Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. Н. Шпильрейн





Трудовой метод изучения профессий 19

 

<...> Основным преимуществом трудового метода перед всяким другим должна являться возможность объединить в одном лице рабочего, знающего профессиональную работу, и психолога, умеющего и желающего ее описать, а отсюда:

1) понимание экспериментаторами, составляющими тесты и отбирающими людей, отдельных фаз трудового процесса;

2) достаточная возможность путем трудового опыта, а также самонаблюдения получить те основные сведения об особенностях трудовых процессов, которые нельзя надеяться получить от рабочего путем опроса;

3) с другой стороны, возможность сделать это самонаблюдение объективным, так чтобы при повторении изучения профессии разными наблюдателями на разных предприятиях получить одни и те же результаты;

4) изучение профессии не только в поперечном разрезе (т. е. того, что требуется от опытных рабочих), но и в продольном — в процессе овладения профессиональными навыками;

5) на основании сравнения изучаемой профессии с рядом изученных уже профессий — возможность сравнительной профессиологии;

134

6) на основании опытных данных, добытых этой наукой, возможно будет более научно подойти к только еще затронутому в современной литературе вопросу о типах профессий и об их психологической классификации;

7) детальное изучение трудовым методом профессий, если оно проведено человеком, знающим уже множество других профессий и обстановку работы на других предприятиях и других специальностях, всегда ведет к нотизации самого трудового процесса.

Вот, вкратце, те надежды, с которыми мы подходили к трудовому методу <...>

Мы считаем, что трудовой метод не должен ограничиваться одним только ознакомлением психолога непосредственно с трудовыми навыками изучаемой профессии. Ведь как раз в лице нашего исследователя мы хотим соединить рабочего, знающего трудовой процесс, с психологом, умеющим его описать и сравнить с трудовыми процессами в других профессиях. Следовательно, нашим исследователям нужна большая широта изучения трудового процесса, чем рабочему для выполнения непосредственных технических функций. Наши работники начинают свою деятельность на предприятии ознакомлением с общей его структурой, с производственным процессом в целом и со значением отдельных детальных профессий и специальностей для всего предприятия. Затем выбираются для непосредственного изучения детальные профессии, кажущиеся наиболее характерными и своеобразными или представляющие наибольшую опасность или вредность, или интересующие своей особенной сложностью или трудностью.

Эти профессии изучаются нашими работниками до достижения той степени совершенства, при которой они могут работать без надзора инструктора. Работа без надзора инструктора является также некоторое время предметом описания для учета тех изменений, которые вызывает отсутствие инструктора в ходе работы.

Для составления профессиограммы работы мы считаем необходимым участие в ней двух или трех человек, чтобы взаимной корректировкой устранить возможность субъективного подхода к работе, достичь возможности изучить один и тот же производственный процесс на различных предприятиях и в различных условиях.

135

Опыт трехлетней работы показал, что профессиограммы, составленные различными исследователями, обыкновенно сходятся во всех важных пунктах. Некоторые разногласия, обнаруживавшиеся особенно в первых профессиограммах между двумя исследователями, объясняются не столько разным подходом к работе, сколько несогласованностью психологической терминологии обоих авторов <...>

Самый процесс изучения профессий заключается в том, что наши работники становятся непосредственно к станку под наблюдением инструктора на положении рабочих учеников. После каждого дня обучения каждый из исследователей пишет протокол рабочего дня. Протоколы теперь строятся по стандартизированной схеме.

1. Описание рабочего дня. Это — дневник всех переживаний и случайностей рабочего дня, по-возможности беспристрастное изложение событий. Сюда относится и сообщение о том, как исследователь все забывал, в какой последовательности нужно поворачивать рычаги и замечание мастера: «не сидеть сюда пришла, а работать», когда исследовательница присела у станка <...> и всевозможные общепсихологические замечания, параллели, сравнения <...> Очень большое значение этот первый пункт наших протоколов должен получить для классификации профессий, так как сравнивая протоколы отдельных лиц и протоколы различных профессий, мы получаем богатый материал для психологического анализа производственных условий в нашей промышленности вообще и в отдельных ее отраслях.


2. <...> Указания на то, что именно в профессиональной работе кажется наиболее трудным, наименее поддающимся изучению. Сюда относится, например, неумение вагоновожатого спокойно, заученным движением реагировать на неожиданную опасность, головная боль или раздражающее влияние монотонности в работе телефонистки <...>, неумение связать нитки ткацким узлом у ткачихи. Анализ этих трудностей, взятых не в поперечном разрезе, как трудности, тормозящие работу обученных рабочих, а в разрезе продольном — последовательного овладения профессией — дает нам историю такого овладения с указанием тех поворотных пунктов, по которым собственно следует судить о главных трудностях профессии.

136

Отсюда уже можно вывести ряд указаний для преподавания профессиональных навыков <...>

3. Протоколирование явлений упражнения. Под этой рубрикой заносятся все те облегчения, которые представляет профессиональная работа в день ведения протокола по сравнению с работой за предыдущие дни. Здесь меньше приходится говорить о непрерывном упражнении. Обыкновенно дело обстоит так, что внезапно появляется ощущение облегчения в том или другом трудовом процессе. То, что прежде не удавалось, теперь удается. Сюда относятся особенно явления автоматизации, т. е. такого изменения трудового процесса, при котором прежде требовавшие сознательного напряжения внимания трудовые движения теперь проходят автоматически. Мы не раз в протоколах наших исследователей находим указания на такую автоматизацию, при которой правильное движение руки начинается еще прежде, чем осознается раздражение, вызывающее это движение. Очень характерны в этом отношении протоколы обоих наших вагоновожатых, у которых чувство опасности вызывает в начальной стадии некоторую дезординацию движений и реакцию совершенно нецелесообразную (как, например, приседание, судорожное хватание рычага и т. п.); приходится вспоминать, какая должна быть правильная реакция, и выполнять ее после того, как были уже проделаны эти нецелесообразные движения. При прогрессирующем ознакомлении с профессиональной работой воспоминание о движениях или их последовательности совершенно не приходит в сознание работающего. Движения не только «сами собою» сохраняют нужную связь <...>, но даже становится затруднительным указать, чем именно вызывается успешность трудно дававшейся прежде трудовой операции. Поэтому-то даже хороший слесарь, если он не имеет практики в инструктировании, редко сможет толково разъяснить, как именно он подчиняет своей воле движения напильника.

Этот третий пункт протоколов особенно ценен для того, чтобы учесть сравнительную упражняемость различных психологических качеств, а также симптомы упражнения. Ход упражнения тоже не одинаков для различных признаков: некоторые упражняются вдруг, т. е. переход от необходимости сознательного контроля над работой к полному овладению внезапен и даже

137

удивляет иногда самого работника; в других мы имеем процесс последовательного изучения трудовых движений.

В некоторых трудовых процессах такая автоматизация подходит под понятие «общий импульс», т. е. такое сцепление группы реакций, при котором каждая предыдущая реакция является раздражителем, вызывающим, как реакцию, последующее движение. Таковы все те сложные движения, которые необходимы для профессий, требующих большой выучки. Автоматизация такой серии движений, выработка общего импульса должна рассматриваться как проявление мышечной или моторной памяти <...>


4. Наряду с упражнением, которое выражается объективно в увеличении количества работы и в улучшении ее качества (что проверяется хронометражем и суммой выработки), мы имеем явление утомления.

Субъективное проявление утомления, которое мы называем усталостью, заключается в болевых ощущениях отдельных органов (работающих мышц, головы, глаз и т. д.), в падении интереса, возрастающей апатии, неуверенности или в потере уже достигнутой автоматизации. Как на характерные для состояния усталости явления можно указать в производственных профессиях на ошибочные движения, часто удивляющие самого работника, или на то, что процессы, которые проходят в нормальном состоянии совершенно автоматически, требуют в утомленном состоянии напряженного внимания или сознательного многократного контроля для устранения чувства неуверенности <...>

5. Наконец, последним пунктом протоколов являются указания на те дефекты в организации труда и в инструктировании, которые замечаются работающими. Таких дефектов обыкновенно бывает очень много. Сюда относятся прежде всего детали режима труда — неприспособленность рабочих помещений, неправильность освещения, неправильная посадка работников, дефекты в самом распределении труда: чрезмерная нагрузка рабочих посторонними работами, отсутствие правильного распределения труда, нерациональное расположение станков, а затем замечания, касающиеся неправильностей в самом процессе обучения — неумелость инструктора, сообщение ученикам неправильных трудовых приемов и т. д. Из этого последнего пункта обыкновенно

138

и вырастают те конкретные нотовские и педагогические предложения, которые наши работники могут сделать на основании своей трудовой деятельности<...>

Обработка

Техника обработки протоколов развивалась у нас непрерывно. Первоначальный метод обработки сводился к тому, что на основании изучения профессии из протоколов выбиралось все наиболее характерное, что могло быть уложено в ту или другую схему, и затем разносилось на карточки. Для этой разноски мы обыкновенно пользовались <...> схемой Липмана <...>

Дальнейшим развитием трудового метода является более глубокая психологическая проработка профессиональной деятельности, соединенная с попыткой анализа психологической ценности отдельных движений и трудовых операций, и проведением аналогии между данной профессиональной деятельностью и работой в других профессиях <...> Трудовой метод основан не только на самонаблюдении. Он заключается в трудовом, т. е. непосредственно рабочем изучении профессии, причем играют роль объективное наблюдение как над своей собственной работой, так и над работой других рабочих, а также самонаблюдение, т. е. наблюдение над своими переживаниями трудностей; усталостью и т. д., а кроме того хронометраж, и там, где возможно, световая запись и измерения другого порядка. Объективное наблюдение и запись впечатлений о своей и чужой работе соединяются здесь с изучением технических оснований производства, по возможности его истории; значения каждой трудовой функции в трудовом процессе; литературы о вредностях этого производства. Кроме того, исследователь знакомится со статистикой амбулаторного приема и данными профессиональных школ о причинах увольнении там, где эти данные могут уяснить профессиональные вредности или дать объективное представление о профессионально важных психофизических признаках. Наряду с этим в трудовом методе мы используем и разговоры с рабочими, т. е. пользуемся методом опроса. Таким образом, трудовой метод приобретает значение универсально-охватывающего и наиболее глубокого знакомства с производственным трудом. Понятно поэтому, что анализ профессии трудовым методом дает данные более устойчивые, чем какие бы то ни было другие попытки изучения <...>



 

139







Date: 2015-10-19; view: 748; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию