Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение и наблюдательность





Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с дея- тельностью мышления - сравнением, различением, ана- лизом. Наблюдением называют целенаправленное, плано-


мерное восприятие объектов и явлений, в познании кото- рых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смот- реть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушивать- ся, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и пого- ворках:

И глядит, да не видит. Зряч, да не зорок.

У меня на это уши заложены.

 

Наблюдение всегда осуществляют с определенной по- знавательной целью. Оно предполагает ясное представле- ние задач наблюдения и предварительную разработку пла- на его осуществления. Невозможно наблюдать, если не знать, что конкретно и с какой целью надо наблюдать. Ясность цели и задач наблюдения активизируют важную характеристику восприятия - избирательность.

Человек воспринимает не все. что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяют- ся при наблюдении в единый процесс умственной дея- тельности. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать дей- ствительность.

Наблюдательность - это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные осо- бенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий из- бранным делом.

Умение наблюдать играет огромную роль в самых раз- нообразных областях человеческой деятельности.

Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов.

 

...Иван-да-Марья, зверобой, Ромашка, Иван-чай, татарник, Окутанные ворожбой,

Глазеют, обступив кустарник...

 

Б. Пастернак. «Тишина»

 

 


Наблюдательность необходима педагогу. Без вниматель- ных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.

Высокоразвитая наблюдательность учителя способству- ет развитию его педагогического такта. Работая с детьми, наблюдательный учитель улавливает едва заметные настро- ения детей, отклонения от их обычного состояния и стро- ит свои взаимоотношения с ними в соответствии с этими состояниями.

Наблюдательность как личностное профессиональное качество развивается у учителя постепенно, в процессе приобретения опыта педагогической деятельности и при- общения к психологическим знаниям.

Разработаны различные рекомендации и схемы по ве- дению наблюдений за особенностями психического раз- вития учащихся, предназначенные для учителей. Приве- дем в качестве примера одну из таких схем.

1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащих- ся. Скорость установления внимания в начале урока. Осо- бенности внимания при опросе, при восприятиии нового материала, при повторении, при проверке домашних за- даний.

2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащих- ся к учителю на различных этапах урока. Причины отвле- чения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся.

3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при перехо- де от одного этапа урока к другому. Скорость переключе- ния (длительность переходного интервала), ошибки пере- ключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока.

4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителем).

5. Учет преподавателем возрастных особенностей объе- ма внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов за- дания, условий, обозначений и т.д.).

6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепро- извольное).


7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учите- ля, а также во время припоминания формулы, стихотво- рения, размышления и в других ситуациях.

8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конк- ретной учебной ситуации.

9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллек- тивного внимания. Причины, обуславливающие эту фор- му внимания (например, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредо- точения учащихся).

10. Причины отсутствия синхронности внимания (не- соответствие между индивидуальным и заданным темпа- ми, отсутствие единства оценки, понимания, усвоения; неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.).

11. Зависимость внимания учащихся на уроке от содер- жания материала - его образности, доступности, эмоцио- нальности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося, от контроля учителя, от отношения учащихся к учителю и к уроку, от умения учителя психологически грамотно использовать де- монстрационный материал1.

Существенное значение при работе с картой имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить главное из того, что ты видишь. При этом важно не подменить реаль- но наблюдаемый факт собственной интерпретацией.

Вместе с тем, у педагога как и у всякого специалиста, по роду своей деятельности много общающегося с людь- ми, множество наблюдений накапливается без специаль- ного плана, стихийно. Этот богатый опыт наблюдений за ребенком в разных ситуациях создает основу для того, что называется «педагогической интуицией», позволяет, по- чти не задумываясь выбрать единственно правильные сло- ва, которые нужны именно этому ученику. Однако, этот опыт часто остается неосмысленным, непродуманным. Его очень трудно передать другому педагогу, иногда даже трудно

 

1 См.: Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изуче- ния и развития. Изучение внимания школьников. - М.; Воронеж, 1995.-С. 40-41.


объяснить самому себе. Для систематизации и осознания таких стихийных наблюдений разрабатываются специаль- ные схемы. Одной из таких схем, предназначенных для за- полнения учителем, является «Карта наблюдений» Д. Стот- та. Она направлена на выявление различных видов нару- шений поведения. Эта карта состоит из описания разных форм поведения, которые педагог может наблюдать у де- тей. Педагога просят оценить, встречается или нет у ре- бенка та или иная форма поведения. Концентрация симп- томов в какой-либо одной области позволяет понять при- чины эмоциональных трудностей ребенка, нарушений поведения и т.п.

Приведем в качестве примера одну из частей этой карты.

«Тревога по отношению к взрослым. Беспокойство и не- уверенность в том, интересуются ли им взрослые, лю- бят ли его...

1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учите- лем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учи- телю.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найден- ные им предметы, рисунки, модели и т.п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. „Подлизывается", старается понравиться учителю

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со сто- роны учителя»1.

 

Date: 2015-10-21; view: 402; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию