Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анкетирование





По форме анкеты похожи на личностные опросники, однако, в отличие от последних, не имеют жестких, стан- дартизированных критериев и соответственно стандартных схем интерпретации. Анкеты предназначены, как правило,


для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п. На их основании нельзя де- лать выводы об индивидуально-психологических особенно- стях человека, формулировать психологический диагноз.

 

2.7. Беседа или интервью

Этот метод занимает особое место среди средств дея- тельности психолога. В исследовательской и психодиагнос- тической практике беседа используется как основной ме- тод и как дополнительный метод.

Как основной метод исследования или психодиагнос- тики беседа может быть стандартизированной, т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задают- ся в строго определенном порядке, и свободной. Во втором случае экспериментатор имеет только общий план интер- вью и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Возмож- ны и промежуточные формы.

Для получения надежных данных в беседе использу- ются разные типы вопросов. Помимо прямых, «откры- тых» вопросов (например: «Ты любишь читать книги?») используются косвенные («Что ты обычно делаешь в сво- бодное время?») и проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших двух часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»).

В одних случаях содержание беседы полностью опреде- ляется психологом. Ему принадлежит активная роль в орга- низации и проведении беседы, он добивается, чтобы каж- дый как можно полнее и понятнее отвечал на поставлен- ные вопросы. Такая беседа называется управляемой. Чем более беседа стандартизирована, тем более она управляема.

В других случаях, напротив, задача психолога - создать условия для того, чтобы человек, участвующий в беседе, мог взять инициативу разговора на себя. Это слабо управля- емая беседа. Умение взять инициативу - ценный диагнос- тический показатель. Здесь также могут быть различные про- межуточные варианты.

Психолог, проводящий беседу, с помощью специаль- ных средств создает особые условия для разговора, позво- ляющие собеседнику говорить раскованно, свободно вы- ражать свою точку зрения. Самое важное здесь - умение слушать собеседника. Этой цели служат техники активного


слушания, которым психолог специально обучается. Од- нако не менее, чем техники, психологу необходимы под- линная заинтересованность в содержании беседы, в том, что скажет собеседник, умение задавать точные вопросы, давать собеседнику помолчать, но не отмалчиваться и т.п. Приведем в качестве примера отрывки из эксперимен- тальных бесед известного отечественного психолога Л. С. Славиной (1906-1984) с ученицей 3-го класса. Изуча-

лись особенности проявления самооценки школьников.

«Э кс п. Тебе нравятся девочки в классе? Галя. Нет, не очень.

Э к с п. Почему?

Галя. Потому что они плохие. Э к с п. Почему они плохие?

Галя. Так мне кажется, что все они плохие. Экс п. А ты?

Галя. Я хорошая. Мне кажется, что они плохие, а я хорошая. Мне кажется, что я лучше их. Каждому кажется, что он лучше всех.

Эк с п. Нет, не каждому, многие дети говорят, что не они самые хорошие.

Г а л я. А я думаю, что я. Э к с п. Что ты?

Г а л я. Я лучше всех.

Э к с п. Что значит лучше всех? Галя. Лучше, лучше всех.

Э к с п. Умнее всех?

Галя. Да, и умнее и красивее всех. Эк с п. И добрее?

Г а л я. И добрее всех.

Э к с п. А разве у вас в классе не Таня самая добрая де- вочка?

Галя. Она добрая, и я добрая.

Э к с п. А кто лучше - ты или Таня? Галя. Я про себя думаю, что я.

Э кс п. А девочки признают, что ты умная, добрая, хо- рошая?

Галя. Нет.

Э к с п. А видят они это? Галя. Видят, конечно.

Э к с п. Почему же они не признают? Галя. Не знаю»1.

 

Славина Л. С. Трудные дети. - М., 1998. - С. 86.

 


Беседа - очень сложная форма работы, требующая от психолога многих специальных умений и опыта. Особые проблемы возникают при интерпретации результатов бе- седы.

