Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направлениязападной психологии
Бихевиоризм. Название этого направления происходит от английского слова behavior - поведение. Его разраба- тывали американские психологи Э.Л. Торндайк (1874— 1949), Дж. Уотсон (1878-1958) и др. На развитие бихеви- оризма громадное влияние оказало учение русских уче- ных И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов. Ученые-бихевиористы считали, что сознание челове- ка, его мысли, чувства, переживания - слишком субъек- тивны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию. Изу- чать можно лишь то, что можно точно наблюдать в пове- дении и фиксировать. Психология стала пониматься ими как наука о поведении. Основная схема поведения была описана бихевиорис- тами в символах «S-R: стимул - реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакци- ей - любое ответное действие. Чаще всего поведение оп- ределяется сложной совокупностью стимулов, которые определяются как окружающая среда, или ситуация. Реак- ция также может быть простой (например, отдергивание руки от огня) и сложной. К сложным реакциям относятся все формы человеческой деятельности, которые содержат какое-либо действие (например, прием пищи, написание текста, игра). Речь человека, как внешняя (вслух), так и внутренняя (про себя), также относилась ими к реакциям. Такой подход исключал принципиальную разницу меж- ду психологией животных и человека. Недаром в работах психологов этого направления до настоящего времени дан- ные, полученные на животных, непосредственно пе- реносятся на человека. В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихеви- оризма, признали, что формула «S-R: стимул - реакция» не может полностью описать поведение и деятельность, при- чем не только у человека, но и у животных. Существует множество факторов, влияющих на них. Между стимулом и реакцией, считают современные психологи-бихевиористы, у человека имеется промежуточный механизм - познава- тельные процессы: мышление, память, воображение. Эти идеи легли в основу необихевиоризма, основными пред- ставителями которого являются Э. Толмен (1886-1959), К.Халл (1884-1953), Б. Скиниер (1904-1990) и др. Центральными для психологии бихевиоризма и необи- хевиоризма на протяжении всей его истории были вопро- сы научения, т.е. того, каков процесс приобретения инди- видуального опыта и каковы условия достижения наилуч- ших результатов. Недаром одно из современных течений бихевиоризма так и называется - теория социального на- учения. Его основатель А. Бандура (р. 1925) считает, что научение у человека может происходить двумя основными путями: 1) прямым; непосредственным подкреплением; 2) подкреплением косвенного, когда он наблюдает за по- ведением других людей и того, к чему может вести такое поведение. Бихевиоризму и школе социального научения психо- логия обязана наличием множества четких, проверяемых фактов, тонкими экспериментальными приемами. Во мно- гом благодаря этим направлениям психология стала объек- тивной наукой, использующей точные методы выявления и измерения изучаемых явлений. Критика бихевиоризма связана с механистическим взглядом его представителей на человеческую психику, игнорированием собственно психических явлений - воли, эмоций, потребностей человека, его активности и выте- кающими отсюда представлениями о жесткой детермини- рованности, обусловленности поведения и развития чело- века внешними обстоятельствами. Психоанализ. Основателем этого направления стал ав- стрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856-1939). 3. Фрейд был врачом, и первоначально психоанализ воз- ник как метод лечения неврозов. 3. Фрейд обратил внима- ние, что невротические болезни взрослых часто вызваны психическими травмами, полученными в детском возрас- те и связанными с реальными или воображаемыми сек- суальными домогательствами со стороны близких взрос- лых противоположного пола (например, отца, брата, дяди). Подобные травмы вызывали у своих носителей тяжелые переживания, осознание которых могло оказаться невы- носимым для ребенка. Поэтому травмирующие воспоми- нания изгоняются, вытесняются из сознания, причем происходит это без какого-либо участия сознания челове- ка, бессознательно. Однако они не исчезают, а продолжа- ют существовать, но существовать неосознанно. Более того, они становятся активной силой, влияющей на поведение, мотивирующей его. Наличие таких неосознанных пережи- ваний и мотивов вызывало, считал 3. Фрейд, невротичес- кие симптомы заболеваний во взрослом возрасте. 3. Фрейд и его коллеги заметили, что симптомы заболеваний исче- зают, когда пациент отреагирует это воспоминание, т.е. вспомнит и как бы вновь переживет травмирующее собы- тие. Обращение к детскому опыту для понимания пережи- ваний взрослого человека было важнейшим открытием 3. Фрейда. Для лечения заболеваний такого типа 3. Фрейд и его коллеги использовали разные методы, например гипноз. Однако наиболее эффективным оказался изобретенный 3. Фрейдом метод свободных ассоциаций. При использо- вании этого метода пациент лежит на кушетке, а врач побуждает говорить все, что тому придет в голову, не ду- мая о том, насколько это глупо, мелко или неприлично, как он может выглядеть в глазах врача. Поскольку причина невротических симптомов скрыта в сфере бессознательно- го, и сам пациент даже не подозревает, что именно вы- теснено, то врач должен уметь распознавать в словах па- циента эти скрытые симптомы и помочь отреагировать вытесненные переживания. При этом вытесненный мате- риал осознается с трудом. Такое осознание может сопро- вождаться резким сопротивлением со стороны пациента. Именно этот метод и получил название психоанализа. В дальнейшем к нему присоединилось также толкование сновидений, содержание которых, по мнению 3. Фрейда, позволяет открыть неосознанные проблемы человека, а в дальнейшем - все то, что он назвал «психопатологией обы- денной жизни» - всевозможные ошибки, оговорки, забы- вание того, что надо было сделать или взять с собой, а также шутки. Все это, считал 3. Фрейд, не случайность, а проявление бессознательного. Влияние бессознательного
проявляется и в творчестве человека. Так психоанализ был перенесен из медицины на понимание того, как работает психика человека в норме. В итоге психоанализ превратился в психологическую теорию, а затем и в одно из направлений философии. Пред- ставление о том, что поведение человека определяется не только сознательными, но и бессознательными мотива- ми, желаниями, переживаниями, возникшими в резуль- тате либо подавления, вытеснения, либо недопущения в сознание определенных переживаний, влечений, мотивов, произвело подлинный переворот в представлениях о чело- веческой психике и является в настоящее время общепри- знанным. Характеризуя значение этого переворота, один из био- графов 3. Фрейда поясняет: «Коперник переместил челове- чество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме»1. Подобную оценку разделяют многие авторы, рассматри- вавшие роль психоанализа в развитии не только науки, но и культуры всего общественного сознания в XX в. Какие же переживания, желания, мотивы вытесняют- ся? Почему возникает вытеснение? 3. Фрейд пришел к выводу, что это происходит потому, что они не соответ- ствуют существующим тем культурным нормам, представ- лениям, которые ценны для самого человека и его окру- жения. Прежде всего, считал 3. Фрейд, это относится к переживаниям и мотивам сексуального характера. Именно сексуальное содержание, по 3. Фрейду, скрыто в симво- лах сна, в оговорках и шутках (отсюда известное выраже- ние «оговорка по 3. Фрейду»). 3. Фрейд исходил из того, что существуют две основ- ные мотивационные силы, направляющие всю жизнь че- ловеческого организма. Это инстинкты жизни и инстинк- ты смерти. К первому относится сексуальность (или более широко - эрос). Ко второму - деструктивные, разруши- тельные силы, которые могут быть направлены вовне (аг- рессия, ненависть) и внутрь себя (мазохизм, самоубий- ство). Эти две тенденции управляют психической энерги- ей, причем источник энергии у каждого инстинкта свой. Психическая энергия, связанная с инстинктом жизни,
1 Цит. по: Шульц Д.П., Шулъц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998.-С. 419.
получила название либидо (от лат. libido - желание, влече- ние). Психическая энергия, связанная с инстинктом смер- ти, названия не имеет. Инстинкт жизни и инстинкт смер- ти находятся в постоянном конфликте, противоборстве. Представление о связи инстинкта жизни с сексуальны- ми влечениями привело 3. Фрейда к идее о том, что сек- суальность человека не проявляется после наступления по- ловой зрелости, он рождается с ней, и именно она явля- ется движущей силой развития человека. При этом 3. Фрейд не сводил сексуальность к половому акту. Он понимал ее гораздо шире - как получение удовольствия от различных частей тела. Человек рождается со стремлением удовлетво- рить инстинктивные желания. Он руководствуется прин- ципом, который 3. Фрейд назвал принципом удовольствия. Однако в дальнейшем этот принцип вступает в конфликт с требованиями реальности, включающими в себя адапта- цию к требованиям общества, сознательные стороны пси- хической жизни. Очень рано ребенок научается сдержи- вать свои непосредственные желания и вести себя в соот- ветствии с требованиями. В процессе развития он посте- пенно переходит от принципа удовольствия к принципу реальности. Вытесняются, таким образом, те желания, те импульсы, которые не соответствуют принципу реальнос- ти и осуждаются окружающими, т.е. сексуальные. Психика, с точки зрения 3. Фрейда, состоит из трех частей: ид, эго и супер-эго, или Оно, Я \\ сверх-Я. «Ид», или «Оно», - наиболее примитивная и недоступная сознанию часть психической жизни. Именно здесь находятся инстинк- ты (и сексуальный, и агрессивный). 3. Фрейд сравнивает его с кипящим котлом, в котором заключены мощней- шие силы: «Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали»1. Поэтому «оно» действует только в соответствии с принципом наслаждения и не считается с реальностью. В отличие от ид эго, или «Я», руководствуется принци- пом реальности, служа своеобразным посредником между ид и внешним миром. Эго сдерживает импульсы, идущие от ид, находит косвенные, окольные пути их удовлетворе- ния. Эго («Я») тесно связано с ид («Оно»), оно получает из него энергию и служит удовлетворению идущих от ид стремлений, влечений. 3. Фрейд пишет, что «Я» в отноше- ние к «Оно» «похоже на всадника, который должен обуз-
1 Цит. по: ШудьцД.П.. Ш\'лщ С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998.-С. 419.
дать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается это сделать собственными силами, а „Я" - заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с ко- нем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и „Я" превращает волю „Оно" в действие, как будто бы это была его собственная воля»1. Однако для того чтобы лошадь не сбросила и не растопта- ла всадника, он должен контролировать и направлять ее движение. Поэтому эго должно направлять и контролиро- вать импульсы, идущие от ид. Супер-эго, или сверх-Я развивается из эго в процессе усвоения ребенком тех норм поведения и ценностей, ко- торые воспитывают у него родители. Три основные функ- ции супер-эго - нравственное сознание, формирование идеалов и самонаблюдение. После того как супер-эго сфор- мировалось, функции контроля за поведением ребенка, которые изначально осуществлялись родителями, начи- нает осуществлять ребенок самостоятельно. Предвестни- ки супер-эго возникают уже на втором году жизни. Однако окончательное образование супер-эго 3. Фрейд связывал с преодолением так называемого Эдипова комплекса. Эдип - герой древнегреческой мифологии, который уби- вает отца (не зная, что это его отец) и женится на соб- ственной матери (не зная, кто это). Фрейд считал, что каждый мальчик в возрасте между тремя и пятью годами переживает подобные чувства: у него развивается влече- ние к матери и восприятие отца как соперника, вы- зывающего ненависть и страх. Боясь наказания со стороны отца, мальчик начинает отождествлять, идентифициро- вать себя с ним и усваивает его нормы поведения. Девоч- ка также может испытывать враждебность к матери и влюбленность в отца, однако у нее это происходит гораз- до менее интенсивно. Позже психоаналитик К. Юнг на- звал комплекс переживаний девочек комплексом Электры по имени героини древнегреческой мифологии, которая, мстя за отца, убитого матерью, побуждает своего брата Ореста убить мать. Ид полностью относится к сфере бессознательного. Эго и супер-эго частично относятся к сфере сознания, а час- тично - к сфере бессознательного. Эго становится своего рода ареной борьбы между влечениями, идущими от ид,
1 Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. - Км. 1. -Тбилиси, 1991. С.363.
требованиями совершенства от супер-эго и необходимо- стью соответствовать реальности. Когда ситуация становится чрезмерно напряженной, внутренний конфликт приобре- тает травматический характер. Критика идей 3. Фрейда связана прежде всего с его пе- реоценкой роли сексуальности в развитии психики и при- дания решающего значения ранним детским переживани- ям. На это указывали уже его ближайшие последователи. Так, К.Г. Юнг (1875-1961) расходился с З.Фрейдом в понимании сущности либидо. Он считал, что оно характе- ризует не только сексуальную энергию (как считал 3. Фрейд), но жизненную энергию в целом, в которой сек- суальные импульсы составляют лишь часть. По-иному, чем 3. Фрейд, К. Юнг понимал и сущность бессознательного. Он считал, что, помимо «личного бессознательного», опи- санного 3. Фрейдом, существует и «коллективное бессоз- нательное». Коллективное бессознательное - часть психи- ки, содержащая опыт человечества. Оно является общим для всех людей и передается по наследству. Коллективное бессознательное существует в виде особых образований - архетипов. Архетипы проявляются в мифах и сказках, об- щие темы которых проявляются у разных народов. Одним из важнейших открытий К.Г. Юнга является вы- деление психологических типов людей: экстравертов - на- правленных вовне и интровертов - внаправленнных в себя. Эта типология широко разрабатывается сегодня в рамках особой науки - соционики. Другой последователь З.Фрейда, А. Адлер (1870-1937), центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству и чувство неполноценности. Он утверждал, что ребенок рождается на свет с определенным чувством неполноценности и неуверенности в себе, что обусловлено его беспомощностью и зависимостью от окружения. Это чувство порождает стремление к превосходству, т.е. к само- утверждению. Важнейшим ответвлением психоанализа является нео- фрейдизм. Неофрейдисты отрицали исключительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая существенное значение социальным факторам: особенностям общения ребенка со взрослыми, прежде всего в первые годы жизни [К.Хорни, (1885-1953), Г.С. Салливен (1892-1949)], харак- теристикам социальной среды, ее ценностям [Э. Фромм (1900-1980)].
Среди психоаналитиков, занимавшихся проблемами развития, особая роль принадлежит американскому пси- хологу Э. Эриксону (1902-1994). Он разработал оригиналь- ную концепцию развития личности человека от рождения до смерти. С точки зрения Э. Эриксона, в основе этого про- цесса - обретение идентичности, т.е. представления о соб- ственной полноценности, тождественности самому себе во времени, способности управлять своим «Я» в различ- ных ситуациях, чувствовать себя способным к решению тех задач, которые ставит перед ним жизнь. Психоанализ бурно развивался и развивается. Он не толь- ко оказал влияние на множество направлений современ- ной психологии, чрезвычайно велико его воздействие на философию, культуру, искусство, общественное сознание нашего времени. Гештальтпсихология. Гештальтпсихология возникла в начале нашего века в Германии. Ее основателями являлись М. Вертгеймер (1880-1943), К. Коффка (1886-1967), В. Ке- лер (1887-1967). Название этого направления происходит от слова «гештальт» (нем. Gestalt - форма, образ, структу- ра). Психика, считали представители этого направления, должна изучаться с точки зрения целостных структур (геш- тальтов). Центральным для них явилось представление о том, что основные свойства гештальта нельзя понять путем суммирования свойств отдельных его частей. Целое прин- ципиально не сводимо к сумме отдельных его частей, более того, целое - это совсем другое, чем сумма его частей. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей. Так, музыкальная мелодия не мо- жет быть сведена к последовательности различных му- зыкальных звуков. Применительно к психологии личности идеи гештальт- психологии разрабатывались немецким, а затем американ- ским психологом К.Левиным (1890-1947). Генетическая психология Ж. Пиаже. Швейцарский пси- холог Ж.Пиаже (1896-1960) разработал теорию развития интеллекта. Его интересовало, как ребенок учится позна- вать и понимать окружающий мир, как в этом процессе формируется его мышление. Ж. Пиаже рассматривал развитие в процессе адаптации ребенка к окружающему миру. Центральным звеном этой адаптации, считал он, является умственное развитие, по- скольку только оно может дать правильное представление о мире и понимание его. Адаптация - активный процесс взаимодействия ребенка с окружением. Развиваясь, ребе- нок постоянно сталкивается с новыми ситуациями, зада- чами, проблемами. Их решение нарушает некоторый име- ющийся у ребенка баланс, поэтому для того, чтобы вер- нуть чувство «уравновешенности», он начинает искать новые ответы на эти проблемы. Развитие мышления ребенка проходит ряд стадий, каж- дая из которых качественно отличается от другой. Оно обес- печивается созреванием нервной системы, формировани- ем опыта общения с разными людьми и овладения пред- метами, объектами окружающего мира. Теория Ж. Пиаже оказала громадное влияние на даль- нейшее развитие психологии, прежде всего детской. Когнитивная психология. Название этого направления восходит к латинскому слову cognitio - знание, познание. Его возникновение и развитие связаны с бурным станов- лением компьютерной техники и развитием кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управле- ния и передачи информации. Когнитивная психология рас- сматривает зависимость поведения человека от имеющих- ся у него познавательных схем (когнитивных карт), кото- рые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Это на- правление в настоящее время бурно развивается, и у него нет какого-либо признанного лидера. Критика когнитивной психологии связана прежде всего с тем, что проводимые в ней исследования отождествляют мозг человека с машиной, существенно упрощая тем самым сложный, многообразный внутренний мир человека, рас- сматривая его как относительно упрощенные схемы и мо- дели. Гуманистическая психология. Гуманистическая психоло- гия возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Это направление провозгласило в качестве основной идеи новый взгляд на развитие человека. Оно основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, твор- ческие силы каждого человека, в то, что он способен со- знательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Именно с этим связано название этого направления, происходящее от латинского слова humanus- человечный. Наиболее известными представителями этого направления являются К. Роджерс (1902-1987) и А. Маслоу (1908-1970).
1.5. Развитие отечественной психологии Развитие отечественной психологии, так же как и ми- ровой, первоначально осуществлялось в русле двух основ- ных направлений - философско-религиозного и естествен- но-научного. Первое направление восходит к идеям выдаю- щегося отечественного философа В. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899), Г.И. Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н.О.Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию. Второе связано с идеями объективно-эксперименталь- ного исследования человеческой психики. Его представи- тели - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сече- нов (1829-1905), В.М.Бехтерев (1857-1927), И.П.Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основопо- ложником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предме- та психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного моз- га в соотношении с теми внешними раздражителями, ко- торые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались тео- рии физиологии высшей нервной деятельности. Вместе с тем развивались и другие подходы, предста- вители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911 г. А.Ф. Лазурский (1874-1917) предложил схему ес- тественного эксперимента (см. тему «Методы психологии»). Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я. Басова (1892— 1931), посвященных развитию метода наблюдения как ве- дущего при изучении психического развития детей. После Октябрьской революции отечественная психо- логия продолжала бурно развиваться. Возникло множе- ство школ и направлений. Однако постепенно, особенно в 30-50-е годы, отечественная психология, как и другие отрасли науки и культуры, все более и более оказывается под идеологическим давлением, все более внедряется уп- равление наукой с помощью административных методов. Запрещаются все направления так называемой идеали- стической психологии, т.е. психологии как науки о душе.
Ее основатели изгоняются из институтов и университетов. В качестве единой философско-методологической базы со- ветской психологии выдвигается марксизм. Максимально усиливается значение физиологических объяснений, которые начинают рассматриваться не про- сто как необходимое, но как центральное звено при ис- следовании любых психологических явлений. Большой урон психологическая наука понесла в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извра- щениях в системе Наркомпросов» (1936) и решением Объе- диненной научной сессии Академии наук СССР и Ака- демии медицинских наук СССР, провозглашавшими уче- ние И.П. Павлова единственно верным и возможным, в том числе и для развития психологии (1950). Однако психология продолжала развиваться вопреки идеологическому диктату. Она, как уже было сказано, ос- новывалась на единой методологической базе - марксист- ско-ленинском учении об общественно-исторической и социальной сущности человека и деятельности как осно- вы его существования. Но на этой общей основе развива- лись различные школы и направления, формировались различные отрасли психологии, внесшие существенный вклад в мировую психологию. Культурно-историческая концепция. Основателем этой концепции был Л. С. Выготский (1896-1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-историчес- кий характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек стро- ит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что со- ставляет человеческую культуру, начиная от способов дей- ствия с различными предметами (например, пользование ложкой), более сложных способов человеческой деятель- ности до высших образцов науки, произведений искусст- ва. Поэтому высшие формы психики - опосредствованные формы. Ребенок, считал Л.С. Выготский, может стать челове- ком только в совместной деятельности со взрослым. Пси- хическое развитие ребенка - это прежде всего процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действия с предметами и овладения со- бой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психичес- кие функции и формируется личность.
Высшие психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отли- чаются от простых, элементарных, «натуральных», по тер- минологии Л.С. Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предмет- ной деятельности, общении между людьми и опосредуют- ся знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака яв- ляется слово. И только затем она переходит во внутрен- ний, психический план, становясь содержанием психи- ческого развития. Этот закон развития высших психичес- ких функций Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: «Каждая высшая психическая функция проявля- ется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудни- чества или взаимодействия, как средство социального при- способления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внут- ренний процесс поведения, т.е. как категория интрапси- хологическая»1. Такой подход во многом решал проблему «неподвласт- ности» субъективных психологических явлений объектив- ному изучению. Он внес свой вклад во многие направле- ния отечественной психологии. Одним из важнейших направлений развития этой теории явилась разработанная А.Н. Леонтьевым (1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действитель- ностью, выражающее отношение человека к миру и способ- ствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности. А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятель- ности как такой, которая становится центральной, основ- ной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников явля- ется игра, а для младших школьников - учение. В русле этого направления работали такие отечествен- ные психологи, как П.Я.Гальперин (1902-1988), А.Р.Лу- рия (1902-1977), Д.Б. Эльконин (1904-1984), А.В. Запоро- 1 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т.5. - С. 197.
Date: 2015-10-21; view: 508; Нарушение авторских прав |