Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наблюдение и наблюдательность
Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с дея- тельностью мышления - сравнением, различением, ана- лизом. Наблюдением называют целенаправленное, плано- мерное восприятие объектов и явлений, в познании кото- рых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смот- реть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушивать- ся, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и пого- ворках: И глядит, да не видит. Зряч, да не зорок. У меня на это уши заложены.
Наблюдение всегда осуществляют с определенной по- знавательной целью. Оно предполагает ясное представле- ние задач наблюдения и предварительную разработку пла- на его осуществления. Невозможно наблюдать, если не знать, что конкретно и с какой целью надо наблюдать. Ясность цели и задач наблюдения активизируют важную характеристику восприятия - избирательность. Человек воспринимает не все. что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяют- ся при наблюдении в единый процесс умственной дея- тельности. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать дей- ствительность. Наблюдательность - это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные осо- бенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий из- бранным делом. Умение наблюдать играет огромную роль в самых раз- нообразных областях человеческой деятельности. Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов.
...Иван-да-Марья, зверобой, Ромашка, Иван-чай, татарник, Окутанные ворожбой, Глазеют, обступив кустарник...
Б. Пастернак. «Тишина»
Наблюдательность необходима педагогу. Без вниматель- ных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания. Высокоразвитая наблюдательность учителя способству- ет развитию его педагогического такта. Работая с детьми, наблюдательный учитель улавливает едва заметные настро- ения детей, отклонения от их обычного состояния и стро- ит свои взаимоотношения с ними в соответствии с этими состояниями. Наблюдательность как личностное профессиональное качество развивается у учителя постепенно, в процессе приобретения опыта педагогической деятельности и при- общения к психологическим знаниям. Разработаны различные рекомендации и схемы по ве- дению наблюдений за особенностями психического раз- вития учащихся, предназначенные для учителей. Приве- дем в качестве примера одну из таких схем. 1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащих- ся. Скорость установления внимания в начале урока. Осо- бенности внимания при опросе, при восприятиии нового материала, при повторении, при проверке домашних за- даний. 2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащих- ся к учителю на различных этапах урока. Причины отвле- чения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся. 3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при перехо- де от одного этапа урока к другому. Скорость переключе- ния (длительность переходного интервала), ошибки пере- ключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока. 4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителем). 5. Учет преподавателем возрастных особенностей объе- ма внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов за- дания, условий, обозначений и т.д.). 6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепро- извольное). 7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учите- ля, а также во время припоминания формулы, стихотво- рения, размышления и в других ситуациях. 8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конк- ретной учебной ситуации. 9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллек- тивного внимания. Причины, обуславливающие эту фор- му внимания (например, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредо- точения учащихся). 10. Причины отсутствия синхронности внимания (не- соответствие между индивидуальным и заданным темпа- ми, отсутствие единства оценки, понимания, усвоения; неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.). 11. Зависимость внимания учащихся на уроке от содер- жания материала - его образности, доступности, эмоцио- нальности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося, от контроля учителя, от отношения учащихся к учителю и к уроку, от умения учителя психологически грамотно использовать де- монстрационный материал1. Существенное значение при работе с картой имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить главное из того, что ты видишь. При этом важно не подменить реаль- но наблюдаемый факт собственной интерпретацией. Вместе с тем, у педагога как и у всякого специалиста, по роду своей деятельности много общающегося с людь- ми, множество наблюдений накапливается без специаль- ного плана, стихийно. Этот богатый опыт наблюдений за ребенком в разных ситуациях создает основу для того, что называется «педагогической интуицией», позволяет, по- чти не задумываясь выбрать единственно правильные сло- ва, которые нужны именно этому ученику. Однако, этот опыт часто остается неосмысленным, непродуманным. Его очень трудно передать другому педагогу, иногда даже трудно
1 См.: Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изуче- ния и развития. Изучение внимания школьников. - М.; Воронеж, 1995.-С. 40-41. объяснить самому себе. Для систематизации и осознания таких стихийных наблюдений разрабатываются специаль- ные схемы. Одной из таких схем, предназначенных для за- полнения учителем, является «Карта наблюдений» Д. Стот- та. Она направлена на выявление различных видов нару- шений поведения. Эта карта состоит из описания разных форм поведения, которые педагог может наблюдать у де- тей. Педагога просят оценить, встречается или нет у ре- бенка та или иная форма поведения. Концентрация симп- томов в какой-либо одной области позволяет понять при- чины эмоциональных трудностей ребенка, нарушений поведения и т.п. Приведем в качестве примера одну из частей этой карты. «Тревога по отношению к взрослым. Беспокойство и не- уверенность в том, интересуются ли им взрослые, лю- бят ли его... 1. Очень охотно выполняет свои обязанности. 2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учите- лем. 3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней). 4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учи- телю. 5. Очень часто приносит и показывает учителю найден- ные им предметы, рисунки, модели и т.п. 6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю. 7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье. 8. „Подлизывается", старается понравиться учителю 9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой. 10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со сто- роны учителя»1.
Date: 2015-10-21; view: 441; Нарушение авторских прав |