Один из наиболее крупных психологов мира, извест- ный швейцарский исследователь Ж. Пиаже - мастер пси- хологических бесед с детьми писал о проблемах исполь- зования беседы в исследовательских целях: «Как трудно удержаться от чрезмерного многословия, особенно пе- дагогу, расспрашивая ребенка! Как трудно удержаться от невольного внушения ему своих мыслей! А всего труд- нее отыскать средний путь, избежав и чрезмерной сис- тематичности, вызванной заранее разработанной кон- цепцией, и полной хаотичности фактов, к которой при- водит отсутствие какой-либо направляющей гипотезы! В сущности говоря, хороший экспериментатор должен соединять в себе два обычно несовместимых качества: он должен знать, как наблюдать, т.е. позволять ребенку говорить совершенно свободно, не прерывая его выска- зываний и не отклоняя их ни в одну сторону, и в то же самое время он должен быть постоянно настороже, что- бы не пропустить ничего важного; каждую минуту он должен иметь в виду какую-нибудь рабочую гипотезу, хоть какую-нибудь теорию, правильную или ложную, и стремиться ее проверить. Начинающий исследователь либо подсказывает ребенку то, что он ожидает от него получить, либо же не подсказывает ему совершенно ничего, потому что он не ищет ничего определенного; нечего и говорить, что в этом случае он ничего и не найдет.


Короче, это нелегкая задача, и материал, который в результате получаешь, нуждается в самом строгом кри- тическом анализе. Психолог должен преодолеть неопре- деленность метода опроса отточенностью своей интер- претации»1.

Особое значение приобретает беседа как метод консуль- тационной, развивающей и психокоррекционной работы, а также методов немедицинской психотерапии. Эти методы составляют арсенал практической психологии, т.е. непос- редственной работы психолога с людьми.

 

 

1 Цит. по: Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. - М, 1967.-С. 49.

 


2.8. Методыконсультационной, развивающей ипсихокоррекциотюйработы

Консультационные психологические методы - это преж- де всего различные формы бесед, способы ведения разго- вора психолога с консультируемым. Консультации могут касаться как профессиональных, личностных проблем са- мого консультируемого, так и особенностей его взаимо- действия с другими людьми. Например, родители нередко обращаются к психологу по поводу трудностей, испыты- ваемых их детьми.

Развивающие психологические методы - приемы рабо- ты психолога, направленные на формирование способ- ностей, возможностей, интересов в соответствии с пред- ставлениями о некоторой «правильной» модели развития. В разных направлениях психологии, естественно, по-раз- ному понимается «правильное» развитие. Теоретические взгляды, представленные в этом учебнике, основывают- ся на представлениях отечественной психологии о цен- ности каждого возрастного периода, его уникальном вкла- де в историю человеческой жизни. Это означает, что, ведя развивающую работу с детьми, психолог ориентируется на максимально полное использование возможностей каж- дого возраста, развитие всех имеющихся в нем потен- ций, а не на «перескакивание» через определенные пе- риоды, «замену» их на другие, представляющиеся более ценными.

Психокоррекционные методы - это средства и способы работы психолога, направленные на исправление недо- статков в развитии тех или иных психологических характе- ристик человека.

Развивающие и психокоррекционные методы, направ- ленные на изменение личностных особенностей человека, характеристик его общения, нередко обозначаются как ме- тоды психотерапии, точнее, немедицинской психотерапии. Понятие психотерапия (от греч. psyche- душа и therapea- лечение) - первоначально применялось для обозначения метода лечения больных людей через воздействие на его самосознание, представления, эмоции, суждения, взгля- ды и т.п. Однако в дальнейшем это понятие существенно расширилось и в настоящее время часто применяется для обозначения широкого круга психологических методов воз- действия, приводящих к определенным изменениям в лич- ностном развитии человека, его психологических особен-



ностях, применяемых как к больным, так и к здоровым людям.

Методы психотерапии. Большинство конкретных психо- логических методов могут применяться во всех перечис- ленных направлениях работы. Строгих различий между ними не существует. Так, беседа составляет основу и консульта- ционной, и развивающей, и психотерапевтической рабо- ты. Поэтому ограничимся кратким описанием некоторых, наиболее распространенных методов.

Беседа как способ оказания психологической помощи направлена на осознание человеком имеющихся у него проблем, конфликтов, осознания их психологических при- чин и нахождения способа их решения.

