Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенностивосприятиямладшихшкольников
Ученикам первого класса дали задачу с так называемыми лишними данными: «Я вошел в магазин в 9 ч утра и пробыл в нем до 10 ч утра. Я купил там 6 м ситца по 1 р. 10 к. за метр и 3 м шелка по 6 р. за метр. В уплату я дал 25 р. Сколько времени я пробыл в магазине?»
1 См.: Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В.Дуброви- ной. -М., 1991.-С. 168-178.
Некоторые первоклассники сразу воспринимают суще- ственное в задаче, отношение ее взаимосвязанных вели- чин. Один мальчик после чтения задачи сказал: «А тут лег- ко узнать: десять минус девять (смеется) получится один час. Не понимаю, зачем дано все остальное». Другие дети воспринимают в задаче лишь разрозненные данные, не связанные друг с другом; они стремятся использовать все данные независимого от того, нужно это для решения за- дачи или нет. Один из учеников так решил задачу: «Снача- ла узнаем, сколько стоят 6 метров ситца; потом - сколько стоит 3 метра шелка...». Производил соответствующие вы- числения. Путаясь в лишних данных, он беспорядочно ком- бинировал элементы задачи в надежде получить верный ответ. Только постепенно, с помощью учителя ему удалось понять смысл задания. Воспринять учебный материал - это значит как-то его осмыслить и так или иначе к нему отнестись. Учитель стоит перед классом и объясняет. Мальчики и девочки внимательно слушают и воспринимают то, что он рассказывает. Но за этой одинаковой формой поведе- ния, за этими внимательными глазами кроется сугубо ин- дивидуальная мыслительная деятельность. Здесь начинает- ся та область, в которую нельзя вторгаться с одинаковы- ми мерками. Оказывается, что одно и то же каждый ребенок воспринимает по-разному. В I классе было проведено такое занятие: прочитали де- тям сказку Джанни Родари «Пятерка с плюсом» и попро- сили ее пересказать. Герои сказки - цифры, с которыми производятся оп- ределенные математические действия (математическое со- держание). В то же время в сказке есть сюжет, характерис- тики действующих лиц (литературное содержание). Кроме того, произведение - сказка, значит имеется простор для фантазии. Задание одно для всех, понятное всем. Как вы- полняют его дети? Приведем текст сказки с некоторыми сокращениями.
Пятерка с плюсом
«Караул! Спасите!» - кричала бедная Пятерка, что есть мочи улепетывая по улице. «Что с тобой? Что случилось?» - «Что? Не- ужели вы не видите, что за мной гонится Вычитание? Если оно меня догонит, случится такое несчастье!» И несчастье случилось, да еще какое! Вычитание подскочило к бедняжке сзади, сграба- стало ее за шиворот и ну полосовать своей острой-преострой шпагой, которую все принимали за обыкновенный минус. Толь- ко клочья полетели от бедной Пятерки, и неизвестно, осталась бы от нее хоть одна-единственная единица, если бы на ее счас- тье мимо не проехала машина. Вычитание оглянулось на минут- ку, а Пятерка быстрее в сторону, юркнула в первое попавшееся парадное и забилась в самый темный угол. Однако она уже не была больше Пятеркой, а стала Четверткой, да вдобавок еще с разби- тым носом. Сидит Четверка ни жива ни мертва - вдруг раздается голо- сок, такой ласковый: «Бедняжка! Кто тебя так отделал? Ты под- ралась со своими подружками?» О, если бы Четверка сразу раз- глядела, кто это говорит таким сладким голосом! Перед Четвер- кой стояло Деление собственной персоной. Бедная Четверка пропищала чуть слышно: «Добрый вечер», - и попробовала было бочком протиснуться к выходу. Но Деление оказалось проворнее. Оно выхватило свои страшные ножницы и - трах! - разрезало горемыку пополам. Не стало больше Четверки. Вместо нее оказа- лись две Двойки. Одну деление запихало себе в карман, а другая не растерялась и опрометью - за дверь. Перебежала через улицу и чуть не на ходу вскочила в трамвай. «Когда-то я была Пятеркой, - плакала она, - а теперь, смот- рите, что от меня осталось - Двойка!» Все ученики, что ехали в трамвае, вскочили со скамеек и со всех ног кинулись от нее, по- тому что никому не хотелось иметь дело с Двойкой... Кондуктор покосился на Двойку и сердито сказал: «Ездят тут всякие! Неве- лика птица, могла и пешочком пройти». - «Так я же не винова- та!» - закричала сквозь слезы бывшая Пятерка. Она покраснела и на первой же остановке выскочила из трамвая. И тут она насту- пила кому-то на ногу. «Ой! Простите, пожалуйста, синьор!» - за- лепетала она. Но синьор не рассердился. Он даже улыбнулся. От удивления Двойка открыла глаза... и вдруг узнала. Ба! Да ведь это же старое доброе Умножение. Ни у кого на свете нет такого доб- рого сердца, как у Умножения. Оно - раз! - и умножило Двойку сразу на три! И получилась не просто Пятерка, а Пятерка с плю- сом. Потому что все учителя вместо шестерки всегда ставят пя- терку с плюсом.
Оказалось, что дети восприняли сказку совершенно по-разному. Каждый первоклассник выделил, вычленил в ней самое существенное со своей точки зрения, расста- вил свои смысловые акценты в зависимости от того, что ему интереснее, понятнее, на что было направлено его внимание. Для сравнения приведем пересказы, сделанные двумя наиболее характерными группами учащихся. Дети первой группы содержание сказки передали чрез- вычайно сжато, без эмоций, без подробностей приключе- ний Пятерки. Пятерку эти дети воспринимают только как число, с которым производятся определенные математи- ческие преобразования. Вот как передает содержание сказки Саша Г.: «От Пя- терки отняли единицу, получилась Четверка. Деление раз- делило Четверку на два, получилось два. Умножение ум- ножило два на три, но получилось пять с плюсом, потому что это сказка, шесть должно получиться». А вот рассказ Лены И., типичный для другой группы первоклассников: «На улице была Пятерка. Она бежала. Кто- то закричал: „Пятерка! Что с тобой?" Пятерка крикнула, что за ней гонится Деление, и если Деление ее догонит, то случится несчастье. Ей не поверили. Но правда, случи- лось большое несчастье. Ее догнало деление и стало колоть этими острыми концами. Потом из нее получилась Чет- верка, и то с отрезанным носом. Когда она забилась в па- радное, в угол, то кто-то ласково сказал, а Четверка про- пищала тоненьким голосом: „Здравствуйте", и только хо- тела протиснуться к выходу, как ее кто-то там схватил и разрубил, получилась Двойка. Двойка, минуты не теряя, выскочила и прыгнула в трамвай. Когда ее увидели ребята, все отбежали от нее подальше. Никто не хотел связываться с Двойкой. Потом кондуктор посмотрел на нее сердито и сказал: „Ездят тут разные". Двойка даже покраснела от стыда. На первой же остановке она выскочила и как раз наступи- ла кому-то на ногу и жалобно пропищала: „Ах! Простите, пожалуйста". Но человек даже не рассердился, а даже улыб- нулся. А потом Двойка присмотрелась хорошенько и заме- тила, что это Умножение. Ни у кого нет такого доброго лица, как у Умножения. Все». Здесь есть и эмоциональность, и образность, и после- довательность приключений Пятерки, нет одного - мате- матического содержания. Всех детей, не передавших математического содержа- ния сказки, спрашивали, как получить из пяти четыре, из четырех - два и т.д. Всем им эти математические действия хорошо знакомы. Некоторые первоклассники, правда, находились под таким сильным впечатлением от сказки, что давали со- вершенно неожиданные ответы. Так, Костя Ч. на вопрос, что нужно сделать, чтобы получить из пятерки четверку, ответил: «Нужно шпагой отсечь от пятерки кусочек». Ре- бенка захватил сюжет сказки, и, отвечая на вопрос, он оставался еще под впечатлением приключений Пятерки. Только когда Костю спросили: «А на уроке математики как бы ты получил из пяти четыре?» - он ответил: «Я бы от пяти отнял единицу». Математическая сторона сказки прошла мимо сознания Кости. Его интерес к литературно- образному началу направлял мыслительную деятельность мальчика во время слушания сказки, и он воспринял толь- ко приключения Пятерки, характеристики героев, их по- ведение. Дети первой группы также вычленяли существенные элементы содержания сказки. Но это существенное они видели в другом. Приключения Пятерки для них не глав- ное. Интерес к математике направил мыслительную дея- тельность этих детей на выявление математических преоб- разований Пятерки. Встреча цифры с математическим дей- ствием и получение определенного результата - вот это интересно, легко запоминается. Надо заметить, что все дети этой группы заканчивали свой рассказ следующим объяснением: если два умно- жить на три, получается шесть, и только потому, что это сказка, получилось пять с плюсом. Этот результат их очень смущал. Но были первоклассники, которые не обращали внимания на такой пустяк; им все равно, какое число получится в результате умножения, - важно то, что при- ключения Пятерки закончились благополучно. Отсюда можно сделать несколько выводов. Во-первых, мы видим яркие индивидуальные различия детей в вос- приятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении одного и того же материала. Во-вторых, по характеру за- поминания и воспроизведения материала можно в какой- то степени судить об интересе учащихся к тому или иному учебному предмету, области знания. В-третьих, в этом из- бирательном отношении к материалу проявляется опреде- ленная направленность умственной деятельности учащих- ся: одни дети непроизвольно уделили основное внимание математическому содержанию сказки, другие -литератур- ному; определение такой направленности имеет важное значение в выявлении индивидуальных особенностей по- знавательной деятельности учащихся. В-четвертых, чтобы учитель был уверен, что дети воспримут в учебном мате- риале именно то, что он считает главным, наиболее су-
щественным, необходимо четко направить их сознание на восприятие именно этой стороны материала, проверить выборочно разных ребят.
Вопросы и задания 1. Что общего и различного между ощущением и восприятием? 2. Какое влияние на восприятие оказывет наш прежний опыт? 3. Какие виды восприятия Вы знаете? 4. Как можно практически использовать иллюзии восприятия? 5. Раскройте особенности восприятия одним человеком дру- гого человека или других людей. 6. О каких свойствах восприятия можно вспомнить, читая сле- дующие строки, написанные Ольгой Скороходовой:
Я умом увижу, чувствами услышу, А мечтой привольной мир я облечу... Каждый ли из зрячих красоту опишет. Улыбнется ль ясно яркому лучу? Не имею слуха, не имею зренья, Но имею больше — чувств живых простор: Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем Я соткала жизни красочный узор.
Date: 2015-10-21; view: 377; Нарушение авторских прав |