Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагностическиеметоды





Психодиагностические методы выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми.

Особенностью методов, используемых в психодиагнос- тике (как в научных, так и в практических целях), являет- ся то, что они позволяют соотнести полученные данные с

 

1 Гапьперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологи-ческого исследования// Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978. - Ч. III. - С. 97-98.

 


определенными показателями, выступающими в качестве критерия наличия или выраженности какого-либо признака. Например, с помощью таких показателей можно выяс- нить, соответствует ли уровень умственного, интеллекту- ального развития школьника возрастной норме, или он существенно выше этой нормы, или, напротив, ребенок сильно отстает в развитии.

Широко распространены в психодиагностике психологи- ческие тесты (от англ. /fert- испытание). Тесты - стандарти- зированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оцен- ка, условия проведения строго регламентированы и едино- образны, унифицированы. Их результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает результаты. Прежде чем стать тестом, методика должна прой- ти длительную и многостороннюю проверку. Именно бла- годаря этому результаты, полученные по тому или иному тесту, являются надежными и позволяют сделать вывод о том, что человек обладает определенными интеллектуаль- ными или личностными особенностями, т.е. сформулиро- вать определенный психологический диагноз.

В тестах умственного развития, или интеллектуальных тестах, испытуемому предлагается ряд заданий. Эти зада- ния могут быть даны в словесной или числовой форме и в форме практических заданий - например, сложить кубики по определенному образцу, выбрать из предлагаемого на- бора элементов один, который пропущен в сложном узоре или фигуре, сложить фигуру из отдельных элементов и т.п. За правильное выполнение каждого задания испытуемый получает определенный балл. Сумма полученных испытуе- мым баллов может быть сопоставлена с возрастными нор- мами, имеющимися для данного теста. В этом случае опре- деляется, каков уровень интеллектуального развития испы- туемого по сравнению с другими детьми его возраста. В других интеллектуальных тестах результаты испытуемого анализи- руются с точки зрения наличия у него определенных зна- ний, умений, сформированное™ умственных действий операций, необходимых для выполнения определенных за- даний, решений конкретного класса задач. Такие тесты на- зываются критериально-ориентированными.

Сегодня в школах широко распространенны тесты проверки знаний и умений, т.е. результатов специально организованного обучения. Они называются тестами дос- тижений. Интеллектуальные тесты в отличие от тестов достижений выявляют общие умственные способности ин-


дивида, непосредственно с обучением не связанные. В тех и других тестах, таким образом, решающим является пра- вильность ответа испытуемого.

По-другому обстоит дело в тестах, направленных на выявление творческих возможностей, творческих способ- ностей. В этих случаях оценивается оригинальность отве- тов, умение находить новые, нетрадиционные способы решения задач, порождать новые идеи.

Тесты личности позволяют выявить особенности моти- вации, потребностей, эмоций, интересов, воли, опреде- лить характеристики отношения к себе и т.д. Задания этих тестов могут быть представлены в разных формах. Если они представлены в виде вопросов, тесты называются опросни- ками. При обработке таких тестов ответы испытуемого со- относятся с определенными категориями ответов, кото- рые получены при стандартизации теста. Так построено большинство хорошо известных всем любительских «пси- хологических» тестов, широко публикуемых в попу- лярных изданиях. Отличие последних от настоящих личност- ных тестов - в научной обоснованности получаемых ре- зультатов, их надежности. Для большей достоверности во многие опросники включен ряд специальных контрольных вопросов, позволяющих выявить склонность человека ис- кажать свое мнение под влиянием, например, стремления давать социально одобряемые ответы и т.п.

Близка к опросникам группа тестов, в которых испыту- емый работает с некоторыми списками - качеств личнос- ти, социальных ролей (например, студент, учитель, дочь и т.п.), ценностей. Приведем в качестве примера такой методики тест американского психолога К. Изарда «Диф- ференциальная шкала эмоций» (см. табл. 1). Этот тест по- зволяет определить самочувствие человека, выявить пре- обладающие у него в настоящий момент эмоции.


Обработка и интерпретация результатов теста Изарда

1. Подсчитывается сумма баллов по каждой из 10 строк и за- писывается в графу «Сумма баллов» соответствующей строки. При интерпретации учитывается, какие эмоции выражают понятия в каждой строке: 1 - интерес, 2 - радость, 3 - удивление, 4 - горе, 5 - гнев, 6 - отвращение, 7 - презрение, 8 - страх, 9 - стыд, 10

- чувство вины. Суммы баллов по каждой строке сравниваются. Большая сумма указывает на доминирующие, преобладающие в данный момент эмоции.

 


2. Вычисляется общий коэффициент самочувствия. Для этого а) суммируются баллы по строкам 1, 2, 3, 9 и 10; б) суммиру- ются баллы по строкам 4, 5, 6, 7, 8; в) первая сумма делится на вторую. Если коэффициент больше 1, то самочувствие можно рассматривать как хорошее, если ниже 1 - плохое.

 

Еще одна категория тестов личности основана на пред- ставлении о том, что в восприятиях, трактовках, объяс- нениях тех или иных явлений, событий воплощаются лич- ностные особенности человека. В методиках такого типа испытуемому предлагается различный стимульный мате- риал - картинки - сюжетные и неопределенные, нео- конченные предложения и рассказы и т.п. Его просят рас- сказать, что происходит на картинке, какое именно изоб- ражение он видит в неопределенных очертаниях кляксы, закончить предложение или рассказ и т.п. Интерпретируя такой неопределенный материал, испытуемый проеци- рует свои переживания, мотивы, конфликты, в том чис- ле и те, которые он не осознает в себе или даже отрицает. Поэтому такие методики названы проективными (от лат. projectio - выбрасывание вперед). К проективным методи- кам относятся и методы, основанные на выборе предпо- читаемых и отвергаемых испытуемым цветов и их оттен- ков.

Особое место среди проективных тестов занимают ри- суночные тесты. В психологии известно, что рисунок - королевский путь к познанию психики ребенка. Анализ детских рисунков играет важную роль в детской психоло- гии. Определенное значение анализ рисунков имеет и при изучении психики взрослого человека. Важно, однако, различать свободный рисунок ребенка или взрослого, рас- смотрение которого относится к методу анализа продук- тов деятельности (см. ниже) и использование рисунка как проективного диагностического метода. В последнем слу- чае испытуемые рисуют в строго определенных условиях с помощью специально оговоренных средств. Существует установленный перечень тематики таких рисунков. Для каждой темы специально регламентируются ориентация рисунка, размер листа бумаги, тип используемых каран- дашей (простой или цветные, мягкие или твердые), на- личие или отсутствие ластика и т.п. Критерии оценки включают как формальные (например, расположение ри- сунка на листе бумаги, его величина, особенности ли- ний, сила нажима карандаша и т.п.), так и содержатель-

 


 

Тест К. Изарда «Дифференциальная шкала эмоций»

Инструкция. Оцените, пожалуйста, по 4-баллыюй шкале, в какой степени каждое из перечисленных ниже понятий описывает ваше самочувствие в данный момент, поставив подходящую для вас цифру справа:


1 - совсем не подходит; 2 - пожалуй, верно; 3 — верно; 4 — совершенно верно.

 

Таб л и ца 1

 

№ п/п Понятия Оценка Понятия Оценка Понятия Оценка Сумма баллов
  Внимательный   Концентрированный   Собранный    
  Наслаждающийся   Счастливый   Радостный    
  Удивленный   Изумленный   Пораженный    
  Унылый   Печальный   Сломленный    
  Взбешенный   Гневный   Безумный    
  Чувствующий неприязнь   Чувствующий отвращение   Чувствующий омерзение    
  Презирающий   Пренебрегающий   Надменный    
  Пугающий   Страшный   Сеющий панику    
  Застенчивый   Робкий   Стыдливый    
  Сожалеющий   Виноватый   Раскаивающийся    

ные особенности рисунка. Рисуночные тесты использу- ются и при диагностике личности, и при диагностике интеллекта.

Тесты могут проводиться с каждым испытуемым инди- видуально или с группой, могут предъявляться на бланках (тесты карандаша и бумаги) или на мониторе компьютера. Важно, чтобы все условия проведения оговаривались за- ранее и строго соблюдались все правила. Даже незначи- тельное отступление от правил проведения теста ставит под сомнение надежность результатов и сделанных на их основе выводов.

Однако далеко не все психологические методы столь сильно формализованы. Многие из них, напротив, орга- низуются самим исследователем или практическим пси- хологом и в зависимости от ситуации могут изменяться в ходе работы. К таким методам относятся уже рассмотрен- ное выше наблюдение, а также анализ продуктов деятель- ности, анкетирование, беседа и др. Проведение и особен- но интерпретация результатов подобных малоформализо- ванных методов очень сложны и требуют высокой профес- сиональной квалификации.

 







Date: 2015-10-21; view: 610; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию