Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е. С. Браиловский





Психологическая характеристика профессии шофера 22

 

<...>При более углубленном анализе профессии шофера необходимо особо остановиться на изучении реакций шофера с точки зрения их сравнительной сложности, направления и интенсивности движения и влияния ошибок на организацию последующих действий. <...>

Все наблюдения, сделанные нами, представляют собой результат систематических и по определенному плану фиксируемых данных, полученных в ходе обучения в школе водителей. Это началось с обучения езде по прямой дороге, и поэтому мы прежде всего охарактеризуем те требования, которые предъявляет эта достаточно сложная деятельность водителя.

144

При езде по прямой приходится главным образом следить за скоростью. Охарактеризуем несколько наиболее трудных моментов, встречающихся при обычной езде по прямой.

По нашим наблюдениям работа опытного и хорошо обученного шофера отличается от работы менее опытного шофера тем, что включение конуса и нажатие акселератора (газовая педаль) происходит у опытного шофера почти одновременно с окончанием перевода рычага скоростей. Все движения составляют как бы неразрывный процесс, в котором начало одного движения совпадает во времени с окончанием другого и вызывается предшествующим движением. Ученик довольно быстро овладевает порядком движений, но он должен научиться объединять их общим импульсом в одну цепную реакцию.

При переходе со второй скорости на третью и обратно молодой водитель учится проделывать последовательные движения влево, вправо и вперед. При самостоятельной езде шофер не имеет возможности наблюдать за кулиссой, и ему приходится постепенно приучать свою руку чувствовать положение рычага по мускульному ощущению. На основании этого ощущения он может судить, на какой скорости стоит рычаг, не заглядывая при этом на кулиссу. Он совершает движение от себя или к себе с нажимом в соответствующую сторону, и благодаря чувствительности руки рычаг скоростей, проходя мимо разрыва кулиссы, как бы сам собой переходит на другую сторону и становится в соответствующее положение.

Другим затрудняющим моментом при обучении является своевременное отпускание и приведение в действие педали газа. Если она нажимается с запозданием, мотор глохнет. Поэтому необходимо, чтобы подача газа увеличилась, т. е. педаль нажималась не позже момента включения конуса.

Импульс, заставляющий ступню левой ноги нажимать конусную педаль, передается в некоторой степени и ступне правой ноги, и она также опускается вниз. Точно так же при включении конуса правая нога непроизвольно следует за поднимающейся левой и оставляет педаль акселератора.

Правда, в ходе обучения подобные ошибки встречаются все реже и реже, но всякий раз как бы рецидивируют,

145

когда водителю приходится отвлекаться. Автоматизация навыка, вырабатывающаяся сравнительно быстро, все же оказывается иной раз недостаточно прочной. Во всех случаях, когда от водителя требуется усиленное внимание и он отвлекается от управления скоростями, время от времени появляются ошибки.

Итак, управление скоростями представляет собой акт двигательной координации, происходящей на основе достаточно развитой тонкости мускульных ощущений и объединения ряда движений общим импульсом. Можно считать, что, как правило, эта координация вырабатывается достаточно быстро. Но общий импульс все же оказывается нередко недостаточно прочным.

Остается указать на то, что при управлении скоростями очень важно уметь точно определять момент перемены скоростей. Так как наибольшая экономичность достигается при работе на 4-й скорости, то задача шофера в большинстве случаев — в доведении скорости до наивысшей. Определить момент, когда необходимо менять скорость, можно либо зрительным путем, либо на основании восприятия шума мотора, получающего увеличенное количество газа. Тут большую роль играет слух, который помогает определять не только интенсивность шума, но и его тенденцию к увеличению или уменьшению. Недаром некоторые водители говорят: «Шофер должен быть музыкантом, слушать машину и слышать, чего она требует».

Что касается процесса торможения и остановки машины, то он предъявляет примерно те же требования, что и управление скоростями <...>

Очень важным качеством водителя надо считать умение оценивать быстроту собственного движения. Это процесс сложный. И хотя каждодневные условия способствуют воспитанию у каждого человека (и водителя, и пешехода) этого качества, все же и здесь не следует недооценивать роли упражнения.


Особые требования предъявляются в связи с регулированием направления машины. Водитель как бы заранее выбирает кривую, по которой пойдет машина, особенно в условиях загроможденности дороги и обилия различных препятствий, требующих объезда. Важно выбрать наиболее короткий и выгодный путь. Для того, чтобы это сделать, водитель должен правильно и быстро ориентироваться не только в реально складывающейся

146

ситуации, но и в ситуации, которая, возможно, наступит в ближайшие отрезки времени. Другими словами, водитель должен как бы предугадывать тенденцию изменения ситуации <...>

У водителя, как это каждому известно, вырабатывается так называемое «чувство машины». Величина угла, на который поворачивается машина при данном повороте руля, может варьировать на различных машинах, но она более или менее постоянна для каждой машины при определенной скорости. У водителя вырабатывается прочное представление о связи между движением руки и движением руля и машины. Неудивительно, что вначале, когда этого прочного представления еще нет, машина нередко делает зигзаги. Но ошибка такого рода быстро изживается, и постепенно рука водителя приучается хорошо чувствовать руль и влияние его поворотов на движение машины. Этот навык быстро автоматизируется. Научившись размерять силу и направление движений, водитель приобретает умение удерживать машину на прямой линии <...>

Труднее всего молодому водителю учитывать движения задних частей машины. При повороте задние и передние колеса описывают дугу разного радиуса. Радиус дуги задних колес меньше радиуса передних, при повороте задние колеса идут не по следам передних, а несколько в сторону. Поэтому не исключена возможность, что передние колеса пройдут препятствие, а задние — заденут его. Наблюдение за удачными и неудачными действиями мало-помалу вырабатывает хорошую координацию между восприятием и двигательными представлениями. Качество это в высокой степени упражняемо, и в норме здесь не наблюдаются сколько-нибудь заметные индивидуальные различия <...>

Несмотря на значительную упорядоченность уличного движения, вносимую соответствующими правилами, все же возможны самые неожиданные препятствия или помехи, которые иногда застают водителя врасплох и требуют от него быстрой находчивости и умения без промедления принять единственно правильное решение. В таких условиях кривая, по которой нужно вести машину, открывается перед водителем в последние несколько секунд, и даже за это время обстановка может измениться и потребовать нового решения. Эти периоды наибольшей психической нагрузки и являются теми

147

критическими моментами в работе водителя, которые сопряжены с наибольшей опасностью, когда координация восприятия и движений должна быть особенно точной и порой почти мгновенной. Иногда намеченный в этой острой обстановке план действий приходится тут же преобразовывать и намечать новый. Трудности заключаются в том, что уже готовые двигательные импульсы приходится тормозить с тем, чтобы по иному осуществить движение. Эти движения должны быть очень пластичны, мобильны и обладать готовностью к переключениям и переустановкам.

В деятельности водителя играют роль импульсы к ускорению движения, к задержке движения или изменению его направления. В обычной нормальной обстановке эти импульсы находятся в динамическом равновесии и тем самым обеспечивают нужную скорость, точность и безопасность вождения машины. В острые моменты это динамическое равновесие иногда нарушается. От водителя требуется умение восстановить потерянное равновесие и выбрать наиболее выгодную реакцию. Со стороны кажется, что хороший водитель едет по загроможденной и изобилующей новыми и меняющимися препятствиями дороге так, как будто помех нет. Естественно задать себе вопрос: от развития каких качеств зависит такое умение управлять машиной? Анализ показывает, что прежде всего водитель должен обладать способностью правильно и быстро воспринимать большой отрезок пути и ясно представлять себе тенденцию изменения обстановки в каждый данный момент. Для этого необходимо умение определять быстроту и направление движущихся предметов и ясно представлять себе то положение, в котором окажутся все эти предметы в каждый из последующих моментов. Некоторые называют это качество «подвижным глазомером». Между тем можно предполагать, что собственно глазомерная функция играет при этом незначительную роль. Опыт показывает, что каждый шофер рано или поздно приобретает умение примеривать расстояние, и что упражнение значительно развивает эту способность, если ее рассматривать как изолированное качество. Гораздо большее значение имеет быстрота определения ситуации и выбора пути, наиболее благоприятного в сложной ситуации. Следовательно, от водителя, по крайней мере, в условиях, когда перед ним


