Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис 7 лет





Переходный период от дошкольного в младшему школь- ному возрасту знаменуется наступлением возрастного кри- зиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом от- крывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет про- исходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.

Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает манерни- чать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Все это производит впечатление странного, немотивирован- ного поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нор- мам поведения (особенно когда дело касается выполне- ния повседневных бытовых требований).


За этими внешне негативными проявлениями скрыва- ются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.

Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений яв- ляется утрата детской непосредственности. Ребенок, всту- пивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с ок- ружающими он становится не таким понятным, как рань- ше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут одно- значно судить о том, что он думает, чувствует, пережива- ет, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.

Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием «вклинивается» ин- теллектуальный момент: ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных по- следствий и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредствованным и про- извольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональ- ность, стремление сделать то, что очень хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением. Черты опосредствованности, произвольности приобре-

тает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше, в до- школьном детстве, он мог вести себя более или менее про- извольно только в игре или с опорой на помощь взросло- го, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различ- ные сферы жизнедеятельности.

Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возника- ет обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каж- дый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), при- водят к формированию устойчивых аффективных комп- лексов чувства неполноценности, ущемленного самолю- бия или, напротив, чувства собственной значимости, уме- лости, компетентности.

Хорошей иллюстрацией может служить приводимая Л.С. Выготским история мальчика, страдавшего хромотой. Несмотря на свой недуг, заметно мешавший ему в под- вижных играх, этот мальчик очень любил играть с ребята-


ми в футбол. Такие игры заканчивались для него, как пра- вило, неутешительно, так как сверстники сердились на него за неловкость, дразнили, исключали из игры. Неуда- чи и насмешки, конечно же, огорчали ребенка, но, не- смотря на хронический неуспех, у него не возникало чув- ства собственной неполноценности и всякий раз при пер- вой же возможности он стремился снова и снова принять участие в игре. Так продолжалось довольно долго. И вдруг наступил момент, когда мальчик стал наотрез отказываться от игры в футбол. Никакие уговоры не помогали, он заяв- лял, что лучше посидит дома, а играть с ребятами ему совсем неинтересно.

Что же произошло? Неужели мальчику действительно расхотелось играть? Конечно, нет. Просто к повзрослев- шему ребенку пришло осознание своего неуспеха, возникло обобщенное переживание собственной несостоятельности в спортивных занятиях, и это оказалось сильнее непос- редственного желания играть.

Возникающие аффективные образования, конечно, могут в дальнейшем изменяться по мере накопления ре- бенком более широкого и разнообразного опыта. Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответст- вующими событиями и оценками со стороны окружаю- щих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний. Именно на них он начинает те- перь ориентироваться в своих действиях и поступках.

Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет являет- ся периодом рождения социального «Я».


Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни - стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность - потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.

Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личност- ное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом.


В условиях всеобщего школьного обучения все это реа- лизуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализацию этой позиции, - учению.

Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным дости- жением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современ- ных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет1. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особен- ностями общего психического и психофизического разви- тия ребенка, характером его социального окружения, осо- бенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки мо- гут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый воз- растной этап. Это во многом и составляет суть проблемы пси- хологической готовности детей к школе.

Переход к обучению с 6 лет существенно повысил ак- туальность данной проблемы как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку 6-летние дети отличают- ся высокой неравномерностью психического и психофи- зического развития. Относительное выравнивание проис- ходит примерно к 7 годам2.

 







Date: 2015-10-21; view: 558; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию