Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. И. Розенблюм
О задачах и путях психотехнической рационализации профессий 14 <...> Каковы же области применения психотехнической рационализации? <...>Я остановлюсь на трех основных участках: а) реконструкция и рационализация состава профессий, б) рационализация трудового процесса и в) участие в реконструкции орудий производства. Наибольшее применение для психотехнической рационализации пока имеет работа по реконструкции состава профессий. Нет никакого сомнения, что мировая история профессий переживает сейчас у нас в СССР свой наиболее бурный период. Происходит отмирание операций, функций, целых профессий, почкование новых, группировка и пересортировка деятельностей, мутация профессий. 91 <...> Процесс этот идет в значительной мере стихийно. Это не значит, что профессии и специальности рождаются без родителей и без повивальных бабок. Нет. Весь этот огромный процесс идет по руслам, намечаемым реконструкцией техники, под диктовку и по заказу социалистического строительства, требующего кадров и новых кадров. Но участие науки в организации формирования новых форм разделения труда — ничтожно. И здесь именно психотехнике надлежит пристально изучить процесс образования и изменений профессий и практически в этот процесс включиться. III. Здесь стоят задачи: а) освоения и критической переработки новых процессов труда в новых видах производства, переносимых из капиталистических стран на почву социалистического хозяйства; б) реконструкции существующих профессий, связанной со значительным изменением состава профессий, с резким изменением линий разделения труда; в) рационализации существующего состава профессий, связанной с освежением и с очисткой состава профессий. Речь идет пока только о составе профессий, т. е. о самой номенклатуре операций и о их количественном взаимоотношении в профессии, а не о рационализации трудовых процессов <...> IV. Задача психотехника, участвующего в процессе образования и изменения профессий, заключается в том, чтобы обеспечить максимальное использование психологических ресурсов, обеспечив: а) психологически наиболее рациональный состав профессий и б) профподбор — в высшем значении этого понятия (путем профориентации из расчета потребностей социалистического хозяйства) <...> V. 1. В состав профессий не должны, как правило, входить деятельности, операции, приемы, психологически с трудом совмещаемые в одном функционере <...> 2. Второе требование можно условно и предварительно назвать требованием психологического родства или единства входящих в профессию деятельностей. Оно не является обратной стороной первого требования, ибо мыслимо отсутствие антагонизма деятельностей, их мирное сосуществование в функционере, но в то же время отсутствие взаимодополнения, взаимопроникновения деятельностей. Требование единства 92 отнюдь не следует понимать как требование однородности деятельности. Напротив, возможно, что взаимодополнять, компенсировать друг друга будут деятельности несходные, возможно, что при конструировании профессии станет как раз проблема диапазона разнообразия. Естественно, что эти и другие вопросы конструирования поставят перед психотехником привычный вопрос дифференциально-психологического подхода <...> Правда, здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что психотехническая рационализация не есть и не может быть процессом, изолированным от рационализации по другим и прежде всего организационно-техническим критериям. Отсюда для каждого психотехника, работающего в области психотехнической рационализации, возникает задача значительного повышения собственной организационно-технической грамотности и культуры и необходимость совместной бригадной работы с организаторами труда, рационализаторами производства и управления, непосредственное включение в рационализаторскую работу. 3. Третье требование, в значительной мере присутствующее в первых двух, но перерастающее их по своему значению, — это требование психологической полноценности состава профессий. На наших глазах и нашими руками строится социалистическое общество. В этом обществе к труду предъявляется высокий заказ — дать человеку основную радость жизни. Труд, разносторонний труд «станет сам первой потребностью жизни» (Маркс). «Вместо того, чтобы быть средством порабощения, труд сделается средством освобождения, предоставляя каждой личности возможность развивать во всех направлениях и проявлять все свои способности, как физические, так и духовные. Труд, следовательно, из тяжелой обязанности должен превратиться в удовольствие» (Энгельс). Нет никакого сомнения, что основным определяющим рычагом переделки психологического содержания процесса труда, социалистической тонизации связанных и сопутствующих труду переживаний является сам процесс социалистического строительства, сознание себя участником этого строительства, конкретное участие в управлении, социалистические формы труда <...> Однако все это отнюдь не снимает с психотехники первейшей 93 и важнейшей обязанности, идя от психологического анализа реконструируемых профессий, со своей стороны обеспечить максимальную полноту проявления способностей*, максимальное богатство профессии активными творческими подымающими и захватывающими трудящегося функциями. Широчайшие возможности для такого обогащения профессий дает политехническая база <...> Каковы же пути достижения поставленных выше задач, пути психотехнической рационализации состава профессий? Пути еще следует искать. Поэтому данный ниже некоторый перечень приемов следует рассматривать скорее всего как перечисление компонентов, перечисление отдельных приемов будущей методики рационализации состава профессий <...> Вот перечень наметок методик и приемов. 1. Методика изучения комплекса отдельных, связанных между собой профессий, осуществляющих какую-либо производственную задачу. Эта методика направлена в основном на рационализацию разделения труда. Изучение комплекса профессий необходимо для последующей пересортировки по-новому между реконструированными профессиями всего состава деятельностей. Основные приемы: а) Фотография всего состава деятельности (деятельностей ряда различных связанных между собой профессий). б) Анализ задач, стоящих перед производственным целым, и дедуктивное построение всего состава деятельности, вытекающей из этих задач (нормальный состав профессии). Это — раскрытие процессов труда как «целесообразной деятельности» (Маркс). <...> в) Выбор признаков, по которым отдельные деятельности, операции, приемы должны группироваться в профессии (выбор признаков группировки). Это могут быть и место работы, и ответственность за результат, и уровень квалификации, и характер работы и т. д. Последние два признака являются по преимуществу предметом психологического изучения и рационализации, но неразрывно связаны с признаками 94 организационно-техническими. Следует конструировать и сопоставлять варианты профессий, выбирая различные признаки группировки. В этой работе психотехнику снова необходимо принимать непосредственное участие в организационной рационализаторской работе <...> 2. Следующей методикой идет методика изучения закономерностей состава профессий. Основной прием этой методики, питающий дальнейшее аналитическое изучение, это: г) Массовое и детальное собирание фактов профессиональной деятельности. Я считаю этот, далеко еще не определившийся путь обещающим методом проникновения «в раскрытую книгу человеческих сущностных сил» (Маркс о необходимости обратиться психологии к промышленности). Переход психологии к промышленности, если он означает только выбор объекта, еще ничего не дает, пока он не рождает новой методики <...> Она шире по своим перспективам для психотехники, чем только метод психотехнической рационализации. Она ведет к проблемам типологии поведения, перекликается с проблемами психологической классификации профессий, с проблемами профподбора <...> 3. К методике изучения закономерностей состава теснейшим образом примыкает, сплетаясь с нею, группа приемов методики изучения успешности — одного из основных путей как рационализации состава профессий, так и рационализации трудового процесса <...> Приемы, точнее сложные, еще мало изученные совокупности приемов методики измерения успешности с целями рационализации состава профессии, в основном таковы: д) систематический учет производительности; е) периодическая квалификационная экспертиза; ж) периодическая качественная характеристика успешности <...>; з) к этой же группе приемов примыкает непосредственно связанный с ними прием анализа неуспешности, который, однако, преследует цели не столько установления связи и группировок, при процессе разделения труда, сколько непосредственно влечет устранение неудач и причин, 95 их породивших, влечет очистку состава профессий. 4. Методика очистки состава профессии совершенно непосредственно относится к рационализации состава профессии и состоит из применяющихся, хотя и методически необобщенных, приемов. Это: и) Выработка критериев оценки отдельных элементов профессии, операций, работ и т. д., с целью достижения основной цели — повышения производительности труда. Это прежде всего выработка организационно-технических критериев. Каждую операцию можно, например, оценить с точки зрения ее нужности, своевременности, обеспеченности исполнением, обоснованности, длительности, расположения в пространстве и т. д. Что же касается до психологической оценки, до выработки психологических требований к отдельным операциям и действиям и их связей, то вопрос этот представляет для нас особый интерес и требует специального внимания. Это по существу вопрос об общеобязательном психологическом и психогигиеническом минимуме — по аналогии с рационализаторским минимумом <...> Когда критерии оценки выработаны, тогда возможно приступить: к) к самой оценке профессионального поведения — приему, требующему навыка и компетенции и совмещаемому с длительным наблюдением (при комплексном изучении и при изучении состава профессии) <...>; л) чрезвычайно полезным является здесь прием наглядного, активного представления об уже процеженном составе профессии. Это прием построения «нормального дня», который состоит не столько в проектировании отвлеченного, будущего, долженствующего быть дня, сколько в наглядной очистке состава дня прошедшего и его рациональном переконструировании. Эта нормальная «молекула» профессиональной деятельности является образцом, на котором строится уже и проект профессии в целом; м) одним из моментов методики оценки может 96 явиться прием специального исследования степени профессиональной удовлетворенности в зависимости от состава профессии, от конкретного обогащения профессии определенного типа деятельности <...> Последняя из перечисляемых мною методик это: 5. Методика экспериментально-психологического анализа состава профессии. Если психологическим анализом мы старались насытить почти каждый из перечисленных выше приемов или во всяком случае каждую группу приемов, то отличительной их чертой было изучение явления профессии в натуре — в прямом (наблюдение), косвенном (измерение успешности) или проектном виде. Внесение же эксперимента означает попытку воссоздать более или менее изолированно основные моменты и условия вступающих в связь явлений <...> Однако я подчеркиваю здесь, что эксперимент в данном случае будет часто играть роль не столько доказательства, сколько убедительной аналогии (если только это не «естественный эксперимент» или не эксперимент внедрения запроектированных мероприятий в практику социалистического строительства). Что касается внедрения, практического осуществления и проверки, то я, понятно, не оговариваю здесь специально этого важнейшего мероприятия как отдельной «методики». Рационализаторское предложение, проект должны быть осуществлены и проверены, сложный же вопрос учета эффективности не входит в круг вопросов данной статьи. VII. Второй областью психотехнической рационализации является область рационализации трудового процесса. Я ограничиваю здесь это понятие процессом труда, целесообразной человеческой деятельности, выключая рационализацию обстановки, рабочего места, условий работы и т. д. В реальном процессе практической рационализации такого выключения, понятно, не существует. Рационализация приема и движения, инструмента и рабочего места, режима и обстановки и т. д. идет вместе. Однако несомненно, что рассматривать отдельно, теоретически изолировать для удобства и глубины рассмотрения эти процессы можно и следует с тем, чтобы специальной стадией работы было сочетание рационализаторских приемов и мероприятий 97 в единую основную методику рационализации, модифицирующуюся в зависимости от конкретных условий**. В чем обычно состоит изменение, рационализация трудового процесса (понимая это слово узко, только как процесс труда, а не как условия труда и обстановку)? а) В выкидывании ненужных приемов и операций. б) Рационализации чередования приемов и операций. в) Конструировании лучших приемов и замене ими прежних. Кроме того, рационализация трудового процесса может выходить за рамки отдельных элементов этого процесса, может относиться к процессу в целом. Одна из основных проблем психотехнической рационализации, относящаяся именно ко всему процессу, может быть названа проблемой микроориентации <...> Это определение того, как трудящемуся вести себя в уже выбранной работе, рядом с другими участниками той же работы. В том коллективном процессе, каким является процесс труда, неизбежно происходит внутренняя пригонка, припасовка работников друг к другу и к условиям работы. И вот задача психотехнической рационализации состоит в том, чтобы принять участие в этом учете и расстановке сил на конкретных участках коллективного процесса труда <...> Задача самоопределения работника встречается с задачей индивидуализации и типизации работы, приспособления работы к индивидуальным особенностям, к типологии трудящихся <...> IX. Понятно, что при приспособлении работы к работнику уже используются указанные выше приемы: а) выкидывания операции, б) правильного чередования операций и в) замены лучшими операциями, которые имеют своей конечной целью увеличение производительности (темп и качество). Каковы основные критерии всех этих рационализаторских мероприятий? 98 Большей частью критерием рациональности при очистке и обновлении рабочего процесса считался критерий времени, длительность элемента процесса. Переключение внимания в плоскость движения, начиная с Гильбрета, в основном лишь видоизменило этот критерий длительности во времени, считая движение тем более рациональным, чем оно короче. Очевидно, этот критерий количества движения почти всегда совпадал с критерием его длительности. Таким образом, рационализация заключалась в том, что сокращался путь движения, выкидывалось лишнее движение и т. д., т. е. на движение уходило меньше времени. Более глубокими и интересными были работы советских работников — Бернштейна, Бружеса, выдвинувших в качестве критерия уже качество движения. Действительно прием уже расценивался и с точки зрения формы движения, его механического эффекта, его соответствия анатомическим особенностям человека, его связи с более общими, не только локально ограниченными установками и процессами (проблема ритма и т. д.). Большая, но пока еще почти не давшая результатов, работа была проделана физиологами, выдвигавшими критерием рациональности уменьшение утомления, измеряемое большей частью в энергетических «единицах». Кроме того, рационализация процесса труда может состоять в изменении веса отдельной операции или приема по сравнению с остальными элементами деятельности, с процессом в целом. Так, скажем, специальное усиление внимания к разметке или к контрольным промерам в слесарных операциях может изменить и рационализировать весь рабочий процесс. X. Что означает задача подойти к рационализации трудового процесса психотехнически? Она означает необходимость выбора психологических критериев рациональности и психологического подхода к организационно-техническим критериям. Это значит, что конечный основной критерий, а именно: меньшая длительность, больший эффект, — остаются в силе, но ставится дополнительный вопрос о критериях психологических. Как идти к лучшему результату работы? Надо просматривать, процеживать, взвешивать каждый прием, операцию или их связь, или их сочетание и тем самым оценивать, отбирать и изменять их так, 99 чтобы они отвечали нашему психотехническому критерию (наряду с прочими), а именно: наиболее эффективному использованию психологических ресурсов. Требование психологического подхода при рационализации трудового процесса, при очистке процесса, конструировании новых приемов должно приобрести особое значение именно потому, что на этом участке изолированное пользование отдельными критериями может повести к примитивному, упрощенно механистическому пониманию трудового процесса <...> Таким образом, при чистке процессов перед психотехнической рационализацией, наряду с требованиями организационно-технического анализа, должно стать требование анализа психологического. И здесь снова возникает нужда в психологическом и психогигиеническом минимуме. Каким должен быть этот минимум? Что в него войдет? С относительно меньшим весом, чем при вопросе о составе профессии, сюда, в этот минимум, войдут требования единства приемов и операций (скорее как требование того, чтобы был основной психологический стержень в работе) и отсутствия психологической антагонистичности операций. Большее же значение должна играть группа требований о психологической очистке и психологическом обогащении трудового процесса социалистическими элементами <...> Другим ответственным этажом требований должны быть требования, относящиеся к характеру протекания психических процессов. Это, например, борьба с монотонией однообразия и пестротой разнообразия, с чрезмерностью произвольного внимания, со срывами и неровностями в работе, а с другой стороны, внесение в процесс труда «наслаждения трудом как игрой физических и интеллектуальных сил» (Маркс), усиление осмысления, ощущение реальных успехов и т. д. XI. Опять-таки и здесь основными тонизирующими трудящегося элементами труда выступают социалистические формы труда. Во всяком случае они заключаются не столько в изучении биологических изменений, происходящих в результате социалистических форм труда, сколько в отыскании и создании психологически наиболее целесообразных условий социалистической стимуляции. Детальность и характер показателей соревнования, конструирование наиболее 100 эффективных показателей, оформление учета и способы доведения до трудящихся данных о соцсоревновании, проблема состава соревнующихся и т. д. — такова основная тематика этого участка работы, в части, непосредственно относящейся к психотехнической рационализации. XII. Следующая задача психотехнической рационализации — психологическое обоснование правильного чередования приемов и операций <...> <...>Сюда же примыкает, естественно, и проблема психотехнической рационализации отдыха (как перерыва в работе или смены в работе). Сюда же относится в более широком смысле проблема расписания всего рабочего дня. XIII. И микроориентация работника, и индивидуализация, и типизация процессов труда, и их очистка, реконструкция и правильное сочетание приемов — приобретают особую окраску при рационализации процессов управления <...> Однако, поскольку речь идет об управлении, т. е. о процессах планирования, учета, распорядительства, инструктажа, контроля исполнения и т. д., постольку основным объектом психологического изучения должен стать для психотехника не только «субъект» труда, не работник управления сам по себе, а и тот рабочий коллектив, который является до известной степени объектом управления и в то же время сам участвует в управлении (единство объекта-субъекта здесь принимает чрезвычайно интересные формы) <...> XIV. Вообще, не переходя здесь за условные границы, я должен отметить значительную близость областей психотехнической рационализации и психотехники воздействия <...> Каковы же пути работы в этой второй области психотехнической рационализации? В довольно большой мере, и к этой области может быть приспособлен комплекс указанных ранее методик, так как и здесь мы имеем в значительной части дело рационализации состава — но уже не профессии, а отдельных рабочих процессов. И прежде всего возможно применить такую методику, как группу приемов очистки состава профессии. При этом основной прием установления критериев оценки приобретает методическую остроту. 101 Дело ведь заключается не только в том, каковы будут конечные критерии (темп и качество рабочего процесса в целом), а в том, — каковы именно промежуточные критерии. Надо знать, по каким критериям оценивать не весь процесс только, а его элементы и этапы. Методика очистки состава, т. е. вопрос о том, как выбрасывать лишние элементы и, с другой стороны, как улучшать, как конструировать новые элементы, начинается по существу там, где мы от оценки процесса по общему конечному критерию переходим к оценке элемента и этапа по дифференцированным критериям. <...> Уже работы, например Н. А. Бернштейна и А. П. Бружеса, указывая критерии лучшего, например нагруженность движения, соответствие анатомическим особенностям, тем самым дают некоторые конструктивно-методические обобщения, дают представление о нормали движения, которая выводится из анализа определяющих факторов. Это уже новая ступень в методике, ибо здесь имеет место не только выбрасывание и очистка элементов по определенному критерию, но и расчет, конструирование критериев. Конструирование же критериев — это отыскание закономерностей наилучшего протекания процесса. Точно так же может встать вопрос о нормали протекания психических процессов в работе, т. е. о таком их составе, связи и чередовании, которые бы обусловили максимальный темп и наилучшее качество работы. а) Первый шаг методики — это выведение конкретного минимума психологических критериев. Мы уже говорили об этом, приводя и общие основные, выводимые из установок психологические критерии, и специальные «профессиологические» (единство операций, отсутствие антагонистичности и т. д.). Малоубедительным было бы педантическое взвешивание каждой операции и приема по основным критериям. Эти требования скорее относятся ко всему трудовому процессу или к составу профессии в целом. Что касается специальных и еще более детальных, более интимных психологических критериев рациональности операций и приемов, то их следует начинать строить, исходя из той психологической нагрузки, которая имеется в работе. Если, например, 102 предъявляются требования к памяти на цифры, то критерием можно выбрать минимум процессов запоминания (дать справочники, номограммы и т. п.), максимальную легкость воспроизведения (мнемоническое оформление и т. д.). Уже сложнее выработать критерии, относящиеся не к отдельным функциям, а к их связи в работе <...> Эту работу построения критериев следует начать, исходя из большого существующего экспериментального материала, но в основном, по-видимому, начинать его придется наново, строя его на анализе конкретной профессиональной работы и на специальном эксперименте <...> б) Когда существует тот или иной перечень критериев психологической рациональности процессов, тогда может происходить оценка и очистка конкретной профессиональной работы. Здесь надо оговориться, чтобы не получилось впечатление, что очистку конкретной работы можно произвести лишь после накопления критериев. Здесь надо сказать, что сами критерии впервые становятся гипотезой, а затем и отбираются и конструируются в процессе наблюдения и очистки конкретной профессиональной работы. Методика наблюдения — это, с одной стороны, использование и психологический анализ существующих приемов микрохронометража, циклохронофотографий и т. д., а с другой, — это методика качественной характеристики процесса работы. Это описание, во-первых, иногда менее громоздко, чем измерения, а во-вторых, может дать то общее, узловое, характеристичное, что теряется при любом складывании элементов изолированных регистраций. Таковы, например, характеристики напряженности фигуры и выражения лица, холостого хода в работе, сочетания приемов в специфические повторяющиеся позиции, наконец, вся возможная психологическая характеристика, которую можно частично позаимствовать из арсенала старинной психологической методики «выражения». Здесь полезно подчеркнуть, что вся данная работа должна идти в ногу, а большей частью и путем технического нормирования, со всеми организационно-техническими подробностями, которыми необходимо овладеть психотехнику, но с обогащением технормирования 103 психологическим опытом, а чем далее, тем более и всей методикой, основанной на специальных критериях, выработанных психотехником. Надо включиться в технормирование, присоединив к критериям оценки психологические критерии. Но мало того. Надо внести в технормирование элементы личного участия в трудовом процессе (переключив сюда, где можно, влияние и приемы трудового метода) и тем самым получить возможность не только психологического анализа, но и более глубоких наблюдений внешне незаметных наблюдателю изменений приемов <...> Наконец, к этой же группе относится прием детального опроса и изучения самочувствия трудящегося <...> в) Вторая основная группа приемов психотехнической рационализации трудового процесса относится к систематическому учету и анализу успешности. Если при рационализации состава профессии изучение успешности было одним из источников для изучения общих закономерностей, для установления основных, касающихся всей профессии тенденций и установления типологии поведения, то здесь анализ успешности должен быть использован в своем педагогически-инструкционном смысле: для выправления ошибок отдельных работников, их микроориентации (а иногда и перевода на другую работу), для расстановки сил. Необходимые мероприятия: а) установить компоненты успешности, как они проявляются в деятельности <...>; б) необходимо уметь различать измерением или характеристикой уровни успешности как по отдельным функциям, так и по всей структуре успешности <...>; в) необходимо установить основные личные факторы успешности (в отличие от внешних факторов) — такие, как отношение к работе, основные определяющие умения и знания; г) точно так же требует специального установления вся совокупность основных внешних факторов, влияющих на успешность; д) так же, как сама успешность, факторы личные и экзогенные должны быть разградуированы, т. е. 104 должны быть установлены уровни факторов <...> XVI. Третьей областью психотехнической рационализации является область рационализации орудий производства. Реконструкция техники, рационализация средств производства, машин и орудий не только неразрывным образом связаны с рационализацией состава профессий и трудового процесса, но и определяют их. Всякое изменение в орудиях производства влечет за собой изменение в составе процессов труда, будь то профессия или отдельные рабочие процессы <...> Я хочу, однако, остановиться на другом, более общем вопросе, который как будто до сих пор не получал освещения в нашей литературе <...> Это — вопрос об участии психотехники в самом процессе реконструкции техники, а не только в максимальном приспособлении работ и работников к требованиям темпов и новой техники. Речь идет о том, чтобы, проанализировав тенденции технического развития, их максимально использовать и стимулировать в направлении максимального раскрепощения от рабских форм трудового процесса <...> XVIII. Этим я закончу наметку основных направлений работ по психотехнической рационализации <...> Сноски Сноски к стр. 93 * Ибо такая задача стоит не только перед профотбором. Сноски к стр. 97 ** Капиталистическая наука научного обоснования разделения труда не ставила, хотя и выдвигала и культивировала самый принцип разделения (Тэйлор, Форд).
104 Date: 2015-10-19; view: 846; Нарушение авторских прав |