148

возникают препятствия и затруднения, требуются определенные умственные операции. Остановимся на этом пункте несколько подробнее.

Предметы, движения которых должны быть приняты во внимание водителем, не только движутся в определенном направлении и с определенной скоростью, но изменяют на ходу свое движение. На первый взгляд кажется, что это изменение движения подчиняется действию случайности. Однако не всякое движение, которое кажется неожиданным, действительно неожиданно. Дело в том, что опытный шофер в состоянии по некоторым мелким, даже не всегда осознаваемым признакам, как бы уловить, почувствовать намерение водителя другой машины или пешехода. Такие признаки существуют, и опытный шофер умеет судить по ним о тенденциях изменения ситуации. Вырабатывается как бы особая форма наблюдательности, помогающая не только видеть происходящее, но и предвидеть то, что должно произойти.

Эти примеры могут служить иллюстрацией к нашей мысли о своеобразной роли интеллекта в работе водителя машины. Те водители, у которых уже «намётан» глаз в отношении поведения пешеходов, не раз говорили нам, что шофер должен быть психологом. Этим они хотели подчеркнуть тот факт, что поведение пешехода приходится мгновенно воспринимать и анализировать с тем, чтобы предвидеть, как он поведет себя в ближайшие моменты.


Наблюдательность в сочетании с распределением внимания на широкое поле — одно из важнейших профессионально важных качеств водителя. Далеко не все водители в равной мере обладают им. Недостаток многих водителей — ограниченность поля внимания: они воспринимают не целостную ситуацию, а лишь какую-то небольшую ее часть. Нередко приходится компенсировать этот недостаток быстротой реакции.

Большое значение имеет величина свободного проезда. Выбор должен производиться моментально. В случае, когда все это приходится делать резко и неожиданно, возникают состояния, напоминающие так называемый эмоциональный шок. В этих состояниях, как правило, нарушается координация движений. Это особенно часто наблюдается у менее опытных водителей <...>

149

Правильная ориентировка в движении окружающих предметов и правильный выбор собственных движений — качество далеко не устойчивое. Особенно трудному испытанию подвергается водитель, когда внезапные изменения обстановки следуют одно за другим. В этих случаях напряженность в работе резко возрастает. Водитель как бы переходит от одного острого положения в другое. Так, например, сделав резкий поворот и увернувшись от одного препятствия, водитель вдруг оказывается перед новым, еще более значительным. Он должен уметь столь же быстро и точно, как в первом случае, найти выход из сложной ситуации.

В эти моменты и возникают характерные ошибки. Иногда они выражаются как бы в двигательной инерции, т. е. в продлении действия того импульса, который должен был быть заторможен. Водитель должен уметь сопротивляться такой инерции, так как полезная автоматизация движений в данном случае превращается в свою противоположность и становится вредной <...>

Как правило, опытный водитель более или менее успешно справляется с одним препятствием, даже когда оно появляется неожиданно. Но переход от одной сложной ситуации к другой, особенно когда они следуют в быстром темпе друг за другом, это подлинное испытание качеств водителя: его самообладания, квалификации и мастерства.

Все эти качества, разумеется, развиваются в ходе упражнений и тренировки <...>

Анализ причин ошибочных действий показывает, что важнейшая из них заключается в неожиданности изменения ситуации. Всякий раз, когда от водителя требуется быстрое переключение импульсов и моментальная перемена одной двигательной установки на другую, возникает психическое напряжение, которое и приводит к ошибкам.

Ошибочные действия может вызвать отвлечение внимания водителя каким-нибудь событием, разыгравшимся на дороге, на тротуаре и т. д., а также какой-либо мыслью, переживанием, воспоминанием, т. е. событием внутренней жизни, предугадать которое невозможно. Характерно, что возникшая на этой почве случайная ошибка разрывает правильное протекание цепных реакций, нарушает общий импульс, в результате чего ошибки начинают следовать одна за другой.

150

Нередко из эмоционального равновесия водителя выводит та или иная неполадка: то ли конус не выключается, то ли педаль застревает в нажатом положении и не поднимается при подъеме ноги, то ли колеса попадают в глубокую колею и т. д. Когда такая ситуация грозит превратиться в катастрофу, у водителя эмоциональное напряжение может перерасти в эмоциональный шок <...>

Не раз высказывалось мнение, что в системе профессионального отбора и профессионального обучения водителей необходимо наибольшее внимание уделять тем качествам, которые чаще всего рискуют оказаться ослабленными или нарушенными в условиях эмоционального напряжения или шока. Это мнение не раз подкреплялось большим количеством фактов и иллюстрациями примеров, свидетельствующих о существовании заметных индивидуальных различий между людьми в отношении их большей или меньшей подверженности действию эмоционального напряжения. Само собою разумеется, что это распространяется на все профессии, сопряженные с опасностью и требующие от человека большой выдержки, самообладания и сопротивляемости действию эмоционального напряжения.

Психологическая сущность профессии водителя становится еще более ясной при анализе катастроф и наездов. В психологическом изучении профессии водителя такой анализ справедливо считается одним из самых важных методических приемов. Принципиально он имеет такое же значение, как анализ причин брака в производственных профессиях, но личные особенности работников выступают ярче и выпуклее в тех профессиях, в которых брак выражается в неумении справиться с опасными ситуациями. Рост городского уличного движения во всех странах неизбежно приводит к увеличению числа несчастных случаев <...>

Важнейшее значение имеет так называемая психотренировка, имеющая целью заранее воспитать у человека, работа которого сопряжена с опасными и неожиданными ситуациями, самообладание, находчивость, быстроту и точность реагирования, необходимые для сохранения присутствия духа в критические моменты. Однако в практике любого водителя встречаются случаи, когда от него требуется не только умение благополучно выйти из неожиданно возникшего затруднительного

151

и опасного положения, но и не растеряться, когда вслед за устранением одной опасности тут же возникает другая.

Особенно трудны переходы от одного состояния психического напряжения к другому в тех случаях, когда возникает необходимость переключения на противоположные действия. В обычных случаях такое переключение происходит как бы постепенно, плавно. В острых же катастрофических случаях нет возможности осуществить такой постепенный переход <...>

Чрезвычайно трудно преодолеть автоматизм, оказать ему сопротивление в условиях, когда для совершения действия остается микроскопически малое время.

Нет возможности перечислить все многообразие опасных ситуаций и тех ошибочных действий, которые при этом приводят к авариям и катастрофам, следует лишь сказать, что чрезвычайно большое значение имеет состояние самого водителя и тот исходный фон его переживаний, с которым он приступает к работе и от которого подчас не в состоянии освободиться <...> Необходимо подчеркнуть, что сохранение должного психического тонуса, ровного настроения и устойчивой работоспособности в большой степени зависит от режима жизни, уклада семьи и т. д. Вот почему для работы водителя, как и для представителей всех профессий, связанных с опасными и аварийными ситуациями, особенно важно воспитание определенных качеств личности, известной культуры поведения. Статистические данные, имеющиеся в нашем распоряжении, указывают на то, что при прочих равных условиях безаварийная работа чаще всего наблюдается у тех водителей, которые обладают не только определенными профессионально важными качествами, но и определенными чертами личности.

Теперь на основе проведенного анализа можно представить себе схематически те психофизиологические функции, которые определяют качество хорошего водителя. Мы разбиваем эти функции на три группы. В одну входят качества, наличие которых обеспечивает возможность научиться управлять машиной, овладеть техникой вождения настолько, чтобы беспрепятственно вести машину по спокойной, не загруженной дороге.

Недостаточное развитие любой из этих функций

152

служит противопоказанием для работы водителя, потому что возместить их развитием других функций трудно. Сюда прежде всего нужно отнести нормальное зрение, слух, отсутствие нарушений памяти и известное развитие мускульных ощущений. Произведено уже много экспериментальных исследований, с помощью которых удалось более или менее точно установить нормы развития перечисленных качеств.

К той же первой группе совершенно обязательных для каждого водителя качеств относится умение совершать тонкие и координированные движения и учитывать двигательные импульсы. Научиться менять направление этих импульсов, рассчитывать их силу может любой человек, психофизическое развитие которого не отклоняется от широкой нормы.

Совершенно определенные требования предъявляются также к умению координировать свои движения с восприятиями зрительными, слуховыми и т. д. В первую очередь речь идет о зрительно-двигательной координации. Водитель должен обладать хорошей двигательной памятью, уметь правильно оценивать пространственные объекты, достаточно быстро и точно определять направление и скорость двигающихся предметов, оценивать расстояния и их изменение в связи с движением разных предметов. Наконец, он должен научиться объединять ряд движений и с необходимой скоростью выполнять разнообразные движения.

Вторая группа качеств, требуемых от водителя, связана с более сложными условиями вождения машины, а следовательно, и с безопасностью езды при наличии трудностей и препятствий, обусловленных условиями города с оживленным уличным движением. Если качества второй группы окажутся недостаточно развитыми у определенной категории людей, то едва ли целесообразно доверять им управление машиной.

Речь в данном случае идет не столько о специфических качествах, сколько о быстроте проявления обычных, встречающихся у всех людей. Сюда относятся прежде всего образование связей между наблюдаемыми явлениями и собственными движениями, приспособление зрительно-моторной координации к новым условиям, образование новых ценных навыков. В условиях сложного и напряженного уличного движения водителю приходится быстро схватывать и понимать внезапно

153

возникающую трудную ситуацию и быстро находить наилучший выход из создавшегося положения. Очень важно развитие способности быстро и целесообразно реагировать на неожиданные ситуации или, выражаясь более точным физиологическим языком, на редкие раздражители.

Наконец, к третьей группе качеств относятся те, которые встречаются, как правило, у хороших водителей. Именно благодаря развитию этих качеств им удается избегать наездов в чрезвычайно трудных и сложных условиях движения. Речь идет о высоком совершенстве овладения двигательными импульсами, об умении изменять реакции и регулировать действия при меняющейся ситуации. Смена установки оказывается посильной и доступной далеко не всем водителям. Только наличие определенных способностей и длительная тренировка воспитывают у водителя ту пластичность психической деятельности, благодаря которой быстрые и автоматизированные движения оказываются подвластны контролю сознания и сочетаются с умением освобождаться от автоматизма и перестраивать свое поведение сообразно изменившейся обстановке. Многие думают, что психологическая сущность работы водителя заключается в быстроте реакции, забывая при этом, что гораздо более важно умение управлять своими реакциями, ускорять и замедлять их, когда в этом возникает необходимость. Особенное значение при этом приобретает точность реакции переключения, основанная на быстром и верном суждении о результатах уже произведенной реакции и быстрой коррекции своих ошибок.

Реакции водителя носят цепной характер, и каждая последующая зависит от результатов предшествующей. Если эта предшествующая реакция не принесла видимого результата или привела к неожиданным последствиям, то многое зависит от быстроты и правильности оценки новой ситуации и принятия нового решения. В любой профессии, связанной с возможностью возникновения опасных ситуаций, мы наблюдаем обстоятельства, при которых работник подвергается действию так называемого эмоционального шока. Выражается это нередко в дезорганизации поведения, в нарушении зрительно-координационных связей, потере ориентировки, импульсивности движений или, наоборот, в резком торможении их.

154

Поскольку деятельность водителя протекает в условиях быстрой смены одних впечатлений другими, чрезвычайно важно предугадать, в какую сторону можно ожидать изменения ситуации. Это свойство называется в психологии антиципацией, что и означает предвосхищение. Профессиональный опыт в значительной мере облегчает развитие этого качества, но все же далеко не всегда суждения такого типа оказываются соответствующими действительности. Здесь возможны индивидуальные различия и специальные методы упражнения, с помощью которых это качество может быть заметно усовершенствовано и развито.

Произведенное нами изучение профессии шофера показывает, что в основе успешной и безопасной езды лежит не столько степень владения определенными знаниями и моторными навыками, сколько устойчивость этих навыков при неожиданных, опасных и катастрофических ситуациях. Поэтому не имеет смысла у вновь поступающего кандидата исследовать уже имеющееся у него знакомство с профессиональными ситуациями, ибо, как правило, мы не можем рассчитывать его найти, а в тех случаях, когда оно встречается, существующие в этом отношении различия скорее способны исказить истинную картину профпригодности, чем помочь ее вскрыть.

Методика исследования реактивно-моторной сферы автоводителей должна строиться не на воссоздании в лаборатории всей внешней обстановки профессиональной деятельности с последующим анализом ее элементов, но, наоборот, на создании в лабораторной обстановке основного психологического ядра профессии. В последующем можно придать эксперименту больше реальности, но лишь в той мере, в какой основная психическая деятельность не может быть выявлена в условном лабораторном эксперименте, и в какой новые вводимые элементы не предъявляют чрезмерных требований к памяти испытуемых и предварительным навыкам и не ослабляют точности и специфического характера регистрации экспериментов. Это отражается в методике исследования реактивно-моторной сферы автоводителей, где на фоне условно-лабораторного стимуляторного ряда и несколько моделированной (по техническим соображениям) реактивной аппаратуры должны проявляться описанные группы качеств водителя.

155

Практика показывает, что особой диагностичностью обладают ситуации, в которых в результате реакций испытуемого немедленно возникает новый, неожиданный для него раздражитель, требующий реакции, отличной от предыдущей.

Что касается продолжающегося, несмотря на правильную реакцию, действия стимула и возникающего отсюда импульса к более эффективной реакции, то она имеет отчасти самостоятельный диагностический характер, отчасти служит в эксперименте тем «реактивным фоном», на котором особо выпукло проявляется диагностическое значение конфликтной ситуации переключения.

Психологическое значение этого типа реакций состоит в неожиданности появления нового раздражителя (нарушение ритма реакции), в появлении его в момент совершения предыдущего движения (борьба рецепторных и эффекторных полей) и как следствия предыдущего движения (повышение чувства катастрофичности), а также в необходимости переключения с полуавтоматизированной цепи реакций на новое сочетание реакций <...>

Мы считаем нецелесообразным принятые и на Западе, в особенности в США, методы экспериментального вызывания эмоции через раздражители крайних степеней интенсивности (выстрел, электрический удар в руку, вольтова дуга и т. д.), предъявляющие несоразмерные и не соответствующие характеру профессиональной деятельности требования к устойчивости основных психофизиологических функций водителя. С нашей точки зрения, дифференцирующее значение имеют только эмоции, связанные с профессиональной работой и из нее возникающие, поэтому мы искали именно такие «профессиональные» эмоции, и, как кажется, нашли их в механической задержке движения. Эмоциональное значение этой ситуации подтверждается как нашим личным опытом при обучении езде, так и некоторыми литературными данными.

Экспериментальное осуществление этой задержки в реактивно-моторном эксперименте должно дать и картину протекания задержанных движений и их влияния на последующие участки реактивного ряда <...>


 

156







Date: 2015-10-19; view: 442; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию