Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С. Г. Струмилин
К вопросу о классификации труда 15 ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ Итак, нам предстоит группировать профессии по их сходству и разделять по различию. Но, спрашивается, по какому признаку мы будем отыскивать эти сходства и различия? Это зависит, конечно, от задач классификации. Их может быть не одна, а много. Тогда придется построить не одну, а много классификаций <...> Какие же подходы для такого разностороннего изучения профессий мы могли бы наметить? <...> 105 ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД Прежде всего к изучению профессий можно было бы подойти с точки зрения исторической и сгруппировать их по времени их происхождения, связывая, разумеется, это время с формами хозяйства и этапами технического прогресса в различных его отраслях. Толково составленный исторический словарь профессий на основании летописного и тому подобного материала дал бы остов для исторической их классификации. Разделение профессий на совсем отжившие, отживающие и жизнеспособные или, в иной плоскости, на возникающие из ремесленного строя, из мануфактурного периода и из потребностей новейшей машинной индустрии имеет для нас и сейчас далеко не один лишь теоретический интерес. Историческая классификация профессий, несомненно, сыграла бы немалую роль и в анализе современного их состава и в составлении прогноза на ближайшее их будущее. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Немало интереса представило бы изучение профессий и с психофизиологической точки зрения. В качестве одного из подходов к такому изучению можно было бы предложить, например, следующую схему группировки профессий по степеням сложности и автоматизации усилий трудящихся в процессе труда: 106 СХЕМА
<....> Предложенная схема, конечно, очень груба. Она дает всего пять подразделений, т. е. рассекает всю толщу профессионального труда на пласты почти геологической мощности. Это лишь основные типы труда. Но именно поэтому можно сказать с уверенностью, что и законы утомления, и нормы продолжительности труда, и рациональность методов внеэкономического принуждения, и методы поощрения к труду, и вообще все психотехнические подходы к рационализации труда, для каждого из этих основных трудовых типов будут весьма различны. Значит, предварительное разделение профессий на такие основные типы уже есть серьезный шаг к их изучению в указанном направлении в целях наилучшей организации и рационализации труда. 107 НЕПРИЯТНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Но само собою разумеется, что этим отнюдь не исключается возможность и целесообразность и дальнейшего, более подробного расчленения профессий в пределах вышеуказанных пяти основных типов. Расчленять их возможно было бы при этом, например, и по признаку различной степени приятности или неприятности данного вида труда, и по тяжести связанной с данной профессией ответственности. Теснейшая связь этих эмоционально-психологических факторов с проблемой производительности труда и с тарифными проблемами научной его квалификации служит достаточной гарантией, что такая классификационная работа не осталась бы практически бесплодной. Признак неприятности труда можно бы, опять-таки схематически, расчленить примерно на следующие рубрики: а) неприятность физического порядка: 1) сравнительная утомительность труда, 2) физическая боль, 3) жар или холод, 4) мокрота работы (стирка и т. п.), 5) ненормальная атмосфера (у летчиков, водолазов), удушливость ее и т. п.; б) неприятность эстетического порядка: 1) дисгармония ритма, 2) световые диссонансы, 3) слуховые диссонансы, 4) зловоние, 5) грязь; в) неприятность социального порядка: 1) бесцельность или 2) безынтересность работы, 3) отсутствие общего ритма при разных работах на людях, 4) отсутствие согласованности и взаимной поддержки при общих коллективных работах, 5) оторванность от людей при работах в одиночку. Подобно этому признак ответственности, связанной с той или иной профессиональной деятельностью, можно расчленить на ответственность: 1) материальную — за имущественный вред, порчу материала и т. п., 2) административно-техническую — за рациональность организации и успешность чужого труда, 3) моральную — за жизнь и здоровье трудящихся и 4) социально-политическую — за вверенные общественным доверием обязанности по охране тех или иных идеалов общежития. Каждая из этих рубрик может в свою очередь расчленяться по степени неприятности или ответственности хотя бы путем глазомерной расценки этих степеней баллами. При пятибалльной системе минимальная степень 108 оценки выразится единицей (полное отсутствие оцениваемого признака лучше обозначать нулем), максимальная определится баллом 5, средняя — баллом 3 и т. д. Такое обозначение удобно в том отношении, что позволяет выводить среднее из нескольких или многих субъективных оценок и таким образом уточнять этот прием экспертной оценки статистическими методами. Не менее законным является и следующий физиологический подход к классификации профессии. Я разумею группировки их по степени тяжести труда, а также его вредности и опасности, поскольку эти факторы ведут к физиологическому изнашиванию организма или, говоря иначе, являются факторами амортизации человеческой машины. ТЯЖЕСТЬ Вопросу о тяжести труда повезло больше других в литературе. Его уже давно изучают. Тяжесть труда — понятие объективное, измеряемое либо косвенно-полезным эффектом его — в килограммометрах произведенной работы, либо прямо — в калориях израсходованной при этом энергии. Это понятие следует строго отличать от другого, родственного ему понятия — трудности. Трудность — субъективное ощущение, сопровождающее процесс работы. Одна и та же работа одному может показаться очень трудной, другому — легкой. Это будет всецело зависеть от соответствия между силами и навыками работника, с одной стороны, и свойствами его работы — с другой. Для школьника-подростка была бы непосильно трудной работа крючника, но он без труда решает арифметические задачи, над которыми совершенно бесплодно потел бы тот же крючник. Трудность работы зависит от степени утомляемости работника за этой работой в единицу времени или, лучше сказать, на единицу произведенной работы. А тяжесть труда совершенно не зависит от степени утомления и самочувствия работника. Она определяется только объективным характером самой работы. Тяжесть труда, измеряемая затратой энергии организма в калориях, как уже было указано, всегда больше полезного эффекта работы вследствие того, что значительная доля этой энергии человека расходуется непроизводительно, если его рассматривать в качестве только двигателя. 109 Больше всего энергии расходует организм на поддержание своей жизнедеятельности. Этот расход не дает полезного эффекта. И тем не менее он возрастает с увеличением работы <...> Со своей стороны в качестве простейшей схемы расценки баллами сравнительной тяжести различных профессий мы могли бы предложить следующую шкалу:
110
Наблюдая любую работу, нетрудно оценить по этой схеме баллами работу рук, ног и спины. Сумма же этих баллов, деленная на три, даст средний балл тяжести. Конечно, это очень грубый прием оценки. Однако он для грубой разбивки на небольшое число групп дает вполне удовлетворительные результаты. Вот, например, для сравнения результаты оценки баллами нескольких профессий, для которых мы можем привести рядом и коэффициенты суточного расхода энергии в калориях:
111 Калорийные данные для приведенной таблички заимствованы нами из работы проф. Б. И. Словцова «Пищевые раскладки» (изд. 2-е, 1919, стр. 6—7). А оценки баллами представляют собой средние, выведенные всего из шести различных расценок, сделанных по вышеуказанной схеме шестью сотрудниками статистики труда независимо друг от друга. Никто из них во время работы калорийных показателей для этих профессий не знал. Тем не менее нетрудно убедиться из сопоставления, что субъективные их оценки весьма удовлетворительно гармонируют с объективными данными измерений. Тем более что и эти последние, судя по числу нулей, приходится считать тоже весьма приблизительными и, поскольку они не основаны на большом числе наблюдений, далеко не бесспорными, Предложенный способ пригоден для группировки по тяжести мышечного труда. Психические напряжения, в неменьшей степени изнашивающие организм, опасность и вредность и тому подобные амортизирующие рабочую силу факторы могут тоже расцениваться по тому же методу балльных оценок. Но для некоторых из них, например, в отношении опасности и вредности труда, применимы и другие, более точные статистические методы, о которых целесообразнее будет поговорить подробнее в другом месте. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОДХОД <...> Здесь основным критерием для улавливания сходств и различий сравниваемых профессий является прежде всего характер связанных с ними машин, аппаратов и инструментов и функциональная роль работника по отношению к этим орудиям труда. Техническое разделение труда между работниками разного рода, с одной стороны, и между человеком и машиной — с другой, обособило целый ряд профессионально трудовых функций человека в производстве. Эти функции можно рассматривать в той естественной последовательности, в которой они протекают в производственном процессе. И тогда получается основание для классификации профессий в порядке отдельных ступеней производства, специальных работ и операций. В такой классификации родство рядом стоящих профессий обеспечивается уже общим их происхождением 112 от одного корня, от которого они в процессе разделения труда постепенно ответвлялись. С другой стороны, это генетическое родство дополняется общностью обстановки и условий труда — в одном и том же помещении, при сходных установках и т. д. Такое родство не исключает весьма существенных различий между близкими по схеме профессиями. Но трудовые функции могут систематизироваться и в другом, не генетическом, а логическом порядке по тому или иному признаку, например по относительной важности их роли в общем процессе производства, по степени осуществленной механизации труда в данной профессии и т. д. Нет, конечно, препятствий и для сочетания в известной комбинации обоих признаков — и генетического, и логического. В качестве наиболее общих подразделений труда с производственно-технической точки зрения можно принять следующие три рубрики: 1) моторный труд рабочих, куда мы относим все профессии, в которых человек выступает в роли двигателя, перемещает тяжести, например, приводит в движение ногами топчак или руками ручку веялки, вообще использует лишь свою силу, а не ловкость или разум; 2) исполнительный труд мастеровых, куда надо относить, наоборот, те профессии, в которых гораздо большее значение принадлежит ловкости, т. е. приобретенным навыкам, чем грубой физической силе, хотя не лишена значения и последняя, и наконец, 3) организующий труд служащих, физическая сила которых не играет никакой роли, а на первое место выступает даже не столько сумма готовых навыков, сколько способность размышлять и делать самостоятельные умозаключения, т. е. общее развитие человека, его пластический разум. Общие тенденции развития человеческой техники ведут к тому, что машина прежде всего делает излишней физическую силу, а затем и ловкость работника, управляющего инструментом; вместе с тем все большее значение приобретает организующий разум человека. Стало быть, технический прогресс и вообще механизация труда означают относительное сокращение моторного и исполнительного труда по отношению к труду организующему. Учет степени механизации труда в какой-либо отрасли хозяйства представляет собой поэтому интерес первостепенной важности <...> 113 Мы не сомневаемся, что все намеченные в настоящей работе подходы к классификации труда могут рассматриваться лишь как первые, и притом весьма примитивные, опыты в этой области. Но все же мы надеемся, что они представляют собой достаточно конкретный сырой материал для деловой их критики, а стало быть, и для дальнейших, более совершенных работ по классификации труда. Сноски Сноски к стр. 105 * Схема классификации дана применительно к условиям производства 20-х гг.
113 Из «Профиля психотехника» 16 I. Назначение профиля. Профиль предназначается для выявления конкретных участков будущей работы психотехника, для установления функций, выполняемых аспирантом-психотехником на этих участках, для характеристики требований, предъявляемых аспиранту-психотехнику как будущему руководящему работнику в области психотехники и для преломления этих требований в учебном плане и программах подготовки психотехников <...> III. Конкретные участки будущей работы психотехника (по схеме Наркомпроса — раздел 1) Психотехники должны владеть необходимыми знаниями и навыками для работы в следующих учреждениях: 1. Школа ФЗС <...> 2. Школа ФЗУ. 3. Психотехническая лаборатория промышленного предприятия, транспорта, сельского хозяйства и др.). 4. Профконсультационное бюро при органах труда. 5. Психотехнические лаборатории научно-исследовательских институтов. 6. Психотехнический вуз или соответствующее отделение или факультет других вузов (в частности, педвуз) <...> <...> На всех перечисленных участках психотехнику предстоит по окончании вуза работать на должности руководителя или научного сотрудника психотехнического кабинета или лаборатории. Эта должность требует не только специальных знаний и навыков, но и организаторских умений, а также хорошей ориентации в смежных областях: <...> В школе ФЗУ — с педагогами-инструкторами производства. В психотехнической 114 лаборатории на предприятии — с производственниками, работниками учебных комбинатов и секторами кадров, рационализаторами-нормировщиками, мастерами, физиологами труда, психогигиенистами. В психотехнической лаборатории научно-исследовательского института — в зависимости от специального назначения института. В профконсультационном бюро — с экономистами, работниками органов труда (в частности, по учету и распределению рабочей силы), врачами по медицинской профконсультации, педагогами. IV. Перечень функций, выполняемых психотехником на каждом из перечисленных участков работы (по схеме Наркомпроса — раздел 2) <...> Содержание будущей работы психотехника таково: 1. В школе ФЗС Ведущей работой в школе ФЗС является постановка профорганизационной работы и обоснование политехнизации. Содержание этой работы складывается из следующего: а) изучения предприятий и школы ФЗУ, к которым прикреплена ФЗС, а также и учебно-производственной работы в школе ФЗС для намечения основных профессий, на которые надлежит в первую очередь ориентировать учащихся в школе ФЗС; б) систематизации материалов, касающихся психофизиологических особенностей профессий, выделенных для профориентации и популяризации соответствующих психограмм и профилей специалистов под углом зрения профориентации; в) организации и проведения профессионального просвещения через внедрение соответствующего материала в программы через кино, радио, экскурсии, альбомы, кружки, лекции и т. д., в целях профессионального самоопределения учащихся; г) учета и направления профессиональных склонностей, трудовой направленности и интересов учащихся; д) учета способностей учащихся через организацию систематических наблюдений, обследований; е) паспортизации учащихся в профориентационных целях; 115 ж) рационализации педагогического процесса по линии психотехнического анализа профессии, обучения труду и оценки политехнической значимости отдельных видов труда и учебно-программного материала; з) комплектования учащихся в группы, бригады и т. д. с помощью психотехнических критериев <...> 2. В школе ФЗУ Ведущей работой психотехника, прошедшего вуз, является дифподбор (распределение подростков ФЗУ по специальностям) и рационализация педагогической работы. Конкретные функции психотехника в ФЗУ таковы: а) анализ профессий и специальностей школы ФЗУ с психотехнической точки зрения; б) разработка методов дифподбора на основные профессии ФЗУ; в) организация и проведение психотехнических испытаний подростков в целях правильного распределения их по соответствующим специальностям; г) разработка методов учета производственной и теоретической успешности; д) организация систематического прослеживания за успешностью учащихся ФЗУ; е) разработка психотехнических основ рационализации производственного обучения в школе ФЗУ; ж) разработка принципа комплектования групп, бригад и т. п.; з) разработка путей рационализации режима труда в школе ФЗУ. 3. Работа в психотехнической лаборатории промышленного предприятия <....> Конкретные задачи психотехники в промышленном предприятии таковы: а) выявление наиболее актуальных участков для приложения психотехники путем анализа производства в целом и состояния подготовки кадров и организации труда особенно; б) психофизиологический анализ основных профессий в целях рационализации, комплектования и подготовки кадров; в) разработка путей и методов продвижения с менее квалифицированных на более квалифицированные 116 профессии (в первую очередь на профессии наиболее дефицитные); г) разработка методов рационализации обучения взрослых рабочих; д) участие в составлении профилей специалистов для данного предприятия под углом зрения психофизиологических требований различных специальностей; е) участие в разработке вопросов психофизиологической рационализации производственной обстановки и режима труда путем обследования колеблемости производительности, работоспособности и утомляемости при различных объективных условиях работы; ж) разработка психофизиологических критериев для нормирования труда, установления принципов разбивки на квалификации и разряды; з) разработка психотехнических критериев для выявления возможностей дальнейшего раздробления профессионального труда и введения дифтруда (более тонкого функционального разделения труда внутри профессии); и) разработка психотехнических критериев для предупреждения несчастных случаев и аварий на основе психологического анализа опасных ситуаций и выработки методов отбора на профессии, сопряженные с опасностью. Примечание. Профиль психотехника также предусматривает участие в воздейственной работе по предупреждению несчастных случаев и аварий по той же причине. Эта работа входит в обычный круг функций психотехника промышленного предприятия, но она требует специальной подготовки по изучению эффективности различных средств пропаганды безопасности (плакаты и т. д.) <...> к) выявление психологических стимулов для повышения производительности труда и участия в общественно-политической работе предприятия по линии разработки проблем стимуляции труда в психотехническом аспекте <...> 4. Работа в профконсультационном бюро при органах труда Содержание работы психотехника, ведущего ответственную работу в консультационном бюро, таково: 117 а) систематизация материала по психологии профессий в целях профпросвещения подростков и обоснования методов профконсультаций; б) проведение психотехнических и социально-бытовых обследований консультируемых подростков; в) учет и систематизация материалов о профнаправленности подростков; г) собирание, систематизация данных о конъюнктуре на рынке труда и перспективах подготовки кадров различных специальностей; д) разработка методов и путей прослеживания за дальнейшей работой консультируемых подростков и взрослых; е) проведение профконсультаций в отношении инвалидов труда и лиц, меняющих профессию; ж) собирание и анализ педагогических характеристик и профориентационных материалов, накапливаемых школой в целях обоснования профконсультаций; з) разработка принципов составления профконсультационных заключений. 5. Работа в научно-исследовательских учреждениях Психотехническая работа осуществляется в научно-исследовательских учреждениях следующего типа: а) в институтах, занимающихся преимущественно вопросами оздоровления труда (институты охраны труда, гигиены и патологии труда), профзаболеваний, охраны здоровья детей и подростков и т. д.; б) в институтах, занимающихся преимущественно вопросами педагогики труда (Институт кадров, Институт политехнического труда и др., в частности, институты типа ЦИТ); в) институты, обслуживающие определенные виды промышленности (например, Институт полиграфической промышленности, Институт швейной промышленности и т. д.). Сюда же относятся институты, обслуживающие транспорт, сельское хозяйство и т. д.; г) институты, разрабатывающие определенные дисциплины (Институт психологии <...>, Институт высшей нервной деятельности, Институт мозга, Психоневрологический институт и т. д.).
118 Date: 2015-10-19; view: 4929; Нарушение авторских прав |