Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С. Г. Геллерштейн. Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки 13
Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки 13 § 3. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ В МНОГООБРАЗИИ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Специфичность проблем психотехнических в отличие от проблем иных и смежных областей определяется: а) признанием жизненной значимости психики для разнообразных областей практики, б) признанием возможности непосредственного или опосредственного воздействия на практику, ее рационализации через применение средств и методов психологии <...> 77 <...> Чтобы понять правомерность той или иной психотехнической проблемы, необходимо методологически разобраться в скрывающейся за каждой проблемой психологической концепции, раскрывающей мыслимую форму связи между психикой и практикой<...> Анализ эмпирического материала, накопленного психотехникой на сегодняшний день, убеждает нас в том, что границы психотехники как определенной науки еще далеко не установлены и что возможно возникновение большого количества новых задач, по-новому определяющих предметы психотехнического исследования. Границы психотехники теоретически весьма широки, ибо нет такой области человеческой деятельности, по отношению к которой психика человека не выступала бы в роли опосредствующего звена, через влияние на которое возможно осуществлять желательные сдвиги в поведении человека. Логически мыслимые границы психотехники начинаются там, где «субъективный фактор» приобретает отдаленное отношение к практике. В действительности же границы психотехники оказываются более суженными по той причине, что далеко не все области практической деятельности человека, для которых психологические моменты имеют реальную значимость, являются посильным для современной психологии предметом исследования <...> <....> Теоретически неограниченный круг психотехнических проблем кристаллизуется на каждом историческом этапе и в каждой общественной системе так, что он специфическим образом отражает непосредственное давление текущих задач эпохи, страны, ее господствующего класса. В капиталистических странах психотехника отражает интересы господствующего класса, преломляя эти интересы в исследовательской работе то в более, то в менее замаскированной форме. Разумеется, изменчивость психотехнических проблем и специфическая их расстановка в разных странах и на разных этапах хозяйства внутри отдельных стран не означает ни случайности в появлении отдельных проблем, ни произвола в их разработке. Только в условиях социалистической системы возможно обеспечить необходимую связь между задачами научно-исследовательской работы сегодняшнего и завтрашнего дня <...> 78 § 4. ВОПРОС ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Было уже отмечено, что выбор той или другой проблемы и установление необходимости сосредоточить усилия психотехнических учреждений над ее разработкой должны быть продиктованы не общими соображениями о роли «психологического фактора» в данной области практики, а вытекающими из специального анализа этой практики направлением психологического исследования и реальными возможностями оценить «психологический фактор» и добиться полезных практических результатов. К этому критерию надо добавить еще один — экономического порядка. Нам необходимо научиться рассчитывать экономический эффект нашей работы, заранее учитывая требуемые усилия и ценность ожидаемых результатов <...> Возможен ли подобный расчет? Нам представляется, что возможен. Мы думаем, что расчет возможной эффективности психотехнического исследования должен быть произведен в первую очередь на основе анализа типа выдвигаемой проблемы <...> Сам по себе факт бесплодности многих психотехнических работ служит лишь свидетельством необходимости по-иному ставить эти работы <...> § 5. В ЧЕМ ПРИЧИНА НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ? <...> В числе психотехнических проблем мы находим такие, которые характеризуются разорванностью между предметом воздействия и предметом исследования <...> Одним из методологически правильных, хотя и искусственных приемов повышения эффективности указанного типа проблем являлась такая их постановка, которая придавала исследованию сравнительно-психологический характер <...> Вопрос о конструировании наиболее рационального режима труда подменяется вопросом о сравнительной значимости двух или трех условно выбранных для сопоставления вариантов режима труда. 79 Но при этом оказывается нерешенным вопрос о критерии выбора этих вариантов. Чаще всего при установлении этого критерия исходят из здравого смысла или недостаточных эмпирических данных. Научное исследование подобного рода лишено поэтому твердых оснований и неспособно подвести нас прямо к принципу рационализации <...