Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Г. Геллерштейн





К вопросу о профессиональной типологии 17

 

<...> Прежде чем касаться непосредственного анализа накопленного в психотехнике профессиографического материала, придется коротко охарактеризовать некоторые поучительные тенденции в развитии основного понятия, применяемого в профессиографии, а именно понятия «профессионально-важный признак».

<...> Ибо сущность того, что именуется обычно «профессиональной психограммой» или «психограммой профессии», определяется в конечном счете совокупностью профессионально важных признаков и их структурным сочетанием.

Одним из показателей нашей эволюции в вопросах профессиографии является тот факт, что мы пытаемся выявлять профессионально-важные признаки не только в связи с проблемой профессионального подбора. По мере того, как психологическое изучение профессий становится отправным пунктом любого психотехнического исследования, соприкасающегося с профессиональным трудом, дифференцируются наши подходы к психологическому пониманию профессий. Наша трактовка понятия «профессионально-важный признак» приобретает в каждом отдельном случае специфический характер. Так, например, почти никем не оспаривается правомерность искания симптомов профессионального утомления и, тем самым, методов для его распознавания в сфере профессионально поражаемых функций,

119

которые и являются — в плане исследования утомления — профессионально-важными признаками.

Задачи профессионального обучения также предъявляют особые требования к профессиографии и, в первую очередь, к учету упражняемости отдельных профессионально-важных признаков. Даже задачи профотбора диктуют особые подходы к психологическому анализу профессий, отличные от способов анализа профессий, практикуемых применительно к задачам профконсультации. Можно предполагать, что каждая новая задача психотехники, поскольку она в каком-нибудь отношении отражает специфический подход к профессиональному труду, будет требовать от исследователя выработки специфической точки зрения на профессионально-важные признаки. Так, проблема политехнизма, переведенная на язык психотехники, потребовала бы для своего разрешения ряда чисто профессиографических изысканий, но под совершенно особым углом зрения. Подход к вопросам политехнизма должен был бы выразиться в искании таких профессионально-важных признаков, которые обладают наибольшей соупражняемостью с качествами, образующими в своем сочетании оптимальные психофизиологические предпосылки политехнически развитого человека.

<...> Таким образом, мы видим, как профессиографическая наука все больше и больше обогащается специфическими подходами к профессиональному труду. Нет ничего невероятного в том, что в процессе дальнейшего развития этой науки окажется возможным создать несколько систем классификации профессионально важных признаков: во-первых, с точки зрения их роли в формировании профессиональной структуры, с точки зрения связи этих признаков с деформацией профессиональной структуры под влиянием профессионального утомления, с точки зрения наиболее характерных сочетаний отдельных признаков и их соупражняемости; с точки зрения взаимозаменяемости профессионально-важных функций.

Однако есть еще один существенный аспект изучения профессионально-важных признаков. Он заключается в установлении характера связи, существующей между данным признаком и тем объективным критерием, с точки зрения которого изучается данная профессия <...>

120

Уже прежние исследования в области профессиографии показали, что значимость профессионально-важного признака сама по себе является величиной переменной, так как роль признака изменяется по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии. Связь между степенью пригодности к профессии и степенью значимости того или иного профессионально-важного признака, переведенная на язык аналитической геометрии, не обязательно выражается прямой линией и определенным угловым коэффициентом. Можно предполагать, что существует целый ряд признаков, значимость которых для той или другой профессии растет до определенного уровня, начиная с которого данный признак оказывается индифферентным по отношению к профпригодности. В таких случаях мы говорим об однополюсной корреляции между профессиональной пригодностью и профессионально-важным признаком.

Эта однополюсность может выявиться на любом участке вариационного ряда. Вот почему в практике так часты случаи, когда признак, испытываемый тем или иным тестом, оказывается способным дифференцировать коллектив только в части верхнего или нижнего квартиля <...>

Можно иллюстрировать переменную значимость профессионально-важных признаков на некоторых профессиях, сопровождающихся высоким травматизмом. Психология промышленного травматизма как раз представляет интерес с той стороны, что сам по себе несчастный случай является заостренным выражением столкновения между человеком и профессией. Если отмести в сторону все те случаи травматизма, которые целиком или почти целиком должны быть отнесены за счет объективных причин и мало связаны с «субъективным» фактором, то для психологии профессий особый интерес должен представить анализ тех случаев травматизма, которые как бы обнажают связь между профессией и человеческими качествами.

В целом ряде случаев мы вправе усматривать эту связь в том, что так называемая опасная ситуация либо мобилизует для преодоления ее новые качества или функции, либо требует количественного повышения обычных профессионально-важных функций.

По отношению к этим случаям можно было бы пытаться

121

строить психологический анализ профессии, не как единого целого, а типичных ситуаций профессиональной работы <...>

Таким образом, когда мы анализируем разные стадии или операции работы, мы находим в ряде профессий разные профессиональные структуры. На этом основании можно было бы говорить о составлении операциограмм, беря их в отношении критических или «острых» операций взамен составления профессиограмм вообще. Разумеется, этот принцип нельзя прилагать безоговорочно ко всем решительно профессиям. В целом ряде случаев профессиональная структура определяется не отдельными операциями, входящими в данную профессию, а самим способом сочетания этих операций и той общей установкой, которая объединяет все трудовые процессы, вовлекаемые в профессию <...>

Быть может, центр тяжести отдельных профессий как раз и заключается в тех качествах, которые мобилизуются в те, подчас даже редкие, моменты, когда профессиональная ситуация оказывается наиболее критической и когда она в наибольшей степени активирует психическую деятельность работника. По-видимому, многие из так называемых опасных профессий и принадлежат к числу таких типов профессий, которые в обычных условиях предъявляют почти минимальные требования и лишь в отдельные критические минуты требуют от работника высокого уровня развития ряда качеств.

Это дает право предположить существование профессионально важных признаков, могущих быть вынесенными за скобки целого ряда профессиональных работ, и, наряду с ними, таких признаков, которые специфичны для отдельных профессиональных ситуаций.

Таким образом, мы видим, насколько неустойчиво и условно понятие профессионально важных признаков, как постоянных элементов некоей профессиональной структуры. Современная профессиография на каждом шагу разрушает подобные представления. Целый ряд практических работников, занимающихся профессиональным подбором и пытающихся добросовестно обосновать свою методику через психологическое понимание профессий, убеждается весьма часто в том, что методы, еще оказывавшиеся пригодными, мало отвечают характеру и условиям работы сегодняшнего дня.

122

Все знают, что профессиональный труд, в наших условиях и в особенности в период технической реконструкции и создания новых социалистических форм организации труда, претерпевает заметные сдвиги, изменяется технически и организационно, а, тем самым, неизбежно и психофизиологически.

Таким образом, даже верно составленные профессиональные психограммы оказываются имеющими временное значение и временную ценность. Возраст профессиограмм различных профессий неодинаков и может колебаться в довольно заметных пределах. Однако с каждым годом все большей становится вероятность уменьшения длительности жизни наших профессиограмм.

Перед профессиографией возникает невероятно трудная задача — предугадать те пути, по которым должно пойти изменение организационно-технической, а вслед за этим и психофизиологической структуры профессий.

Как ни парадоксально может звучать требование о составлении профессиограмм еще не существующих профессий, но все же надо признать такое требование в принципе правомерным. Психология труда будет плестись в хвосте реконструктивных изменений промышленности до тех пор, пока она не попытается изучить этот труд с точки зрения тенденций к его изменению, какие в нем заложены и какие рано или поздно должны будут реализоваться в форме тех или других реконструктивных процессов.

<...> Выявление скрытых и зародышевых изменений в структуре реорганизующихся профессий и предвидение путей формирования новых профессиональных типов — составляет актуальнейшую задачу психотехники. Эта задача подводит нас вплотную к необходимости внести еще один дополнительный и крайне существенный штрих в проблему психологического изучения профессий и построения их психологической классификации.

До сих пор мы ориентируемся в наших профессиографических исследованиях на такие профессионально-важные признаки, которые характеризуют профессию лишь со стороны ее формально-психологических свойств. Такой подход является совершенно понятным, если принять во внимание, что наиболее актуальные проблемы

123

психологии труда возникли и развились главным образом в связи с проблемой способностей. Приходится констатировать, что задачи профессионального подбора в том виде, в каком они были впервые сформулированы еще Мюнстербергом, мало изменились в своей постановке, несмотря на то, что со времени первых работ Мюнстерберга психотехника обогатилась невиданным количеством новых фактических данных и выявила ряд новых областей исследования. В обычной постановке проблема профподбора почти нацело сводилась к изучению способностей. Надо думать, что еще долгое время проблема способностей не утратит своей актуальности при решении задач профессионального подбора. Но с каждым годом все настоятельнее чувствуется необходимость рассмотрения профессионального труда и всей проблемы профессионального подбора с несколько иной стороны. Я имею в виду вопрос об общей и о профессиональной направленности и о роли этой направленности в формировании профессиональной структуры работника.

Анализ профессий непрерывного потока в психотехнической лаборатории Института охраны труда группой сотрудников указывает на роль таких факторов, как принудительный темп, однообразие работы, вызывающее переживание монотонности, ритм, специфический эмоциональный тон, влияние коллектива и т. д.

Реальное соответствие работника профессии, для которой характерны перечисленные признаки, уже не может определяться целиком или даже в большей степени развитием одних только формально-психологических свойств или способностей. Самое понятие профессиональной пригодности должно быть истолковано в новом и расширительном смысле, если мы действительно желаем дать психологическое отражение того реального отношения, в какое вступает человек с профессией. В целом ряде случаев уже не потенции человека определяют его пригодность к той или другой профессии, а тенденции.

Сумма тенденций личности в такой же мере должна быть объектом психотехнического исследования, как и сумма его формально психологических предпосылок успешной работы.

Можно думать, что существуют некоторые более или менее стойкие взаимоотношения между определенными

124

потенциальными возможностями человека и его направленностью. Об этом говорят факты, добытые из изучения профессий искусства, из анализа профессиональных склонностей и интересов.

Не затрагивая сейчас этого вопроса во всей его полноте, мы ограничимся лишь указанием на необходимость такого построения науки о психологии профессий, которое обеспечило бы разрешение вопроса о связи между профессией и структурой личности.

Из опасения, что понятие структуры личности может быть истолковано в самом общем и, тем самым, мало плодотворном для исследователя смысле, отметим, что в данном случае под структурой личности мы понимаем способ сочетания ее потенциальных возможностей и присущих ей тенденций, взятых в их конкретно-историческом содержании, т. е. в процессе формирования профессионального типа.

Именно потому, что психологическое изучение профессий приобретает не узкое значение, а стремится охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании, выявляемом в процессе выполнения профессионального труда, приходится рассматривать основные проблемы психологии профессий не в узкобиологическом, а в социально-психологическом разрезе. Как раз те тенденции, под знаком которых происходят сдвиги в самой структуре профессионального труда, в способах его организации и в характере вовлечения рабочих кадров в производственную жизнь, особенно настойчиво диктуют нам переход от узко психологической трактовки профессий к широкой социально-психологической их характеристике <...> Существенным образом меняется и наше понимание профессиональной пригодности <...>

Представляется целесообразным рассматривать профессиональную пригодность не как простое соответствие некоторых свойств организма определенным требованиям профессии, а как результат некоторого, далеко не всегда простого процесса, в ходе которого психофизические свойства человека, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений, так или иначе формирующих профессиональный тип. Если именно так подходить к понятию — «профессиональная пригодность», если мыслить это понятие, как категорию динамическую, то не было ли

125

бы целесообразно заменить понятие профпригодности понятием профприспособляемости?

Само собой разумеется, смысл такой замены не в том, чтобы исключить необходимость оценки формально-психологических предпосылок успешной профессиональной работы. Речь идет лишь о том, чтобы выйти за пределы одних только формальных свойств личности и попытаться включить в круг проблем профессиографии изучение тех свойств, которые можно объединить понятием «направленность личности» <...> Можно представить себе целый ряд случаев (практика работы в области профессионального отбора и профессиональной консультации чрезвычайно ими богата), когда со стороны так называемых способностей никаких противопоказаний к той или иной профессии не имеется, в то время как реально нет соответствия между человеком и профессией. Возможны также и случаи обратные. Больше того, можно из практики профессионального подбора привести ряд примеров, показывающих как изменяется формально психологическая структура личности под влиянием стойкой направленности <...>

Как было уже упомянуто, богатый материал, касающийся связи между направленностью и профессиональной пригодностью, дает нам анализ поточных профессий. Этот анализ обнажает наиболее острые коллизии, возникающие в связи с несоответствием установки работника и той работой, которую он выполняет. То, что в известном профессиографическом листе Липмана фигурирует как «уменье работать в коллективе», оказывается необычайно важным качеством для целого ряда профессий. Если отмести от этого понятия все то, что относится к социальной и «моральной» установке работника, если исключить отсюда также характерологический момент (большая или меньшая общительность), то наиболее любопытную сторону вопроса о коллективной работе составляет исследование влияния некоторых формально-типологических свойств (например, принадлежность к скоростному или точностному типу), на отношение к коллективной работе. Этот же вопрос, поставленный в несколько иную плоскость, приводит нас к необходимости использовать психотехнические исследования не только для направления человека на ту или иную профессию, но и на конструирование таких человеческих коллективов, работа которых

126

обеспечивала бы наибольшее соответствие отдельных его представителей друг другу. Таким образом, на плечи психотехники ложится новая и чрезвычайно ответственная задача по комплектованию рабочих групп с учетом индивидуальных особенностей человека не только по отношению к характеру выполняемой работы, но и по отношению к характеру людей, с ним объединяемых. Быть может, наибольшая польза, которую могла бы принести психотехника при организации поточной работы, заключалась бы в таком подборе работников для рабочих групп, при котором место и роль каждого из них в общей работе соответствовало бы как работе, так и коллективу. Это относится не к одной только поточной работе.

Выдвинутый здесь подход к психологическому изучению всего комплекса вопросов о профпригодности, профнаправленности и о связи между формально психологическими и «характерологическими» свойствами человека в том виде, как свойства эти выявляются в столкновении с требованиями профработы, останется абстрактным пожеланием до тех пор, пока подход этот не найдет своего отражения и в части диагностической психотехники. Возникает настоятельная потребность в выработке таких методов, с помощью которых можно было бы оценивать отдельные признаки, относящиеся к «направленности» личности. Эта потребность давно уже осознана в зарубежной психотехнике, и американские исследователи откликнулись на новый запрос немедленным предложением тестов для исследования «воли», «характера», «темперамента» и т. п. По следам американских психотехников склонны, по-видимому, идти и исследователи других стран. Однако следовало бы проявить максимальную критическую настороженность. Если первые наши опыты в области диагностики формально-психологических свойств человека носили характер заимствования чужого опыта и на первых порах это не вносило искажений нашей линии работы, то в отношении последних новинок в области тестового исследования «характерологических» свойств нам следовало бы быть более требовательными и осторожными. Вопрос об экспериментальном изучении так называемой направленности следовало бы подвергнуть особому рассмотрению в свете тех специфических для нашей советской психотехники установок, которые кладутся

127

в основу всей нашей исследовательской и практической работы <...> самая постановка вопроса об изучении направленности личности требует сугубого пересмотра всех вообще диагностических средств современной психологии и, в частности, так называемых измерительных методов. Правомерность применения понятия «измерение» в отношении таких признаков личности, которые не укладываются в категории «размерности» и которые выражаются преимущественно в качественных категориях, — должна быть поставлена под вопрос.


 

127

Date: 2015-10-19; view: 818; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию