эстетических, так и экономических, обращаясь одновременно и к элите общества, и к человеку с улицы, и в сторону местных особенностей рельефа местности. Не случайно говорят, что искусство – это одно из проявлений порядка.
Date: 2015-10-18; view: 292; Нарушение авторских прав |