> Исследование заменяется контролем, активные поиски прямого ответа на поставленные вопросы подменяются пассивной проверкой <...> Характерно, что все проблемы указанного рода почти всегда формулируются или, во всяком случае, могут быть сформулированы так: «Проблема влияния <....> (здесь обычно речь идет об определенных объективных условиях) на психику». Например, влияние санитарно-гигиенических условий <...>, влияние рабочего места, влияние орудий труда, режима труда и др. <...>. Во всех подобных работах «реакция» психики (т. е. состояние или изменение психических функций, их колеблемость, понижение, повышение) рассматривается как показатель воздействия некоторых объективных условий и одновременно как мерило для оценки этих условий. Основная цель исследований этого типа заключается в рационализации условий труда или трудового процесса на основании учета степени их благоприятного влияния на психику <...> А между тем психолог в самом лучшем случае может установить только влияние некоторых факторов на психику. Он ограничен в своих возможностях там, где пытается установить причину или механизм этого влияния и природу воздействующих на психику условий. Чаще всего эти условия <....> находятся вне прямой компетенции психолога и непосредственно изучаются представителями других специальностей. <...> Практически эффективность работы психотехника в этих случаях заметно повышается, когда исследование осуществляется совокупными усилиями представителей разных специальностей, каждый из которых дополняет остальных. Однако стихийно нащупываемые формы комплексных исследований нуждаются в улучшении. Возможность строить действительно комплексную работу предполагает не только совместное участие в этой работе разных специалистов, но и установление ведущей специальности, ясного разграничения функций и определения 80 путей для синтезирования результатов. Для установления ведущей специальности в комплексном исследовании можно было бы руководствоваться следующим критерием: та специальность, для которой предмет воздействия или, что то же, предмет приложения рационализаторских мероприятий (например орудия труда, нормирование труда и др.) является в то же время непосредственным предметом научной компетенции, является, как правило, ведущей в рационализаторской работе. Психотехническая работа вся, от начала до конца, является рационализаторской работой. Но рационализация — слишком широкая область, и психотехническое исследование охватывает лишь определенный участок рационализации. Нужно помнить, что непосредственным, т. е. принадлежащим в основном психотехнике участком рационализации является тот, в котором психологический фактор выступает одновременно в роли объекта исследования и предмета воздействия. Остальные участки рационализаторской работы предполагают то большее, то меньшее (при данном уровне психотехники и ее границах) приложение психотехнических исследований, но не в качестве ведущих. Необходимо вместе с тем помнить, что от самой постановки проблемы весьма часто зависит соотносительная роль той или другой специальности, участвующей в разработке этой проблемы. Так например, проблема рационализации орудий труда может быть поставлена так, что на долю психотехника выпадает только функция психофизиологического контроля и оценки уже сконструированных орудий труда. Психотехник устанавливает сравнительную целесообразность тех или иных машин, пользуясь психофизиологическими критериями. Но эта же самая проблема может быть поставлена так, что на долю психотехника выпадает более значительная роль: роль активного соучастника в построении основной идеи того или другого орудия труда. Такая постановка предполагает наличие изначальных (добытых, конечно, в процессе прежнего опыта, обобщенного теоретически) критериев психофизиологического порядка, могущих лечь в основу конструирования орудий труда <...> Такой переход может быть обеспечен в итоге сознательных усилий психотехников в направлении освоения всей совокупности производственно-технических 81 факторов, от которых зависит производительность труда. Но в этом случае психотехника уже перестанет быть собственно психотехникой, перерастет свои границы и должна будет изменить свое название. (К слову сказать, название не мешало бы и сейчас изменить) <...> Для того, чтобы обеспечить полезность нашей работы в области организации труда, необходимо уже сейчас как минимум проводить следующие мероприятия: а) овладение техникой, принципами организации труда; б) совместная и по-возможности органически связанная работа психотехника с производственниками, экономистами, физиологами, педагогами, на почве решения вопросов организации труда на самом производстве; в) подготовка психотехников из представителей перечисленных специальностей и переквалификация самих психотехников. Все это крайне необходимо для того, чтобы психотехника была в состоянии реально воздействовать на «внесубъективный фактор» производственного и трудового процесса <...> § 6. СУДЬБА ТРАДИЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОТЕХНИКИ НА ДАННОМ ЭТАПЕ Профотбор и профконсультация Первым условием правильной постановки и решения этих проблем является необходимость теснейшим образом сочетать любую форму работы по профраспределению со всеми мероприятиями по подготовке кадров социалистического хозяйства. Вопросы распределения должны быть в основном подчинены вопросам подготовки. И те и другие составляют единое целое <...> Профессиональный отбор направлен, в первую очередь, на укомплектование тех профессий, которые являются особо опасными, ответственными или дефицитными <....> Но особенно важно помнить, что профотбор в наших условиях служит средством, помогающим не только комплектованию и распределению, но и выдвижению, передвижению с одной квалификации на более высокую и ускоренной подготовке квалифицированных рабочих кадров <...> Профотбор становится средством рационального использования внутренних ресурсов <...> 82 Ошибка наших центральных профконсультационных учреждений заключается в том, что они направляют свою энергию совсем не туда, куда надо. Вместо того, чтобы в первую очередь разработать принципы и систему профконсультации, построить фундамент этой работы, обосновавши ее анализом производств, профессий, специальностей, эти учреждения весь свой порох растрачивают на создание унифицированных методик испытаний интеллекта, которые к тому же весьма сомнительны с точки зрения их теоретического обоснования <...> Проблема утомления и работоспособности <...> Проблема утомления должна найти определенное место в системе положительных задач, направленных на повышение производительности труда. Подчиняя психофизиологию этой основной задаче, мы должны были бы вскрыть все те исследовательские проблемы, разработка которых служила бы повышению производительности труда, снижению брака и т. д. В этом случае и проблема утомления могла бы занять определенное место в психофизиологической работе, но обязательно при условии иной ее постановки. Первой отличительной особенностью новой постановки проблемы утомления должна была бы явиться установка на изыскание всех средств в объективных условиях труда и в субъекте труда, способных повысить работоспособность человека. В условиях социалистического соревнования и ударничества мы имеем налицо все предпосылки для всемерного развертывания субъективных стимулов труда, вытекающих из принципиально нового отношения социалистического рабочего к труду в сравнении с рабочим капиталистических стран. <...> Проблема эта должна ставиться как проблема работоспособности, ее надо взять обязательно с положительным знаком, а не отрицательным, как это имело место до сих пор. Это означает, что вместо установки на вредные последствия труда и на борьбу с этими вредными последствиями необходимо перенести центр тяжести на изыскание положительных моментов, могущих способствовать повышению работоспособности, а значит, и производительности труда. 83 <...> От установки очень многое зависит. Упор на утомлении или на работоспособности — это совершенно разные вещи. В одном случае у нас сберегательная позиция, в другом — стимулирующая. В одном случае мы боремся с понижением работоспособности, считая это понижение обязательным последствием труда, как такового. В другом — мы изыскиваем средства для повышения работоспособности (и для этой цели можем и утомление изучать). В одном случае мы ограничены рамками узкого (неправильно понятого) охранотрудчества, в другом мы берем вопросы шире, охватываем весь круг условий, способствующих повышению работоспособности и производительности (и в этой связи и охраной труда занимаемся). Отсюда иная установка на социалистические формы труда, на ударничество. Не боязнь того, что ударничество перехлестнет физиологические пределы, а создание рациональных условий для наиболее эффективного для производства, для рабочего выявления ударной работы. В этой постановке нет ни отказа от понятия «утомление», ни отказа даже от понятия «охрана труда», но есть совсем иное, содержание и смысл этих понятий. Проблема промышленного травматизма и аварийности <...> Прежде всего необходимо было бы в каждом отдельном случае начинать с анализа объективных фактов, могущих раскрыть нам все многообразие причин, вызывающих промышленный травматизм и аварийность в определенных отраслях производства. Затем необходимо было бы установить ведущие звенья в системе мероприятий по борьбе с промышленным травматизмом и аварийностью и бросить максимум усилий на разработку соответствующих мероприятий. Роль «личного фактора» при этом выявилась бы на фоне и в подчинении основным линиям борьбы с травматизмом и аварийностью. От психотехников потребовались бы исследования, направленные к установлению более широкой связи между травматизмом и аварийностью, с одной стороны, и личным фактором — с другой. Это значит, что к связи этой надо было бы подходить не только в разрезе так называемых профессионально важных свойств, но и с педагогической, воздейственной 84 и рационализаторской установкой. Под личным фактором не следует понимать только стойкие психологические свойства, определяющие большую или меньшую пригодность к определенной работе, но и временное состояние организма, подготовку, квалификацию, отношение к работе и т. д. <...> Центр тяжести наших усилий должен быть в первую очередь направлен на борьбу с опасными моментами — в наиболее радикальном направлении, могущем снять или уменьшить самую опасность работы <...> Значит ли это, что до тех пор, пока не устранены производственно-технические причины опасностей, не следует изучать травматизм и аварийность с точки зрения «личного фактора»? Такой вывод был бы явно ошибочным. На фронт борьбы с аварийностью, с травматизмом надо бросить одновременно все средства, имеющиеся в распоряжении. Все дело в правильном расчете: что сделать в первую очередь, как сочетать мероприятия технические, организационные, психологические и др. <...> Психология воздейственной работы <....> Говоря о судьбе традиционных проблем психотехники в условиях решительного поворота всего психотехнического участка в сторону задач соцстроительства, необходимо подчеркнуть, что особенно крутые сдвиги придется наметить в разработке проблем именно воздейственной психотехники. Здесь нужно было бы начать с самой постановки этих проблем и возможного их уточнения <...> То обстоятельство, что всякая агитационно-пропагандистская работа, политико-воспитательная деятельность, культурно-просветительная и педагогическая работа являются в конечном счете работой воздейственного характера (понимая воздействие в самом широком значении этого слова); тот факт, что воздействие на человека, в какой бы форме оно ни проводилось, адресуется к сознанию человека и направлено на выработку определенных сознательно-волевых установок, ни в какой мере не дают права отнести к воздейственной психотехнике все перечисленные виды воздейственной работы. Опасность такого, казалось бы на первый взгляд, 85 формально-правильного обобщения заключается в том, что оно приводит к распространению психотехнических исследований на области, не только ей не подчиненные, но наоборот, ее определяющие. Содержание и направление всей системы нашей культурно-пропагандистской работы вытекает из общих задач политики, из директив партии и не нуждается в специальном изучении на предмет рационализации со стороны какой бы то ни было специальной науки, в том числе и психотехники. На долю воздейственной психотехники выпадает выработка принципов и путей оформления отдельных воздейственных мероприятий (в области безопасности труда, борьбы за повышение производительности труда, регулирования уличного движения, техпропаганды, издательской работы, строительства и внутреннего оборудования зданий и т. д. и т. д.) <...> В основе воздейственной психотехники лежат теоретические принципы совершенно неразработанных глав психологии: учения о мотивации (возникновение и выдвижение мотивов, их связь и борьба), учения о стимулах, учение о направленности и т. д. Все эти главы довольно подробно разрабатывались в буржуазной, так называемой, социальной психологии, строившей свое здание на идеалистических подходах к самому существу «социального» поведения» человека... Основоположники марксизма-ленинизма дали фундаментальное обоснование и неисчерпаемый материал для материалистического понимания законов этого самого «социального поведения». Наша психотехника должна в первую очередь заняться разработкой этого огромного материала <...> Новые задачи психотехники в области изучения профессий <....> К числу новых задач социалистической психотехники относится задача реконструкции профессий. Одно из направлений этой реконструкции — в ускорении заложенных в каждой профессии тенденций к дальнейшей дифференциации труда, к преодолению через эту дифференциацию узкой специализации, к расширению и углублению связей отдельной профессии с другими профессиями и производством в целом <...> До сих 86 пор психотехник выступал обычно в роли молчаливого свидетеля и созерцателя тех сдвигов, которые происходили в производственном и технологическом процессах и в формах соответствующих трудовых деятельностей. Сейчас психотехник должен настолько овладевать техникой обслуживаемого им производства, чтобы быть в состоянии активно способствовать изменениям в формах труда, идущим навстречу прогрессивным социалистическим тенденциям новой техники и новым принципам организации труда. В области реконструкции профессий перед психотехникой стоят как большие, так и малые задачи. К числу больших задач относится участие в создании новых и отвечающих интересам социалистического строительства форм разделения труда и проектировка новых профессий. Психотехник должен подсказать на основании анализа профессий, какие функции могли бы быть выключены из той или иной профессиональной квалификации, как лучше всего сочетать квалифицированные и малоквалифицированные работы, входящие в определенный производственный процесс, каким путем «набрать» необходимые для данного производственного процесса профессии <...> Психотехник должен был бы помочь в организации технологического процесса тем, чтобы наряду с производственниками рассчитать нужный для технологического процесса набор профессий, указав при этом круг целесообразных функций профессионала на основе психофизиологических критериев. Правда, здесь мы можем встретить существенное возражение такого рода: ведь могут сказать, распределение функций рабочих и закрепление необходимых для осуществления известного производственного процесса профессий и квалификаций является производной от структуры технологического процесса, и не дело психотехника вмешиваться в эту область. Такое возражение не совсем убедительно. Технологический процесс меняется все время, и в частности он может быть изменен под влиянием новой формы организации и разделения труда, которые, разумеется, сами определяются уровнем техники и технологическим процессом. Но возможно и обратное влияние организации и разделения труда на технологический процесс, который должен нами рассматриваться обязательно в единстве с организацией труда. Это открывает пути реорганизации технологического 87 процесса, и здесь вполне уместно участие и психофизиологической специальности. Нужно только помнить, что в этой работе психотехнику не принадлежит ведущая роль, что усилия его должны быть тесно скоординированы с усилиями производственников, рационализаторов, что сам он должен весьма заметно расширить свою квалификацию и что, наконец, техническая реконструкция, в корне меняющая структуру технологического процесса, должна сделаться предметом специального изучения психотехника. Здесь уместно затронуть вопрос о возможностях, формах и границах участия психотехника в реконструкции социалистической техники <...> В этой области участие психотехника можно мыслить в двух направлениях: 1) в направлении «малой рационализации», т. е. реорганизации существующих технических сторон производственно-трудового процесса в связи с психофизиологическими требованиями к рабочему месту; 2) в направлении «большой рационализации», т. е. участии в выработке конструктивных принципов при проектировании оборудования машин, рабочих мест и т. д. <...> <...> Второе направление психотехнических исследований в области рационализации социалистической техники по актуальности имеет неизмеримо большее значение и обещает более существенные результаты <... > <...> Проблема взаимоотношения человека и машины представляет собою не только предмет истории техники, но является богатейшим источником реконструктивных идей как в науках технических, так и в науках о человеке <...> При умелой постановке этого вопроса психотехники, хорошо вооруженные знаниями по марксистской истории техники и конкретно владея знанием принципов современного производства, могли бы подсказать плановым работникам и конструкторам некоторые психофизиологические критерии для построения машин. В этом смысле можно рассматривать машину, орудие труда в целом как объект психологического анализа. В задачу психологии труда, охватывающей обычно проблему орудий труда в крайне узком, при том чисто описательном разрезе, входит таким образом изучение тех изменений, которые претерпевает человеческая деятельность под влиянием изменений техники <...> 88 Таким образом в круг новых проблем социалистической психотехники (в частности, психологии профессий) включается в качестве актуальной задачи реконструкция трудовой деятельности человека. Здесь намечается работа в следующих направлениях: а) в направлении разработки путей для дальнейшего разделения труда на базе политехнизации и одновременно дифференциации труда; б) в направлении разработки психофизиологических критериев социалистической реконструкции машин; в) в направлении рационализации рабочего места с сохранением в основном существующих орудий труда <...> § 8. О ПЛАНИРОВАНИИ ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В связи с расширением круга психотехнических проблем и необходимостью разрабатывать их организованно и планомерно заметно повышается ответственность планирующего этапа психотехнической работы. На этом этапе исключительное значение приобретает выбор целей <...>Для того, чтобы постановка любой проблемы сопровождалась некоторой уверенностью в правомерности самой проблемы и в полезности могущих быть полученными результатов, необходимо включить в обязанность психотехника новую функцию: анализ определенной категории объективных фактов, могущих свидетельствовать об актуальности намечаемой задачи. Чрезвычайно важно заранее установить, какого порядка факты должны быть собраны и проанализированы независимо от того, получен ли извне и пассивно принят социальный заказ, или план активно проработан самим психотехником. В качестве критерия, которым надлежит руководствоваться в этих случаях, можно было бы сформулировать в самом общем виде следующее положение. Для того, чтобы объективные факты производственной действительности могли служить основанием и определением для постановки той или иной психотехнической проблемы, необходимо, во-первых, подбирать их в разрезе поставленной проблемы, во-вторых, искать в них раскрытия закономерности 89 того же порядка, к какому относятся подлежащие изучению психологические факты <...> Роль этого необходимого этапа в нашей работе обычно недооценивается. Следствием этого часто является постановка неоправданных ничем проблем, слепое тяготение к традиционным вопросам, отсутствие планомерного развития исследовательской мысли и неумение разобраться в полученных, подчас весьма обильных и добытых немалыми усилиями результатах. Для поднятия психотехники на более высокий уровень нужно преодолеть наблюдающийся в психотехнике обычай поспешного экспериментального нащупывания закономерностей в области неосвоенных ею материалов. Указанный выше корректив этому должен способствовать. Сначала надо освоить основные факты, толкающие на постановку психотехнической проблемы, затем нужно эти факты проверить, критически осмыслить и лишь после этого приступать к собственно психотехническому исследованию <...> При этом возможно идти двумя путями. Один путь можно условно определить как реактивный путь постановки психотехнических проблем. Другой путь можно определить как путь активный. Реактивный путь вытекает из тех ситуаций, когда психотехник, <...> получает более или менее четкий заказ. В этом случае задачи исходят извне, и психотехник должен лишь найти пути решения этих задач <...> Было бы крайне важно <...>, внушить мысль о необходимости не прямо приступить к работе по выполнению заказа, а предварительно собрать необходимые факты, могущие оправдать постановку продиктованных психотехнику задач. <...>В тех же случаях, когда самому психотехническому учреждению представляется большая инициатива в построении плана работы <...>, выдвинутое требование об обязательности изучения определенных фактов на производстве не только не снимается, но усугубляется в своем значении <...> Вполне целесообразно представить самому производству продиктовать наиболее актуальные для него задачи. Но совершенно нецелесообразно отстранять психотехников от решения вопроса о большей или меньшей актуальности и ожидаемой эффективности той или иной задачи <...> Ошибочно думать, что методологическое обоснование 90 работы в той или иной специальной области может быть оторвано от конкретного планирования. Методология начинает реализоваться как раз при планировании. Вот почему следовало бы стремиться перемещать центр тяжести с реактивных форм планирования психотехнической работы на формы активные <...> Психотехник очень часто проявляет чувство растерянности при столкновении с производством и многообразными его сторонами, мечется и перескакивает от проблем своей науки, пытаясь найти им приложение на производстве, к неосвоенным производственным процессам, в которых он пытается найти точки приложения для определенных психотехнических исследований. Для того, чтобы психотехник чувствовал себя на производстве увереннее, своим человеком, недостаточно одних только установок и пожеланий. Вопрос о поднятии эффективности психотехнической работы и о росте теории психотехники на базе укрепления ее практики упирается в вопрос о характере квалификации психотехника, т. е. в вопрос о профиле нашей специальности <...>
90 Date: 2015-10-19; view: 759; Нарушение авторских прав |