Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности памяти младших школьников





С особенностями запоминания связаны особенности вос- приятия и осмысливания детьми различного учебного ма- териала.

Мы уже знаем, что память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не толь- ко лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо - математические форму- лы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут бы- стро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то за- помнили. Такие дети снижают темп урока, чем часто раздра- жают учителя, но все-таки торопливость здесь неуместна: нужно проявить терпение, дать ученику время подумать, собраться с мыслями. Если ученик не будет волноваться - успеет или не успеет он ответить на вопрос, пока учитель его не посадит на место, - то постепенно он научится быстрее воспроизводить выученный ранее материал.

Существуют разные типы памяти. Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с вообра- жением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети


содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспо- минает экскурсии, походы. Одни перечисляют последова- тельность событий, воспроизводят объяснения экскурсо- вода или учителя. В пересказе других вы ярко увидите до- рогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.

У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух.

В процессе школьного обучения ребенку нужна и сло- весно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка сла- бее, чтобы развить ее. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал К.Д. Ушин- ский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно боль- ше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мус- кульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания».

Как определить тип памяти?

При помощи самых разных упражнений. Так, можно взять два ряда слов:

 


зонт конь

внук стол ночь гриб

свет звон мел


снег рак

мир край пень цепь

дождь вкус лес


 

Школьникам читают вслух через определенные интерва- лы слова первого ряда (не показывая их). Затем дети записы- вают запомнившиеся слова. Через некоторое время детям молча показывают одно за другим слова второго ряда, а они записывают то, что запомнили. После этого производится сравнение: слова какого столбика ученик запомнил лучше.

Конечно, по одному такому упражнению никаких вы- водов делать нельзя. Для обоснованного заключения о пре- обладающем у ребенка типе памяти нужно провести не- сколько упражнений. Желательно, чтобы материал, пред- лагаемый для запоминания, был различный: можно ис-

 


пользовать столбики цифр, или ряды картинок, или тек- сты разного содержания.

При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей прежде всего смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических свя- зей внутри запоминаемого материала.

 

Группе учащихся II-1II классов была предложена и решена вместе с ними задача: «Кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич?» Через некоторое время этой же группе была предложена подобная задача: «Книга стоит 1 р. и половину стоимости книги. Сколько стоит книга?»

Приводим рассуждение одного ученика:

- Книга стоит один рубль и половину стоимости... А стоимость- то не знаем... Что-то такое было... Один и половина одного... Половина - это один и есть. Знаю! Книга стоит 2 р., потому что полкниги стоят один рубль.

- Ты решал когда-нибудь такую задачу?

- Решал что-то, забыл, о чем.

- О кирпиче?

-Да, как будто о кирпиче... Кирпич весил один килограмм и полкирпича, теперь вспомнил.

Мальчик запомнил принцип решения подобных задач, а про кирпич задача или еще про что-нибудь - это для него не так важ- но, он не запомнил этого.

Ту же задачу решает другой ученик:

- Ты решал когда-нибудь похожую задачу?


- Нет.

- А задачу про кирпич помнишь?

-Да.

- Вспомни условие задачи и ее решение.

- Не помню. Два килограмма весил кирпич и еще там пол- кирпича было.

Как видим, этот ученик запомнил лишь конкретные данные, принципа решения он не запомнил.

 

У одних детей происходит смысловое, обобщенное за- поминание, у других - запоминание отдельных деталей.

Предложим детям небольшой ряд чисел: 1, 4, 7, 10,

13, 16, 19, 22, 25. Запоминают его ученики по-разному. Одни сразу улавливают закономерность: цифры представ- ляют собой математический ряд, каждое число больше предыдущего на три, - и мгновенно запоминают все чис- ла. Другие никакой закономерности не улавливают, запо-

 


минают только путем простого повторения, не пытаясь найти какой-нибудь прием, облегчающий этот процесс.

Развить память любого типа помогает заинтересован- ность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существен- но, важно), положительное отношение к запоминаемо- му. Вообще эмоции имеют большое значение в запомина- нии. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на за- поминание, а пробуждение интереса к знаниям, к от- дельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

 

Вопросыи задания

1. Что общего между восприятием и памятью?

2. Понаблюдайте над тем, как вы запоминаете, к какому типу запоминания можно отнести вашу память?

3. Какие способы запоминания вы знаете и используете ли их в учебной работе и жизни?

4. Объясните смысл высказанного Ф.М. Достоевским сообра- жения с точки зрения своей будущей профессиональной деятель- ности, с позиции педагога, ответственного за становление лич- ности ребенка:

«И хотя бы мы были заняты самыми важными делами, дос- тигли почестей или впали бы в какое великое несчастье - все равно не забывайте никогда, как нам было здесь хорошо, всем сообща, соединенным таким хорошим и добрым чувством... Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и по- лезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоми- нание... Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь И даже если и одно такое хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».

 

 








Date: 2015-10-21; view: 558; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию