Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 6. Заключительные занятия по изучению литературного произведения. Методика проведения уроков зачётного типа (2 часа)





Цель заключительных занятий. Формы проведения заключительных занятий.

Задания:

1.Раскройте тезис: «Заключительные занятия должны… создавать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения» (В.Г. Маранцман).

2.Предложите варианты проведения заключительных занятий (произведения по выбору студентов).

Литература:

См. список литературы к занятию № 5.

 

 

Занятие № 7. Изучение эпических произведений в средних и старших классах (2 часа)

Особенности восприятия и изучения эпических произведений в средних и старших классах. Приемы активизации восприятия учащимися художественного текста и формы контроля на уроках литературы. Проблемные вопросы и проблемные ситуации на уроках литературы.

Задание:

1.Какие эпические произведения предлагаются для изучения в школе? (см. «Программы…»).

2.Рассмотрите варианты организации чтения эпических произведений.

3.Как выявляется, учитывается уровень и характер восприятия эпических произведений?

4.Охарактеризуйте основные пути изучения эпического произведения в школе (анализ «вслед за автором», пообразный, проблемно-тематический, композиционный).

5.Какое место отводится комментарию на уроках литературы (виды комментария)?

6.Какое внимание следует уделить вопросам теории литературы в процессе анализа эпических произведений?

7.Сопоставьте варианты изучения эпического произведения, предложенные методистами (см. «Методические рекомендации» к проведению уроков литературы – по выбору).

8.Составление и обсуждение конспекта урока – изучение эпического произведения в средних классах.

9.Беседа-дискуссия по проблемам изучения большого эпического произведения в старших классах (проблема чтения, проверка знания текста, целостность восприятия и анализа произведения, выбор оптимального пути изучения текста и т.д.)

10.Анализ тематических планов изучения эпического произведения в старших классах (по выбору).

11.Представление конспекта урока «Изучение эпического произведения…» (по выбору). Обсуждение и анализ представленного конспекта.



Литература

1.Богданова О.Ю. Изучение художественных произведений в их родовой специфике. / Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 1985.

2.Браже Т.Г. Проблемы изучения русской литературы в 9 классе вечерней школы. – М., 1986.

3. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1984.

4.Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М, 1988.

5.Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже. – М., 1971.

6.Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1985.

7.Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1997.

8.Практикум по методике преподавания литературы / Под. ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1999.

9.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.

 

 

Занятие № 8. Изучение лирики в средних и старших классах (4 часа)

Особенности изучения лирики как рода литературы (постижение образа-переживания, важность исполнительского анализа, интерпретационный характер выразительного чтения, выявление лексико-семантических, интонационно-ритмических, стилистических особенностей поэтического текста, освоение понятия «лирический герой», работа над теорией стиха). Восприятие и анализ лирического произведения в средних и старших классах. Формы и виды работ при изучении лирического произведения. Поэтическое творчество учащихся.

1.Сходство и различие в методике изучения эпических и лирических произведений в школе.

2.Особенности восприятия лирического произведения учащимися средних и старших классов.

3.Обзорный анализ монографии В.П. Медведева «Изучение лирики в школе» (разделы «Лирика в восприятии учащихся», «Художественный образ в лирике») и кн. В.Г. Маранцмана «Труд читателя» (раздел «Стихотворение и поэт»).

4.Проблемы изучения лирического произведения в средних и старших классах. Критерии отбора эффективных методов и приемов при изучении лирических произведений. Преемственность в изучении лирики в средних и старших классах.

5.Структура глав учебника для средних и старших классов (тексты стихотворений и комментарии к ним, система вопросов и заданий по анализу стихотворений, творческие задания, сведения по теории стиха, организация самостоятельной работы учащихся).

Задание:

1. Проанализируйте варианты изучения лирического произведения, предложенные В.Г. Маранцманом, О.Ю. Богдановой (см. «Методика преподавания литературы» под ред. В.Г. Маранцмана – гл VII, «Методика преподавания литературы» под ред. О.Ю. Богдановой – гл. VI).

