Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Г. Геллерштейн. Всякая профессиональная работа рассматривается как определенный вид трудового поведения человека, всегда протекает в условиях определенных внешних влияний





Психотехника 18

 

РОЛЬ ОБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА В ДЕЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ

Всякая профессиональная работа рассматривается как определенный вид трудового поведения человека, всегда протекает в условиях определенных внешних влияний. Во всяком труде имеется не только работник (субъект труда), но и окружающая его среда — люди, машины, санитарно-гигиенические условия и т. д. (объективная сторона труда). Для понимания сущности профессиональной работы нужно изучить не только психофизиологию работника, взятого изолированно от внешних условий, но необходимо понять, как эти внешние условия влияют на работника, на его самочувствие, на его утомляемость, на устойчивость тех или других психических свойств и как к ним приспособляется работник.

Достигнуть исчерпывающей характеристики профессий можно лишь при условии всестороннего описания и анализа объективных и субъективных сторон профессиональной работы. В целях достижения подобной полноты в Психотехнической лаборатории Института охраны труда в последнее время спроектирована схема, в которой собственно профессиограмма, т. е. то, что составляет содержание листа Липмана, занимает лишь некоторую часть. Эту схему мы и приводим:

128

СХЕМА ОБРАБОТКИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРОТОКОЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

I. Описательная часть

1. Объективные условия работы:

а) Помещение.

б) Оборудование.

в) Санитарно-гигиенические условия:
температура;
освещение;
влажность;
шум;
вредные вещества (пыль, газы и пр.).

г) Специфические внешние раздражители:
постоянные
неожиданные

2. Рабочие движения (описание трудового поведения);

а) Какими машинами управляет работник и с помощью каких движений?

б) Какими инструментами работает, как?

в) Характер и форма движений (равномерные, неравномерные, короткие, широкие и пр.).

г) Темп движений.

д) Интенсивность движений.

е) Положение тела (обычное и его изменения).

ж) Какие органы участвуют в рабочем процессе, их напрягаемость и пр.

з) Связь движений с внешними раздражителями (на какие раздражители следует какая реакция).

и) Распределение рабочего процесса во времени (характер смен, нагрузка в различные часы).

II. Аналитическая часть

1. Анализ объективных условий

а) Влияние объективных условий на продуктивность работы (низкая производительность, брак):
влияние помещения,
вляние оборудования,
влияние санитарно-гигиенических условий (температура, освещение и пр.),
влияние специфических внешних раздражителей.

б) Влияние объективных условий на психофизиологическое состояние работника (субъективное и объективное); сюда относятся влияние вредностей, причины увечий, изменения в строении органов, профессиональные заболевания и т. п.

в) Влияние самой работы на работоспособность работника.
В чем выражается усталость?
Непосредственный источник усталости?
Когда чаще всего проявляется усталость?
Эмоциональное влияние профработы?

129

2. Профессиограмма

а) Какие психофизиологические функции характерны для данной профессиональной работы

Область ощущений и восприятий.  
Специфичность функций внимания.  
Интеллектуальные процессы.  
Реактивная сфера.  
Характерные для профессии эмоциональный тон и эмоциональные состояния Заполняется профессиографическая схема, например, опросный лист Липмана
Прочие свойства (личные качества и пр.)

б) В отношении каждого признака, перечисленного в п. а), ответить на следующие вопросы:

  Очень важные  
1) Степень необходимости Необходимые  
  Желательные  
  Сильно упраж.  
2) Упражняемость Слабо упраж.  
  Не упраж. вовсе  

3) Возможна ли компенсация недостаточного развития некоторых важных свойств и чем?

4) В каких процессах работы выявляется данное свойство?

5) С деятельностью каких частей психофизического аппарата око связано?

Примечание. Желательны конкретные примеры из трудовой практики об индивидуальных различиях в связи с отсутствием или недостаточным развитием того или иного свойства и о том, как сказываются эти различия на состоянии работников и продуктивности их труда.

в) Какие знания необходимы для успешной работы?

г) Приспособление работника к объективным условиям работы и характеру работы:

1) Как вырабатывается привыкаемость к внешним условиям?

2) Как вырабатывается трудовой навык?

3) Какие навыки вырабатываются скорее?


4) Какие медленнее?

5) Зависит ли приспособляемость от индивидуальности работника и как?

6) Как изменяются индивидуальные особенности под влиянием работы (динамическая характеристика внутри каждого дня и с течением ряда лет)?

7) Какие моменты работы автоматизируются?

8) Какие требуют постоянного активного внимания?

III. Синтетическая характеристика профессии

а) С какими профессиями можно сравнить данную профессию по ее психофизиологической сущности (в смысле типологической общности)?

б) Центр тяжести профессии (например, моторная сфера, интеллект и т. д.)?

в) Высшая, средняя, низшая (по Липману)?

г) Поддается ли индивидуальному оформлению?

130

д) В какие комплексы группируются отдельные психофизические элементы?

е) Чем отличается хороший работник (обрисовать тип)?

ж) Чем отличается плохой работник (обрисовать тип)?

1) В чем выражается непригодность к данной профессии и чем она обусловливается?

2) Статистика увольнений и несчастных случаев (классификация причин увольнения).

3) Пригодность инвалидов и каких?

IV. Педагогическая часть и НОТ

а) Главнейшие этапы периода обучения — достоинства и недостатки в современной постановке?

б) Какие изменения возможны и желательны в педагогической части?

в) Какие изменения возможны и желательны в организационной стороне работы?

Общие примечания

1. Если один пункт повторяет другой, делать ссылку: «см. пункт такой-то».

2. После изложения каждого пункта отметить условными знаками источник (О — опрос, Н — наблюдение, Т — трудовой опыт, С — статистика, Х — хронометраж, Э — эксперимент и т. д.)

В конце перечислить, в чем выразилось преимущество трудового анализа (можно ли было без него составить такую же характеристику).

В пояснении к этой схеме необходимо заметить, что приведение профессиографического материала по этой схеме в определенный порядок должно сильно облегчить возможность составления психологической классификации профессий. С другой стороны, совершенно понятно, что на многие из вопросов, встречающихся в этой схеме, не всегда можно получить более или менее удовлетворительный ответ. Поэтому надо считать, что данная схема служит лишь некоторым руководством для психолога и дает возможность охватить всю профессию с наиболее важных для профессионального подбора сторон. Она исчерпывает почти все, что может интересовать психолога о каждой профессии.

Значение подобной схемы еще и в том, что она намечает ясные перспективы психологического исследования профессий и показывает, на какие стороны профессиональной работы нужно обратить особенное внимание, какие особенности работы нельзя упускать из виду. Вдумавшись в эту схему, вы видите, что она пытается объединить психологическую характеристику профессий с ее санитарно-гигиенической* характеристикой.

131

Вся первая часть касается, по существу, санитарно-гигиенических условий профессиональной работы. Обычно до сих пор эта сторона исследования профессий производилась самостоятельно и чисто механически увязывалась с психологической стороной обследования. А между тем совершенно понятно, что есть более глубокая, более внутренняя связь между психологической сущностью профессий и теми объективными условиями, которые для нее характерны. Для того, чтобы эта связь вам была более понятна, достаточно припомнить многочисленные факты, касающиеся своеобразных влияний различных профессий на организм работников, в частности, на их психику. Когда мы говорим о профессиональном типе, мы имеем в виду не только того человека, который более всего для данной профессии пригоден, но также и того человека, который создан данной профессией.


РОЛЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Типичный профессионал в конечном счете вырабатывается в результате приспособления некоторых индивидуальных психофизических свойств к определенным требованиям, предъявляемым теми или другими трудовыми процессами. Вот почему иногда совершенно нетрудно по внешнему виду узнать, чем занимается человек. В профессии, как и во всяком трудовом акте, мы имеем дело с взаимодействием человека и окружающих условий. Если оказывается, что одни и те же условия являются более благоприятными для одних людей и менее благоприятными для других, то это значит, что одни к ним могут лучше приспособиться, другие хуже. Чтобы лучше приспособиться, нужно обладать более гибкой, более эластичной организацией и вместе с тем определенной предрасположенностью не только к выполнению трудовых актов, но и к среде, в окружении которой эти трудовые акты совершаются (среда здесь должна пониматься в самом широком смысле этого слова). Пригодность человека к профессии есть поэтому не только биологическая проблема, но — не в меньшей степени — и социальная <...>

132

ПРОФЕССИЯ В СВЕТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ И ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ

<...> Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация** не только тела, но и психики работника.

Профессиональная работа вынуждает организм сопротивляться действию различных влияний, обусловливаемых сущностью самой профессии. К ним относятся как все те внешние раздражители, с которыми работнику приходится сталкиваться в связи с обстановкой работы, например, ее санитарно-гигиеническими и техническими условиями и т. д., так и характер и темп самой работы. Этот последний момент особенно отчетливо выступает там, где работник должен приспособить свой темп к темпу какой-нибудь машины. В профессиональной работе организм должен поэтому выявить одновременно и стойкость и гибкость, достаточные для того, чтобы, с одной стороны, противостоять влиянию вредных условий и, с другой стороны, приспособиться к специфическим требованиям профессиональной работы. Создание гармонических взаимоотношений между человеком и профессией возможно осуществить двумя путями: 1) устранением вредных влияний, т. е. приспособлением внешних условий к организму человека, 2) подбором наиболее приспособленных работников к каждой данной работе. Вот почему и важно не ограничиваться при психологическом анализе профессий


133

одним только перечислением необходимых для работника свойств; не менее важно учесть и изменить к лучшему все объективные условия профессиональной работы.

Приведенная выше схема и заключает в себе попытку объединить в одно все данные, касающиеся «как реакций самого работника на внешние раздражители, связанные с работой, так и описание и анализ самих условий работы.

Сноски

Сноски к стр. 130

* Отчасти и биомеханической (Прим. автора).

Сноски к стр. 132

** Деформация — это изменение формы. В отношении к профессиональной работе деформацию следует понимать шире: всякое изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер, есть профессиональная деформация, если это изменение вызвано профессиональной работой. Искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, угодливость приказчиков, льстивость кельнера и швейцаров, — одним словом, все, что составляет отпечаток профессиональной работы на физической и психической организации работника, есть деформация в широком смысле слова.


 

133







Date: 2015-10-19; view: 795; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию