Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М. А. Юровская
К психологическим характеристикам профессий 21 МЕТОД СОСТАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫСШИХ ПРОФЕССИЙ <...> Несколько отдельно стоит изучение высших профессий, где имеет место творческий труд, и, значит, требуется большая высота интеллектуального уровня. Признавая трудовой метод наиболее рациональным, дающим наиболее верный результат, мы все же зачастую не имеем возможности им воспользоваться тогда, как речь идет об изучении высших профессий. Тут для выполнения работы нужны прежде всего знания, без которых не только производить саму работу, но и наблюдать за ней мы не сумеем. Потребуются специальные психофизиологические особенности (которыми психотехник вправе не обладать) для того, чтобы обучиться интересующей его в том или ином случае форме высшей профессиональной деятельности, чтобы наблюдать комплексы этой работы на самом себе (говорю «комплексы», так как здесь идет речь именно о них, а не об отдельных психических элементах: высшие профессии относятся к сложным, «комплексным», а не к аналитическим, куда можно отнести низшие и некоторые средние профессии). Не хватит умения, потенциальной возможности <...>, не хватит всей жизни на изучение при таком модусе даже двух-трех профессий <...> Между тем именно с ними пришлось иметь дело лаборатории. Спрос родит предложение. Можно, конечно, заняться самостоятельно поставленной теоретической 142 проблемой, но наша лаборатория с самого начала своего существования поставила себе целью, по мере возможности отвечать потребностям дня, откликаться на запросы общества. Обращаемость за профконсультациями была велика, и в большей своей части касалась именно высших профессий. К тому же со стороны определенной группы сотрудников проявлялся определенный интерес к изучению высших профессий, — то и другое привело к соответствующей работе. Консультации давались с чрезвычайной осторожностью, в тех рамках, в каких это представлялось возможным по тогдашнему состоянию лаборатории. Но нужно было найти метод, годный для составления характеристик высших профессий. И лаборатория остановилась на единственно возможном методе — коллективном, — проработке характеристик профессии комиссией из специалистов данной профессии, под руководством наших сотрудников. В некоторых случаях дело значительно облегчалось тем, что среди сотрудников были лица, имеющие по отношению к разбираемой профессии собственный профессиональный опыт (врач, педагог, организатор). Намеченный лабораторией опросный лист применительно к основным способностям разбираемой профессии сначала комментировался на подобных собраниях со специалистами-профессионалами. После того, как последние уясняли себе, что от них требуется, велись собеседования по составленной лабораторией анкете. Исправленные анкеты, с включением дельных высказываемых соображений, рассылались большому количеству специалистов данной области (массовый опрос) для поправок и дополнений. Получаемый таким образом материал обрабатывался и приводился к определенной цельности <...> Хорошо также, как это предлагает доктор Шафранова, в целях получения всесторонней характеристики профессии дополнять материалы о способностях (это применимо и к низшим и средним профессиям) сведениями о самих стадиях работы (период обучения, отдельные стадии теоретической и практической работы, специальные профвредности), степени <...> материальной обеспеченности (спрос и предложение), социальном положении и возможности продвижения по общественной лестнице. 143 Нужно сказать, что <...> «коллективный» метод единственно возможен при изучении высших профессий, как указывают в настоящее время многие авторы. Он применялся нами еще в 1922 г. <...> В применении коллективного метода <...> к изучению высших профессий лаборатория Казанского ИНОТ’а имеет право считать себя пионером* <...> Психотехника, как неотъемлемая часть прикладной науки НОТ, ставящая своей задачей достижение наилучших результатов труда при наименьшей затрате энергии, не оправдывала бы себя, если бы в своих характеристиках профессий указывала лишь на необходимые качества, отсутствие которых абсолютно мешает выполнять работу; задача психотехники — указать на способности, содействующие успешному выполнению работы в качественном и количественном отношении. Для повышения производительности нужно не только отсутствие отрицательных качеств, но и присутствие положительных. Сноски Сноски к стр. 143 * В последнее время нам стало известно, что почти одновременно в Москве тем же методом начала работать, методически углубила его доктор А. С. Шафранова. (Примеч. ред. сб. «Интеллигентный труд)».
143 Date: 2015-10-19; view: 535; Нарушение авторских прав |