Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обуздание энергии гнева
Обычная реакция на стресс — агрессия; иногда она настолько сильна, что проявляется физически. Лабораторные животные становятся агрессивными, если в клетке их слишком много, если на них воздействуют электрическим током или им не удается достать лакомство. Люди, попав в подобную ситуацию, склонны срывать свою агрессию на совершенно постороннем человеке. Мы часто видим, что работники, не имеющие практически никакого отношения к причине гнева, оказываются мишенью для ярости недовольных клиентов. Боевое искусство айкидо располагает прекрасными приемами обуздания гнева. Вы должны овладеть энергией другого человека, чтобы она не сбила вас с ног, а затем послать ее в нужном вам направлении. Мастера айкидо не оказывают сопротивления физической силе противника — скорее они оборачивают ее против него. Если вы освоите этот метод отношения к гневу, он позволит вам не поддаваться эмоциям и отнестись к агрессивному клиенту беспристрастно. Однако «беспристрастность» не означает «равнодушие». Вы только не позволяете другим играть на ваших чувствах. Если к людям, находящимся в состоянии агрессии, отнестись хорошо, вряд ли они разозлятся еще больше. Однако если давать им отпор, грубить им или пытаться их «строить», их ярость будет разрастаться. Нечего и говорить, что вы не заинтересованы в таком развитии ситуации. Гораздо лучше обуздать эмоциональную энергию человека и направить ее в позитивное русло. (Представьте себе влюбленных. Обычно чувства достигают наивысшего накала, когда на смену яростной ссоре приходит счастливое примирение.) Гнев — это сильная эмоциональная энергия. А ведь вы ждете от своих клиентов совершенно иных проявлений чувств. Задача обслуживающего персонала — помочь клиентам направить эту энергию в мирное русло, чтобы они ушли с приятными впечатлениями от случившегося. Гнев может развиваться в той же последовательности, что и огорчение: отрицание и шок, обвинение (себя или других), переговоры и, наконец, одобрение'. На стадии отрицания люди говорят: «Этого не может быть», или: «Наверное, здесь какая-то ошибка». Тут мы должны помочь нашим клиентам понять, что происходит, отвечая на их вопросы и снабжая их необходимой информацией. На стадии обвинения служащий может стать мишенью гнева клиента: «Меня это не удивляет. Такое происходит не в первый раз. Ваши сотрудники совершенно некомпетентны». Служащий хочет, чтобы клиенты ценили его усилия, а когда они обвиняют его, ему трудно сохранять дружеское участие. Обычно в подобных ситуациях обслуживающий персонал или руководство, провоцируемое клиентами, испытывают желание идти в атаку. Если мы осознаем, что эти обвинения являются частью гнева недовольных клиентов — продолжающих, однако, общаться с нами, — мы не будем так стремиться дать отпор. Напомните себе, что жалоба на самом деле — подарок, просто на сей раз не в лучшей упаковке. На данной стадии гнева лучше участливо выслушивать клиентов, чем стараться что-то сказать им. Важнее узнать их претензии. На стадии переговоров клиенты ищут способов решения своих проблем. Их гнев идет на убыль, и к ним возвращается способность рассуждать здраво. Теперь можно с ними сотрудничать. И вот тут-то позволительно проявлять активность в беседе, но в первую очередь следует концентрировать внимание на решении, а не на проблеме. На стадии обвинения клиенты зациклены на своих проблемах. На стадии переговоров мы должны повернуть беседу в сторону вариантов удовлетворения потребностей клиентов. Клиенты начинают примиряться с ситуацией, если их проблемы решают или обещают решить в будущем. В этот момент их гнев уже практически исчезает. Анализ стадий гнева объясняет, почему иногда наши методы контактов с агрессивными людьми оказываются неэффективными. Мы пытаемся перескочить сразу через несколько стадий их раздражения, чтобы быстро решить проблему. Но взволнованный человек должен последовательно пройти через все описанные этапы — так же, как при сильном огорчении. На стадиях отрицания или обвинения люди не могут рассуждать логически. Эта способность возвращается к ним только на стадии переговоров, и в конце концов у них появляется шанс соединить все произошедшее в фазе одобрения. Не пытайтесь уладить проблемы клиентов слишком быстро. Дайте им возможность выплеснуть эмоции. Гнев можно сравнить с извержением вулкана. Сначала он изрыгает потоки лавы, а затем утихает. Находясь рядом с человеком, переживающим подобное «извержение», лучше всего дать ему возможность выразить свои чувства. Остановить извержение вулкана практически невозможно. Будучи работниками сферы обслуживания, мы должны помочь клиентам, когда их гнев уляжется. На начальном этапе вам просто нужно быть рядом и одновременно начинать склонять их к более позитивным эмоциям. В своей книге «По ту сторону культуры» («Beyond Culture») Эдвард Холл вводит понятие «цепь действий» как последовательность событий, происходящих между двумя (или более) людьми. Например, если человек говорит: «Доброе утро, как поживаешь?», чтобы закончить «цепь действий», другой должен ответить: «Доброе утро, спасибо, хорошо». Если ответа не последует, у начавшего разговор возникнет ощущение незавершенности. «Цепь действий» была прервана или не закончена, и, возможно, ее нужно повторить, пишет Холл2. Применительно к гневу это значит, что, если вы не признаете гнев другого человека, он испытает чувство незавершенности и будет продолжать переживать это эмоциональное состояние. Чаше всего, если клиенты начинают «цепь действий», лучше продолжить ее. Основное правило общения в подобных ситуациях — никогда не прерывать «цепь действий», пока у вас че появится на то основание. Если же выслушивание гневных речей клиента не дает вам возможности помочь ему, прервите «цепь» и сделайте, что можете. Например, если клиенты выражают недовольство в аэропорту и рискуют пропустить свой рейс, проведите их на самолет и не слушайте пламенные тирады. Извиниться никогда не поздно. Чтобы закончить «цепь действий» гнева, нужно признать наличие последнего. Мы часто слышим из уст служащих: «Пока вы не успокоитесь, я не смогу вам помочь». И действительно, мы знаем, что многие компании просто советуют своим сотрудникам отвечать рассерженным клиентам именно так. По нашему мнению, это приводит к прерыванию «цепи действий», и клиенты в большинстве случаев остаются со своим недовольством. А лучше было бы сказать: «Я понимаю, вас это выбило из колеи. Я бы на вашем месте тоже разозлился». Первый шаг в успокоении разгневанных клиентов — просто дать им выговориться. Слушайте внимательно. Не перебивайте — это лишь заставляет взволнованных людей говорить громче и еще больше усиливает их стрессовое состояние. Им действительно есть что сказать, и чем быстрее вы дадите им это сделать, тем быстрее сможете разрешить их проблемы. Если же вы тоже начинаете говорить, то прерываете их рассказ — значит, еще больше раздражаете их. Как быть в подобной ситуации? Здесь технические приемы весьма кстати. Можно сконцентрироваться на огорчении человека, но не обязательно на словах, порой обидных. Заявление «Когда вы начали относиться к своим клиентам как к собакам?» рассчитано на то, чтобы спровоцировать ваш ответный выпад. Вы же должны реагировать на причину огорчения: «Мне очень жаль, мы не хотели вас обидеть». Говоря: «Если бы вы хоть немного заботились о своих клиентах, у вас не было бы таких дурацких правил», человек бросает вам вызов, он пытается заставить вас защищаться: «Но мы всегда заботимся о наших клиентах». Такой поворот только провоцирует новую атаку: «Тогда почему же вы...?» — и битва продолжается. Но если в ответ на обвинения вы зададите человеку, например, следующий вопрос: «Скажите, когда вам стало казаться, что мы не заботимся о своих клиентах?» — это приведет его в замешательство. Он ждал оборонительных действий, а не вопроса. Если вы не защищаетесь, клиентам труднее продолжать нападение. Вопросы помогают переключать людей на логические рассуждения, отвлекая их от эмоциональных реакций. Обычно три вопроса, заданные один за другим, способствуют снижению возбуждения и рациональному отношению к делу. Если вас когда-нибудь на дороге останавливал автоинспектор или патрульный полицейский, вы наверняка вспомните, что они всегда начинают беседу с серии вопросов. Первый вопрос обычно звучит так: «Вы знаете, почему вас остановили?». Ответ водителя определяет, каким будет следующий шаг автоинспектора. Если водитель говорит: «А как же! Ведь вы, копы, не знаете лучшего способа потратить деньги налогоплательщиков», полицейский понимает, что имеет дело с трудным автолюбителем, и действует соответственно. Но если водитель говорит: «Неужели я превысил скорость?», автоинспектор задает следующий вопрос: «У вас есть права?». И третий вопрос: «А где у вас регистрационный талон на автомобиль?». Вопросы апеллируют к разуму человека, и в большинстве случаев трех вопросов бывает достаточно, чтобы отвлечь людей от их эмоционального возбуждения. Тогда активность мозга переключается с лимбической системы на кору головного мозга, отвечающую за рациональное мышление 3. (А ведь большинство людей, которым доводилось останавливаться на обочине дороги по приказу полицейского, испытывали определенные эмоции!) Чтобы совершенствоваться в умении задавать вопросы разгневанным людям, потренируйтесь в ролевых ситуациях. Придумывайте разные вторые и третьи вопросы, а если исходные вопросы не приносят должного результата, увеличьте их количество. Вы должны знать, что ваши вопросы не усиливают стресс, а лучший способ в этом убедиться — проверить на практике. Нам следует задавать уместные вопросы и демонстрировать: все можно уладить. Помните, наша задача — обуздать энергию гнева и преобразовать ее в позитивную реакцию. Если вы скованы определенными рамками, постарайтесь сделать так, чтобы человек не потерял своего лица. «Лицо» — это понятие, широко распространенное в Азии; оно означает сохранение собственного достоинства — особенно прилюдно. Иногда полезно увести возбужденного клиента в уединенное место, чтобы потом ему не было стыдно перед окружающими за свое поведение. Люди смогут выражать свой гнев наедине с вами, а значит, лицо вашей компании тоже будет сохранено. Кроме того, никогда не обращайтесь со взрослыми как с детьми. Удивительно, насколько часто мы видим служащих, «строящих» клиентов подобным образом: «Я не смогу помочь вам, пока вы не сядете...»; «Станьте в очередь...». Если вы будете опекать взрослых людей, высказывающих вам претензии, то получите множество клиентов-«террористов». Имея дело с разгневанным клиентом, независимо от того, что вы намерены сделать, не забывайте об остальных посетителях, внимательно наблюдающих за вашими действиями. В большинстве случаев люди посочувствуют вам, если только вы тоже не впадете в агрессивное состояние.
|