Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие рефлексии





Характеризуя особенности мышления ребенка в «пер- вом школьном возрасте», т.е. младшего школьника, Л.С. Выготский отмечал, что ребенок «еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и поэтому

 

1 Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возра- сте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973. - С. 83.

 


не может в полной мере овладеть ими. Он еще мало спосо- бен к внутреннему наблюдению, к интроспекции... Только под давлением спора и возражений ребенок начинает пы- таться оправдать свою мысль в глазах других и начинает наблюдать собственное мышление, т.е. искать и различать с помощью интроспекции мотивы, которые его ведут, и направление, которому он следует. Стараясь подтвердить свою мысль в глазах других, он начинает подтверждать ее и для самого себя»1.

Таким образом, младший школьник только начинает овладевать рефлексией, т.е. способностью оценивать соб- ственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.

Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Напом- ним, что именно эти действия являются важнейшими ком- понентами учебной деятельности. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он де- лает. Ведь хорошо известно: когда человек объясняет что-то другому, он сам начинает лучше понимать то, что объясняет. Поэтому на первых порах обучения любому действию (мате- матическому, грамматическому и др.) необходимо требо- вать от ребенка не только самостоятельного и правильного выполнения этого действия, но и развернутого словесного разъяснения всех совершаемых операций.

Для этого в процессе действий ребенку следует задавать вопросы о том, что он делает, почему делает именно так, а не иначе, почему его действие правильно, и т.д. Ребенка нужно просить сделать и рассказать так, чтобы «всем было понятно». Подобные вопросы рекомендуется задавать ре- бенку не только в тех случаях, когда он допустил ошибку, а постоянно, приучая его подробно разъяснять и обосновы- вать свои действия.

Возможно также использование коллективной мыслитель- ной деятельности, когда анализ решения задачи дети прово- дят в паре, при этом один из учеников выполняет роль кон- тролера, требующего объяснить каждый шаг решения.

Рассмотренные выше новообразования (анализ, внут- ренний план действий и рефлексия) формируются у млад-

 

1 Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. - М., 1984. -Т.4. - С. 828.

 


ших школьников в процессе учебной деятельности. В усло- виях специально организованного развивающего обучения, основу которого составляет осуществление детьми полно- ценной развернутой учебной деятельности, ведущей к формированию теоретического мышления, эти новообра- зования будут складываться раньше, чем в условиях тра- диционного обучения1. Это, безусловно, создает более ши- рокие возможности для психического развития и исполь- зования умственного потенциала младших школьников.

При традиционном обучении эти новообразования скла- дываются в основном стихийно и у многих детей не дос- тигают необходимого уровня развития к концу младшего школьного возраста. Поэтому в условиях традиционной массовой школы развивающая работа в этом направлении, проводимая при обязательном сотрудничестве учителя с психологом и родителями, будет особенно полезной.

Направляя усилия на развитие мышления детей, следу- ет ориентироваться на их индивидуальные особенности (склад ума, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). Кроме того, нельзя забывать и о качественном свое- образии мышления ребенка в младшем школьном возрасте. Так, установлено, что примерно до 10 лет у детей активи- зируется преимущественно правое полушарие и первая сиг- нальная система, поэтому подавляющее большинство млад- ших школьников относятся не к мыслительному, а к худо- жественному типу. Это означает, что «физиологически млад- шие школьники по сути, поголовно все! „художники"2. По- этому целенаправленное развитие теоретического мышле- ния детей следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием мышления образного. «Ум человека, у которого в детские годы не сформировалось должным об- разом непосредственное восприятие окружающего и нагляд- но-образное мышление, может получить впоследствии од- ностороннее развитие, приобрести чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер»3.

В этой связи специальное внимание учителей, а также школьных психологов должно быть непременно направле- но и на развитие воображения учащихся4.

 

1 См.: Психическое развитие младших школьников// Под ред. В.В.Да- выдова. - М., 1990.

2 Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. - iM., 1981. - С. 65.

3 Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1986. - С. 257.

4 См.: Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М., 1975; Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1990; и др.


Вопросы и задания

1. Каковы основные особенности мышления детей младшего школьного возраста?

2. В чем заключаются возможности и ограничения мыслитель- ной деятельности младших школьников?

3. Каковы основные пути развития мышления учащихся в начальной школе?

 

Тема 5







Date: 2015-10-21; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию