Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснительная записка





Основу коммунистического воспитания школьников составляет формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. В осу­ществлении этой задачи важную роль играет курс природоведения.

Природоведение ставит своей целью:

а) сообщить школьникам необходимые сведения о неживой и живой природе, постепенно углубляя, обобщая и систематизируя их по мере прохождения курса;

б) обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы;

в) раскрыть некоторые доступные для каждого возраста взаи­мосвязи в природе, а также между человеком и природой (пока­зать влияние изменений в природе на труд человека; познакомить с трудом людей по использованию природы, объяснить зависимость будущего природы от деятельности человека);

г) дать учащимся некоторые знания о значении охраны приро­ды, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране при­роды в данной местности (крае, республике);

д) дать первоначальные гигиенические знания, привить некото­рые навыки личной и общественной гигиены.

В процессе усвоения курса природоведения в школе для детей. с тяжелыми нарушениями речи должна решаться также специаль­ная коррекционная задача, состоящая в преодолении речевого не­доразвития и связанных с ним особенностей словесно-логического мышления учащихся.

Не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, учащимся необходимо дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, нарушению почвы, уменьшению числен­ности животных и т. д.). Изучение вопросов охраны природы долж­но быть стержнем для всего курса природоведения, помогать вос­питывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.

В связи с изучением природоведения и проведением природоохранительной работы необходимо организовать детей на участие в.различных видах общественно полезного труда (сбор корма, подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений и распространение их среди населения, сбор колосков на полях после уборки урожая, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений, участие в работе зеленых и голубых пат­рулей и т. д.).

Содержание курса природоведения используется для патриоти­ческого воспитания. Оно должно включать воспитание, любви и бережного отношения к природе, своему краю, гордости за дости­жения тружеников своего края. «Школа призвана формировать ка­чества рачительных хозяев, заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе»,— записано в Основ­ных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы. 1

1 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник до­кументов и материалов. — М.: 1984. — С. 53.

 

Природоведение по своему содержанию является предметом ес­тественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в его преподава­нии должны занимать методы, свойственные этим наукам: непос­редственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осу­ществление простейшего учебного эксперимента, а также органи­зация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практиче­ские работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке и т. д.

В программе определен обязательный минимум этих работ, од­нако в зависимости от условий, в которых работает школа, и ее природного окружения их количество может быть увеличено.

Учителю необходимо знать и строго соблюдать правила безопас­ности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой.

Наблюдения ведутся по заданиям «Дневников наблюдений». Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные в природе наблюдения фиксируются в «Дневниках наблюдений» и являются основой фор­мирования важнейших знаний о природе.

Важным принципом преподавания природоведения является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности. В этих же целях учитель вправе произвести за­мену и перестановку уроков. Так, в III классе изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе. Если такого совпадения нет, уроки могут быть переставлены или на какое-то время уроки природоведения заменяются другими уроками при условии последующей обратной замены.

В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каж­дый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены.

Программой по природоведению предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном и промышленном производствах (сезонный труд людей на полях и фермах колхозов и совхозов, добыча и использование местных по­лезных ископаемых и др.).

Природоведение способствует развитию логического мышления и речи учащихся. Это имеет особое значение для реализации коррекционной направленности курса природоведения в школе для де­тей с тяжелыми нарушениями речи.

В процессе усвоения природоведческого материала на основе непосредственного знакомства учащихся с объектами и явлениями природы, наблюдений в природе, использования на уроках всевоз­можных средств наглядности (демонстрация натуральных объек­тов, печатных пособий, диа- и кинофильмов и т. д.) активизируется познавательная деятельность учащихся и создаются условия для их речевой практики.

С учетом специфики учебного предмета, содержащего трудную для учащихся лексику, на уроках природоведения, наряду с посто­янным требованием нормативного оформления учащимися само­стоятельных высказываний, особое внимание уделяется словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у детей понятий. Изучая приро­доведение, учащиеся должны накопить словарь, который в даль­нейшем будет использован ими на уроках географии, физики, био­логии, химии. В связи с организацией наблюдений за сезонными явлениями природы и ведением календаря погоды учащиеся учатся последовательно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.

Наблюдения за объектами и явлениями природы, нахождение путем сравнения происходящих с ними изменений, обобщение по­лученных материалов служат основой для развития словесно-ло­гического мышления учащихся.

Изучение природоведения помогает формированию у учащихся ряда трудовых умений и навыков; воспитанию таких качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца.

В программу по природоведению заложены большие возможно­сти для осуществления межпредметных связей уроков природове­дения с трудовым обучением, а также другими предметами. Задача учителей — полнее реализовать эти возможности. В школе для де­тей с тяжелыми нарушениями речи — это прежде всего связь с уроками развития речи и чтения, на которых закладывается основа последующего прохождения природоведения, усвоения соответст­вующей лексики. Особенно тесно природоведение связано с урока­ми развития речи, где в программу подготовительного — II классов включается природоведческий материал по ознакомлению с окру­жающим миром. Эту связь необходимо осуществлять и в дальней­шем; усвоению знаний по природоведению, уже как самостоятель­ному предмету в III классе, должна также предшествовать соот­ветствующая подготовка на уроках развития речи.

В III классе изучаются сезонные изменения в природе данной местности, которые отражены в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном должен быть выдержан единый план изложения: изменения в неживой природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни жи­вотных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последователь­ность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. И учителю необходимо раскрывать эти связи, показывать, что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни расте­ний и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности челове­ка. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащих­ся с ее явлениями и объектами, но, что очень важно, дает воз­можность объяснить их детям пока на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Изучение курса природоведения в III классе опирается на представления о природных объектах и явлениях, накопленные в I и II классах в ходе ознакомления с окружающим миром, которые на новом этапе обучения развиваются и обогащаются. Так, наряду с первоначальными понятиями о живой и неживой природе, уча­щиеся получают конкретные знания о связи людей с природой, тру­де людей в разные времена года, об использовании природы в хозяйственной деятельности человека; об охране природы, в первую очередь в данной местности и т. д.

Содержание программы IV класса раскрывается в теме «При­рода нашего края». В ней продолжается изучение природы своего края, однако если в III-классе учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, то в IV классе они изучают приро­ду своей области (края, республики).

Как и в III классе, изучение природы должно идти последова­тельно: неживая природа, охрана недр, почв, водоемов, растения и их охрана, животные и их охрана, труд людей и использование человеком природных богатств области. Необходимо показать взаимосвязь факторов природы и на этой основе раскрыть, как комплекс природных условий влияет на труд людей края.

Курс природоведения в V классе охватывает следующие темы: «Ориентирование на местности. План и карта», «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания», «Организм человека, ох­рана его здоровья».

По теме «Ориентирование на местности. План и карта» учащие­ся усваивают некоторые способы ориентирования, учатся приме­нять их в практике нахождения направлений на местности, зна­комятся с устройством компаса, планом и картой.

Кроме того, учащиеся должны знать основные административ­ные центры, столицу СССР — Москву и столицы союзных рес­публик.

В некоторых случаях при значительных размерах области (края, республики) и при большом разнообразии природных условий объ­ект для изучения может быть сужен несколькими ближайшими административными районами.

При изучении тем «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания» углубляются знания учащихся о природе, в частности и о местной природе, о рациональном использовании ее богатств. Вместе с тем даются новые сведения о Земле и Солнце, о свой­ствах компонентов природы, о связях между органическим и неор­ганическим миром, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания.

В теме «Организм человека, охрана его здоровья» дается лишь общее представление об органах, их положении в организме чело­века и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание должно быть уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, ко­торые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и ук­репления своего здоровья. Изучение этой темы пойдет успешнее, если учащиеся будут проводить самонаблюдения.

Предусмотренные программой знания, умения и навыки уча­щихся должны быть усвоены в основном на уроках, под руковод­ством учителя. Вместе с тем обучение природоведению потребует и систематического выполнения домашних заданий. Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом как на уроках, так и в домашних заданиях. В этих целях на каждом уроке следует заботиться о смене видов деятельности, проводить физкультминутки, снимающие утомление у детей.

В программе определены требования к знаниям и умениям уча­щихся по природоведению, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах естественнонаучных дисцип­лин: ботаники, зоологии, анатомии, географии.

 

Date: 2015-10-21; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию