Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процессыпамяти
Основные процессы памяти - запоминание, воспроизве- дение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру вос- произведения судят о качестве работы всего аппарата памяти. Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос- произведения. Запоминание может быть непреднамеренным и предна- меренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запо- минается главным образом то, что живо интересует чело- века или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу предна- меренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель - за- помнить материал. Запоминание бывает механическим и смысловым. Ме- ханическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое за- поминание связано с процессами мышления. Чтобы запом- нить новый материал, человек должен понять его, осмыс- лить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями. Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понима- ние. И механическое и смысловое запоминание имеют боль- шое значение в психической жизни человека. При запоми- нании доказательств геометрической теоремы или анали- зе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях - запомнить номер дома, телефона и т.п. - основ- ная роль принадлежит механическому запоминанию. В боль- шинстве случаев память должна опираться и на понима- ние, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворе- ния или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повто- рением.
Если запоминание имеет харак.ер специально органи- зованной работы, связанной с применением определен- ных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно назы- вается заучиванием. Заучивание зависит: а) от характера деятельности, от про- цессов целеполагания: произвольное запоминание, осно- ванное на сознательно поставленной цели - запомнить, бо- лее эффективно, чем непроизвольное; б) от установки - запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное. Лучше заучивается эмоционально окрашенный матери- ал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным. Это очень убедительно показано в рассказе К. Паустов- ского «Слава боцмана Миронова»:
«...И вот с боцманом Мироновым в редакции „Маяка" про- изошла необычная история... Не помню, кто - Наркоминдел или Внешторг - просил ре- дакцию сообщать все сведения о русских пароходах, уведенных за границу. Надо знать, что был уведен весь торговый флот, что- бы понять, как это было трудно. И когда мы просиживали напролет жаркие одесские дни над судовыми списками, когда в редакции потели от напряжения и вспоминали старые капитаны, когда изнеможение от путани- цы новых пароходных названий, флагов, тонн и „дедвейтов" достигло наивысшего напряжения, - в редакции появился Ми- ронов. - Вы это бросьте, - сказал он. - Так у вас ни черта не выйдет. Я буду говорить, а вы пишите. Пишите! Пароход „Иерусалим". Плавает сейчас под французским флагом из Марселя на Мада- гаскар, зафрахтован французской компанией „Пакэ", команда французская, капитан Борисов, боцманы все наши, подводная часть не чистилась с тысяча девятьсот семнадцатого года. Пиши- те дальше. Пароход „Муравьев-Апостол", теперь переименован в „Анатоль". Плавает под английским флагом, возит хлеб из Мон- реаля в Ливерпуль и Лондон, зафрахтован компанией „Рояль - Мейль - Канада". В последний раз я его видел в прошлом году осенью в Ныо-Порт-Ныосе. 5 .Ъ Пронин, 129 Это длилось три дня. Три дня с утра до вечера он, дымя папи- росами, диктовал список всех судов русского торгового флота, называл их новые имена, фамилии капитанов, рейсы, состоя- ние котлов, состав команды, грузы. Капитаны только качали головами. Морская Одесса взволновалась. Слух о чудовищной памяти боцмана Миронова распространился молниеносно...»
Очень важно активное отношение к процессу заучива- ния, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состо- янии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, является напрас- ной тратой времени. Самый плохой и неэкономный спо- соб заучивания - механически перечитывать текст в ожи- дании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, ко- торая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания. В.Д. Шадриков, например, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания: Группировка - деление материала на группы по ка- ким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо пред- метов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков. Структурировани е материала - установление вза- имного расположения частей, составляющих целое. Схематизаци я - изображение или описание чего- либо в основных чертах. Аналоги я - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами. Мнемически е п р и е м ы - определенные приемы или способы запоминания. Перекодировани е - вербализация или прогова- ривание, представление информации в образной форме. Достраивани е запоминаемого материала, привне- сение нового в запоминание (использование слов или об- разов-посредников, ситуативных признаков и пр. Напри- мер, М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г., умер в 1841 г.). Ассоциаци и - установление связей по сходству, смежности или противоположности. Повторени е - сознательно контролируемые и не- контролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизво- дить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание ус- пешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за дру- гом непосредственно, а разделяются более или менее зна- чительными промежутками времени. Воспроизведение - существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: уз- навание, само воспроизведение (произвольное и непро- извольное), припоминание (в условиях частичного забы- вания, требующего волевого усилия). Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Уз- навание - это появление чувства знакомости при повтор- ном восприятии чего-либо.
Невольно к этим грустным берегам Меня влечет неведомая сила. Все здесь напоминает мне былое... А.С. Пушкин. «Русалка»
Воспроизведение - более «слепой» процесс, он характе- ризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возни- кают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести. При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознатель- ного намерения с нашей стороны. Причиной непредна еренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы го- ворим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассо- циацией. При преднамеренном воспроизведении мы гово- рим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью. Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании. Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных воле- вых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал нахо- дится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвен- но помогают припомнить необходимое. К.Д. Ушинский да- вал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помнить- ся хорошо. Припоминая, человек пользуется различными приемами: 1) намеренное использование ассоциаций - мы воспро- изводим в памяти разного рода обстоятельства, непосред- ственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например, куда я положила ключ? выключила ли я утюг, уходя из квартиры? и пр.); 2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека - Петр Андреевич, Петр Алексеевич, Петр Антонович - дума- ем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости. Припоминание - сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости. Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность - умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необхо- димо в данный момент. Психолог К.К. Платонов обращал внимание на то. что есть л РОДИ, МНОГО знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что- либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненуж- ное «само лезет в голову», У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда вос- производится именно то, что нужно. К.К. Платонов давал полезные советы для запомина- ния. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама фор- мируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу уста- навливаются связи между запоминанием и теми случая- ми, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что- либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких слу- чаях те или иные сведения могут понадобиться. Сохранение и забывание - это две стороны единого про- цесса долговременного удержания воспринятой информа- ции. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание- это исчезновение, выпадение из памяти заученного. В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал за- бывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запо- минание, - процесс избирательный, имеющий свои зако- номерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хоро- шее и забывают плохое в своей жизни (например, воспо- минание о походе - трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вы- зывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится зна- чительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными. Благодаря забыванию человек расчищает место для но- вых впечатлений и, освобождая память от груды ненуж- ных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен». В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б.В. Зей- гарник. Они доказали, что прерванные действия сохра- няются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершен- ное действие оставляет у человека подсознательное на- пряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но ког- да, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряже- ния, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ошушение незавершенного действия называют эф- фектом Зейгарник. Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы - по- вторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие. Забывание начинается вскоре после заучивания и в пер- вое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за после- дующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не на- чалось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно бег- лого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа. Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что не- редко воспроизведение бывает наиболее полным не тот- час после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забы- вается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное на- блюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не сле- дует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, на- пример в то же утро. Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выучен- ный материал некоторое время «отлежится». Нужно учи- тывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» резуль- таты предшествующего заучивания. Такое иногда проис- ходит, если после истории учить литературу. Забывание может быть следствием различных расстройств памяти: 1) старческого, когда пожилой человек помнит ран- нее детство, а все ближайшие события не помнит, 2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явле- ния, что и в старческом возрасте, 3) раздвоения лично- сти - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает. Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо спе- циально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них. 1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает сти- хи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила пове- дения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:
Тростей, зонтов и чемоданов Ты на ступеньки не клади, Не облокачивайся на перила, Стой справа, слева проходи.
Или, например, в русском языке есть одиннадцать гла- голов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать? Видеть, слышать и обидеть, Гнать, терпеть и ненавидеть, И вертеть, смотреть, держать, И зависеть и дышать, -ишь, -ит, -ат, -ят писать.
Или, чтобы в геометрии не путать биссектрису и меди- ану: Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Медиана - это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну.
Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните ве- селое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. 2. Ряд мнемических приемов используется при запоми- нании дат рождения известных людей или знаменатель- ных событий. Например, И.С.Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М.Ю.Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 г. (14-41). 3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно за- помнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.
Date: 2015-10-21; view: 512; Нарушение авторских прав |