Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие ощущений
Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безус- ловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и неко- торые другие раздражители. Человеческий слух формиру- ется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и вос- питания. Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами - памятью, мышлением, воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в пол- ной мере не реализуется. Устройство наших органов чувств позволяет нам ощу- щать гораздо больше того, что мы на самом деле ощущаем. Как будто сложный прибор работает не в полную силу. Можно ли как-то изменить или усилить наши ощущения? Конечно, можно. Развитие ощущений происходит в связи с практичес- кой, прежде всего трудовой деятельностью человека и за- висит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совер- шенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр. Живопись предъявляет особые требования к ощуще- нию пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов. Это ощущение у художников развито выше, чем у людей, не занимающихся живописью. То же - у музыкантов. На точность определения звуков по высоте влияет, например, инструмент, на котором человек иг- рает. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет особые требования к слуху скрипача. Поэто- му различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем, например, у пианистов (данные Кауфма- на). Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все мелодии имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкаль- ный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибоч- но. Во время занятий музыкой у любого человека развива- ется музыкальный слух. Особенно острым слухом отлича- ются слепые люди. Они хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать деревья, например, отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие небольшие различия в звуках. Наши зрительные ощущения тоже развиты очень мало. Возможности зрительного анализатора гораздо шире. Из- вестно, что художники различают гораздо больше оттен- ков одного и того же цвета, чем большинство людей. Встречаются люди с хорошо развитым осязанием и обо- нянием. Особенно важны эти виды ощущений для слепых и глухих. На ощупь и по запаху они узнают людей и пред- меты, идя по знакомой улице, они по запаху узнают о том, мимо какого дома проходят. Вот, например, что пишет Ольга Скороходова: «Неза- висимо от того, какое бывает время года: весна ли, лето ли, осень или зима, но я всегда по запахам чувствую боль- шую разницу между городом и парком. Весной я чувствую, как резко пахнет влажная земля, смолистый запах сосны, запах березы, фиалок, молодой травы, а когда цветет си- рень, я слышу этот запах. Еще подходя к парку, летом я чувствую запах разных цветов, травы и сосны. В начале осени я слышу в парке сильный, не похожий на другие запахи, запах увядающих и уже сухих листьев; в конце осени, особенно после дождя, я ощущаю, как пахнет мокрая земля и намокшие сухие листья. Зимой же я отли- чаю парк от города, потому, что воздух здесь более чис- тый, нет тех резких запахов людей, автомобилей, разной пищи, запахов, которые в городе исходят почти из каж- дого дома...» Для того, чтобы развивать свои ощущения, необходи- мо их тренировать. Мы не используем всех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется чело- веку во всем своем многообразии и красоте. Особенностью сенсорной организации человека явля- ется то, что она складывается прижизненно. Исследова- ния психологов показывают: сенсорное развитие - резуль- тат длительного жизненного пути личности. Чувствитель- ность - потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.
Вопросы и задания 1. Почему ощущение называют источником познания? 2. Что такое «органы чувств»? 3 О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках слепоглухой О. Скороходовой: Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю... 4. Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты? Date: 2015-10-21; view: 718; Нарушение авторских прав |