Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика мышления в младшем школьном возрасте. Овладение основными мыслительными действиями
Становление внутреннего плана действий. Развитие рефлексии. 4.1. Специфика мышления в младшем школьном возрасте К началу младшего школьного возраста психическое раз- витие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли достаточно долгий путь развития. И поэтому ребенок 6-7 лет уже многое может: он хорошо ориентируется в окружающем мире и уже немало знает о нем, легко запоминает информацию разнообраз- ного содержания, многочисленные стихи и сказки, умеет отгадывать загадки, решать задачи, условия которых даны в наглядном плане, может придумывать небольшие исто- рии, достаточно связно высказывать свое мнение о раз- личных событиях, умеет и любит рисовать, лепить, кон- струировать, порой совсем неплохо обращается с компь- ютером и т.д. Напомним, что различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребен- ка, функционируют не изолированно друг от друга, а пред- ставляют сложную систему, каждый из них связан со все-
ми остальными. Эта связь не остается неизменной на про- тяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов. Так, в раннем детстве основное значе- ние имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти. Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребенка в млад- шем школьном возрасте? Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее разви- тие мышления. Именно оно благодаря включению ребенка в учебную деятельность, направленную на овладение сис- темой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечет за собой коренную перестрой- ку всех остальных психических процессов, в первую оче- редь восприятия и памяти. С началом систематического школьного обучения мыш- ление выдвигается в центр психического развития ребен- ка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в систе- ме других психических функций, которые под его влияни- ем интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер. Мышление ребенка младшего школьного возраста на- ходится на переломном этапе развития. В этот период со- вершается переход от мышления наглядно-образного, яв- ляющегося основным для данного возраста, к словесно- логическому, понятийному мышлению. Напомним, что наглядно-образное мышление дает воз- можность решать задачи в непосредственно данном, на- глядном поле или в плане представлений, сохранившихся в памяти. В этом случае человек представляет себе реаль- ную ситуацию и действует в ней в своем воображении, действует не с реальными предметами (как это происхо- дит в ситуации наглядно-действенного мышления), а с их образами. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению, основу ко- торого составляет оперирование понятиями. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние при- знаки предметов, а понятия, отражающие наиболее суще- ственные свойства предметов и явлений и соотношения
между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задается содержанием ведущей деятель- ности учебной. Словесно-логическое, понятийное мышление форми- руется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминиру- ющим является наглядно-образное мышление. В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно действительно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представ- ления. Как правило, ребенок начинает понимать общие положения лишь тогда, когда они конкретизируются с помощью частных примеров. Содержание понятий и обоб- щений определяется в основном наглядно воспринимае- мыми признаками предметов. Мышление первоклассни- ка тесно связано с его личным опытом и потому в пред- метах и явлениях он чаще всего выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действии с ними. Сказанное не означает, что ребенок 6-7 лет не может мыслить логически: он способен сопоставлять отдельные факты, делать простейшие выводы и пр. Однако основной формой мышления детей этого возраста является мышле- ние, опирающеесянанаглядность. Мышление ребенка в начале младшего школьного воз- раста имеет своеобразный характер. В силу отсутствия сис- тематических знаний, недостаточного развития понятий оно оказывается в плену у восприятия, ребенок попадает в зависимость от того, что видит. Ж. Пиаже, изучавший стадии развития детского мыш- ления, установил, что мышление ребенка 6-7 лет характе- ризуется двумя основными особенностями: во-первых, несформированностью представлений о постоянстве ос- новных свойств вещей - непонимание принципа сохранения; во-вторых, неспособностью учесть сразу несколько при- знаков предмета и сопоставить их изменения - центрация: дети склонны обращать внимание только на одну, наибо- лее очевидную для них характеристику объекта, игнори- руя остальные. Феномен центрации определяет неспособ- ность ребенка учесть точку зрения других людей; его соб- ственный взгляд на мир представляется ему единственно верным (детский эгоцентризм). Эти особенности мышления детей наглядно демонст- рируют классические опыты Ж. Пиаже с использованием задач на сохранение. Например, ребенку показывают два одинаковых стака- на (рис. 13), в каждый из которых налито одинаковое ко- личество жидкости. После того, как ребенок понял, что жидкость разлита поровну, экспериментатор переливает содержимое одного стакана в другой - более высокий и узкий. Естественно, уровень жидкости в узком стакане по- вышается. Затем ребенка спрашивают, в каком стакане жид- кости больше. Дети, еще не владеющие принципом сохра- нения, обычно указывают на тот, в котором уровень жид- кости выше. Дети, понимающие данный принцип и спо- собные учесть соотношение ширины и высоты сосуда, отвечают, что количество жидкости осталось прежним.
СОХРАНЕНИЕ ЖИДКОСТИ Ребенку показывают два одинаковых стакана с рав- ными уровнями жидкости Экспериментатор переливает жидкость из одного стакана в другой, более высокий и узкий СОХРАНЕНИЕ ВЕЩЕСТВА Ребенку показывают два одинаковых шара из пластилина Экспериментатор меняет форму одного из шаров СОХРАНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА Date: 2015-10-21; view: 1098; Нарушение авторских прав |