Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индустрия развлечений и отдыха
Индустрия развлечений и отдыха в Америке достигает, по сравнению с Рос- сией, небывалых масштабов. На это есть соответствующий спрос и предложе- ние - от кино, музеев, ресторанов, кафе - до самых разнообразных частных и на- циональных парков, включая и знаменитрый Дисней-Лэнд, а также праздников, различных фестивалей, ярмарок и т.д. При этом очень активно подключена пресловутая реклама, начиная с местных телевизионных передач, газет и кон- чая фейерверками с шарами и стратостатами в небе. Наряду с этим, в момент предлагаемых подобных развлечений подключаются самые разные рекламода- тели: они подбрасывают свои листки либо в автомобили, либо в почтовые ящи- ки, либо звонят домой. В выходные дни «средний класс», как свидетельство любой благополучной, преуспевающей страны, выходит из дома. В субботние дни многие едут за по- купками в молл, часто беря с собой детей. В воскресные - город с утра ненадол- го замирает. Особенно это заметно в небольших пригородах, поскольку люди находятся в церкви. Уже после полудня среда обитания населения видоизме- няется. Поток машин перемещается в направлении мест культуры и отдыха го- родских центров (кино, театров, музеев, выставок, парков и прочих заведений).
В больших городах респектабельная уличная толпа постепенно растворяется в материальной среде, устремляясь кто- куда. Во многих из них, типа Чикаго, Бостона, есть места, где люди перемещаются и гуляют степенно, почти патриат- рхально, как в России по специально отведенным только для пешеходов улицам, подобных Старому Арбату в Москве. В самых больших городах Нью-Йорка, Лос- Анжелеса первые по дороговизне улицы и магазины являются, скорее, музей- ными, нежели торговыми, даже для многих представителей «среднего класса». Где можно хорошо поесть? - Конечно дома, но это вечером, в обед, а днем, в вы- ходной день особенно, многие предпочитают устроиться на ланч в каком-нибудь ресторанчике или кафе, там где заложена хорошая кулинарная основа на вкус посетителя, практически, любой национальности. Рестораны - от американских и китайских буфетов, японских, мексиканских, турецких, индийских, корейских, итальянских их разновидностей, - до русских, которые наряду с французскими, считаются самыми дорогими. Во время ланча и цены значительно ниже, чем в обед, который бывает в Америке обычно в 5-6 часов вечера. Например, в ки- тайских ресторанах - буфетах всего за 6 долл. можно хорошо поесть во время ланча. Нью-Йорк, конечно, стоит особняком в череде городов Америки. Один только его Манхэттен заселен густо и разнообразно, а весь этот город- гигант, с его малыми городами, воспет достаточно полно и Дж. Стейнбеком, и Джеро- мом Сэлинджером, и Т. Вулфом, и С. Фицджеральдом, и даже хорошо известным, по переводам с английского на русский, многим русским, - О’ Генри. Последний, по утверждению талантливого эссеиста, русского эмигранта Петра Вайля, - был в своих описаниях «более проницателен, так как город оборачивается у него с изнанки - это неразрывный великоничтожный образ. И человек в Нью-Йорке таков же. Город сильных людей”. (П. Вайль. Гений места, Издательство «Новая газета». М.,1999 г., с. 468). В праздничные дни города особенно оживленные. Всеми любимый праздник - Рождество производит, конечно, самое глубокое впечатление. «В Нью-Йорке, пишет Петр Вайль, - примета праздника - колокольчики Дедов Морозов из Ар- мии Спасения на перекрестках, воздушные проволочные архангелы с трубами у главной городской елки в Рокфеллер-центре, многофигурные композиции в витринах 5-й Авеню, распродажа в универмагах...... Нью-Йорк является точ- кой отсчета для разных впечатлений; после всяких путешествий сюда возвра- щаешься, как в столицу из провинции, а приезжему человеку здесь, пожалуй, страшновато с непривычки. Здесь все возможно, потому что всего ждешь и ко всему готов» (Там же). С мнением автора, с такой страстью описывающего Нью- Йорк, трудно не согласиться. Мне тоже довелось начать знакомство с Амери- кой именно с Нью-Йоркского Манхэттена, в аккурат, сразу после Рождества (с 1 по 3 января 1991-го года). Времени на осмотр города было не так много - всего трое суток и поэтому не хотелось терять ни часа, чтобы побольше увидеть и уз- нать. Ночных часов для этой цели было не жаль, потому что ночью этот город живет полнокровной жизнью. Улицы в те годы были прекрасно освещены, две- ри во все отели с ресторанами, стеклянными лифтами, зимними садами и бом- жами, тут же ночующими у их входа на скамейках, были открыты. Тайм-сквер
68 глава 2 Структура формирования общества потребления 69
светился изобилием красочных, оживленно двигающихся реклам. Работал даже вещевой рынок (барахолка, по-русски), где прямо на асфальте были разложе- ны джинсы, куртки и пр. вещи. Погода в Нью-Йорке выдалась в те новогодние дни теплой. Можно было ходить по улицам налегке и подолгу. Поразил толь- ко один момент: как только сойдешь с большой, хорошо освещенной улицы в центре Манхэттена, тут же попадаешь в небольшой, темный переулок, где уже в любой момент можно встретить какую-нибудь неадекватную личность, по- хожую на сумасшедшего, и сразу появляется острое желание свернуть с него в многолюдные места. Сейчас ситуация в Нью-Йорке изменилась; бомжей, как уже было сказано в предыдущей главе, выселили из центра, но ощущение этого разнообразия толпы, конечно тогда вызывало некоторое недоумение у чело- века, прибывшего из России, хотя сейчас, например, в Москве ночью чувству- ешь себя как-то неуютно. Самым интересным в том ощущении было отсутствие чувства страха в Нью-Йорке. Бомжи, обитающие в зимних садах дорогих от- елей, не казались опасными и только несколько умиляло их соседство с богача- ми и просто посетителями тех мест, где они совсем неподалеку присутствовали (рестораны, кафе, рынки и т.д.), может быть как раз потому, что им разрешалось там находиться, а вели они себя тихо и спокойно. Нью-Йорк с первого же взгляда поражает, прежде всего, своей грандиозной архитектурой. Несмотря на то, что основан он был в XVII-м веке, новейшие постройки ХХ-го века сделали его мегаполисом; размах, с которым он создан, не поддается описанию, как невозможно представить и технологию строитель- ства гигантских небоскребов, сосредоточившихся на относительно небольшой площади, в основном - Манхэттене. В те годы еще стояли «близнецы» торгово- го центра, в вестибюле которых можно было полюбоваться новогодней елкой и погулять по его бутикам. Днем небоскребы светились чистотой окон и внеш- них стен, но опять-таки, сойдя с 40-х улиц в районы 10-х, уже чувствовался кон- траст: повсюду можно было видеть мусорные баки и разбросанные вокруг них обертки пищевых продуктов, грязной бумаги и прочих нелицеприятных пред- метов. Тем не менее, когда меня спросили, какое осталось впечатление от Нью- Йорка, я ответила, что город производит очень сильное впечатление, но жить мне там не хотелось бы. В исторических центрах маленьких пригородов сравнительно больших го- родов (с населением порядка 1 млн), типа Коламбуса на Среднем Западе, где мне довелось позже неоднократно (25 декабря) встречать Рождество, атмос- фера праздника тоже очень заметна. Во-первых, каждый дом бывает украшен по-принципу: «кто во что горазд». Здесь и разноцветные иллюминации по все- му периметру фасадов частных домов, и подсвечивающиеся Санта-Клаусы, и религиозные рождественские сценки на газонах с двигающимися головами оленей, и периодически вспыхивающие фейерверки всех цветов радуги. Ма- ленькие магазинчики в исторических центрах сабербий под названием «Village Cristmas» похожи на сказочные домики. Как всегда много посетителей, но цены в сувенирных отделах «кусаются»: малейшая мелочь оценивается двузначной цифрой, игрушки на елку - до 30-ти долл., большие статуэтки из жанровых рож-
дественских сцен - до 500 долл. Хорош (тут же, по-соседству) магазин «Чай- кофе» с сопутствующими товарами, много ресторанчиков, французское кафе «La Chateley» с очень вкусными пирожными, мороженым и, особенно полюбив- шимися американцами, французсклими круассанами (cressants). Парады в рож- дественские праздники здесь бывают небольшими и не без чувства юмора. В один из них Санта-Клаус ехал как-то на военном автомобиле с двумя телох- ранителями. Впереди шел духовой оркестр и дети выполняли гимнастические упражнения со скакалкой в новогодних (красное с белым) шапочках-колпач- ках. В моллах-универмагах можно заказать Санта-Клаусу подарки. Дети садятся к нему на скамеечку и на ухо шепчут, что он им подарит. Родители под домаш- нюю елку на Рождество, как правило, кладут для каждого ребенка по 2 подар- ка: один - от себя, другой - от Санты. В вестибюле молла в эти предпразнич- ные дни выступает какая-нибудь музыкальная группа (волонтеры из церкви, студенты); профессиональные певцы и музыканты поют песни под гитару или играют на различных музыкальных инструментах. Весомый вклад в атмосферу праздника вносят ярко украшенные витрины магазинов и прилегающие к ним улицы. Книжные отделы, с прекрасно изданными книгами на тему праздника, красивыми открытками, новогодними календарями, устраивают большие рас- продажи, а для купленных подарков тут же предлагается бесплатная упаковка в виде красочной оберточной бумаги и лент. Празднованию непосредственно самого Нового года здесь придается мень- шее значение, чем в России, например. В канун его встречи в семье, в обычные часы, устраивается обед либо с индейкой, либо с запеченым окороком и даже гусем; почти как в старину в России, когда считалось, что держать спиртное на столе во время обеда, неприлично. Только после 11-ти вечера распиваются спиртные напитки и шампанское, которые подаются с орехами, фруктами и лег- кой закуской; многие поют рождественские песни под аккомпанимент пианино или других музыкальных инструментов, которые есть в доме; ну и, конечно, все смотрят ТВ, но в отличие от русских «Голубых огоньков» или просмотра любимого фильма «Ирония судьбы», здесь накануне 12-ти ночи и ровно в 12:00 все следят за большим стеклянным шаром на «Тайм-сквер» в Нью-Йорке, ко- торый медленно опускается вниз, символизируя окончание уходящего года в окружении толпы людей (в основном, эмигрантов), приехавших в «столицу мира» специально для того, чтобы встретиться здесь в этот день с друзьями и родственниками. А после 12-ти ночи почти по всем основным каналам теле- видения популярные рок-группы доносят до, слегка захмелевших, граждан свой новый репертуар и любимые мелодии. В американских новостных программах под Новый год всегда показывают, хотя бы фрагментарно, как его встречают в остальных странах мира, в том числе и в Москве, но никаких приветственных речей президента страны в канун Нового года вы не услышите. Еще один грандиозный праздник в Америке - День Независимости (Fourth of July). В каждой стране интереснее всего отмечается тот праздник, который характерен только для этой страны и необычный для граждан других стран. Именно таким является День Независимости, поскольку, где бы вы ни были,
70 глава 2 Структура формирования общества потребления 71
его атмосфера передается людям, даже не знакомым с этим праздником. Как-то при получении визы в США, накануне 4 июля, к удивлению многих граждан, находящихся в эти дни в посольстве США в Москве (в ожидании ее получения), никому не было отказано в желанной визе; совершенно очевидно, что причи- ной тому было предпраздничное настроения американских служащих данного учреждения. Русские, впервые узнав о таком празднике, обычно спрашивают: «Независимость-то от кого? Ведь Америка свободная страна? Да, теперь Аме- рика свободная, независимая страна, а тогда, когда она вела войну с Англией - в 1776 году, - ситуация была иной. 4-е июля 1776 года считается днем рождения первых 13-ти штатов США, расположенных в Новой Англии на побережье Ат- лантики. Произошло это после того, как Конгресс утвердил Декларацию Неза- висимости, проект которой написал Томас Джефферсон (Фото 19 «Декларация независимости». Eyes of the Nation. A visual History of the United States, by V. Virga and Curators of The Library of Congress. Historical commentary by Alan Brinkley. Alfred A. Knopf. New Jork. 1997, p.269). Но за официальное празднование Дня Независимости (от Англии, конечно же), 4-го июля, Конгресс проголосовал только в 1941 году и с тех пор этот день является патриотическим праздником в США, когда официально у рабочих и служащих страны начинаются федераль- ные каникулы (America A to Z. People, Places, Customs and Culture. New-York/ Montreal, 1997, p. 129). Праздник сопровождается грандиозными парадами, фейерверками, патриотическими речами и песнями, пикниками, играми (на- пример, скачками в мешках), с поеданием арбузов, со сверкающими шутками и т.п. эффектными выходками счастливых американцев. Сугубо национальным праздником в Америке является также День Ко- лумба, который официально отмечается в США каждый второй понедельник октября с 1971 года. В этот день банки, биржи, почтовые отделения и многие государственные учреждения закрыты, а по всей стране наряду с красочными парадами проходят спортивные праздники и ярмарки. Вечером повсеместно устраиваются фейверки. Согласно широко распространенной версии, Амери- канский континент был открыт снаряженной в 1492 году королевой Испании Изабеллой экспедицией на трех кораблях - «Санта-Мария», «Ниньо» и «Пин- та», на которых порядка 100 человек под началом итальянца Христофора Ко- лумба пустились в плавание в поисках кратчайшего пути в Индию и Китай. В ночь с 11 на 12 октября 1492 года моряки достигли земли - по преданию, это был остров, окрещенный Колумбом, как Сан-Сальвадор и немедленно объяв- ленный им владением Испании. Следующим островом, куда высадилась экспе- диция, была Куба, принятая мореплавателями за Японию. Сам материк затем был назван в честь знаменитого мореплавателя, флорентийца Америго Веспуч- чи, и лишь 3 столетия спустя, в 1792 году, в Нью-Йорке впервые состоялась церемония чествования Христофора Колумба во время открытия посвящен- ного ему монумента. День открытия Америки впервые отметили американ- ские итальянцы 12 октября 1866 года в Нью-Йорке. С 1867-го же года повсю- ду в стране, в местах проживания представителей итальянской общины, этот день отмечался парадами, танцевальными представлениями и праздничными
обедами. В наши дни главные торжества, уже официально признанного празд- ника, по традиции проходят в Нью-Йорке, когда специально по этому поводу устраивается карнавал. Десятки тысяч человек - танцоры, актеры, музыканты становятся участниками костюмированного парада. Некоторые из них нахо- дятся на гигантских передвижных платформах, украшенных флагами, цветами при непременном наличии портрета самого Колумба. Между тем, самым древним национальным праздником в США по праву счи- тается День Благодарения (Thanksgiving). Впервые он был отмечен в 1621 году в штате Массачусетс. Произошло это после того, как в 1620 году к полуострову Кейп-Код означенного штата прибыл корабль под названием Mayflouer («Май- ский цветок») с первыми переселенцами - пуританами, которые пустились в это плавание в надежде обрести свободную землю, где они могли бы без вмешатель- ства англичан из Европы возносить молитвы Богу. На новом месте они стол- кнулись с трудностями выживания, поскольку были незнакомы со съедобными растениями; многие в первую же зиму погибли от цынги, голода и холодов. Со- гласно существующей легенде, первые переселенцы из Англии (пилигриммы), путешествующие по Америке, встретились с местным населением, в основном индейцами (Native Americans), и поблагодарили их за тот осенний урожай, которым те поделились с ними. Вместе с радушным приемом, оказанным ан- глийским колонистам, индейцы преподнесли им несколько уроков выживания с тем, чтобы пришельцы смогли в дальнейшем, буквально в следующий зимний период, приспособиться к местным условиям, добывая себе пищу. Колонисты научились у индейцев сеять маис (кукурузу), горох и бобы, тыкву и кабачки, а также собирать клюкву для приготовления клюквенного сиропа. Первый со- бранный урожай и послужил поводом для того, чтобы устроить праздник, ког- да можно было бы вознести хвалу провидению, совершившему чудо природы. Президент Авраам Линкольн в 1863 году учредил этот праздник Дня Благодаре- ния в последний четверг ноября, но праздновался он тогда многими всего один день. В 1941 году Президент Франклин Рузвельт провел через Конгресс билл (закон) об официальном праздновании Дня Благодарения в каждый последний четверг ноября, когда этот праздник стал считаться самым длинным в США, по- скольку за небольшим исключением, празднуется 4 дня подряд. Современные президенты имеют право даровать жизнь одной индюшке, специально достав- ляемой в Белый Дом по случаю этого праздника. Традиция - угощать друг друга именно индейкой называется «Stewpan», что в переводе означает гусятницу. Дни Благодарения американцы часто посвящают своей семье, ближайшим родственникам, съезжаясь друг к другу и усаживаясь за стол с традиционной индейкой. Индейку готовят очень долго по особым правилам, чтобы она при- обрела золотистую корочку и не потеряла при этом сока. В качестве дополни- тельных угощений здесь принято подавать сладкий картофель, приготовлен- ный тоже особым способом; так называемое «грэви» (особого рода подливка из субпродуктов индейки); гарниром к индейке часто служит, хорошо знакомое русским, картофельное пюре, стаффинг, специально приготовленный из хлеб- ных сухарей, а также клюквенный сироп, либо соус «чатни», представляющий
72 глава 2 Структура формирования общества потребления 73
собой смесь фруктов апельсина, аблок, клюквы, изюма, грецких орех, корицы и имбиря. Ритуальным десертом служит тыквенный пирог. Тыква являлась для индейцев и колонистов незаменимой на многие случаи жизни. Она могла служить лекарством от желудочных заболеваний, даже посудой, но главное ее предназначение - это пироги, которыми принято угощать гостей и соседей. В наши дни, когда празднование Дня Благодарения для большинства насе- ления длится несколько дней, многие семьи этот праздник проводят в нацио- нальных парках, устраивая пикники, когда индейку можно приготовить на све- жем воздухе, используя либо небольшой лесной костер, либо специальные приспособления для приготовления барбекю. Блюда, приготовленные таким способом, бывают особенно вкусными, а веселье задушевным. Ведь нигде че- ловека лучше не узнаешь, как в процессе приготовления блюд, в праздничном застолье; и чем богаче и необычнее отмечается праздник, характерный для той или иной страны, тем он интереснее становится и для представителей других стран. Именно таким и является День Благодарения - знаменательный нацио- нальный праздник Америки. Еще одним «нерабочим» осенним праздником считается День Труда (Labor Day), который бывает каждый первый понедельник сентября. Этот празд- ник, по смыслу конечно, немного похож на наш бывший Первомай, только он никакой не «международный», а чисто американский. В эти 3 дня, включая 2 примыкающих к нему выходных, американцы обычно занимаются подведе- нием итогов прошедшего лета (сбором урожая со своих грядок в ярде), бо- лее основательной подготовкой детей к школе, устраивают пикники в парках или у своего дома. Некоторые путешествуют, так как погода в эти дни обыч- но бывает замечательной, а дороги свободными от снега. Исторически этот праздник основан на вполне определенной концепции - защите детей от дис- криминации их труда. Движение это когда-то возглавили 2 лидера: эмигрант Самуэль Гомперс (Samuel Gompers) и борец за предоставление единых равных прав трудящимся - Джон Льюис (John L. Lewis), которые в 40-х годах прошлого века выиграли кампанию против использования детского труда на фабриках с тем, чтобы послать их в школы (America A to Z. People, Places, Customs and Culture. New-York/Montreal, 1997, p.197). Нужно сказать, что вообще борьбе за права человека в Америке придается очень большое значение. Например, в честь бабтиста и министра, возглавивше- го в 50-60-е годы движение за равные национальные права для так называемых «черных», в 1986 году, узаконено празднование Дня Мартина Лютера Кинга, который был убит в апреле 1978 года - на следующий день после своего вы- ступления перед десятками тысяч протестующих вместе с ним граждан. День рождения Мартина Лютера Кинга - человека, положившего конец сегрегации в США, - 15 января, - считается федеральным нерабочим днем (Там же. р.191). 14 февраля - согласно религиозной традиции, - является Днем Святого Ва- лентина. Эта дата часто совпадает с рабочими днями. В Америке в этот день все влюбленные дарят друг другу подарки, включая и членов семей, где муж и жена могут состоять в браке уже много лет. «Валентинки» - это конфеты или
драгоценности с определенной символикой в виде сердца; кондитеры пекут аналогичной формы торты, а цветы являются главной атрибутикой этого свет- лого праздника. Последние годы он отмечается и в Азии, и в Европе, включая Россию. А история этого дня основана на легенде, правда не подкрепленной историческими источниками. Связана она с правлением в Риме императора Клавдия II-го (в 270 г. нашей эры), который запретил венчать влюбленных, поскольку видел в браке источник недостатка мужчин призывного возраста в армию. Но некий бедный священник из города Терни - Валентин пренебрег запретом совершать обряд бракосочетания, за что попал в тюрьму. Там он изле- чил слепую дочь начальника тюрьмы и она пришла к Валентину в камеру перед его казнью, которая была назначена на 14 февраля. Перед смертью он ей напи- сал прощальную записку с объяснением в любви и с пожеланием «найти себе хорошего парня». Поэтому-то в этот день принято дарить цветы и открытки со словами любви, так называемые «Валентинки». В 496-м году Папа Римский объявил 14 февраля Днем всех влюбленных, а Св. Валентина молодежь окре- стила своим покровителем и стала ходить в церковь чаще на один день в году. Браки, заключенные в этот день, на 30% длятся дольше среднестатистических (День Св. Валентина. Онлайновый ж. «Pitertime», 14 февр. 2007 г.). Особое значение большинством американцев придается пасхальному празднику (Easter), который отмечается в весенние выходные дни. Евреи весной отмечают здесь свой Пассовер (Passover), а мусульмане - Рамодан, только уже в августе. Последние 2 праздника длятся по целой неделе, но на рабочих днях это никак не сказывается, страна трудится как в обычные дни. Весной и ранним летом существуют еще 2 семейных праздника, которые отмечаются довольно широко. Это - День матерей (Mother’s Day) - второе воскресенье мая и День от- цов (Father’s Day) - третье воскресенье июня. День матерей возник в 1868 году, в знак воссоединения семей, разлученных Гражданской войной. Как бы то ни было, «виновники» обоих праздников, по аналогии с русскими праздника- ми: 8 марта и 23 февраля, получают подарки и теплые поздравления от своих близких, друзей, коллег и т.д. Между тем, в США есть еще 2 праздника, связанные с памятью воинов- ветеранов, являющиеся нерабочими днями. Первый из них - День ветеранов (Veteran’s Day), который чествует ветеранов различных войн - от участия США в I-й, II-й мировых войнах, - до войн во Въетнаме, Афганистане, Ираке. Каждый год, во вторую среду ноября, устраиваются парады в исторических центрах пригородов и в центральной части (downtown) больших городов. Схожий характер носит и так называемый Memorial Day («День памяти»), от- мечаемый каждый последний понедельник мая, который в большей степени посвящен памяти погибших воинов - участников войн и вообще умерших, когда люди идут на кладбище и возлагают венки и цветы на могилы, по анало- гии, пожалуй, с нашим «Днем памяти и скорби», который проводится 22 июня каждого года в России. В нем также принимают участие ветераны и герои во- енной службы, учащиеся военных училищ; проводятся благотворительные общественно-политические и памятные акции, наряду с возложением венков
74 глава 2 Структура формирования общества потребления 75
и цветов к памятникам воинов. К этому дню приурочены и концерты, и встре- чи молодежи с ветеранами и т.п. мероприятия. Несколько особняком в Америке стоит Кельтский праздник Хэллоуин (Halloween) или иначе «День всех святых», отмечаемый в канун наступления ноября. Он сейчас становится популярным также и в других странах, включая Россию, поскольку входит в круг друидских, языческих праздников, наряду с Вальпургиевой ночью и почти совпадает с шабашем ведьм. Еще в IX-м веке поп Григорий IV-й назвал 1 ноября «Днем всех святых», а 31 октября - вре- менем их бдения или «Hallowed Evening». Сегодня дети особенно любят этот день, потому что могут надеть самые разнообразные, купленные и изготов- ленные специально для этого праздника костюмы, маски и им позволяется идти по окрестным домам и улицам за конфетами, которые любезно раздаются на крыльце почти каждого дома. Дети также рассказывают друг другу различ- ные страшные истории, а некоторые семьи украшают свои дома сказочными привидениями, как бы отгоняя «нечистую силу». Кроме того, в середине осени, когда еще стоит достаточно теплая погода, собран урожай тыквы, каждый дом в эти дни выставляет этот овощ на крыльце, вкупе со стожком сена и всевоз- можными подсветками - в виде свечей из электрических лампочек. По теле- видению (по некоторым каналам) показывают фильмы с соответствующей те- матикой (вампирами и т.п. ужасами). В последние годы в этот праздник был привнесен и социальный акцент, когда стали появляться костюмы разнообраз- ных гражданских движений, партий, и профсоюзов, а также производиться костюмированные парады на улицах городов. Наконец, следует сказать пару слов о светлом религиозном празднике - Дне Святого Патрика (Patric’s Day), который празднуется 17 марта во всех англо- язычных странах, давшим приют ирландским переселенцам. С именем Св. Патрика связывают обычно появление христианства в Ирландии, но посколь- ку в США 1/6 часть населения имеет ирландские корни, то здесь он праздну- ется особенно широко. Согласно легенде, Св. Патрик (Мэйвин Сукат) родился в Шотландии в 387-м году. В 16 лет был похищен кельтскими пиратами и продан в рабство в Ирландию. Прожив там 6 лет, он сбежал, скитался, проповедуя хри- стианство, поскольку накануне, во сне, ему явился Ангел Откровения, который помог обрести эту новую веру, взамен язычества. Подвергаясь гонениям, он вернулся на свою родину, где обратил большую часть населения в христианство, учредив много школ с новой религиозной традицией; ввел латинский алфавит. Умер в 461 г., 17 марта. В этот день в традиционном Нью-Йоркском параде в на- стоящее время принимают участие до 300 человек (Е. Букина. День Святого Патрика: зеленый дух свободы. Онлайновый «Женский журнал WWWoman», Иркутск, 25 марта 2005). Самый первый парад в честь Св. Патрика проводился в 1762 году в Нью-Йорке. Этот праздник принято встречать в зеленой одежде (зеленый - цвет весны, Ирландии и трилистника). Костюмы декорируют стили- зованными трилистниками и Ирландским флагом, используя при этом харак- терную остроконечную шляпу лаприкона - сказочного маленького человечка - башмачника в кожаном фартуке, с которым иногда ассоциируют этот празд-
ник. Поэтому на майках, платках, значках - везде в этот день можно увидеть его изображение. Поскольку Ирландия является страной, где изготовляют хорошее пиво («Guinness», например), то этот день превращается еще и в настоящий праздник пива с масштабными ночными гуляниями. Наверное поэтому изобра- жение лаприкона, держащего кружку с пивом, и символизирует этот праздник в качестве дополнительного его атрибута. После краткого описания американских праздников хотелось бы добавить одну особенность, Как только заканчивается тот или иной из них, буквально на следующий день праздничное оформление улиц, домов, оконных витрин и т.п. зон, связанных с адекватной прошедшему празднику тематикой, меняется в направлении следующего по календарю праздника, а в самих магазинах про- изводятся 80-90%-ные распродажи товаров, оставшихся не купленными в пред- назначенное для них время. И это не удивительно - законы потребительского рынка диктуют собственные правила обращения с человеческими слабостями.
Индустрия развлечений и отдыха (продолжение)
Вместе с тем не только официально признанные праздники в стране вы- зывают интерес у американского населения. Острый, жгучий и неподдельный восторг вызывают такие виды развлечений и времяпровождения, как раз- личные фестивали, ярмарки и карнавалы, которые иногда могут быть при- урочены и к официальным праздникам. Вот как описывает ощущение своего героя современный писатель Стивен Кинг в романе «Оно»: «При мысли о кар- навале он действительно почувствовал запах жареной кукурузы, карамели и человечков из теста, и запах перца, сосисок с острым соусом, сигаретного дыма и опилок....Еще острый запах винного уксуса, которым можно полить французское жаркое; запах горчицы, ярко-желтой, обжигающей, которую на- мазываешь на горячую сосиску деревянной палочкой..... Воспоминания столь же приятные, сколь эфемерные: воздушная кукуруза, карамельки, жареные в теплом жире человечки из теста, звенящие цепями карусели: Микки Маус, Кучер, Кастер Капс. Музыка Каллиопы - это музыка карнавалов и деревенских ярмарок» (St. King. It. p.422). Читая эти строки вполне можно понять ощущения, которые вызваны столь необычными для нас воспоминаниями, поскольку в настоящее время в России, заполненной различными «Кофе-хаусами», «Макдональдсами» и т.п. сетевыми линиями, мало кто из новых поколений помнит подлинный дух русских наци- ональных праздников с баранками, пончиками, жареными в масле и обсыпан- ными сахарной пудрой, жареных пирожков (с грибами, калиной), растегаев, са- харной ваты на палочке, газированной воды с лотка (по 3 коп. за стакан, а если с двойным сиропом, - то по 6 копеек), кваса из бочки (по 6 коп. за кружку), сбитеня и пр. видов продукции чисто русского производства. Именно на ярмарке (Faier) можно почувствовать подлинный дух страны, поскольку сюда приходят простые американцы, как водится, всей семьей:
76 глава 2 Структура формирования общества потребления 77
не тот «средний класс» - «upper - middle class» (верхняя его ступень), который гуляет по дорогим улицам больших городов, a «middle» и «down middle class». Особенно интересны осенние сельскохозяйственные ярмарки, которые устра- иваются в маленьких городках после сбора урожая. Территория проводимой ярмарки подготавливается заранее. Устанавливаются балаганы с каруселями, лотки для продажи продуктов, а также обустраиваются целые помещения для домашнего скота, который выставляется на продажу. Здесь и ламы, и коровы, и лошади, и овцы, и кролики, и поросята, и домашняя птица (куры). Фермеры окрестных территорий доставляют все, что они вырастили за прошедший год, поэтому сами являются продавцами своей продукции. Красивые, загорелые, в широкополых ковбойских шляпах и с улыбающимися лицами, они деловито представляют свой товар. Часто им помогают в этом их дети и другие члены семьи. Стало уже нормой, когда ребенок 14-15-ти лет выставляет на продажу того или иного домашнего животного, выращенного собственными силами. Это может быть поросенок или ягненок, но вместе с маленьким человеком, гордо ведущего его по павильону, они оба выглядят особенно весомо. День- ги от продажи в этом случае достаются ребенку, узнавшему цену тяжелому фермерскому труду, когда вставать приходится «ни свет ни заря», а ложиться спать, подчас, с мыслями о своем питомце в случае, если тот болеет. Имен- но поэтому еще на подобных ярмарках присутствует много семей с детьми; здесь созданы все условия, чтобы они почувствовали праздник урожая по- настоящему. Аттракционы, «страны» кривых зеркал, качели всех видов вносят в атмосферу этого праздника свое неповторимое (национальное) очарование. Что касается угощений, то они во многом совпадают с теми, которые опи- саны у Стивена Кинга в приведенном выше отрывке из его книги. Пожалуй, ничего не кажется здесь чужим, привнесенным извне искусственно, потому что за всем, что здесь видишь стоит своя история. С приходом времени этот мир по- полнился некоторыми символами, рекламой (новыми вывесками), но этот про- цесс перехода вещи в разряд символов (например, появления «Кока-Колы» или «Макдональдсов»), который казался поначалу нелепым, постепенно вписывал- ся в жизнь, неся за собой определенную идею и принципы. Так, в «Макдональ- дсе» таковыми являлись: добротное качество, быстрое обслуживание и низкие цены. Позднее к ним добавился еще один - чистота с большой буквы, фанати- ком которой был продолжатель дела братьев Макдональдов (Дика и Мака) - Рэй Крок, который внутри себя провозгласил еще и пятый принцип - низкая оплата труда. Слово «макджоб» позднее определялось в американских словарях, как низкооплачиваемое рабочее место, не требующее квалификации и непрестиж- ное. Также вписались в жизнь такие бытовые, чисто американские изобретения, как побочные продукты оздоровления - одноразовые стаканчики, которым бо- лее 100 лет, и чайные пакетики (предложенные в 1908 году чайным торговцем из Нью-Йорка Томасом Саливаном) в целях экономии на жестяных банках. Зачем народ ходит на подобные мероприятия, типа ярмарок и фестивалей, проводимых нередко на открытых площадках? Ответ простой: чтобы пооб- щаться друг с другом - посидеть или походить пешком, чтобы отвлечься от про-
блем, не углубляясь в то, что происходит вокруг, а лишь вдохнуть атмосферу праздника, получить удовольствие от катания на карусели, от стрельбы в тире, от сделанной специально для тебя из надувного шарика фигурки и т.д. Темати- ка фестивалей - это лишь повод, чтобы побыть вне дома, отдохнуть от телевизо- ра, от кухни и вообще домашнего хозяйства, окунуться в детство. Фестивали, организованные представителями других стран, проживаю- щих в Америке, вносят в подобные праздники свои национальные традиции: греческие, мексиканские, японские, ирландские, наконец, славянские. Они всегда проходят в национальных костюмах, в сопровождении национальной музыки с соблюдением национальных традиций, связанных с обычаями, кух- ней, продажей товаров с соответствующей атрибутикой. Кстати русские ино- гда привносят свои новшества. Например, в г. Коламбусе, где находится боль- шой госуниверситет и в котором многие иммигранты из России работают, ежегодно устраивается «День науки» - с ребусами, кроссвордами, различными играми интерактивного плана. Национальные парки в Америке, хотя и представляют собой лесные зоны, но как правило, - это очень культурные зеленые массивы с дорожками из гра- вия и даже иногда асфальтовые, с благоустроенными общественными туалета- ми (при обязательном наличии в них туалетной бумаги и пр. предметов гиги- ены. Люди приезжают сюда отметить какое-нибудь событие (на пикники), а то и просто погулять. В парках, как правило, есть стационарные очаги-печи с же- лезными прутьями, где разведя огонь, можно приготовить барбекю, шашлык, горячие сосиски и т.д. Крытые столы со скамейками, расположенные поблизо- сти, позволяют удобно расположиться большой группе людей, не опасаясь, что пойдет дождь. Они же являются и местом сбора друзей, родственников, при- бывающих на подобные мероприятия. По всей территории парка расставлены мусорные баки, поэтому в парках не увидишь брошенные, а тем более битые, бутылки или грязную бумагу. Вместе с тем, национальные американские парки, отнюдь, не напоминают советские парки «культуры и отдыха». Это - настоя- щие леса с озерами и горами, грибами и ягодами. Нередко там можно встре- тить оленя или зайца, аиста или журавля; бобры устраивают себе домики возле имеющихся водоемов, а птицы во всю распевают свои песни. В таком бесплат- ном парке разрешается гулять с собакой, но для этого отведены специальные зоны-трэйлы. Многие люди не обращают на это внимание и все равно там либо бегают, либо просто ходят пешком, как и по всей остальной территории парка, часто с рюкзачками и неизменной бутылкой питьевой воды, хотя в определен- ных точках парка имеются специальные устройства для питья. Вода там всегда прохладная, поскольку водопровод расположен под землей. Помимо описанных парков-лесов, предназначенных для гуляний, в США существует множество чисто развлекательных парков с определенной смысло- вой направленностью, которая может выражаться в постройке специальных спортивных сооружений и аттракционов. Это аквапарки и парки для занятий различными видами спорта (велосипедом, скей-бордом, теннисом и т.д.), парки для выгула собак, парки, где преимущественно ловят рыбу или охотятся. Од-
78 глава 2 Структура формирования общества потребления 79
ним из интересных в стране можно назвать, пожалуй, развлекательный парк «Hersheyworld» в Пенсильвании, который включает множество необычных аттракционов. Он был построен 100 лет назад предпринимателем Милтоном Херши, который владел одноименной кондитерской компанией. Поскольку эта компания выпускает известный шоколад «Херши», то его рекламе здесь от- ведено особое место. Например, здесь есть косметические салоны (SPA) с ис- пользованием шоколадной терапии; имеются 60 уникальных каруселей, горок и развлекательных заведений. Недавно был построен новый аттракцион - парк с гигантским волновым бассейном. Для создания волн используется примерно 1,5 млн л воды, а по всему периметру бассейна можно совершить яхтенный тур. Во многих городах (Нью-Йорк, Чикаго, Цин-Циннатти, Коламбус, Лос- Анжелес и т.д.) имеются большие зоопарки; при них часто, для привлечения дополнительного количества посетителей, устраиваются еще и аквапарки. Ле- том это особенно эффективно, так как дети находятся на каникулах. Зоопар- ки обычно располагаются на окраинах больших городов (а не в центре, как в Москве), где больше возможностей для улучшения среды обитания живот- ных. В Коламбусе, например, мне удалось увидеть павильон для специально- го содержания таких редких животных, как морская корова (manatee), обита- ющих в пресных водах штата Флорида. Зрелище вызывает большой интерес у посетителей зоопарка, поскольку морские коровы являются травоядными животными и плавают в бассейне, который просматривается со всех сторон. Поверхность его усыпана листьями обыкновенного зеленого салата, который в больших количествах поедают эти животные. Как правило, манати привозят в зоопарк для излечения от ран, полученных в местах их обитания, где рыбаки ловят рыбу и своими лодками иногда наносят им вред. Когда раны у морской коровы окончательно заживают, ее снова отправляют на родину, а взамен при- возят новых обитателей. Плавают они очень медленно и по внешнему виду действительно похожи на корову. Тут же в специальном кинозале вы можете посмотреть кинофильм о жизни этих животных, а при выходе из павильона, в магазине сувениров, - купить либо игрушку-манати, либо кружку с ее изо- бражением. Реклама, как всегда, не дремлет. То же относится и ко всем обита- телям зоопарка. Наряду с этим, на территории зоопарков часто устраиваются различные увеселительные мероприятия с неизменными пикниками, а зимой, в рождественские дни, там особенно красиво, поскольку начинаются фестива- ли света с иллюминациями и фейерверками, когда лампочки располагаются на всех окружающих предметах, деревьях, кустах. Совершенно особое место в Америке занимают знаменитые парки аттрак- ционов «Дисней-Лэнд», расположенные в Калифорнии (г. Лос-Анжелес) и Фло- риде (г. Орландо). Построенный в 1971 году, главный парк аттракционов был сначала один в г. Орландо. После того, как ты купил входной билет за 100 долл., в этот парк тебя привозит игрушечный поезд или пароход. Основные его ат- тракционы и представления следующие: 1. Космическая гора (Space Mountain). 2. Автомобили (Speed-way).
3. Карусель. 4. Полет в сказку Питера Пэна (Peter Pan’s Flight). 5. Маленькая страна всех сказок мира (It’s a small world). 6. Полет в сказку Винни-Пуха (Winnie the Pooh). 7. Show white’s Scary and ventures. 8. Замок привидений (Hounted Mansion) - основан на использовании при- емов такой науки, как голлография. 9. Пираты Карибского моря (Pirates of the Caribbean). 10. Круиз в Джунгли (Jungle Cruise). 11. Горки на воде (Splash Mountain) - один из самых приятных и веселых ат- тракционов, особенно в жару. 12. Заключительный парад. Самым ужасным и страшным, даже для взрослого человека, представляется аттракцион «Космическая гора», когда на бешеной скорости поезда несут тебя в вечность. Остальные - представляют собой очень приятные и любопытные, чисто американские, изобретения, после которых ты восхищаешься талантом и умом их создателей (там работает большой штат ученых, инженерев и техни- ков). Заключительный парад на главной улице парка проводится обычно с му- зыкой и танцами, когда перед тобой вновь появляются герои многих увиденных в этот день сказок, в красочных костюмах: Белоснежка, Король-Лев, Микки- Маус и т.п любимцы детей. Наряду с главным парком «Дисней-Лэнда» во Флориде за последние годы построено еще несколько крупных парков, включающих аквапарк, парк «Аф- рика» и некоторые другие. История создания парка связана с именем великого мультипликатора - Уолта Диснея (Walt Disney), который в 20-х годах прибыл в Голливуд в качестве продюссера аннимационного кино. Его воображению не было предела. Он мог видеть в простой мыше - магию, а в любом герое сказ- ки - фантастику. Его первый фильм «Белоснежка и семь гномов» (Snow White and Seven Dwarfs) побил все возможные рекорды и выиграл специальный приз Академии в 1939 году. В 1940 г. Дисней уже создает свою знаменитую «Фан- тазию», эффектно и умело интерпретируя популярную классическую музыку с гениально построенной аннимацией. Хотя фильм тогда не имел коммерче- ского успеха, он помог его автору приобрести репутацию создателя развлека- тельно-образовательного кино. В последующие годы он создает еще несколько знаменитых фильмов: «Бэмби», «Дамбо», «Спящая красавица». На телевиде- нии в послевоенные годы еженедельно демонстрировались сделанные им при- ключения под общим названием «Прекрасный мир Диснея» (The Wonderful World of Disney). В 1955 г. он открывает поначалу «Дисней-Лэнд» в Южной Калифорнии с тем, чтобы перенести созданный им в кино магический мир, в жизнь. Будучи дизайнером этого парка, он был твердо уверен в том, что го- сти, которые приедут сюда со всего мира, никогда не видели ничего подоб- ного. Дисней относился к развлечению, как уходу от реального мира. Мысль о создании подобного парка родилась у Диснея в зоопарке. Его первый фильм «Пароход Вилли» (1923 г.) уже тогда говорил о любви к животным. Он и сам
80 глава 2 Структура формирования общества потребления 81
вырос на ферме в Миссури, где было много зверушек, своя собака и лошадка. «Потерянным раем» он называл время, когда у отца не стало фермы. «Дисней-Лэнд» очень быстро стал одним из самых популярных в мире. Уолт Дисней умер в тот момент, когда начал планировать создание 2-го парка во Флориде. Открытый, как уже было сказано, в 1971-м, строительство цен- тра было закончено в 1982 г., но затем продолжался ввод в действие все новых и новых парков комплекса, включая и другие страны: Японию, Францию, об- растая новыми сказочными героями фильмов: «Красавица и Чудовище», «Ал- ладин» и т.д. В настоящее время в «Дисней-Лэнде» уже стерлась грань между искусством и наукой. Люди приезжают в центры аттракционов «Дисней-Лэн- да» на несколько дней, снимая окрестные гостиницы с тем, чтобы посетить все его парки. Денежный оборот этих развлечений не поддается описанию, равно как не поддается описанию тот сказочный мир, который подарил У. Дисней не только детям, но и взрослым. После посещения этих парков начинаешь по- нимать, почему американцы являются патриотами своей страны, поскольку еще в детстве в них заложено чувство уверенности в том, что в этой стране де- лается все возможное и невозможное, чтобы они росли счастливыми, с верой в чудеса и фантастических героев. Объяснение этому дает и экономический анализ. Так, Калифорнийская ком- пания Walt Disney имеет 150.000 занятых; оборот ее составляет 38 млрд долл.; чистая прибыль - 4.4 млрд долл.; активы - 62.5 млрд долл. ((Future. May.4, 2009 «Largest U.S. Corporations», p. F-4 and F-50). Ее не встретишь в списке крупней- ших корпораций США, потерявших свои прибыли в период финансового кри- зиса 2007-08 гг., подобно компаниям «GM» и «Ford Motor». Самым популярным среди туристов американским городом является Лас- Вегас - игорная Мекка, отстроенная в пустыне штата Невада. Лас-Вегас (в пере- воде с испанского - «луга») и на самом деле представлет собой даже не город, а бульвар «Стрип» (the Strip), передвижение по которому связано с посещением различных павильонов - казино, перемежающихся с галлереями-выставками и роскошными гостиницами -комплексами. История рождения его в немалой степени связана с именем Уильяма Керсона - главного редактора влиятельной газеты в Голливуде «Hollywood Reporter» и владельца роскошных ресторанов. Этот человек был склонен к азартным играм; когда возникла угроза разорения, к нему пришла идея постройки казино, где можно было бы играть без мысли о проигрыше. Эти планы были поддержаны мафиозными структурами и в на- чале XX-го века близ Калифорнийской «Долины смерти», в штате Невада ста- ли расти игорные дома. Сначала Лас-Вегас был витриной «Дикого Запада», где шла стрельба; в казино же царило дикое надувательство, а в барах лились ре- кой поддельные виски. В 1967 году Стивен Уинн купил один небольшой отель под названием «Фронтьер». После знакомства с указанным выше банкиром, Перри Томпсон стал проталкивать идею - добиться от клиента сделать хотя бы одну ставку (она равнялась 10 центам). Расчет себя оправдал. Стоимость авиа- билетов и проживание в роскошном отеле компенсировались этой ставкой. Он также добился перемирия между мафиозными кланами, то есть ввел 2 новше-
ства: низкие цены и обеспечил гарантию безопасности, а далее клиенты зама- нивались целым рядом шоу со звездами. Вся экономика построена на приеме как можно большего числа гостей. Поэтому 9 из 10-ти отелей Лас-Вегаса явля- ются крупнейшими в мире. Каждый из них имеет свою тематику, являющуюся основой развлече- ний в рамках этой системы. Здесь и «MGM»- самый крупный отель, и отель «Excalibur», олицетворяющий мультфильмы У. Диснея на фоне волшебного зам- ка, расположенного неподалеку от него. Отель «Caesar’s Palace» - имитирует рим- ские мотивы. «Treasure Island» - построен по мотивам произведения М. Твена «Остров сокровищ». Отель «Mirage» - изображает низвергающийся вулкан; здесь же и белые тигры и дельфинариум, и аквариум с акулами. Отель «Нью-Йорк- Нью-Йорк» в своем казино умудрился разместить Статую Свободы в знамени- той позе Мэрилин Монро (когда ветер развевает ее юбку) и макет «Time Square»; oгромное количество ночных клубов, стрип-баров, кабарэ и т.п. заведений. Что можно сказать об этом? Город Лас-Вегас - это яркое воплощение по- рождения низменных человеческих инстинктов, который невозможно ни лю- бить, ни ненавидеть, на него можно только глазеть, как на некое искусственное построение, чуждую нормальному человеку цивилизацию, сравнимую, разве лишь, с неким монстром, где существует свой язык (денег), своя мораль (в Не- ваде официально разрешена проституция), и соответствующие этой морали, за- коны. В Лас-Вегасе проводится ежегодная мировая выставка игровых автоматов всех направлений. Например, существует игровой автомат по мотивам фильма «Братья Блюз», где в главной роли снялся собственник этого автомата, актер Дэн Эйкройд. Для видеоигр вообще здесь наступили «золотые времена». Если раньше преобладали стенды с традиционной рулеткой, то сейчас Казино и Блек-Джеку по большей части представляют именно видеоигры, которые легко можно заме- нять тем, чтобы игроки не могли быстро приспособиться к секретам их работы и, тем самым, увеличивать вероятность своих выигрышей. В центре (downtown) Лас Вегаса в казино первоначальные ставки бывают от 5-6 млн долл. за вечер. Среди таких клиентов нередко можно встретить японцев. Чаевые, в случае выигрыша, могут быть в виде автомобиля BMV или денег на покупку дома, например. В Не- ваде любая пара может зарегистрировать брак за один день и в течение этих же суток развестись (недавний пример с певицей Бритни Спирс). Всю ночь горят огромные неоновые рекламы, освещая все дворцы-эрзацы, имитирующие суще- ствующие в мире шедевры архитектуры, построенные с нарочитой роскошью, но на самом деле только для того, чтобы опустошить карманы туристов. Оформ- ление номеров выходит подчас за мыслимые рамки. Например, в президентском номере самого большого отеля, расположенного в центре города, туалеты рабо- тают в автоматическом режиме. Если по всей Америке, даже в больших городах, сейчас наблюдается приглушенная атмосфера, в плане освещения улиц и неболь- ших трасс, словно подчеркивающая, что нужно экономить электроэнергию, то здесь, пожалуй, единственное место в стране, после «Timе Square» в Нью-Йорке, где никто об этом даже не задумывается, поскольку ту атмосферу, которую лицез- реешь в этом месте, иначе не назовешь, как «Содом» и «Гоморра».
82 глава 2 Структура формирования общества потребления 83
И все-таки Лас-Вегас остается одним из самых посещаемых туристических центров в мире - 40 млн в год. Клиенты заманивались когда-то выступлениями шоу-звезд: Фрэнка Синатры, Элвиса Пресли и др. За 3-годичный контракт, на- пример, Фрэнку Синатре выплатили в 80-е годы 10 млн долл., а наряду с этим отели, казино стали еще и музеями из крупнейших собраний мира. Началось это новшество в 1998 году, когда в самом центре бульвара «Стрип» открылась галлерея изобразительных искусств, - в тогда еще новом отеле «Белладжио», которая обошлась в 1.6 млрд долл. За 12 долл. желающие могли увидеть кол- лекцию из произведений Пикассо, Ренуара, Сезанна, Гогена, а после постройки нового супермузея, состоящего из макетов в натуральную величину известных архитектурных памятников, о которых говорилось выше, этот масштабный ат- тракцион, венцом которого является телебашня, излучающая сигнал, заметный даже из космоса, является, с точки зрения его строителей, образчиком творения эрзац-архитектуры. Не случайно террористы-исламисты после 11 сентября за- явили, что следующей их целью будет именно Лас Вегас, как место скопления всего отжившего, отслужившего свой век. Знаменитые певцы и музыканты, ко- торые, попросту говоря, начинали «выходить в тираж», заканчивали здесь свои карьеры. К сожалению, среди них был и такой гениальный музыкант, которого называли не иначе, как «Бог, покрытый шоколадом», король рок-н-ролла, - Эл- вис Пресли, погибший, вскоре после прибытия туда, от передозировки наркоти- ков. Не брезгуют своими выступлениями сейчас и стареющая Шер, и сошедшие с большой арены, цирковые артисты, фигуристы и многие шоумены, желающие лишний раз «засветиться», а заодно и подзаработать денег. Да, Лас Вегас - далеко не самый лучший, с нравственной точки зрения, образец для развлечения. Но Америка, опять-таки, - страна больших контра- стов. Здесь можно попасть и в крайне противоположные места, типа города Берлин (шт.Огайо) - столица проживания так называемых амишей (amishes). Это часть большого комьюнити, известное, как Пенсильванские датчане (Pennsylvania Dutch), бежавшие в XVIII-м веке от религиозных преследова- ний. Их еще называют «Plain People», что примерно характеризует людей, ведущих простой образ жизни. Они полностью стараются уйти от американ- ской цивилизации, готовят пищу на огне, ездят в повозках, в которые за- прягают лошадей; модели их одежды напоминают точно такие, какие носили в XVIII-XIX-м веке. Если войти в их дом, то там можно увидеть стиральную доску, керосиновую лампу, печь, которая отапливается дровами, старин- ные часы, оригинальные по форме, цветные бутылки, самодельные одеяла (american quilt), различные ткани, из которых они шьют себе платья. Скот- ный двор представляет собой полный набор домашних животных и птицы: овцы, индейки, утки, кролики, куры. Обязательно есть лошадь и корова. В окружении подобных домов можно увидеть мельницу, студебеккер образца 1899 года, деревянные постройки магазинов, аптек, почты, небольших отелей - все это входит в примерный комплекс деревни амишей. Дети учатся, зача- стую, только 8 классов. Амиши вели борьбу за свою социальную программу и выиграли ее. Они сами и их дети не служат в армии, а также уклоняют-
ся от голосования. Тем не менее, очевидцы говорят, что несмотря на столь строгие внутренние законы и нравы, амиши, за пределами мест своего про- живания, позволяют себе вести вполне современный образ жизни, а именно: пользоваться автомобилем, сотовым телефоном, ТВ, обращаться, в случае не- обходимости, к посторонним врачам, чтобы сделать операцию и т.д. Менее ортодоксальные представители этой категории жителей США, пользуются газовыми плитами и электричеством, а сейчас и компьютерами. Весьма любобытным местом для русского туриста является местечко «Форт-Росс»(Fort-Ross) - в Северо-Западной части США, которое связано с историей Русской Америки. Оно изобилует целым рядом драматических эпизодов, обусловленных деятельностью многих выдающихся людей своего времени. Им посвящено значительное количество исследований, основанных на литературных и архивных источниках, которые добавляют новые важные строки в летопись, собирающей сведения о жителях Русской Америки, а так- же коллекции по культуре и быту посещаемых мест. Во вступлении к данной книге уже упоминалась история начальника 1-й кругосветной экспедиции Н.П. Резанова, на основе которой поставлен спектакль «Юнона и Авось». Нет смысла ее повторять здесь. Не вдаваясь в сложные исторические и этногра- фические факты, скажем, что в настоящее время самая северная территория Калифорнии, где жили русские и индейцы, называется «Форт-Росс». В 1812 году русские основали на берегу Тихого океана одноименный торговый порт, после чего к 1830 году население его составляло порядка 200 человек. Непо- далеку от них, в деревне Сонома, жили мексиканцы. Их поселение на тот мо- мент времени было самым северным в Калифорнии и посему они считали не- обходимым держать небольшой военный гарнизон. Правительство Мексики в 1834 году сделало Соному светским поселением, а госчиновников наделили правом продавать землю с целью придать этому поселению статус города Пу- эбло, который имели только 5 крупных городов Калифорнии. Американцы, занимая в Калифорнии 10% населения, в мае 1846 года объявили Мексике во- йну с целью присоединения Калифорнии к своей территории и вскоре была провозглашена Республика «Калифорния» с президентом и уроженцем Новой Англии Уильямом Айдом. Будучи владельцем ранчо, недалеко от Сономы, он вместо флага Мексики, поднял флаг с медведем гризли в углу - в знак того, что Калифорнийская республика была названа республикой «Медвежьего флага», просуществовав 25 дней. По прибытию в Соному посланника аме- риканского правительства, сообщившего о захвате еще одной калифорний- ской территории - Монтерея военно-морским флотом США, в Сономе был поднят уже американский флаг, где в 1849 году обосновалась штаб-квартира американской армии, в которой служил полковник Хукер. Уже тогда в Со- номе занимались виноделием, а «Форт-Росс» был давно заброшен и, если бы не местные власти и исторические общества, которые не имели к России уже никакого отношения, то древние постройки его превратились бы в пепелище после известного пожара, уничтожившего почти до тла «Форт-Росс». Вместе с тем, поскольку след от Русской Америки остался, в Сономе в 1960 году был
84 глава 2 Структура формирования общества потребления 85
создан университет (г. Рохнет-парк) со своим талисманом - казаком, ассоции- рующимся с Россией, со скачками, танцами, что приветствовалось командой университета. В настоящее время русская деревня «Форт-Росс», заново отстроенная, яв- ляется местом проведения различных празднеств, обрядов и даже свадеб. На свежем воздухе, на берегу Тихого океана, в живописном месте можно провести день, окунувшись в русские традиции. В праздничные дни прямо на костре, под открытым небом, готовится русская пища, во время приема которой устраи- ваются песни, пляски в русских национальных костюмах. Если вам не повезло и вы приехали туда в будние дни, то можно осмотреть музей, побывать в поме- щениях, расположенных по всему периметру небольшой, в общем-то, террито- рии под названием «Форт-Росс». Литература, посвященная теме «Русская Аме- рика» необычайно велика. В этой связи для начала можно сослаться на книгу: «Русская Америка». М., Мысль, 1994, с.13-15. Там сказано, в частности, что Кар- гопольский купец А.А. Баранов стал первым главным правителем российских владений в Америке, приглашенный в 1790 году для управления Северо-Вос- точной американской компанией купцом Г.И. Шелеховым, а упомянутый выше Н.П. Резанов, был его зятем. Одной из оригинальных и неожиданных форм развлечений является по- сещение американских ферм, винодельческих долин, различных древних архитектурных ансамблей и прочих мест (охота, рыбалка), связанных с про- ведением свободного времени на природе. Начнем, пожалуй, со знаменитой винодельческой долины «Напа» (Napa Valley), расположенной недалеко от г. Сан-Франциско в Калифорнии. Там делают прекрасные калифорнийские вина «Мерло», «Совиньон», «Каберне» и, неуступающие по вкусу французким, - «Шардоне», «Пино» и «Зинфандель». Люди едут туда полюбоваться зелеными калифорнийскими холмами и равнинами, а также посетить небольшие вин- ные заводы, расположенные по всей территории долины; часто, чтобы уйти от депрессии большого города, расслабиться. Люди, имеющие состояние, едут туда с намерением открыть свой бизнес и тоже, таким образом, бороться с де- прессией и неполадками в личной жизни. Достаточно вспомнить недавний фильм «Sex in the City», когда главный его герой, - мистер Биг, после развода, покидает Нью-Йорк, чтобы заняться виноделием, а 2 героя другого недавнего фильма «Side-ways» бегут туда провести недельку-другую, спасаясь от депрес- сии. Один из них - писатель, переживающий (также после развода с женой), неудачи в творчестве, а другой - чтобы «оторваться по полной программе» перед предстоящей свадьбой, устроить своеобразный «мальчишник», про- ведя, правда, время с двумя в общем-то неплохими особами женского пола. Фильм хорошо отрежиссирован, а актеры очень точно передают настроение этих мест и впечатление от всего происходящего там. История же виноделия в Калифорнии такова. В 60-х годах XIX-го века, когда немецкие винодельцы Чарльз Круг (Charles Krug) и Яков Фредерик Бе- рингер (Jacob Frederic Beringer) обосновались в долине «Напа», они решили посвятить свою жизнь виноделию. Мягкий теплый климат в сочетании ту-
манных долин и горячих холмов, а также каменистая почва, которая не за- держивала воду, - идеальные условия для выращивания лучших сортов ев- ропейского винограда. Купив в 1875 году землю, они с энтузиазмом взялись за дело. Пригласили китайцев в качестве наемных рабочих с тем, чтобы те вырыли тоннели для хранения вина. Средняя температура для выдержива- ния вина должна была составлять F 50 градусов (по Фаренгейту). В 80-х годах их постигло несчастье - виноградная блоха (winelouse) повредила бизнесу, но после 80-х годов бизнес пошел успешно до тех пор, пока в 20-х годах XIX- го века не ввели сухой закон. Тем не менее братьям удалось создать крупней- шую виноградную компанию под названием «Чарльз Круг», которая успешно функционирует до сих пор. Правда, с 2008-го года ею владеет некто Питер Мондами. Туристы охотно посещают эту винную долину, где всегда можно бесплатно попробовать любые сорта вин и прикупить особенно понравив- шиеся. В 2000 г. этот туристический комплекс с маленькими заводиками, раз- мещенными в разных уголках долины, был зарегистрирован как крупнейший исторический центр Калифорнии, а «Beringer-wine» по-прежнему считается одним из лучших сортов производимого калифорнийского вина с самым ста- рым его виноградником. Долина «Сонома», воспетая Джеком Лондоном в романе «Лунная долина», также является центром виноделия с общей площадью, составляющей сотни акров. Садясь в машину, можно в течение дня объехать более 10-ти его хозяйств. В феврале 1991 года мне удалось посетить эти места. Вокруг было солнце, а на де- ревьях висели, чуть охваченные морозцем, апельсины, лимоны и др. цитрусовые. В каждой точке местности можно было попробовать пару-тройку сортов вино- градных вин. Понравившиеся покупаешь: либо ящик, либо несколько бутылок. Долина «Напа» (Napa Valley) и ее сосед - «Сонома» (Sonoma County) по- прежнему притягивают туристов, «Напа»- более известна широкой публике, Но «Сонома» является тоже не менее восхитительным местом в плане вино- делия, включая хозяйство «Буэна Виста», что на Северо-Востоке Сономы. Vista - старейший винодельческий регион. Сегодня там есть винодельческие заводы, даже крупнее «Буэна Виста», но старше ее нет. Эта же основана в 1857 году вен- герским эмигрантом Харашти, куда он приехал в 1856 году инспектировать ви- нодельческое хозяйство, принадлежавшее одному из основателей республики «Медвежьего флага», упомянутой чуть выше. Венгру понравилась почва и кли- мат. Он купил винодельню и назвал ее «Буэна Виста». Первый урожай лозы был получен через 4 года и за это время он привез 100 тыс. саженцев, большую часть которых продал в Сономе, а меньшую посадил. В 1876 году Сонома про- извела 2 млн 335 тыс. галлонов вина, став центром американского виноделия и по сей день тоже является таковым; «Каберне», «Совиньон», «Токай», «Рис- линг», «Зинфандель» - пользуются мировой славой. Вино «Зинфандель» осо- бенно хорошо. На этикетке изображено место рождения вина - «Buena Vista»; также, как и «Berlinger-wine», считалось крупнейшим в мире до сухого закона 1919 года. Вина Калифорнии не так дороги, а их качество, даже в одной цено- вой категории, - выше. Что касается шампанских вин, то они, зачастую, превос-
86 глава 2 Структура формирования общества потребления 87
ходят лучшие французские марки. Выдержка - не менее 3-х лет (America A to Z. People, Places, Customs and Culture, p. 247). Раз уж речь зашла об алкогольных напитках, то, пожалуй, никак нельзя обойти вопрос об истинно алкогольном символе Америки - бурбоне или ви- ски. «Аллен Делон не пьет одеколон, он пьет двойной бурбон» - многие помнят слова из известной песни группы «Наутилус Помпилус». А ведь он француз; как водится, должен пить коньяк или, на худой конец, свое французское вино- градное вино. История янтарного бурбона в Америке, а затем и виски, тесно связана со штатом Кентукки, который помимо винокурен, где «гонят» бур- бон под маркой старейшей из всех «Maker’s Mark» («MM»), славен еще своими лошадьми и табаком. Завод по производству названного напитка находится в 50-ти милях от г. Луисвиля, в местечке Лоретто. Основателем династии это- го вида бизнеса считается Роберт Самюэльс, который прибыл из Шотландии в Америку в XVIII-м веке. Принципиальной разницы между виски и бур- боном нет, просто история американского виски короче и связана она, во- первых, с разными природными условиями, поскольку американский климат мягче. Во-вторых, основой традиционного виски является ячмень, рожь или пшеница, а в бурбоне содержится не менее 51% маиса (кукурузы). Для изго- товления бурбона обязательной тарой являются только новые обожженные дубовые бочки, поскольку вторично она не используется. Разница и в сроках выдержки. Для шотландских виски они более длительные. а для американских - минимум составляет только 2 года, а максимум - 7,5 лет. Прародителем американских виски считается ирландец - пастор Элия Крэг, который обосновался в Кентуккском графстве Бурбон, где увидел воз- можность гнать сусло из кукурузных зерен, а полученный полуфабрикат за- муровывал в дубовые бочки. Первая партия американского бурбона, таким образом, была получена в 1789 году. Кукурузные виски стали гнать для семей- ного потребления по всей стране, наподобие самогона в России, но только основой их являлись не свекла или картофель, а кукуруза, причем лучшими сортами считались те, где был лучший климат, лучшие условия для ее произ- растания, а именно: особая известняковая почва и родниковая вода без при- месей железа на стыке долины и гор. Таким местом и был штат Кентукки. С течением времени совершенствовалась и технология изготовления этого напит Date: 2015-10-18; view: 567; Нарушение авторских прав |