Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Невербальные средства самопрезентации
Жесты и жестикуляция Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами жесты помогают сосредоточить внимание студентов на тех или иных «ударных» частях высказывания, выразить эмоциональное отношение преподавателя к выражаемым мыслям. Жесты можно классифицировать следующим образом: · имитационные – жесты, которые имитируют логически понятные движения (пантомима); · условные жесты, представляющие собой условную, «зашифрованную» информацию (пример – жесты регулировщика); · акцентирующие – жесты, подчеркивающие то или иное слово, понятие. Чаще всего используются имитационные и акцентирующие жесты (параллельно со словесной информацией). Существует и другая классификация жестов – с точки зрения их воздействия на партнера по общению, а также в соответствии с теми эмоциями и состояниями, которые сам человек в этот момент испытывает. Так, различают жесты позитивные (открытые) или негативные (закрытые). К позитивным жестам относятся: · раскрытие руки или обеих рук ладонями вверх, что означает открытость, доверие, дружелюбие, желание сотрудничать; · рука у щеки означает раздумье, нерешительность; · наклоненная набок голова – интерес; · почесывание подбородка – процесс принятия решения; · манипуляции с различными предметами – желание продлить паузу, необходимую для размышления. К негативным жестам относятся: · руки, скрещенные на груди, и скрещенные ноги характеризуют оборонительную защитную реакцию и свидетельствуют о состоянии дискомфорта и эмоционального напряжения; · опора подбородка на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, а остальные пальцы ниже рта – отражает критическое отношение к происходящему; · поворот головы в сторону на 45° выражает вежливый отказ от общения; · пожимание руки собеседника таким образом, что она находится поверх ладони собеседника – превосходство, самодовольство; · сжатый кулак – властность и решимость; · пальцы, сплетенные в замок, – закрытость для общения. Палитра жестов пестра и многообразна и каждый человек имеет свои, органически свойственные ему жесты и движения. Тем не менее, при всем разнообразии жестов, можно выделить общие принципы их употребления в деловом взаимодействии.. Перечислим наиболее важные из них: § прибегать к жестам необходимо лишь по мере ощущения внутренней потребности в них – не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Суетливость и неумеренная жестикуляция могут только утомить и вызвать раздражение присутствующих. Однако, если возникла необходимость сделать движение, жест, не следует подавлять в себе этот импульс, важно при этом помнить, что жесты должны совпадать с ритмом речи, иначе они могут быть истолкованы неправильно и испортить общее впечатление; § подобно словам-паразитам («так сказать», «значит», «ну», «как бы» и т. д.) существуют жесты-сорняки, которые отвлекают собеседника от восприятия речи. Поэтому не следует бессмысленно встряхивать головой, бесконечно поправлять волосы, почесывать затылок, переносицу, теребить пуговицу, заламывать и потирать руки и т. п.; заметив в себе эти привычки, постарайтесь от них избавиться как можно быстрее; § жестикулировать желательно обеими руками, используя при этом позитивные (открытые) жесты, свидетельствующие о вашей искренности и открытости, а также об отношении к собеседникам, как к равноценным партнерам по общению; § неопределенное положение ладоней будет свидетельствовать об отсутствии силы и способности вести за собой, поэтому желательно, чтобы пальцы рук занимали такое положение, как будто вы держите грейпфрут. Организация пространства общения (выбор дистанции между партнерами по общению, их расположение относительно друг друга) является пространственным критерием эмоциональной близости людей. Так, чем в более близких отношениях находятся люди, тем меньше и расстояние между ними при общении. Пол и личностные особенности также определяют расстояние между партнерами: обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Уравновешенные люди подходят ближе друг к другу, тогда как тревожные стараются держаться в отдалении. Заинтересованные друг в друге собеседники сокращают дистанции общения. Однако существует и предел допустимого расстояния, связанный с характером взаимоотношений. Он варьируется в интервалах: § личное или межличностное расстояние (0,5–1,2 м) соответствует разговору друзей; § социальное расстояние (1,2–3,7 м) характерно для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел соответствует более формальным отношениям; § публичное расстояние (3,7 м и более) формируется при публичном выступлении, на этом расстоянии также не считается грубым обменяться несколькими словами или вообще воздержаться от общения. Выбранная дистанция, в свою очередь, задает тон всему дальнейшему общению. Так, излишне большая дистанция может быть «прочитана» партнером по общению как выражение недружелюбия по отношению к нему, неприятия. Чрезмерно же близкое расстояние может быть воспринято собеседником как посягательство на его свободу, «захват его территории» и вызвать реакцию открытой или скрытой агрессии. В зависимости от ситуации делового общения, его целей и задач, можно специально планировать и организовывать пространство предстоящего общения. Если нужно сформировать атмосферу доверительного и неофициального общения, то желательно находиться от них на расстоянии не более 3-3,5 м, иначе общение из неформального и личностно обращенного превратится в формальное и отчужденное. И наоборот, при необходимости подчеркнуть формальность и официальность происходящего лучше находиться от собеседников на расстоянии более 3,7 м. Но в любом случае важно помнить о том, что искусственно созданные барьеры в виде стола, стула, трибуны, кафедры воспринимаются участниками общения как реальные физические барьеры и оказывают деструктивное воздействие на ситуацию сотрудничества. Изменение интонации Сила живого слова – в его интонации, экспрессивности, и этим оно существенно отличается от печатного слова. Вокализация сообщения наряду с подбором слов и мимики способствует лучшему пониманию сообщения с точки зрения его эмоционального содержания. Правильное интонационное оформление нашей речи позволяет активизировать внимание собеседников, улучшить восприятие ими информации. Интонационные перепады и их рисунок влияют на эмоциональную выразительность нашей речи, позволяют акцентировать главные моменты сообщения и, таким образом, влияют на убедительность речи, способствуют ее лучшему пониманию. Кроме того, важно помнить еще о том, что восприятие содержания сообщения в значительной мере зависит от соблюдения интервалов между словами или группами слов, а также от темпа сообщения информации. Оптимальным считается темп 120 слов/мин. Пауза С интонированием речи связана еще одна ее сторона – характер распределения пауз. Вовремя выдержанная выразительная пауза может оказать на собеседников большее воздействие, чем поток слов. Кроме того, сообщая конкретную информацию, при помощи паузы можно как бы «пропускать» вперед собеседников. И если они внимательно слушают, то смогут легко продолжить вашу мысль, что поможет им почувствовать себя соучастниками процесса совместного принятия решения. Приемы эффективной вербальной самопрезентации Таких приемов достаточно много, их объединяет направленность на достижение взаимопонимания. Личностное самораскрытие Деловое общение – это сложный и противоречивый процесс. Он вызывает к жизни множество непредсказуемых ситуаций. В этом смысле любой акт взаимодействия может представлять собой решение коммуникативной задачи, а они бывают самыми разнообразными. Но только в том случае менеджер может находить творческое решение этих задач, если он готов к открытому «личностному» поведению, т. е. готов каждую ситуацию взаимодействия воспринимать не формально, а как возможность собственной профессиональной и личностной самореализации и не предлагать для ее решения готовых шаблонных форм поведения. Внутреннее личностное содержание руководителя так или иначе «прочитывается» партнерами по общению, хочет он этого или нет. Руководитель может, конечно, блокировать такое «прочтение» с помощью средств внутренней психической самозащиты, закрываясь от собеседников масками «правильного» ролевого поведения (в контексте своего понимания правильности действий руководителя). Однако именно маски и формируют тот самый барьер непонимания, который мешает не только самореализации личности, но и настраивает собеседников на оборонительное, закрытое и напряженное поведение. Нашим партнерам не нужна лишенная всяких эмоций, управляемая компьютером «говорящая» машина. Они желают видеть в лице руководителя личность, способную выразить свое индивидуальное отношение как к ситуации, так и к различным сторонам современной действительности, т. е. способную к открытому личностному взаимодействию с ними. Как же в реальности можно реализовать открытое личностное общение? Открытое личностное взаимодействие осуществляется через использование персонифицированной формы сообщения. Руководитель может: · преподнести материал еще и как достояние своего личного опыта; · поделиться со слушателями своими первоначальными заблуждениями, рассказать о своих ошибках и предрассудках; · показать, каким образом удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Такой способ изложения информации помогает преодолевать сдержанность и возможную предвзятость собеседников, сближает их, способствует налаживанию эмоциональных контактов. Заявляя свободно о своей точке зрения на ту или иную проблему, говоря о своем отношении к происходящему или к различным сторонам действительности, руководитель тем самым открыто выражает себя и предстает перед партнерами по общению не как безликий функционер, а как подлинная личность со своим сложным внутренним миром, богатством мыслей, переживаний, событий и, таким образом, в психологическом плане, пространственно «приближается» к слушателям, становится ближе и понятнее им. Только сильная смелая личность готова к такому поведению, готова к самораскрытию на уровне личностного, а не функционально-ролевого взаимодействия с другими людьми. И именно такое поведение делает руководителя более интересным, привлекательным и понятным для собеседников, способствует рождению атмосферы взаимопонимания и творческого сотрудничества. И только в этом случае возможно общение на уровне личностного равенства.
Date: 2015-10-19; view: 2679; Нарушение авторских прав |