Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальная культура





 

Особняком в том смысле, о котором говорилось выше по поводу искусства вообще, стоит музыкальная культура. Казалось бы нет ничего проще в диалоге человек-культура, чем такой общечеловеческий вид искусства, как музыка, где для понимания того или иного произведения даже не требуется знание языка. Тем не менее музыкальный язык, как один из главных инструментов развития мировой культуры, тоже может подчиняться, по крайней мере, двум способам художественного воплощения мира. С одной стороны, музыка может служить гуманистическим целям, обогащая духовный мир человека, а с другой - музы- кальный язык способен разрушать духовные ценности, обедняя и опустошая культуру. Это особенно хорошо прослеживалось в 20-х годах ХХ-го века на при- мере произведений музыкантов - «авангардистов», использующих атональную музыкальную систему, где, зачастую, звук редуцировался до абсолютного мол- чания или ассоциировался с шумом сливаемой воды из унитаза.

История американской музыки имеет в своей основе особую, уникальную музыкальную культуру, корни которой увязаны в этническом, религиозном носителе, обыгрываемом африканскими, индейскими, шотландскими, ирланд- скими, английскими европейскими легендами. Чтобы начать говорить об аме- риканской музыке, нужно вспомнить, прежде всего, Новый Орлеан. Ново-Ор- леанский джаз негритянских гетто – это самая эротическая музыка на свете. Слово ‘’jazz’’ на креольском языке означает в буквальном смысле ‘‘половой акт’’; a на самом деле это такой вид музыки, который родился на рубеже XIX-XX-го веков в среде негритянского населения юга США, как результат взаимодействия Западно-африканской и Европейской музыкальной культуры. Музыкальная ткань в джазе отличается импровизационностью с эффектом ритмической ир- регулярности. Так, одна из стилевых разновидностей джаза – свинг (‘’swing’’) с особой мелодической акцентировкой (‘’рубато’’ и т.п.) выдает четкую ритми- ческую пульсацию и оригинальную гармонню, которую и называют джазовой. Еще одной из разновидностей традиционного джаза, возникшего в Новом Ор- леане между 1915-1920 гг., был диксиленд (‘’diхiеlаnd’’), который введен белыми музыкантами – создателями джаза (при этом использовалось название амери- канского джазового ансамбля ‘’Ориджинал диксиленд джаз-бэнд’’).


 



глава 3 Культура



 


И тем не менее, задолго до того, как был создан современный джаз, в 70-80- е годы XIX-го века широкую известность на юге Северной Америки получила духовная песня американских негров (рабов) – спиричуел (‘’ spiritual’’), воз- никшая на основе африканских и англо-кельтских художественных традиций. Эти песни- spirituals передавали настроение одиночества и отличались особой трагической глубиной и поэтичностью. В маленьких группах (bands) типа Joe “King” Oliver, создавались импровизации, включающие небольшие группы ин- струментов: тромбон, кларнет, труба, которые и составляли поначалу основу Нового Орлеанского стиля; фортепиано (Scott Joplin) добавляло нежные синко- пированные ритмы. С переездом в Чикаго, - Луи Армстронг – ‘’Золотая труба’’ (протеже Оливера) стал 1-м солистом великого джаза поздних 30-х годов.

Все вместе это составляло что-то иррациональное, неуловимое, но очевид- ное, подобное слову «свобода’’, которое было особенно присуще Ново-Орлеан- ской яркости, высвечивающей любую эмоцию. Ведь в основе искусства, особен- но в музыке, и лежит желание выразить в форме звука состояние примитивных эмоций, возникающих от соприкосновения с реальностью бытия. В музыке есть такая сила, которая принадлежит всем типам людей: белым и черным, тощим ребятам, толстым, некрасивым и застенчивым. Одним словом, можно сказать, что основой музыкального искусства является примитивизм в хорошем смысле этого слова, отличительной чертой которого выступает натурализм, состоящий из эмоций, рисующих картину реальности или ее иллюзий.

