Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отрасли психологии
Структуру большинства современных наук можно пред- ставить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, рас- крывающие основные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а множество ответвлений - отдель- ные ее разделы, применительно к отдельным вопросам, отдельным областям деятельности и т.п. Дерево современной психологии очень разветвлено. Стволом ее является общая психология. Этот раздел пси- хологии изучает и описывает наиболее общие психологи- ческие закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат. 06- щая психология - фундамент всех остальных ее отраслей. Сегодня этих отраслей очень много. Мы не будем перечис- лять их все. Укажем лишь некоторые. Дифференциальная психология изучает индивидуально- психологические различия между людьми. Исследуются различия как между конкретными индивидами, так и меж- ду определенными группами (например, между мужчина- ми и женщинами, представителями разных профессий, раз- ных социальных, национальных, этнических групп). Вы- являются предпосылки и причины этих различий. На основе наиболее часто встречающихся признаков строятся опре- деленные типологии. Знания, получаемые в этой отрасли, важны для многих областей практики, в том числе и для школьного обучения. Медицинская психология изучает психологические за- кономерности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние заболеваний на психику че- ловека, психических факторов на физическое, соматичес- кое состояние человека. Известно, например, что многие болезни (инфаркт, язва, астма) нередко вызываются чис- то психологическими причинами. Нейропсихология исследует влияние изменений струк- туры и функционирования мозга, его повреждений, воз- растного недоразвития на психическую деятельность и поведение человека. Нейропсихология имеет большое зна- чение для работы с детьми, поскольку позволяет выявить и устранить причины многих трудностей в обучении и по- ведении. Социальная психология занимается психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, ко- торые связаны с их принадлежностью к определенным со- циальным группам (дружеской, учебной, профессиональ- ной, национальной, расовой и др.). Отдельно изучаются детские группы. Проводятся исследования этих групп, их деятельности и развития, а также различных видов общения, взаимоот- ношений между людьми, которые называют межличност- ными отношениями. Социальные психологи изучают пси- хологический климат того или иного предприятия, учреж- дения, его зависимость от отношений между сотрудниками, начальником и подчиненными, влияние этого климата на психологическое состояние людей, на успешность их дея- тельности. Например, социальные психологи показали, что отношения между директором школы и учителями влия-
ют на отношения между детьми даже в тех случаях, когда дети, казалось бы, не могут узнать об этом, и определяют психологический климат школы. В рамках этой отрасли активно развивается семейная пси- хология, выявляющая особенности создания семьи, выбора супруга. Исследуются отношения между супругами, между родителями и детьми, отношения нескольких поколений в семье, причины семейных конфликтов и др. Психодиагностика - отрасль психологии, разрабатыва- ющая методы и средства выявления и измерения психо- логических особенностей человека, изучающая возмож- ности применения этих средств на практике. Психодиаг- ностика позволяет выявить и измерить выраженность у человека определенных индивидуально-психологических характеристик: уровень развития интеллекта, способнос- ти, свойства личности, интересы. Благодаря психодиаг- ностике можно выявить скрытые от непосредственного наблюдения причины поведения, поступков, успешнос- ти и неуспешности в деятельности, в том числе учебной, в общении. Для работы в школе особое значение имеют знания из области возрастной и педагогической психологии. Возрастная психология, или психология развития, ис- следует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза. Онтогенез - процесс индивиду- ального развития организма от рождения до смерти. Этот термин используется не только в психологии, но и в фи- зиологии, медицине, биологии. Возрастная психология включает детскую психологию, психологию индивидуального развитиявзрослогочеловекаипсихологиюстарости. Она за- нимается изучением закономерностей психического раз- вития, психологических особенностей каждого возраста, выявляет, как формируются, функционируют и распада- ются различные психологические структуры на разных возрастных этапах, как взаимодействуют на каждом этапе различные психологические образования, как происходит переход от одного возрастного периода к другому. Педагогическая психология включает в себя психологию обучения и психологию воспитания. Она изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности, познавательные возможности человека, разви- тие его способностей и интересов, выявляет психологи- ческие закономерности обучения и воспитания, проявле- ние в них индивидуально-психологических особенностей человека. Педагогическая психология изучает также осо- бенности взаимоотношений между педагогом и учащими- ся, а также психологию самого учителя. Среди отраслей психологии особое место занимает па- рапсихология, исследующая психические явления, не под- дающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний. Поэтому в название этой отрасли психологии вхо- дит греческое слово «пара», означающее - в стороне, ря- дом. Это прежде всего восприятие, выходящее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также методы непосредственного психического воздействия на физические процессы, в том числе и на болезни людей, на их самочувствие, на их взаимоотношения с близкими. Психологическое изучение и объяснение этих явлений - одна из интереснейших задач психологической науки.
1. 7. Психология теоретическая и практическая Психология, как и все другие науки, делится на два боль- ших раздела. Одни психологи занимаются теоретическими исследованиями, другие - применением результатов этих исследований на практике. Соответственно выделяются те- оретическая и практическая психология. Задачей первой, о которой мы и говорили до сих пор, является выявление закономерностей, психологических механизмов, разработ- ка теории. Задача практической психологии - использова- ние полученных знаний в различных сферах жизни. Психологические знания касаются каждого человека. Они могут быть использованы в профессиональной дея- тельности и личной жизни, в отношениях с другими людь- ми. Однако настоящее их применение требует участия спе- циалиста-психолога, обладающего не только знаниями, но и умением практически использовать их. Психологи-практики работают в детских садах, шко- лах, на заводах, в клиниках, больницах, специальных кон- сультациях, армии, системах управления, в службах по- мощи семье и т.п. - почти во всех областях человеческой деятельности. Их работа связана с ответом на разнообраз- ные запросы практики. Психолог, работающий в детских садах, школах, кол- леджах, профессионально-технических училищах, детских домах и т.п. - психолог образования, или детский практи- ческий психолог, занимается множеством проблем. Он по- могает выявить и развить способности детей, способствует становлению основных психических процессов - внима- ния, памяти, мышления и т.п. Он может определить, по- чему ребенок учится ниже своих возможностей, выяснить, почему дети не усваивают тот или иной учебный матери- ал, почему ребенок плохо себя ведет, не может дружить с одноклассниками. И не только определить, но и объяс- нить. Психолог располагает средствами, позволяющими ему предупредить возможные нарушения, отклонения в раз- витии ребенка. Эта работа называется психологической про- филактикой. Ведет он работу и по преодолению имею- щихся нарушений. Такая работа называется психологичес- кой коррекцией. Однако сделать все это психолог может только в тесном сотрудничестве с педагогами. Именно их постоянное сотрудничество может обеспечить такую рабо- ту школы, когда детям увлекательно и радостно учиться, а взрослым - интересно работать. Практический психолог образования решает множество повседневных вопросов и задач. Но главной целью его де- ятельности, целью существования психологической служ- бы образования в целом является психическое и психоло- гическое здоровье детей и подростков. Психическое здоровье- состояние душевного благопо- лучия, полноценной психологической деятельности чело- века, выражающееся в бодром настроении, хорошем са- мочувствии, его активности. Основу психического здоро- вья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологи- ческой службы образования является создание психолого- педагогических условий, обеспечивающих такое развитие. Психическое здоровье создает фундамент для более высо- кого уровня здоровья - здоровья психологического. Психологическое здоровье характеризуется высоким уров- нем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способ- ностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое разви- тие. Конечно, на каждом этапе развития психологическое здоровье, как и здоровье психическое, имеет свою ярко выраженную возрастную специфику. Каждый практический психолог для того, чтобы пол- ноценно работать в той или иной сфере практики, должен разбираться в ней. Медицинский психолог должен знать основы медицины, психолог, занятый в сфере психоло- гии искусства, - разбираться в нем и понимать его, хоро- шо знать эстетику. Спортивный психолог - иметь знания по различным областям спортивной деятельности. Психо- лог образования, или детский практический психолог, должен знать педагогику, дидактику, иметь представле- ние о методике. Только в этом случае он сможет хорошо работать, способствовать развитию детей, помогать детям и педагогам. Однако для того, чтобы эта работа была по-настояще- му результативной, необходимо, чтобы и педагог знал пси- хологию. При этом важно, чтобы каждый из них уважал знания другого, признавал его профессиональную осве- домленность, профессиональные умения - его професси- ональную компетентность. Это обеспечит их эффективное профессиональное взаимодействие, позволит каждому из них работать лучше, приносить больше пользы и получать от работы больше удовольствия.
Вопросы и задания 1. В чем различие житейской и научной психологии? 2. Приведите примеры различных психических явлений, ос- новываясь на наблюдениях за собой или окружающими. 3. В чем отличие работы психолога-исследователя от психо- лога-практика? 4. Какие отрасли психологии наиболее важны для системы образования? Почему? 5. Как соотносятся психическое и психологическое здоровье? 6. Как изменялось представление о том, чем должна занимать- ся психология на протяжении истории развития этой науки? 7. Почему говорят, что психология - и очень старая, и совсем молодая наука? В чем различия между донаучной и научной пси- хологией? 8. Существует ли связь между представлениями о природе человека и пониманием предмета психологии? 9. С чем, по вашему мнению, связано существование множе- ства школ и направлений в психологии? 10. Какие направления в психологии, по вашему мнению, наиболее полезны для учителя? Почему? Date: 2015-10-21; view: 2942; Нарушение авторских прав |