Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология теоретическая и практическая
/./. Что изучает психология Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как сово- купность особенностей характера, внутренний мир чело- века. Именно во втором смысле мы говорим о психологии того или иного человека, группы людей, даже животных, особенно наших домашних кошек и собак. Такое понимание легло в основу житейской, «бытовой» психологии, которая обобщает и закрепляет опыт многих поколений людей, наш собственный жизненный опыт. Она лежит в основе нашего представления об окружающих нас людях, о самих себе, о причинах поступков, мотивах пове- дения, успехах и неудачах. Всякий человек, даже никогда специально не изучавший психологию, постоянно объясняет свои собственные поступки, слова и поведение других лю- дей. И эти объяснения основываются на его представлениях о мотивах поведения, мыслях, чувствах, ощущениях, эмо- циях. Без этого нормальная жизнь людей невозможна. Житейские представления о психологии находят свое выражение и в житейской мудрости, и в привычных ус- тойчивых взглядах, убеждениях. Они отражены во многих народных пословицах, поговорках: «В тихом омуте черти водятся», «Доброе слово и кошке приятно», «Скупой пла- тит дважды», «На сердитых воду возят», «Нравом хорош, да норовом негож». Очевидно, что эти пословицы отража- ют серьезное знание человеческой психологии. Настоящи- ми знатоками психологии являются, конечно, писатели, поэты, художники, актеры - люди искусства, открываю- щие в своих произведениях невероятные глубины челове- ческой души. И житейская психология, и произведения искусства во многом опережают, во многом помогают, но в чем-то и отстают от психологии как науки. Предмет любой науки составляют те вопросы, которые она ставит по отношению к окружающему миру, человеку. Научная психология схожа с житейской, но есть между ними и существенные различия. Они сходны в том, что ставят перед собой одни и те же вопросы: чем определяет- ся тот или иной поступок человека? Как мы мыслим? По- чему иногда, рассматривая что-то, мы не видим главного? Почему один школьник лучше решает задачи, а другой - лучше рисует? Почему у кого-то много друзей, а у кого- то, кто вроде бы ничуть не хуже, их совсем нет? Но отве- чают на эти вопросы житейская и научная психология иногда одинаково, а иногда по-разному. Например, на воп- рос, почему один ученик лучше решает задачи, а другой - лучше рисует, и научная, и житейская психология дают один ответ: у этих детей разные способности. Но при этом житейская психология основывается на том, что человек рождается с теми или иными способностями, все зависит от «природы»: «Уж таким уродился». Научная психология, говоря о различиях в способностях людей, не отрицает роли природных, врожденных задатков. Однако основное зна- чение в достижении успехов в рисовании, пении, матема- тике, спорте и т.д. с научной точки зрения имеет сама деятельность. Именно в самой деятельности развиваются способности человека. Подробнее об этом вы узнаете, ког- да будете изучать тему «Способности». Сейчас нам важно подчеркнуть, что «бытовое», житейское объяснение осно- вывается на том, что воспринимается непосредственно: отец и мать хорошо рисуют, значит, и ребенок хорошо рисует. Но при таком подходе многое не учитывается. В ча- стности, то, что в доме, где родители рисуют, ребенок раньше приобщается к этому виду искусства, имеет боль- ше возможностей видеть рисунки других, больше возмож- ностей для сравнения и т.п. Научные выводы, основы- ваясь на тщательных, скрупулезных исследованиях, выя- вляют то, что лежит за внешними, непосредственно вос- принимаемыми явлениями, выясняет их глубинные при- чины. Отличие научной психологии от житейской - в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы. В жи- тейской психологии они строятся на наблюдениях, сте- реотипных (шаблонных, трафаретных), взглядах, убежде- ниях. Из-за этого они часто отрывочны, случайны, доста- точно косны, нередко противоречат друг другу. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе спе- циальных исследований и неоднократно проверенных фак- тах, которые логически систематизируются и объясняют- ся в специальных научных теориях. Используя суждения житейской психологии, мы обыч- но легко примиряемся с противоречиями, а часто и не замечаем их. Для ученого выявившееся противоречие меж- ду фактами или между тем или иным фактом и теорией - важный вопрос для дальнейшего исследования. Теория позволяет выдвигать предположения, строить гипотезы о все более сложных, все более скрытых от непосредствен- ного наблюдения фактах и тем самым все глубже позна- вать психику человека и животных. Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объектив- ного мира и регулировать на этой основе собственное по- ведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, жи- вотного. Активная деятельность - важнейшее условие раз- вития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления. Активное отражение действительности - важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуров- невыми связями между различными отделами - высокоор- ганизованного мозга. Оно присуще и животным, и челове- ку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем больши- ми способностями обладает психика, тем более она развита.
Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека. Психика человека включает все, что он ощущает, вос- принимает, думает, помнит, чувствует, все его привыч- ки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее под- готовиться к какому-либо сложному событию. Например, если вам не хочется делать уроки или готовиться к экзаме- ну, очень полезно представить себе свое будущее эмоцио- нальное состояние. Что вы будете чувствовать, когда вас вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будете ис- пытывать, когда вас будут спрашивать о результатах экза- мена. Такое «эмоциональное предвосхищение», как пра- вило, позволяет преодолеть лень и начать заниматься. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздей- ствия преломляются через индивидуальные особенности. Вы сами, наверное, неоднократно наблюдали, как одно и то же событие одного человека волнует, а другого остав- ляет безразличным. Видели, как при нападении на хозяи- на одна собака начинает его защищать, а другая - прячет- ся за него. Date: 2015-10-21; view: 514; Нарушение авторских прав |