Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Овладениеосновнымимыслительнымидействиями





Напомним, что анализ как мыслительное действие пред- полагает разложение целого на части, выделение путем срав- нения общего и частного, различение существенного и не- существенного в предметах и явлениях.

Овладение анализом начинается с умения ребенка вы- делятьвпредметахиявленияхразличныесвойстваипризна- ки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойство предмета. Уме- ние выделять свойства дается младшим школьникам с боль- шим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребенка должно проделывать сложную работу абстрагиро- вания свойства от предмета. Как правило, из бесконечно- го множества свойств какого-либо предмета первоклас- сники могут выделить всего лишь два-три. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различ- ными аспектами действительности такая способность, бе- зусловно, совершенствуется. Однако это не исключает не- обходимости специально учить младших школьников видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять мно- жество свойств.

Для развития этого умения необходимо показать детям прие м сравнени я данног о предмет а с дру- гими, обладающими иными свойствами. С этой целью следует подобрать для сопоставления различные предметы и последовательно сравнивать с ними исходный. Вот как описывает возможный вариант такой процедуры Н.Ф. Та- лызина: «Можно использовать, например, такой набор предметов: несколько кубиков разного цвета и размера, сделанных из различного материала, кусок поролона, бле- стящий шар (елочное украшение), яблоко, тяжелую гирь- ку, прозрачное стекло.

Вначале ученикам показывают маленький пластмассо- вый кубик синего цвета. На доске и в тетрадях записывает- ся слово „кубик". Учитель спрашивает, что можно сказать про этот кубик, какой он. Под словом „кубик" вначале


записывают свойства, которые называют ученики: синий, пластмассовый. Если учащиеся больше не видят свойств кубика, его последовательно сравнивают с яблоком, стек- лом, поролоном и другими предметами. Это позволяет уче- никам выделить форму кубика, его размер, одноцветность, несъедобность, твердость, непрозрачность и ряд других свойств, которые также записываются под словом „кубик". В конце беседы учитель говорит, что все выписанное о кубике называется его свойствами. Свойства зачитываются. Учитель отмечает, что это только часть всех свойств куби- ка. Если сравнивать кубик с другими предметами, то легко открыть в нем множество других свойств. При этом учи- тель подчеркивает, что свойства предмета легче выделять при сравнении его с другими.

Выделить свойства у одного предмета недостаточно. Надо поработать с несколькими предметами, причем мало похо- жими. Делать это лучше не сразу, не на одном уроке, а постепенно... Для осознания приема и прочного его усвое- ния ученики должны не только выделять свойства, сравни- вая предметы друг с другом, но и называть их, записывать. Как только ученики научатся легко и быстро выделять свойства в предметах путем сравнения с другими предме- тами, надо предметы постепенно убирать и заставлять де- тей выделять свойства уже без сравнения с наблюдаемыми предметами. Вначале дети все равно прибегают к сравне- нию, но теперь уже с представляемыми, а не видимыми предметами. В дальнейшем они будут как бы непосредствен- но, без всякого сравнения, видеть в предмете множество

свойств. Это говорит о том, что прием усвоен»1.

Для развития у детей умения выделять различные свой- ства полезно отыскивать причины тех или иных явлений («Почему утка плавает, а курица нет?»), разбирать посло- вицы и поговорки («Почему говорят „Как с гуся вода",

„Не все то золото, что блестит", „Как об стенку горох"?»), отгадывать загадки («Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?»). Такие вопросы побуждают ребенка об- ращать внимание на хорошо знакомые предметы и явле- ния, заставляют задуматься над такими их свойствами, которые раньше казались само собой разумеющимися.

Параллельно с овладением приемом выделения свойств путем сравнения различных предметов (явлений) необхо-

 

1 Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащих- ся. - М., 1983.-С. 24-26.

 


димо вводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков.

Неумение выделять общее и существенное может серь- езно затруднить процесс обучения. В этом случае типичны- ми для ребенка становятся проблемы с обобщением учеб- ного материала: подведение математической задачи под уже известный класс, выделение корня в родственных словах, краткий (выделение только главного) пересказ текста, де- ление его на части, выбор заглавия для отрывка и т.п.


Умение выделять существенное способствует формиро- ванию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие дается младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного. В этой связи занимательный пример приводят B.C. Ротенберги СМ. Бон- даренко: «Попробуйте задать своим знакомым школьникам старинную шуточную задачку: „Фунт муки стоит двенад- цать копеек. Сколько стоят две пятикопеечные булки?" По- наблюдайте, как они будут ее решать: будут ли они делить, умножать или делать что-нибудь иное, в большинстве слу- чаев они будут начинать со стоимости фунта муки. Неуме- ние отбросить что-то относящееся „не сюда", одна из наи- более трудных для школьника умственных операций»1.

Не менее показателен в этом плане пример, приведен- ный А.И. Липкиной, который демонстрирует, насколько трудно для младших школьников, только овладевающих способностью управлять своей умственной деятельностью, вычленить и отбросить часть содержания из заданного це- лого. Младшим школьникам (1-4 классы) было дано за- дание воспроизвести рассказ Мельникова-Печерского «Лес- ной пожар», но при этом не упоминать о путниках, став- ших свидетелями пожара. Никто из первоклассников с этой задачей справиться не смог. Большинству второклассни- ков это все-таки удалось, но потребовало значительного напряжения и борьбы с постоянным желанием включить путников в свой рассказ. Вот фрагмент одного из таких пересказов: «... Так... о путниках нельзя говорить, а о жи- вотных можно? Белки, волки, медведи убегали от пожара. О путниках не надо... Что еще там было? Стадо лосей бе- жало (пауза). Хочется сказать о путниках...» И только школь- ники 3-4 классов могли четко удержать задачу и преодо- леть потребность рассказывать все подряд.

 

1 Ротенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг. Обучение. Здоровье. - М. 1989.-С. 188-189.

 


Приемы логического анализа необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноцен- ного усвоения учебного материала. Однако исследования показывают, что к концу первого года обучения лишь не- значительный процент первоклассников владеет приема- ми сравнения, подведения под понятие, выведения след- ствия и т.п. Немало школьников не осваивают их и к стар- шим классам.

Эти неутешительные данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целе- направленную работу по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности. Помощь в этом могут оказать разнообразные психолого-педагогические материалы1.

 

Становление внутреннего плана действий

Каждое психическое действие проходит в своем разви- тии ряд этапов. Начинается этот путь с внешнего, практи- ческого действия с материальными предметами, затем реальный предмет заменяется его изображением, схемой, после этого следует этап выполнения первоначального действия в плане «громкой речи», затем становится доста- точным проговаривание этого действия «про себя» и, на- конец, на заключительном этапе действие полностью ус- ваивается и, преобразуясь качественно (свертывается, со- вершается мгновенно и т.д.), становится умственным действием, т.е. действием «в уме»2.


Такую последовательность в своем развитии проходят все умственные действия (счет, чтение, выполнение арифме- тических операций и т.д.). Наиболее наглядный пример - обучение счету: 1) ребенок учится пересчитывать и склады- вать реальные предметы; 2) учится проделывать то же самое с изображениями предметов (например, считает нарисо- ванные кружочки); 3) может дать правильный ответ, уже не пересчитывая пальцем каждый кружок, а совершая анало-

 

1 См.: Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мысли- тельных навыков младших школьников- Обнинск, 1993; Бондаренко СМ. Учите детей сравнивать. - М., 1981; Заика Е.В. Игры для развития вну- треннего плана действий школьников// Вопросы психологии. - 1994. -

№ 5; Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мыш- ления учащихся // Вопросы психологии. - 1990. - № 6; и др.

2 См.: Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психо- логических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпо- ва С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978.


гичное действие в плане восприятия, лишь переводя взор, но по-прежнему сопровождая счет громким проговарива- нием; 4) действие проговаривается шепотом и, наконец,

5) действие окончательно переходит в умственный план, ребенок становится способен к устному счету.

Примечательно, что устный счет на уроках математики - один из немногих приемов, применяемых в массовой школе для формирования внутреннего плана действий. В основном же это умение складывается стихийно. Довольно часто мож- но наблюдать первоклассников в конце учебного года и даже учащихся 2-3 классов, которые во время устного счета пе- ресчитывают под партой пальцы на своих руках, причем де- лают это виртуозно, обгоняя с ответом детей, действитель- но считающих в уме.

У таких школьников действие счета во внутреннем плане не отработано, поэтому с ними необходимо проводить специальные занятия по формированию этого умения.

Развитие внутреннего плана действий обеспечивает спо- собность ориентироваться в условии задачи, выделять в нем наиболее существенное, планировать ход решения, предус- матривать и оценивать возможные варианты и т.д. «Чем боль- ше „шагов" своих действий может предусмотреть ребенок и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требование словесного отчета, оценка) созда- ют благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане»1.

Развитию внутреннего плана действий у младших школь- ников способствуют также различные игры (особенно шах- маты, «пятнашки» и др.) и упражнения [см., например, Заика Е.В. (1994), Зак А.З. (1982) и др.].

 







Date: 2015-10-21; view: 334; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию