Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жец(1905-1981), Л.И. Божович(1908-1981), В.В. Давыдов





(1930-1998) и др.

Единство сознания и деятельности. Как уже неоднократно отмечалось, одним из важнейших вопросов, которые вол- новали психологию с самого ее основания, был вопрос о недоступности явлений сознания объективному исследова- нию. Отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн (1899-1960) подошел к решению этого вопроса сформули- ровал в качестве основного объяснительного принципа пси- холога принцип единства сознания и деятельности. Деятель- ность для С.Л. Рубинштейна - это прежде всего труд по пре- образованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя. Тем самым для изучения сознания необходимо не описывать те или иные его стороны, доступные лишь самосозерцанию, а анализировать, как в процессе конкретной деятельности происходят изменения в объектах. Этот метод психологиче- ского исследования С.Л. Рубинштейн назвал методом един- ства воздействия и изучения.

С.Л. Рубинштейн дал свой ответ и на вопрос о том, что определяет психические явления - влияние среды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды, которая была в то время едва ли не господ- ствующей идеологической установкой, охватывавшей не только психологию, но и все естественные науки (вспом- ним теорию Т.Д. Лысенко). В противовес этому он выдви- нул принцип, согласно которому внешние причины воз- действуют на объект, в том числе и человеческую психи- ку, через внутренние условия.

Психологияиндивидуальныхразличий. Это направление в отечественной психологии связано с такими именами, как Б.М.Теплов (1896-1965), В.Д.Небылицын (1930-1972), В.С.Мерлин (1892-1982). В этом направлении получила содержательную психологическую разработку теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. На ее основе была разработана психология индивидуально-пси- хологических различий, или дифференциальная психо-

логия.

В русле этой теории получила новую разработку теория типов темперамента. Получила новую разработку и теория способностей. Было показано, что в основе способностей лежат врожденные особенности - задатки. Однако реаль- ное развитие способностей осуществляется только в дея-


тельности, создающей возможность для реализации и фор- мирования этих способностей.

Психология отношений. Основателем этой теории был отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт В.Н. Мясищев (1892-1973). Он исходил из представления о том, что всякий человек с самого рождения включен в систему общественных отношений. Эти отношения фор- мируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Формирующаяся та- ким образом внутренняя система отношений составляет ядро личности человека. Именно она, а не характер, спо- собности или темперамент, определяет особенности лич- ности человека. Истинные отношения человека, подчер- кивал он, до определенного момента могут не проявлять- ся, они существуют лишь потенциально и раскрываются лишь тогда, когда человек действует в очень значимой для него ситуации.

При этом личность В.Н. Мясищев рассматривал не как застывшее, раз и навсегда сформировавшееся психичес- кое образование. Он подчеркивал ее динамичность, из- менчивость под влиянием внешних, в первую очередь со- циальных воздействий.

Человекознание как комплексная дисциплина. Это на- правление получило свою разработку в исследованиях Б.Г.Ананьева (1907-1972). Он исходил из представления о том, что полноценное изучение человека может осуще- ствляться в русле особой комплексной дисциплины - че- ловекознания, объединяющего весь комплекс наук о че- ловеке, в его единстве с историей человечества и развити- ем Вселенной.

 







Date: 2015-10-21; view: 496; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию