Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ процесса письма
Табл и ца 2
ют целый ряд мозговых структур, связанных со зритель- ным, слуховым восприятием, с развитием движений и др. Позднее и медленнее развиваются лобные отделы боль- ших полушарий (лобные доли). Их развитие продолжается до 19-20 лет. Один из наиболее важных периодов - 7 лет. От развития лобных долей во многом зависит способность ребенка к произвольному (сознательному, контролируе- мому, совершающемуся по определенному плану) пове- дению и деятельности. От их созревания, например, во многом зависит способность ребенка сосредоточить вни- мание на не интересном ему материале, способность вни- мательно слушать на уроке, правильно организовать свою работу и т.п. Умения и навыки, которые ребенок должен усвоить в начальной школе, предъявляют достаточно серьезные тре- бования к зрелости отдельных структур мозга. Приведем в качестве примера фрагмент таблицы анализа процесса пись- ма, заимствованный из книги нейропсихологов Н.К. Кор- саковой, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашовой1 (табл. 2). У разных детей различные отделы мозга формируются с неодинаковой скоростью - у кого-то это происходит быстрее, у кого-то медленнее. При этом скорость созре- вания не свидетельствует о каких-то особых способнос- тях ребенка и уж тем более не может предсказать, каких успехов он достигнет в будущем. Однако дети, созрева- ние которых происходит быстрее, поступая в школу, объективно оказываются в более благоприятном положе- нии, чем их «медленно созревающие» сверстники: они лучше усваивают требования взрослых, более вниматель- ны, дисциплинированы. Соответственно их чаще хвалят взрослые и т.п. Особенно это заметно у детей 6 лет - в период, когда неравномерность развития проявляется осо- бенно ярко. Поэтому недисциплинированность, неорга- низованность ребенка далеко не всегда обусловлены его «испорченностью» или «злой волей». Нередко для этого просто не готовы соответствующие структуры мозга. Они еще не развились, не созрели. Ребенок просто не в состо- янии ответить требованиям и ожиданиям взрослых, по- скольку для этого у него еще нет соответствующих меха- низмов.
1 См.: Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М., 1997. - С. 16-17. Вместе с тем очень важно, чтобы встающие перед ре- бенком задачи, предъявляемые к нему требования несколь- ко опережали его функциональные возможности, чтобы они находились в зоне его ближайшегоразвития. Представ- ление о зоне ближайшего развития было разработано вы- дающимся отечественным психологом Л.С. Выготским (1896-1934), подчеркивавшим, что главной особенностью развития ребенка является то, что оно происходит в со- трудничестве с взрослым. Он показал, что в любой деятель- ности ребенка можно выделить два уровня выполнения заданий. Первый уровень - то, что ребенок может сделать самостоятельно. Этот уровень называется актуальным. Вто- рой - тот, на который он способен в сотрудничестве с взрослым. Ясно, что во втором случае ребенок сможет сде- лать больше, действовать лучше. Второй уровень и пред- ставляет собой зону ближайшего развития. В зоне ближай- шего развития находятся, по словам Л.С. Выготского, со- зревающие, активно развивающиеся процессы. В этом случае взрослый берет на себя ту часть деятельности, ко- торая для ребенка в силу разных причин еще довольно сложна, и демонстрирует ее ребенку, обучая ей. Вместе с тем уже созревшие структуры мозга нуждают- ся в том, чтобы действовать, «в упражнении». Если этого не происходит, то соответствующее поведение не форми- руется независимо от того, насколько созрел необходи- мый для него мозговой аппарат. Например, у детей, пове- дение которых постоянно и жестко контролируется взрос- лыми, не формируется умение самостоятельно планиро- вать, реализовывать и оценивать результаты своих поступ- ков. Учитывая большую роль особенностей развития мозга, отдельных его структур в возникновении многих школь- ных проблем, необходимо помнить следующее. 1. Далеко не все трудности в учении и поведении ма- ленького школьника объясняются особенностями разви- тия его мозга. Решить это может лишь психолог с помо- щью специальных психодиагностических методов. 2. Если будет выявлено, что трудности действительно связаны с тем, что необходимые структуры мозга не со- зрели, необходимо проанализировать, насколько разви- тие данного ребенка отстает от возрастной нормы и может быть связано с индивидуальным темпом созревания. 