2.Планирование и составление конспекта урока изучения лирического произведения в средних и старших классах (виды деятельности учащихся на различных этапах урока, пути и приемы формирования теоретико-литературных понятий на уроках).

Литература

1.Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. – М., 1979.



2.Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М., 1984.

3.Маранцман В.Г. Труд читателя. – М., 1986.

4.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. V –VII классы. – Л., 1968.

5.Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении. 9 класс. – М., 1982.

6.Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. – М., 1968.

7.Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят…». – М., 1990.

 

Занятие № 9. Драматические произведения на уроках литературы (2 часа)

Особенности восприятия драматического произведения учащимися. Трудности изучения драматического произведения на уроках литературы в средних и старших классах. Специфика методических приемов изучения драматического произведения. Проблемные ситуации на уроках литературы при изучении драматического произведения. Творческая деятельность учащихся на уроках изучения драматического произведения.

Задание:

1.Какое место отводится изучению драматических произведений в школьной программе?

2.В чем трудность чтения пьес?

3.В чем специфика восприятия учащимися драматических произведений?

4.Каковы формы первоначального ознакомления учащихся с драматическим произведением?

5.В чём заключаются особенности анализа драматического произведения. Как в процессе анализа выявляется авторская позиция?

6. Виды творческих работ при чтении и анализе драматического произведения.

7.Особенности планирования изучения драматического произведения в средних и старших классах.

8.Подготовить рецензию на одну из методических статей, посвященных изучению драматического произведения на уроках литературы.

9.Проанализируйте систему заданий к изучаемым драматическим произведениям, данных на страницах учебника.

10.Какую роль играют межпредметные связи при изучении драматического произведения.

11.Составление и обсуждение плана-конспекта урока, посвященного изучению драматического произведения (в средних и старших классах).

Литература

1.Искусство анализа художественного произведения / Под ред. Т.Г. Браже. – М., 1971.

2.Демидова Н.А. Изучение художественных произведений в их родовой и жанровой специфике. // Проблемы преподавания литературы в средней школе. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1985.

3.Докусов А.М., Маранцман В.Г. «Ревизор» Гоголя в школьном изучении. – М., 1967.

4.Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. – М., 1982.

5.Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах. – М., 1964.

6.Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. – Л., 1988.

7.Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. – М., 1977.

8.Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1972.

9.Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М., 1984.

10.Роговер Е.С. Прием мизансценирования драмы и наглядное обучение / Литература в средней школе. – Вып. 5. – Л., 1971.

11.Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1986.

 

Занятие № 10. Монографическая тема в старших классах (2 часа)

Этапы изучения монографической темы. Формы и методы проведения уроков-биографий. Вступительные и заключительные занятия при изучении монографической темы. Активизация творческой деятельности учащихся.

Задание:

1.Дайте характеристику одной из монографических тем (см. «Программы…»)

2.Как представлены монографические темы в школьных учебниках, практикумах, пособиях для учащихся? (логика изложения материала, организация самостоятельной работы учащихся, система творческих заданий).

3.Каковы основные особенности планирования монографических тем? Ознакомьтесь с системой уроков по поэме «Мертвые души», представленной в учебнике «Методика преподавания литературы» / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – Ч.2 – М., 1995. Определите литературоведческую и методическую концепцию системы уроков по поэме.

4.Роль вступительных занятий на уроках изучения монографической темы. Привести примеры из опыта работы (см. журнальные публикации и методические рекомендации для учителей).

5.Каковы формы и методы проведения уроков по биографии писателей?

6.Заключительные занятия на уроках изучения монографической темы.

7.Представление плана изучения одной из монографических тем в старших классах.

 

Литература

1.Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова. – М., 1991.

2.Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. – М., 1990.

3.Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана – В 2 ч. Ч.2. – М., 1995.

4.Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1985.

5.Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой. – М., 1997.

6.Практикум по методике преподавания литературы / Под. ред. О.Ю.Богдановой. – М., 1999.

7.Литература. XI класс. Методические советы / Под ред. В.П. Журавлева. – М., 2000.

 

 






Date: 2015-10-19; view: 1501; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию