Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предыстория научной психологии
Когда говорят о научной психологии, всегда отмечают, что она имеет короткую историю и длительное, богатое прошлое. Официальную историю научной психологии при- нято отсчитывать с 70-х годов XIX в. Однако вопросы о природе человека, о том, что отличает его от других жи- вых существ, волновали людей с самого начала истории человечества. Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему пони- мать то, что он видит и слышит, дает ему возможность думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, вла- деть собой. Так возникло представление о душе, которую часто изображали в виде крылатого существа. Душа неза- висима от тела, она может жить собственной жизнью, например, пока человек спит. Душу связывали с дыхани- ем, которое исчезало у мертвого человека. Считалось, что душа покидает человека вместе с последним дыханием. Это представление отразилось в мифах разных народов и во взглядах древних философов. Древнегреческие философы представляли душу как не- что, похожее на пламя или движение воздуха. Душа от- дельного человека лишь слабый отпечаток мировой души - Космоса. Душа - основа идей древнегреческих философов Гераклита (ок. 544-483 до н.э.), Демокрита (ок. 460 -ок. 371 до н.э.), Платона (428-348 до н.э.), Аристотеля (384-322 до н.э.) и др. Психология возникла как наука о душе, и в дальней- шем в течение многих веков психологическое знание на- капливалось в рамках философской мысли. Одним из глав- ных вопросов, который волновал философов, размышляв- ших над сущностью человеческой, была проблема связи души и тела. Очень долго господствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно различна, а их взаи- моотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказы- вать влияние на тело, но не наоборот. Французский философ Р.Декарт (1596-1650) также считал, что душа и тело имеют разную природу и действу- ют по разным законам. Тело, по мнению Декарта, матери- ально и действует по законам механики. Душа же немате- риальна, и ее главное свойство - способность мыслить, помнить и чувствовать. Однако не только душа может вли- ять на тело, но и тело может воздействовать на душу. В XVII-XVIII вв. благодаря бурному развитию естествен- ных наук вместо понятия «душа» в науке появилось поня- тие «сознание». Психология стала наукой о сознании. Со- знание включало мысли человека, его чувства, потребно- сти, желания - все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя. Отсюда возник очень важный вопрос, как, под влияни- ем чего формируется сознание человека. Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на орга- ны чувств, благодаря чему возникают ощущения. Ощуще- ния могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций. Это направление получило название ассоциа- низма. Соответственно понималось и развитие человека. Извест- ный английский философ Дж. Локк (1632-1704), считав- ший, что «в сознании нет ничего, чего не было бы в ощу- щениях», рассматривал сознание ребенка при рождении как tabula rasa - чистую доску, на которой жизнь оставля- ет свои письмена. Эта идея Дж. Локка получила значитель- ное отражение в разнообразных психологических и педа- гогических теориях, основывающихся на представлении о ведущей роли внешних воздействий, воздействий среды для развития и воспитания человека. Поэтому Дж. Локк придавал большое значение воспитанию, в том числе фор- мированию положительного отношения к хорошим поступ- кам и отрицательного - к плохим.
1.3. Возникновение научной психологии В течение тысячелетий философская мысль ставила и решала психологические проблемы, давала свои ответы на вопросы о сущности человека, о его мышлении, чувствах. Однако эти ответы были чисто теоретическими. В XIX в. раз- витие научной мысли во многих отраслях привело к пони- манию ценности знания, полученного эксперименталь- ным, опытным путем. Так развивались, например, физи- ка, химия. Наибольшее значение для возникновения психологии как экспериментальной науки имело разви- тие физиологии. Историю научной психологии принято считать с 1879 г. - года открытия немецким физиологом В. Вундтом (1832— 1920) в Лейпциге первой в мире экспериментальной пси- хологической лаборатории. Психология стала экспери- ментальной наукой. В. Вундт, Э. Титченер (1867-1927) и др. считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это слож- ное явление на отдельные элементы - ощущения, образы и чувства и выявлять структурные отношения между ними. Теория, разрабатываемая ими, получила поэтому назва- ние структурализма. Представителей другого направления - функционализ- ма - интересовал прежде всего вопрос, как действует, как функционирует психика. Наиболее яркими предста- вителями этого направления были Ф. Гальтон (1822-1911), У.Джеймс (1842-1911), Д.Дьюи (1859-1952). Функ- ционалисты основывались на эволюционной теории Ч. Дарвина и считали, что роль сознания - в приспособле- нии человека к окружающему миру. Поэтому главное для психологов - понять функцию сознания, то, как оно по- могает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи. Функционалисты много вни- мания уделяли практическому применению психологии, в том числе и в практике обучения. Они стали писать книги специально для педагогов. Так, У. Джеймса очень интересовали привычки, он счи- тал, что они имеют большое значение для развития. В сво- ей книге для учителей он подчеркивал, что вся наша жизнь слагается из конкретных привычек - практических, эмо- циональных, умственных. А потому главные усилия учите- ля должны быть направлены на то, чтобы выработать у ребенка именно те привычки, которые в дальнейшей жизни принесут ему наибольшую пользу. Люди воспитываются для действия, материалом же, из которого действия со- стоят, служат привычки1. Огромный вклад У.Джеймс внес в психологию эмо- ций, ему принадлежат также первые исследования само- сознания и самооценки, в частности, знаменитая форму- ла самоуважения как отношения успеха, которого дости- гает человек, к его притязаниям.
Самоуважение = Успех Притязания Для учителей, воспитателей писали свои книги и дру- гие представители функционализма. Так, американский психолог Д. Дьюи (1859-1952) посвятил свою книгу про- блемам развития мышления. В предисловии к ней отме- чал, что школы обременены множеством предметов, из которых каждый, в свою очередь, представляет массу ма- териалов и принципов. Задача преподавателей усложни- лась благодаря тому, что они убедились в необходимости иметь дело с индивидуальностью каждого ученика, а не с их массой. И структурализм и функционализм занимались изуче- нием явлений, доступных осознанию. Одновременно в конце XIX - начале XX в. было пред- принято множество попыток создать физиологическую психологию, изучить психологические явления физиоло- гическими методами. Однако эти попытки во многом ока- зались неудачными, поскольку точные, однозначные, объективные физиологические показатели трудно было соотнести с субъективными, психологическими -расплыв- чатыми, изменчивыми, противоречивыми. Это заставило многих ученых сомневаться в возможности научного изу- чения психологических явлений. В результате психология разделилась на два направления. Одно с помощью точных научных методов пыталось изу- чить такие относительно простые психологические про- 1 См.: Джеймс. У. Беседы с учителями о психологии. - М., 1998. - С. 60-61. цессы, как ощущение и восприятие. Второе рассматрива- ло высшие психические процессы - память, мышление, которые такими способами изучены быть не могли. Для этих целей был создан особый метод исследования - инт- роспекция (от лат. introspectare - смотреть внутрь), т.е. на- блюдения человека за тем, как действует его психика и субъективное описание этого. Подобная ситуация привела к кризису психологии как науки. В начале XX в. возникли два направления, совер- шившие переворот в психологической науке. Одно из этих направлений - бихевиоризм - обратилось к изучению внеш- него поведения, другое - психоанализ - к изучению бессоз- нательных процессов.
Date: 2015-10-21; view: 1164; Нарушение авторских прав |