Таким образом, в истории американской музыки отмечается несколько эта- пов, благодаря которым в одном и том же месте слились воедино африканские ритмы, трудовые рабочие песни, духовные гимны и блюзы. Где и когда родилась рок-музыка, которая по мере своего развития, как истинного искусства, обросла потом теориями, школами, стилями, поиском ‘’новой волны’’, гармоний, ритмов и композиций? Трудно сказать точно, когда родился рок-н-ролл (rock’n’roll). Его музыка прошла эволюцию от ритмов и блюзов гитаристов, схожих с B.B.King и Bo Diddley. Где-то в 50-х годах прошлого века диджей Allan Freed стал одним из первых популяризаторов рок-н-ролла, получив на радиостанции в г. Кливленде (шт. Огайо) место телеведущего в шоу. Работая на радио диджеем, одновремен- но продавал в магазине своего друга Лео Минца негритянскую блюзовую музыку с прокруткой ее на своей радиостанции. Начав с дебюта песни ‘’Шоу лунного пса’’, им была выпущена пластинка с песней Билла Хейли ‘’Rook-a-biting boogie’’ в стиле вестерн-свинга, которая разносилась по радио не без помощи, как Кливлендско- го диджея, так и легендарного шоу-мена Чака Берри, а также Джини Винсета. К oдному из первых представителей музыки в стиле рок-н-ролл, причисляли, на- ряду с Биллом Хейли, - конечно же, Элвиса Арона Пресли.

Музыка 50-х была живой природой и очень натуралистичной, она заворажива- ла, очаровывала и оказывала влияние на последующие поколения рок-музыкантов, арт и симфо-панков, а позднее – металлистов (Моррисона и Джоплина). В русле так называемого классического джаза вырос целый ряд стилистических направле- ний, которые оказали определенное влияние и на современную музыку, начиная с ‘’Рапсодии в стиле блюз’’ Джорджа Гершвина и кончая Бродвейскими мюзиклами.


В 1964 г., с приходом ‘’The Beatles’’, которые вдохнули в нее новую жизнь, рок-музыка изменилась. Поскольку в ней органично сочетались элитарность и массовость, она вылилась в идеальную форму эстрады, рожденную в гуще народной массы: с одной стороны, ее истоки коренились в негритянской культуре (блюзовых трудовых песнях плантаций), а с другой – в залихват- ской музыке ‘’кантри’’. Последняя всегда была любима в Америке, поскольку ее истоками служили англо-язычные баллады, привнесенные в центральные штаты и, прежде всего, в Теннесси. Исполнителями ‘’кантри’’ были ирландцы и шотландцы, англичане, т.е. в основном белые, населяющие юг с его горными районами, которые имели название ‘’Upland’’. В отличие от блюзов, направ- ление ‘’кантри’’ под романтическим названием ‘’Голубая трава’’ (‘’Bluegrass’’), избрало для себя струнные инструменты (скрипка-фидель), а в качестве музы- кального языка – речитатив, который мог воспеть красоту и мужество окру- жающей природной среды. Главной особенностью таких ансамблей было от- сутствие ударных инструментов. Сформировался этот стиль еще к середине 30-х гг., центром которого стал г. Нэшвилл (шт. Теннесси). Именно там хотел начать свою карьеру Элвис Пресли вместе со Скоттом Муром и Биллом Блэ- ком. Название города связано с именем генерала Нэша, возглавлявшего форт южан во время окончания войны Север-Юг. Однако город принял музыкан- тов прохладно и ребята переместились на Запад штата, в г. Мемфис. Ритмиче- ская основа – электрогитара и контрабас задавали тон музыке, но главная за- слуга Э. Пресли была связана с тем,что он впервые соединил ‘’госпелз’’(песни с религиозным сюжетом) с блюзом, черные ритмы и ‘’кантри’’. Вместе с тем, когда он исполнял такие песни, как: ‘’Heartbreak Hotel’’, ‘’Don’t be cruel’’ и ‘’Love Me Tender’’, он впервые за всю историю американской эстрады стал двигаться по сцене, а не только петь, стоя у микрофона в синих замшевых ботинках. Девушки падали в обморок. Их прозвали ‘’рокабиллами’’(‘’Rockabilly’’), тогда как других, которые носили сапоги и ковбойские шляпы, называли просто ‘’кантри’’. Город Мемфис и взрастил рок-н-ролл, став музыкальным центром страны с культовыми студиями Sun Records и Stax Records.

К середине 60-х Боб Диллан (Bob Dillan) вернул в дискотеки и на эстраду стиль ‘’кантри’’, открыв на новой политической волне музыку баллад сельской бедноты, внеся в нее экспрессию и простоту вместе с фантазиями Jimi Hendrix. Это и была американская классика, зародившаяся в поселках бедных англо-саксонских эми- грантов штата Теннесси в мелодиях ‘’кантри’’, соединившихся с печальными блю- зами городков, расположенных в дельте реки Миссиссипи. И все это - вместе с ярким Ново-Орлеанским джазом негритянских гетто (America A to Z..., p. 306).

В 70-80-x годах рок-музыка приобрела несколько направлений: Hard-edged rock и Heavy metal music (Iron Maiden и Def Leppard), а также такой ‘’рunk’’, как The Clash и The Ramones. Игги Поп к началу 80-х закрепил за собой статус отца панк-рока, которого сравнивали (в 70-е годы) с Джиммом Моррисоном, но он был культовым певцом, а позднее вообще был помещен в психиатрическую больницу.

Вместе с тем ‘’мягкая’’ (лирическая) сторона рок-музыки была поднята на должную высоту такими певцами и композиторами, как James Taylor и Billy


 



глава 3 Культура



 


Joel. Рок-концерты стали спектаклями, которые впоследствии оказали уже не- посредственное влияние на Бродвейские мюзиклы (Там же).

Еще две звезды на музыкальном эстрадном небосклоне – Майкл Джексон (ныне покойный) и Мадонна привнесли в поп-музыку некоторую экстрава- гантность. Первый – оживил поп-музыку своим пением, а главное - танцами, получившими название ‘’Moonwalk’’. Кстати, характерные движения на эстра- де были заимствованы им еще у знаменитостей 40-х годов – типа Бинга Крос- би (Bing Crosby). Чтобы удостовериться в этом, достаточно посмотреть худо- жественные фильмы тех лет с его участием. Вторая примадона– в 80-е годы тоже стала поп-звездой, благодаря неплохому голосу, но во многом, своему эпатажному поведению, как на сцене, так и в жизни. Ее творчество было обра- щено уже к поколению ‘’бэби-бумеров’’, как и творчество певцов более ранней эры – Тины Тернер и Эрика Клэптона.

Когда песни новой моды стали рождаться не в профессиональной среде, а искусственно навязываться сверху (с помощью видео, ТВ и др. масс-медиа), в мире рок- и поп-музыки появилась опасная тенденция создавать культ и идолопоклонство вокруг очередных звезд. Примером тому может являться убийство 45-ти летнего легендарного британского ‘’битла’’ Джона Леннона, ко- торому в 2010 году должно было бы исполниться 70 лет. Поскольку британец Джон Леннон, живший последние годы в США, был приверженцем буддиз- ма, здесь мы вплотную проблизились к теме религии. Слово ‘’рок’’ в значении русского языка есть ‘’судьба’’, будущность, поэтому русские рок-музыканты рассматривают жанр рок-музыки, скорее, как исповедь, признание и даже по- каяние (Гребенщиков, Шевчук, Цой и др.). Некоторые из музыкантов смотрят в будущее с оптимизмом, а их музыка, выпуск новых альбомов представляют собой все новые и новые эксперименты в соответствии с ритмикой времени, звуковыми символами. Так, выпускница Мичиганского университета - 23-х летняя Кейт Макэлпайн, - написала ‘’рэп’’ про Большой адронный коллайдер (БАК) и выложила ролик на ресурсе: You Tube. Он стал абсолютным хитом за несколько дней. Его смотрели миллионы. Ученые признали ‘’рэп’’ научным, так как с точки зрения науки он корректен (В Совете ядерных исследований США-СЕRN ведется работа над коллайдером).

Молодежь сильнее ощущает ту реальность, которая не видна людям более старшего поколения, поскольку они свободны от конформизма в целях выжи- вания, а их творчество искренне и правдиво. Они являются строителями буду- щего и создателями новых стилей в музыке, не стремясь, отнюдь, к революци- онным преобразованиям в искусстве, да и в жизни, пожалуй, тоже.


Date: 2015-10-18; view: 256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию