Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды ощущений. Зрительные ощущения- это ощущения света и цвета
Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным мо- жет быть только совершенно прозрачный предмет, кото- рый мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зе- леного, синего). Зрительные ощущения возникают в результате воздей- ствия световых лучей (электромагнитных волн) на чув- ствительную часть нашего глаза. Светочувствительным ор- ганом глаза является сетчатка, в которой находятся клет- ки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много - около 130 палочек и 7 млн. колбочек. При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов - всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточ- но), и зрение осуществляется только аппаратом палочек - человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета). Есть заболевание, при котором нарушается работа па- лочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относитель- но нормальным. Это заболевание называется «куриная сле- пота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумер- ках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наобо- рот, имеют в сетчатке только палочки - днем эти животные почти слепы. Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособ- ность человека, на успешность учебной деятельности. Пси- хологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для ок- раски стен учебных помещений оранжево-желтый, созда- ющий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утом- ляют глаза. В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальто- низмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впер- вые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обо- значают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не мо- гут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цве- там встречается очень редко. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близо- рукости, особенно у детей и школьников. Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы- кальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализа- тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-сла- бый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие го- лоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков. Слух к звукам речи называется фонематическим. Онфор- мируется в зависимости от речевой среды, в которой вос- питывается ребенок. Овладение иностранным языком пред- полагает выработку новой системы фонематического слу- ха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в началь- ной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культу- ре человечества. Шумы могут вызывать у человека определенный эмо- циональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой вет- ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по- езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа- ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра- ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весь- ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух. Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запа- хи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообраз- ных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр. Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обоня- тельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благо- воние предметов оказывает большое влияние на эмоцио- нальное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потреб- ности людей в приятных запахах. Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек мо- жет ориентироваться в них.
Июль, таскающий в одеже Степной нечесаный растрепа, Пух одуванчиков, лопух, Пропахший липой и травой, Июль, домой сквозь окна вхожий Ботвой и запахом укропа, Все громко говорящий вслух. Июльский воздух луговой.
Пастернак Б. «Июль»
Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Раз-
нообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощу- щений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограни- ченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кис- лого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие. Вкусовые ощущения человека находятся в большой за- висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкус- нее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже са- мое любимое, блюдо кажется безвкусным. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы- ка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому. Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикос- новения) и температурные (ощущения тепла или холо- да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при- косновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз- лична. Прикосновение больше всего ощущается на кон- чике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувстви- тельна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровож- даются положительным чувством, характер эмоциональ- ной окраски для тепла и холода различен: холод пережи- вается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляю- щее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоцио- нальные переживания. Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обо- нятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире. Другая группа ощущений сообщает нам об изменени- ях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущенияравновесия, осязательные, болевые. Безэтихощу- щений мы ничего бы не знали о самих себе. 4 Дубровина 97 Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощу- щения движения и положения частей тела. Благодаря дея- тельности двигательного анализатора человек получает воз- можность координировать и контролировать свои движе- ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения. Развитие кинестезических ощущений - одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного ана- лизатора. Для овладения движениями большое значе- ние имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений. Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повыша- ет культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характер- ны для русского языка. Без двигательных ощущений мы не могли бы нормаль- но выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каж- дой малейшей подробности акта движения. Органические ощущения рассказывают нам о работе на- шего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желуд- ка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе. Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. - все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней. «Нет сомнений, - говорил И.П. Павлов, - что для орга- низма важен не только анализ внешнего мира, для него также необходимо сигнализирование вверх и анализиро- вание и того, что происходит в нем самом». Органические ощущения тесно связаны с органически- ми потребностями человека. Осязательные ощущения - это сочетания кожных и дви- гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Маленький ребенок начинает познавать мир с осяза- ния, ощупывания предметов. Это один из важных источ- ников получения информации об окружающих его пред- метах. У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важ- нейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготов- лением пищи. Сочетание кожных и двигательных ощущений, возника- ющих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука. Например, слепоглухая Ольга Ско- роходова так пишет в стихотворении «К бюсту A.M. Горь- кого»:
Я никогда не видела его, Мне осязанье зренье заменяет, Своими пальцами смотрю я на него, И Горький предо мною оживает...
Осязание имеет большое значение в трудовой деятель- ности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности. Ощущения равновесия отражают положение, занимае- мое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые са- димся на двухколесный велосипед, становимся на конь- ки, ролики, водные лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом. При изменении положения тела происходит колеба- ние особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы рав- новесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблю- даются тошнота, рвота (так называемая морская или воз- душная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает. Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать. Болевые ощущения имеют защитное значение: они сиг- нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, чело- век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не- чувствительность к боли - редкая аномалия, и она прино- сит человеку серьезные неприятности. Болевые ощущения имеют различную природу. Во-пер- вых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних орга- нах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во- вторых, ощущения боли возникают при действии сверх- сильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляю- щий свет, оглушительный звук, сильный холод или теп- ловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.
1.3. Основныезакономерностиощущений Не все, что действует на наши органы чувств, вызыва- ет ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на кожу пылинок, не видим света далеких звезд, не слы- шим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздра- жение должно достигнуть определенной величины. Слиш- ком слабые раздражители не вызывают ощущений. Минимальная величина раздражителя, дающая замет- ное ощущение, называется абсолютным порогом ощуще- ния. Каждый вид ощущения имеет свой порог. Эта та, самая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить. Величина абсолютного порога характеризует абсолют- ную чувствительность органов чувств, или способность их реагировать на минимальные воздействия. Чем меньше ве- личина порога ощущения, тем больше абсолютная чув- ствительность к данным раздражениям. Абсолютная чувствительность определенных анализато- ров у разных людей различна. В мире нет совершенно оди- наковых людей, поэтому и пороги ощущения у всех раз- личаются. Так, один человек слышит очень слабые зву- ки (например, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит. Для того, что- бы у последнего возникло слуховое ощущение, необходи- мо увеличить силу данного раздражителя (например, при- близить на более близкое расстояние тикающие часы). Та- ким образом можно обнаружить, что абсолютная слуховая чувствительность у первого выше, чем у второго, и точно измерить наблюдаемое здесь различие. Или один человек может заметить совсем слабый, тусклый свет, а для друго- го этот свет должен быть чуть ярче, чтобы его можно было ощутить. Пороги абсолютной чувствительности не остаются не- изменными на протяжении жизни человека: чувствитель- ность у детей развивается, достигая к юношескому возра- сту высшего уровня: пороги становятся ниже, а чувстви- тельность достигает оптимального уровня. К старости пороги чувствительности повышаются. Значительное вли- яние на изменение порогов оказывает деятельность, в про- цессе осуществления которой человек опирается на дан- ные виды чувствительности. Не только в специальных школах, но и в обычных учатся дети с пониженной слуховой и зрительной чувствитель- ностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно заботиться о том, как создать для них условия наилучшего различения речи учителя и записей на доске. Помимо абсолютной чувствительности анализатор имеет другую важную хаактеристику - способность различать из- менения в силе раздражителя. Другая важная характеристика анализатора - его спо- собность различать изменения в силе раздражителя. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздра- жителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувстви- тельности к различению. В жизни мы постоянно замечаем изменение освещен- ности, увеличение или уменьшение силы звука, но по- чувствуем ли мы, например, разницу в силе источника света в 1000 и 1005 Вт? Порог различения имеет постоянную для определенно- го вида ощущений относительную величину и выражается в виде отношения (дроби). Для зрения порог различения 1/100. Если исходная освещенность зала составляет 1000 вт, то прибавка должна составлять не менее 10 вт, чтобы человек ощутил едва заметное изменение в освещенности. Для слуховых ощущений порог различения 1/10. Значит, если к хору в 100 человек прибавить 7-8 таких же певцов то человек не заметит усиления звука, только 10 певцов едва заметно усилят хор. Развитие различительной чувствительности имеет важ- ное жизненное значение. Оно помогает правильно ориен- тироваться в окружающем, дает возможность действовать в соответствии с малейшими изменениями в окружающих условиях. Адаптация. В жизни адаптация (от латинского слова «adaptare» - прилаживать, привыкать) хорошо известна каждому. Входим в реку купаться, в первую минуту вода кажется ужасно холодной, затем ощущение холода исче- зает, вода кажется вполне терпимой, достаточно теплой. Или: выйдя из темной комнаты на яркий свет, мы в пер- вые мгновения видим очень плохо, сильный свет ослеп- ляет и мы невольно зажмуриваемся. Но через несколько минут глаза приспособятся, привыкнут к яркому осве- щению и будут видеть нормально. Или: когда мы с улицы приходим домой, то в первые секунды ощущаем все до- машние запахи. Через несколько минут мы их перестаем замечать. Значит, чувствительность анализаторов может менять- ся под влиянием действующих раздражителей. Такое при- способление органов чувств к внешним воздействиям на- зывается адаптацией. Общая закономерность изменения чувствительности: при переходе от сильных к слабым раз- дражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным - снижается. В этом проявляется био- логическая целесообразность: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда они слабы, важ- на способность улавливать слабые раздражители. Сильная адаптация наблюдается в зрительных, обоня- тельных, температурных, кожных (тактильных) ощуще- ниях, слабая - в слуховых и болевых. К шуму и боли мож- но привыкнуть, т.е. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестаешь. А вот кожа перестает чувствовать давление одежды. Наши орга- ны чувств не приспосабливаются к боли потому, что боль - это тревожный сигнал. Его подает наше тело, когда с ним что-нибудь неладно. Боль предупреждает об опасности. Если бы мы переставали чувствовать боль, мы не успевали бы помогать себе.
Date: 2015-10-21; view: 1547; Нарушение авторских прав |