3. При установлении существенного отставания или от- клонения в созревании отдельных структур мозга должно быть проведено специальное обучение. Для этого психолог разра- батывает специальную программу. Опыт показывает, что вве- дение таких программ позволяет достаточно быстро и эф- фективно преодолеть выявленные нарушения. Разрабатывает и проводит такие программы обычно психолог, однако на определенной стадии он может привлечь к ней и учителя. Существенное влияние на развитие оказывают и инди- видуальные особенности нервной системы и мозга, состав- ляющие природную основу задатков тех или иных способ- ностей и характеристик темперамента. Подробнее вы об этом узнаете при изучении соответствующих разделов курса. Вопрос о том, насколько психические особенности, психический облик человека определяется наследственно- стью, генотипом (т.е. тем набором генов, которым он об- ладает и который является носителями наследственнос- ти), в настоящее время очень интенсивно разрабатывается в психогенетике. Данные, накопленные в этой области, сви- детельствуют, что генотип вносит определенный вклад в развитие человеческой индивидуальности. Связь с ним об- наруживают некоторые характеристики интеллекта, а также ряд личностных особенностей (например, «открытость новому опыту»). Однако эти генетические характеристики оказываются подчиненными условиям среды. Именно ус- ловия среды определяют в конечном итоге, будет ли реа- лизован имеющийся у человека потенциал. Удельный вес наследственного фактора может меняться. Мера проясне- ния наследственных особенностей во многом зависит от условий жизни, особенностей воспитания, типа обучения, возраста ребенка. Но уже из приведенных примеров видно, как сложно взаимодействуют биологические и социальные факторы. Они показывают также решающую роль обучения, воспи- тания, условий жизни в психическом развитии ребенка, в деятельности взрослого. Человек живет и в биологической (природной), и в со- циальной среде. Природные, экологические факторы ока- зывают существенное влияние на его деятельность. Напри- мер, в России, США и еще нескольких странах были про- ведены исследования влияния содержания в воздухе солей свинца на психическое развитие детей. Изучались уровень интеллекта школьников, их эмоциональное состояние и т.п. Выяснилось, что у детей, проживающих у заводов, которые производят подобные выбросы, хуже память, нарушено внимание, снижен интеллект, повышена тре-
вожность. Таким образом, экология природной среды ока- зывает существенное влияние на психическую деятельность человека. Для развития человека решающее значение имеет и социальная среда. Причем для ребенка - это не просто не- которые условия его жизни. В ней в готовом виде содер- жатся все те духовные, материальные ценности, все те знания и умения, которые ребенок должен сделать свои- ми - «присвоить». Эти знания, умения и ценности вопло- щены в орудиях труда, в предметах быта. Даже питье из чашки, использование ложки - действия, социальные по своей природе, которые ребенок может освоить только в совместнойдеятельности, вобщениисовзрослыми. Вне социальных условий жизни и воспитания никакое созревание мозга не обеспечит формирование собственно человеческих особенностей психики. Об этом неопровер- жимо свидетельствуют трагические факты воспитания де- тей животными. Маугли из книги Р. Киплинга, увы, всего лишь сказочный образ. Реальные дети, в течение несколь- ких лет находившиеся среди животных, а потом вновь воз- вратившиеся к людям (науке известно несколько таких слу- чаев), с большим трудом усваивали даже наиболее про- стые человеческие умения и навыки. Сложные формы психической жизни человека - логическое мышление, твор- ческое воображение, волевое поведение - им были недо- ступны. Однако роль общения с взрослыми в развитии ребенка не ограничивается, конечно, только передачей необходи- мых умений, знаний и т.п. Значительную роль на протяже- нии всего периода детства играет эмоциональный контакт, эмоциональная поддержка со стороны взрослого. Недостаток эмоционального, ласкового, обращенного лично к ребенку общения приводит к серьезным наруше- ниям в развитии и формировании личности. Такое обра- щение с детьми нередко встречается в детских больницах, домах младенца, детских домах. Это явление получило на- звание госпитализм. Дети, растущие в таких условиях, су- щественно отстают в психическом развитии, испытыва- ют серьезные эмоциональные трудности. В годы второй мировой войны в фашистской Германии был проведен ужасный опыт, который с невероятной от- четливостью продемонстрировал значение наследственнос- ти и воспитания в развитии. По критериям, предъявляе- мым к высшей арийской расе, был проведен отбор моло-
дых мужчин и женщин. Они были физически и психичес- ки хорошо развиты, происходили из здоровых семей, никто из них не имел наследственных заболеваний. Из этих муж- чин и женщин подбирались супружеские пары, которые жили в тайных лагерях до тех пор, пока у них не появлялся ребенок. После родов ребенка забирали у матери и воспи- тывали в специальном детском доме. Цель этого кошмар- ного эксперимента - формирование «сверхлюдей», носи- телей чистой расы. Результаты опыта были плачевны. В от- чете о деятельности одного из таких детских домов отмечалось, что все его 20 воспитанников сильно отстава- ли в развитии. Лишь одного ребенка можно было считать нормальным, у остальных же запаздывало развитие речи. Некоторые были, как отмечают авторы отчета, просто идиотами. Анализируя причины случившегося, авторы от- чета писали: «Они были лишены самого важного, т.е. люб- ви, настоящей любви матери. Младенцы лежали, как те- лята в инкубаторе. Никто к ним не обращался с ласковым словом»1. Многочисленные исследования, посвященные роли общения в психическом развитии, показали, что уже на самых ранних стадиях развития (в младенчестве, раннем, дошкольном детстве) характер общения ребенка с взрос- лыми и сверстниками изменяется и усложняется. С возрас- том все большую и большую роль начинают играть отно- шения со сверстниками, достигая особой силы в подрост- ковом и юношеском возрастах. Однако общение с взрос- лыми остается значимым и на этих этапах развития. Важнейшим фактором психического развития ребенка, формирования его личности является активность. Присво- ение им исторического опыта происходит не пассивно, а в процессе деятельности. Роль деятельности в развитии, наличие на каждом его этапе ведущего вида деятельности интенсивно изучается отечественными психологами, преж- де всего А.Н. Леонтьевым (1903-1979), его учениками и пос- ледователями. Активность человека не ограничивается познанием и преобразованием внешнего мира. С возрастом он приобре- тает все больше и больше способности воздействовать на себя самого - свое поведение, свой внутренний мир, за- ниматься саморазвитием и самовоспитанием.
1 Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984, - С. 71-72. Вопросы и задания 1. Какой физиологический механизм лежит в основе описы- ваемого Л.Н. Толстым состояния Пьера Безухова, одного из ге- роев романа «Война и мир»? В эпизоде Пьер следует за генералом и напряженно думает о нем. «Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видал неприятеля, быв- шего на той стороне реки, и долго не видал убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него» (Толстой Л.Н. Война и мир// Собр. соч.: В 20 т. - Т.6. - М., 1962. - С. 260-261). 2. Нередко учителя и родители жалуются, что ученики 1 класса не могут организовать себя, часто отвлекаются, не могут соста- вить план ответа. С какими особенностями созревания мозга это связано? Что следует делать в таких ситуациях? 3. Объясните словосочетания: «слова бьют», «слова ранят». На- сколько они справедливы? Какой психологический механизм здесь действует? 4. Проанализируйте результаты исследования, проведенного английскими исследователями М. Прингл и В. Бейслоу. Они изу- чали особенности психического развития детей 8, 11 и 14 лет, которые с рождения воспитывались в приюте. По результатам исследований дети разделились на две неравные группы. В пер- вую группу попали 70 % детей, которые сильно отставали в раз- витии, имели серьезные эмоциональные и личностные наруше- ния. Во вторую - 30 % детей, по уровню своего психического развития не отличавшихся от своих сверстников, воспитываю- щихся в семье. Оказалось, что дети второй группы, несмотря на долгое пребывание в приюте, были любимы, ценились кем-то из взрослых помимо работников приюта. Они имели родствен- ников и опекунов. Дети, принадлежащие к первой группе, таких отношений не имели. 5. Проанализируйте случай, описанный в психологической литературе. Почему девочки не смогли достичь нормального уровня развития? В 1920 г. в Индии были найдены две девочки: Камала, ее воз- раст был примерно 8 лет, и Амала - 1,5 года. Когда их нашли, девочки вели себя, как волчата. Они быстро и ловко передвига- лись на четырех конечностях, могли есть только молоко и мясо. Прежде чем взять в рот пищу, они тщательно обнюхивали ее. Запах свежего мяса они различали на расстоянии до 70 метров. Они боялись огня, не любили солнечный свет. Предпочитали темно- ту, ночью часто пытались выйти наружу. Они никогда не смея- лись. Единственным звуком, который они издавали, был гром-
кий вой. Девочки не могли играть с детьми. Они играли только друг с другом, со щенками, цыплятами и домашней молодой гиеной. Девочки попали в приют для сирот, где с ними занимались опытные педагоги. К сожалению, Амала очень быстро умерла. Камала к 14 годам научилась произносить 30 слов, понимать простые слова, обращенные к ней.
Date: 2015-10-21; view: 2078; Нарушение авторских прав |