Метод конкретных ситуаций - обучение человека спо- собам выхода из сложных для него ситуаций, а также ре- шению нестандартных, нетипичных задач, умению при- нимать решения в напряженных условиях (например, при дефиците времени, информации и т.п.).

Мозговой штурм, или мозговая атака, - метод группо- вого решения творческих проблем, осуществляемый по особым правилам. Этот метод позволяет снять барьеры, мешающие творческому решению проблемы, и таким образом добиться полной реализации творческих способ- ностей человека. Барьерами обычно являются привычные, стереотипные способы решения проблемы, излишняя критичность к собственным и чужим идеям, боязнь не- удачи, страх оказаться смешным и т.п. Для снятия этих барьеров мозговой штурм проводится в несколько этапов. Сначала все участники свободно излагают свои идеи по решению проблемы. Их задача - высказать как можно боль- ше идей, не задумываясь о том, истинные они или лож- ные, соответствуют имеющимся фактам или нет. Какая- либо критика этих идей запрещена полностью. Затем идеи комбинируются, видоизменяются, после чего происхо- дит процесс их отбора и оценки.

Формирующие методы. Примером является приведен- ный выше формирующий эксперимент, который может быть использован и для психокоррекции, и для развития внимания у младших школьников.

Психологические игры и упражнения - метод групповой работы, в котором моделируются какие-либо ситуации - производственные, управленческие, межличностные и т.п. В зависимости от целей психологические игры могут быть построены по типу производственных процессов (деловые


игры), могут напоминать детские игры или имитировать какие-либо жизненные ситуации. Использование этого метода существенно сокращает время приобретения соци- ального опыта. Игры могут быть групповыми и индивиду- альными. Многие из них заимствованы из практики под- готовки актеров и напоминают театральные этюды. После игры проводится обсуждение, анализируются поведение и переживания разных участников. Многие развивающие программы состоят из набора разнообразных игр.


Групповая дискуссия, как явствует из самого названия, - обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников, или индивидуального прошлого опыта кого-либо из участников. В процессе групповой дис- куссии стимулируется выражение собственного отноше- ния, личных переживаний участников, а не общих взгля- дов, мнений, абстрактных суждений или умозаключений. Во многих случаях значительное внимание уделяется так- же тому, чтобы участники избегали оценок высказываний других, не давали друг другу советов и т.п.

Все перечисленные, а также и другие методы обычно сочетаются в специальных программах и осуществляются в формах индивидуальной и групповой развивающей, психо- коррекционной или психотерапевтической работы психо- лога. В настоящее время наиболее распространены групповые формы работы, поскольку в этом случае психологические изменения, происходящие в человеке, осуществляются в процессе общения с другими людьми, имеющими общий опыт переживаний, в столкновении с ними, получении от них поддержки, обратной связи. Отдельные приемы могут использоваться и в ходе консультаций, осуществляемой преимущественно индивидуально.

Сегодня существует множество различных форм груп- повой работы. Жесткого разграничения между этими фор- мами нет. Работа всех групп направляется ведущим - пси- хологом, группы собираются с определенной целью и ре- ализуют эту цель в процессе занятий. Условно принято выделять следующие формы.

Развивающие и психокоррекционные программы - систе- мы психологических занятий, направленных на формиро- вание каких-либо интеллектуальных или личностных осо- бенностей. Такие программы получили широкое распрост- ранение в практической психологии образования.

Тренинги (от англ. train - обучать, воспитывать, трени- ровать) - формы групповой работы, направленные на


развитие навыков общения, саморегуляции, профессио- нальных умений и т.п. Наиболее распространены Тренинг межличностного взаимодействия - развитие умений ре- шать проблемы, возникающие в общении, понимать и прогнозировать мысли, чувства, поступки других людей, Тренинг уверенности в себе. В системах подготовки и по- вышения квалификации распространены тренинги, свя- занные с развитием профессионально значимых качеств. Так, при подготовке учителей наиболее распространены тренинги педагогического общения, педагогической ком- петентности.

Групповая психотерапия, или групповая психокоррекция, - форма психологической работы, использующая закономер- ности межличностного взаимодействия в группах для осу- ществления личностных изменений, оказания психологи- ческой помощи или в лечебных целях. Содержание работы групп определяется теоретическими взглядами психолога (гештальттерапия, групповой психоанализ, психодрамы, транзактный анализ и др.), а также преобладающими ви- дами занятий. Существует множество видов групповой пси- хотерапии. Группы встреч ориентированы на развитие от- ношений между людьми, основанных на открытости, ис- кренности; в группах арттерапии участники выражают себя через рисование, лепку, в группах хореотерапии, или танце- вальной терапии. В телесно-ориентированной терапии учас- тники группы учатся осознавать свои телесные ощущения, понимать, как потребности и чувства проявляются в раз- личных телесных состояниях, а также овладевают опти- мальными способами преодоления неблагополучия, раз- решения конфликтов и т.п. В детской практической психо- логии, в том числе психологии образования, широкое распространение получили игровая психотерапия, сказ- котерапия и др.

Особо следует сказать о методах суггестивной психоте- рапии и психокоррекции (от лат. suggestio - внушение), В ос- нове этих методов - использование слова для внушения и самовнушения. В психологии внушение - такая форма меж- личностного взаимодействия, при которых человек пас- сивно, без критической оценки усваивает мысли, образы, идеи, высказываемые психологом. Наиболее известная форма внушения гипноз (от греч. hypnos - сои) - искусст- венно вызываемое временное состояние сознания, харак- теризующееся сужением объема внимания и сосредоточен- ности на состоянии внушения, осуществляемого гипно-

 


тизером. Самовнушение - это внушение, адресованное са- мому себе. Самовнушение широко используется при ауто- генной тренировке - системе приемов, позволяющих чело- веку расслабиться, достичь состояния душевного равнове- сия, концентрировать внимание. Высшей формой аутогенной тренировки является аутогенная медитация.

Медитация (от лат. meditare - мысль, движущаяся к цен- тру) - такое состояние сосредоточения, которое позволя- ет человеку выйти за пределы собственной психики, по- смотреть на себя со стороны. Индийский ученый Чоудхур- ри так описывал медитацию: «...радикальный подход начинается с решения ни о чем не думать, не делать ни- каких усилий; надо полностью расслабиться и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока мыс- лей и ощущений, наблюдать даже натиск этого потока. Метафорически можно сказать - наблюдайте полет своих мыслей, ощущений и желаний по небосводу, как стаю птиц. Пусть они летят свободно, вы только наблюдайте. Не позволяйте птицам унести вас в небо»1. Медитация широ- ко используется во многих религиях, например в буддиз- ме. В психологии и психотерапии она используется как метод, позволяющий человеку снять нервно-психическое напряжение, дистанцироваться от своих проблем, посмот- реть на них как бы со стороны.

Осуществление всех методов суггестивной терапии тре- бует специальной подготовки. Так, гипноз в психотера- певтических целях может осуществляться только специа- листами, имеющими медицинское образование. Овладе- ние техниками аутогенной тренировки и медитации возможно только под руководством опытного специали- ста.

Конечно, перечисленными методами методический арсенал педагогической науки и практики не ограничива- ется, он гораздо богаче. Мы остановились лишь на тех, которые наиболее распространены и ссылки на которые чаще встречаются в литературе.

 

Вопросы и задания

1. Каковы основные методы развивающей и психокоррекци- онной работы? Какие из этих методов вызвали у вас наиболь- ший интерес? Почему?

1 Цит. по: ГройсманА.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. - М., 1998.-С. 264.

 


2. Почему необходима совместная работа психолога и педа- гога? На что должна быть направлена эта работа? Что является основой ее успешности?

3. В чем отличие научного наблюдения от обыденного, жи- тейского?

4. Какие виды эксперимента используются в психологичес- ких исследованиях? Что общего между ними и в чем специфика каждого из видов?

5. Чем психологические тесты отличаются от других методов психодиагностики?

6. В чем вы видите отличие психологической беседы от педа- гогической?

 

 







Date: 2015-10-21; view: 471; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию