Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сознаниеибессознательное
Сознание следует отличать от осознаваемости предме- тов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осоз-
Там же. - С. 153. нается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание со- держит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамо- тен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осоз- нанными. При выработке любого нового умения, освое- нии любой новой деятельности, определенная часть авто- матизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухуд- шению деятельности. Известна, например, сказка о соро- коножке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие - потом. Сороконожка попы- талась проследить, как она ходит, и упала. Это явление даже получило такое название - «эффект сороконожки». Иногда мы поступаем так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем объяснить причины своего поведения. Явления нашей психики, которые актуально не осоз- наются, но могут быть осознаны в любой момент, называ- ются предсознательными. Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бес- сознательными. Если предсознательное - это то, на что не направляется внимание, то бессознательное - то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам. Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает ба- рьер, включает психологические защитные механизмы. Сознание и бессознательное по 3. Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивиро- ванных» или ложно мотивированных поступках и т.п. Бес- сознательные влечения могут быть источником напряже- ния, сильных внутренних конфликтов, порождать невро- зы, психозы и серьезные соматические болезни, например, язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симпто- мов, необходима специальная психологическая работа. В современной психологии показано, что область бес- сознательного не ограничивается неприемлемыми для со- знания человека мотивами. Она гораздо шире. К ней относятся многие другие явления психики. На- пример, бессознательная установка, то есть готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Установка может создаться в процессе опыта. Ее можно выработать и экспериментально. Эта проблема особенно интенсивно изу- чалась грузинскими психологами во главе с Д.Н. Узнадзе. К сфере бессознательного относятся также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами наших органов чувств. Известен, например, прием «нече- стной рекламы», так называемый 36-й кадр. В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продук- та. Кадр этот не воспринимается сознанием, мы его как бы не видим, однако реклама работает. Так, описан слу- чай, когда такой прием применялся для рекламы одного из прохладительных напитков. После фильма его продажа резко возросла. Между сознанием и бессознательным, считают многие направления современной науки, нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими психики человека. Ряд образований (например, личност- ные смыслы) в равной степени относятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считает, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания.
Вопросы и задания 1. Как вы понимаете высказывание известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна: «Осознание1 переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которое оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано». 2. Проанализируйте приведенный ниже пример и объясните, измениться ли отношение студентов к заданию и если да, то почему.
Студентам дали скучное, однообразное задание. К тому же оно казалось им бессмысленным. Так что выполнять его было 1 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 45. мучением. Но когда они пошли на практику в школу, они должны были дать детям то же задание, объяснив, что оно интересное и очень важно для понимания предмета. От того, насколько они сумеют увлечь школьников, во многом зависела оценка по практике.
3. В чем различие между значением и личностным смыслом. Приведите примеры. 4. Известно, что во время сеанса гипноза человеку можно вну- шить многое. Однако не все. Например, по-настоящему честный человек даже в состоянии гипноза не может украсть. Почему? 5. Объясните результаты эксперимента. Группе испытуемых показали картинку, изображающую улицу дачного поселка, сказали, что изучается острота их зрения и попросили прочесть надпись на табличке на воротах. На самом деле надписей не было - на табличке были только черточки. Однако более 80 % испытуемых прочли их, как «Осторожно! Злая собака!». 6. Каким образом в результатах эксперимента проявилось дей- ствие бессознательного? В известных опы тах грузинского психолога Д.Н. Узнадзе ис- пытуемому несколько раз предлагалось сравнить вес двух шаров. При этом на правую рук у ему всегда клали более тяжелый шар, а на левую - более легкий. В решающем, критическом опыте ему для сравнения давали два равных по весу шара. Однако все испы- туемые продолжали считать, что шар на правой руке - тяжелее.
Date: 2015-10-21; view: 759; Нарушение авторских прав |