Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И. Н. Шпильрейн. Искусственная деавтоматизация как метод психологического исследования 20
Искусственная деавтоматизация как метод психологического исследования 20 Определение понятия автоматизации, как такого состояния, при котором рабочие движения выполняются, координируются и объединяются общим импульсом без активации контрольных функций высших центров. Деавтоматизация — нарушение созданной уже автоматизации — может выражаться в дезориентации, дезординации движений (нарушение общего импульса) и дезорганизации трудового поведения при соответствующих интроспективных коррелятах. Естественная деавтоматизация может быть следствием либо произведенной работы (утомление), либо нарушения системы организующих поведение раздражителей, либо патогенных изменений в условиях среды или в организме. В последнем случае клинические наблюдения дали особенно много материала для изучения причин нормального поведения по нарушениям, получающимся в результате патологических состояний. Такое использование клиники деавтоматизации — частный случай использования в биологических науках, в частности — в медицине, клинического материала для изучения нормального функционирования организма. Такое использование часто бывает ошибочным вследствие недостаточной методологической проработки его. Поэтому в физиологии (школа Павлова, Шеррингтона и др.) все чаще прибегают к искусственному поражению или выключению некоторых элементов ориентации животного во внешнем мире или его эффекторной сферы. (Оперативное вмешательство или лишение свободы движений и приучение животного к символическому значению раздражителей.) Эти физиологические опыты до самого последнего времени стремились только к установлению общих закономерностей, не к дифференциальному диагнозу. Дифференциальным диагнозом занимается психология, как наука биосоциальная. В частности, опыты Келера над обезьянами, а затем ряда других психологов над детьми (в частности «наивная 140 физика» Липмана и Богена) — типичные работы по исследованию поведения в условиях новизны среды. Исследование интеллекта, который мы вслед за Штерном определяем как «способность активного приспособления к новым и непривычным требованиям», строится по принципу искусственной деавтоматизации поведения испытуемого. Вместо привычных условий и обычной схемы реагирования психотехнические испытания интеллекта стремятся создать новый материал для деятельности, овладение которым является процессом прогрессирующего упражнения с тенденцией к автоматизации. Таким образом, исследования интеллекта только тогда и только до тех пор методологически правильны, покуда исследуются неавтоматизированные и неупражненные виды деятельности. Против этого правила грешит значительная часть тестов, содержащих элементы знаний и навыков. Эти тесты должны быть, очевидно, признаны не психотехническими, а педагогическими. Те же методологические требования мы предъявляем и к тестам, применяемым при профподборе. Большая часть ныне применяемых тестов испытывает в значительной мере упражненность и знания. Таким образом, кандидат, знакомый с элементами профессиональной деятельности, дает лучшие результаты, которые ошибочно фиксируются как показатели большей профессиональной пригодности. Психотехнически правильны те тесты по профподбору, которые в наименьшей, практически приближающейся к нулю, степени дают испытуемому возможность использовать при испытании прежде приобретенные профессионально важные знания и навыки как элементы общей автоматизации профессиональной деятельности. В профессиографии деавтоматизация касается не трудовых навыков испытуемого, а той трудовой деятельности, которую выполняет рабочий-профессионал. Эта деятельность у профессионала автоматизирована и поэтому недоступна изучению. Для того, чтобы сделать ее доступной, надо исследовать ее на неупражненном, упражняющемся рабочем. Только таким образом выявляется структура профессии и те трудности профессионального поведения, которые бывают перекрыты автоматическими деятельностями у опытного рабочего (трудовой метод). 141 Наконец, искусственная деавтоматизация применяется как метод исследования там, где речь идет об анализе автоматизированных у взрослого человека деятельностей (счет, чтение). Эти деятельности деавтоматизируются тем, что испытуемому предлагается формально гомогенная работа на новом и поэтому неавтоматизированном материале.
141 Date: 2015-10-19; view: 904; Нарушение авторских прав |