Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психодиагностическиеметоды
Психодиагностические методы выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми. Особенностью методов, используемых в психодиагнос- тике (как в научных, так и в практических целях), являет- ся то, что они позволяют соотнести полученные данные с
1 Гапьперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологи-ческого исследования// Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978. - Ч. III. - С. 97-98.
определенными показателями, выступающими в качестве критерия наличия или выраженности какого-либо признака. Например, с помощью таких показателей можно выяс- нить, соответствует ли уровень умственного, интеллекту- ального развития школьника возрастной норме, или он существенно выше этой нормы, или, напротив, ребенок сильно отстает в развитии. Широко распространены в психодиагностике психологи- ческие тесты (от англ. /fert- испытание). Тесты - стандарти- зированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оцен- ка, условия проведения строго регламентированы и едино- образны, унифицированы. Их результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает результаты. Прежде чем стать тестом, методика должна прой- ти длительную и многостороннюю проверку. Именно бла- годаря этому результаты, полученные по тому или иному тесту, являются надежными и позволяют сделать вывод о том, что человек обладает определенными интеллектуаль- ными или личностными особенностями, т.е. сформулиро- вать определенный психологический диагноз. В тестах умственного развития, или интеллектуальных тестах, испытуемому предлагается ряд заданий. Эти зада- ния могут быть даны в словесной или числовой форме и в форме практических заданий - например, сложить кубики по определенному образцу, выбрать из предлагаемого на- бора элементов один, который пропущен в сложном узоре или фигуре, сложить фигуру из отдельных элементов и т.п. За правильное выполнение каждого задания испытуемый получает определенный балл. Сумма полученных испытуе- мым баллов может быть сопоставлена с возрастными нор- мами, имеющимися для данного теста. В этом случае опре- деляется, каков уровень интеллектуального развития испы- туемого по сравнению с другими детьми его возраста. В других интеллектуальных тестах результаты испытуемого анализи- руются с точки зрения наличия у него определенных зна- ний, умений, сформированное™ умственных действий операций, необходимых для выполнения определенных за- даний, решений конкретного класса задач. Такие тесты на- зываются критериально-ориентированными. Сегодня в школах широко распространенны тесты проверки знаний и умений, т.е. результатов специально организованного обучения. Они называются тестами дос- тижений. Интеллектуальные тесты в отличие от тестов достижений выявляют общие умственные способности ин- дивида, непосредственно с обучением не связанные. В тех и других тестах, таким образом, решающим является пра- вильность ответа испытуемого. По-другому обстоит дело в тестах, направленных на выявление творческих возможностей, творческих способ- ностей. В этих случаях оценивается оригинальность отве- тов, умение находить новые, нетрадиционные способы решения задач, порождать новые идеи. Тесты личности позволяют выявить особенности моти- вации, потребностей, эмоций, интересов, воли, опреде- лить характеристики отношения к себе и т.д. Задания этих тестов могут быть представлены в разных формах. Если они представлены в виде вопросов, тесты называются опросни- ками. При обработке таких тестов ответы испытуемого со- относятся с определенными категориями ответов, кото- рые получены при стандартизации теста. Так построено большинство хорошо известных всем любительских «пси- хологических» тестов, широко публикуемых в попу- лярных изданиях. Отличие последних от настоящих личност- ных тестов - в научной обоснованности получаемых ре- зультатов, их надежности. Для большей достоверности во многие опросники включен ряд специальных контрольных вопросов, позволяющих выявить склонность человека ис- кажать свое мнение под влиянием, например, стремления давать социально одобряемые ответы и т.п. Близка к опросникам группа тестов, в которых испыту- емый работает с некоторыми списками - качеств личнос- ти, социальных ролей (например, студент, учитель, дочь и т.п.), ценностей. Приведем в качестве примера такой методики тест американского психолога К. Изарда «Диф- ференциальная шкала эмоций» (см. табл. 1). Этот тест по- зволяет определить самочувствие человека, выявить пре- обладающие у него в настоящий момент эмоции. Обработка и интерпретация результатов теста Изарда 1. Подсчитывается сумма баллов по каждой из 10 строк и за- писывается в графу «Сумма баллов» соответствующей строки. При интерпретации учитывается, какие эмоции выражают понятия в каждой строке: 1 - интерес, 2 - радость, 3 - удивление, 4 - горе, 5 - гнев, 6 - отвращение, 7 - презрение, 8 - страх, 9 - стыд, 10 - чувство вины. Суммы баллов по каждой строке сравниваются. Большая сумма указывает на доминирующие, преобладающие в данный момент эмоции.
2. Вычисляется общий коэффициент самочувствия. Для этого а) суммируются баллы по строкам 1, 2, 3, 9 и 10; б) суммиру- ются баллы по строкам 4, 5, 6, 7, 8; в) первая сумма делится на вторую. Если коэффициент больше 1, то самочувствие можно рассматривать как хорошее, если ниже 1 - плохое.
Еще одна категория тестов личности основана на пред- ставлении о том, что в восприятиях, трактовках, объяс- нениях тех или иных явлений, событий воплощаются лич- ностные особенности человека. В методиках такого типа испытуемому предлагается различный стимульный мате- риал - картинки - сюжетные и неопределенные, нео- конченные предложения и рассказы и т.п. Его просят рас- сказать, что происходит на картинке, какое именно изоб- ражение он видит в неопределенных очертаниях кляксы, закончить предложение или рассказ и т.п. Интерпретируя такой неопределенный материал, испытуемый проеци- рует свои переживания, мотивы, конфликты, в том чис- ле и те, которые он не осознает в себе или даже отрицает. Поэтому такие методики названы проективными (от лат. projectio - выбрасывание вперед). К проективным методи- кам относятся и методы, основанные на выборе предпо- читаемых и отвергаемых испытуемым цветов и их оттен- ков. Особое место среди проективных тестов занимают ри- суночные тесты. В психологии известно, что рисунок - королевский путь к познанию психики ребенка. Анализ детских рисунков играет важную роль в детской психоло- гии. Определенное значение анализ рисунков имеет и при изучении психики взрослого человека. Важно, однако, различать свободный рисунок ребенка или взрослого, рас- смотрение которого относится к методу анализа продук- тов деятельности (см. ниже) и использование рисунка как проективного диагностического метода. В последнем слу- чае испытуемые рисуют в строго определенных условиях с помощью специально оговоренных средств. Существует установленный перечень тематики таких рисунков. Для каждой темы специально регламентируются ориентация рисунка, размер листа бумаги, тип используемых каран- дашей (простой или цветные, мягкие или твердые), на- личие или отсутствие ластика и т.п. Критерии оценки включают как формальные (например, расположение ри- сунка на листе бумаги, его величина, особенности ли- ний, сила нажима карандаша и т.п.), так и содержатель-
Тест К. Изарда «Дифференциальная шкала эмоций» Инструкция. Оцените, пожалуйста, по 4-баллыюй шкале, в какой степени каждое из перечисленных ниже понятий описывает ваше самочувствие в данный момент, поставив подходящую для вас цифру справа: 1 - совсем не подходит; 2 - пожалуй, верно; 3 — верно; 4 — совершенно верно.
Таб л и ца 1
ные особенности рисунка. Рисуночные тесты использу- ются и при диагностике личности, и при диагностике интеллекта. Тесты могут проводиться с каждым испытуемым инди- видуально или с группой, могут предъявляться на бланках (тесты карандаша и бумаги) или на мониторе компьютера. Важно, чтобы все условия проведения оговаривались за- ранее и строго соблюдались все правила. Даже незначи- тельное отступление от правил проведения теста ставит под сомнение надежность результатов и сделанных на их основе выводов. Однако далеко не все психологические методы столь сильно формализованы. Многие из них, напротив, орга- низуются самим исследователем или практическим пси- хологом и в зависимости от ситуации могут изменяться в ходе работы. К таким методам относятся уже рассмотрен- ное выше наблюдение, а также анализ продуктов деятель- ности, анкетирование, беседа и др. Проведение и особен- но интерпретация результатов подобных малоформализо- ванных методов очень сложны и требуют высокой профес- сиональной квалификации.
Date: 2015-10-21; view: 610; Нарушение авторских прав |