Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание как высшая форма психики





Мы уже неоднократно говорили о том, что психика че- ловека - высший уровень эволюционного развития психи- ки. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает со- знанием. Сознание - это то, что отличает человека от жи- вотного и оказывает решающее влияние на его поведе- ние, деятельность, на его жизнь в целом.

Человек способен осознать то, что совершается вокруг, и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах, явлениях,


мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от по- вседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и вы- воды.

Особая форма сознания - самосознание позволяет чело- веку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, пере- живать по поводу себя. Человек может пытаться разобрать- ся в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и са- мовоспитанием.

Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются боже- ственным даром человеку. Психологи, руководствующие- ся естественнонаучными убеждениями, рассматривают со- знание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении сознания отводится со- циальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человече- ства в целом. Сознание рассматривается как свойство вы- сокоразвитого, сложно организованного мозга.

В процессе развития психологической науки эти две точки зрения то мирно сосуществовали, то резко проти- вопоставлялись друг другу. Современный период можно рассматривать как попытку взаимного проникновения этих противоположных, даже полярных точек зрения. С одной стороны, психологи-«естественники» признают, что в со- знании человека не все может быть объяснено с естествен- нонаучных позиций. С другой - «религиозные» психологи соглашаются с тем, что функционирование сознания обес- печивается деятельностью головного мозга.

 

5.2. Структура сознания

Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н. Ле- онтьев выделил три его составляющих - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.


Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева,

«образует чувственный состав конкретных образов реаль- ности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или мень- шей устойчивости и т.д....Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реаль- ность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному со- держанию сознания мир выступает для субъекта как суще- ствующий не в сознании, а вне его сознания - как объек- тивное „поле" и объект его деятельности»1. Чувственная ткань - переживание «чувства реальности».

Значения - это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым со- храняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, при- общается к нему и может внести в нее свой вклад. Значе- ния, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свер- нутая в материи языка идеальная форма существования пред- метного мира, его свойств, связей и отношений, раскры- той совокупной общественной практикой»2. Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значе- ние приобретает особый, только ему присущий смысл. На- пример, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное соци- альным нормативом. Однако для одного эта пятерка - пока- затель его знаний, способностей, для другого - символ того, что он лучше других, для третьего - способ добиться обе- щанного подарка от родителей и т.п. То содержание значе- ния, которое оно приобретает лично для каждого челове- ка, называется личностным смыслом.


Личностный смысл, таким образом, отражает субъек- тивную значимость тех или иных событий, явлений, дей-

 

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 133 -

134.

2 Там же.-С. 140-141.


ствий действительности к интересам, потребностям, мо- тивам человека. Он «создаетпристрастностьчеловеческого сознания»1.

Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между лич- ностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт:

«О, если б без слова, сказать душой было можно!».

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, воз- никающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило на- звание «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невос- приимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выясни- лось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик счита- ет, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смыс- ловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барь- ер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают воспринимать- ся. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох». В рабо- тах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профи- лактики и преодоления этого явления.

Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

 







Date: 2015-10-21; view: 523; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию