Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медведь. Медведь — главнейшее воплощение Бога–громовика





Медведь — главнейшее воплощение Бога–громовика. Перун почитался морским царем и владыкой облачного Моря и сила, вздыбливающая Весною льды, олицетворялась в Медведе — самом сильном звере на Руси. По хотению медведя и Зима студеная длится: как на другой бок медведь перевернулся, так Зиме ровно половина пути до Весны осталось.

Буян, Бор, Борей это Перун, он же Позвист — старший и главный прилетающий с Севера. Ветер — русская “берлога” — убежище медведя, т. е. сила ветра внизу, по нем. “беер” — медведь. Это —борьба, борение, бойцовские игры. Вводя себя в бойцовское состояние, поединщики являлись медведем: вводили себя в состояние медведя, изнутри вырывался медвежий рык, ягались, и это волновое состояние тела наносило сильный вибрационный удар сопернику, вводило его тоже в бойцовский азарт.

Сибирская загадка, сравнивающая медведя с коровой: “Корова Комола(безрога), лоб широк, глаза узеньки!”– это сила Перуна. Игра о самом Перуне учит быть строгим к себе, если пользуешься силами Природы.

У медведя в бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

Все на нас глядит!

По народному преданию медведь был прежде человеком и доказывает это тем, что может ходить на задних лапах, у него схожие с человеческими глаза, он любит мед, а если попадется, то и водку выпьет. Многие народы до недавнего времени, после охоты на медведя, пели перед убитым извинительные песни, говоря, что дух медведя может отомстить.

Весной просыпалась эта дремлющая сила, поднялся, вышел из берлоги медведь, знеачит лед по реке пойдет взламываться — силы в природе уже есть такие пробудившиеся великие. Поэтому и водили медведя по весенним ярмаркам. Сам Перун (медведь) достал Ивану–царевичу с Дуба — Мирового Древа Жизни сундук — знания. Во многих сказках живет медведь. О белом медведе русских сказок нет. Этот зверь так огромен, что весит за 400 кг. В сказках северных народов отражено великое уважение к этому сильномогучему зверю, живущего в льдах, купающегося в лютые морозы в Ледовитом океане. И нам надо спокойно не отстраняться от такого явления и не отлавливать медведей для зоопарков, а принять мысль, что все эти силы есть в человеке. С детства мы наблюдаем за “Большой медведицей”, называем это созвездие и “ ковшом” и “возом”. Если учесть, что это Перунова сила, то противоречий нет.

Девочка из сказки “Три медведя”, желавшая посидеть на стуле медведя, — это неуклюжее неразумение, пытавшееся играть с силой. В другой сказке про медведя, народ учит: “Не садись на пенек, не ешь пирожок!” Медведя народ Мишкой называет, да еще Иванычем величает, Топтыгиным прозывает. Знает и народ, и обитатели лесные, что он не злобен, если его не трогать. Того охотника, что шел на медведя, считал народ “отпетым” и на охоту, как на смерть провожали.

Медвежатники говорят: “Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы!”, “Не продавай шкуры, не убив медведя!”–говорят о том, кто считает, какие мог бы доходы получить от затеваемого предприятия. “Медведь умывается, да человек его пугается”. Охотники себя же и защищают: “Счастлив медведь, что не попался стрелку; счастлив и стрелок, что не попался на медведя”.

Где водили медведя за кольцо, продетое в нос, все “пригнетыш” его называли. На ярмарках заставляли лесного воеводу плясать, показывать, “как старухи ходят”, “как молодушки ходят” и другие всякие премудрости. Угощали медведя винцом, а он в лес все рвался — на волю медвежью.

Народ неуклюжесть и многое несвойственное природе человека, медвежьим называет: “У него все ухватки медвежьи: как увидит облом, так и облапить норовит”, “Корова Комола (безрога), лоб широк, глаза узеньки; в стаде не пасется, в руки не дается!” О том, как медведь–сладкоежка дань с народа пчелиного собирает, народ передавал немало россказней.

Удрученность вызывает, когда узнаешь, что цыгане, водившие медведя для потехи, вырывали у них зубы, срезали когти. Много чего грустного, печального узнаем мы о зависимом состоянии животных. Нехорошо это ломать силу, она должна быть такова, какова есть в Природе. И человеку это очень плохо использовать свою силу для верха над зверем. Сила человека вытекает из разумных дел, развивающих и его самого, и окружение. И когда мы узнаем о том, как на Руси говорили с животными, как говорит с ними в тайге сейчас Анастасия, отпадает вопрос: “Нужны ли в городах зоопарки, цирки?”.

Медведь до сих пор является символом Руси. Вспомним поднимающегося над Олимпийским стадионом 1980 г. олимпийского Мишку. Кто без слез смотрел тогда на него? Коллективное одухотворенное чувство к доброте можно объяснить лишь генетической природной глубинной памятью, общим человеческим началом. А томящиеся в зоопарках медведи, медведи, катающиеся на роликах в цирке, охота на медведя — это отражение незнания человеком своей природной силы, сущности природных начал, уничижение всего этого, умаление и уничтожение человеком себя самого.

Волк

Древне–русское волк — то же, что и волоку. Это и волна, и волхв, пучина, волнение. Влак — это и то что тянет, и то, что вытаскивает, например, рыболовная сеть. О каком же волке идет речь в сказке? Почти у всех народов любима сказка о сером волке, быстрее ветра несущего царевича добыть жар–птицу. Перекидываясь через голову, т.е. творя осознанное действо, волк претворяется птицей — мыслью; конем, прекрасным юношей, девушкой и совершает подвиги, т.е. подвигает жизненные начала на благо людям. Волком оборачивается по преданиям сам Перун, когда он появляется на Земле. Летает он быстрее ветра, потому что имеет крылья, переносит на спине своей Ивана–Царевича из одной стороны света в другую, говорит человеческим голосом и дает очень мудрые советы. Волк олицетворяет состояние смелости, бесстрашия в царстве старого мира, где уже не нужна старая идеология — реставрация отжившего — старый конь. Смелость — вот что волочет, волнает мир, это есть волк, который подсказывает молодому сознанию не трогать клетку зависимости старых законов, условностей и узду — орудие власти, административных устоев. Решая вопросы образования, разве не набрасываем мы на волю детей, молодежи узду, не сажаем ли в золотую клетку, скованную из звеньев зависимости от приказов, законов?.. Смогли те, кто учится в современной школе попасть в райский сад? То же относится и к области социальных отношений, где не сила воли, в смысле свободы, определяет разумность построения общества, а государство пытается загнать человека в рамки законов, условностей и своеобразных порядков, при которых рождаются свои зависимые связи. Эти образы живут не только по отдельности между нами, но и в каждом из нас. Это потому, что перестали люди советоваться с Матерью– Природой. Нужно найти природную красоту, мысль, прилетающей лебедь–птицей к водице. Смелость сродни целеустремленности, потому герой неуловим. Природа несет разумную мысль, как струю серебра через горы и долы, реки — речи, камни преткновений, и это есть великие заслуги человека, воплощенные в делах, несущих свет веков. С образом волка связывает народ ночь: “Пришел волк — весь народ умолк, ясен сокол пришел — весь народ ушел. В преданиях всех народов живет сказка о сером волке царевиче и озаряющей ночь птице. Темные тучи, спрятавшие в себе светлые облака и Солнце — это волки, напавшие на волов. Народ об этом говорит, как о потере волов, или называет волка — тучу, пожравшего небесное светило волком–самоглотом. Волк–туча хранит в сугробе живую воду — дождь, с которым связано понятие здоровья и красоты. Волк–самоглот живет в море–океане (на небе), добывает молодцу гусли–самогуды. Пасть его такова, что любого супротивника проглотит, под хвостом у волка — баня, в заду — море: в бане выпаришься, а после в море выкупаешься, станешь красавцем. В других сказках этот волк заменяется бочками или котлами с кипящим молоком и холодною водою. Сказочного богатыря Вырвидуб вскормила волчиха: в украинской сказке Верходуб — это волк, который “пиляе хвостом дуби”. Вой волков у славян считался вещим. К месту о волках у войска “В слове о полку Игореве” “русские вои идут к Дону и волци грози въерожат по яругам”. Небо заволокло Перунов цветок, который распускается по поверью в купальскую ночь — это лютик, лютяк, борей, волкобой. Эта трава возбуждает в Природе творческие силы, прогоняет усталость, хмурь. Колючие травы с острыми стрелами в народе называют волчьей травою. Зима от ноября до февраля включительно называется волчьим временем.

Маленький Коляда — это мальчик, превращенный Зимою в волченка и это имело сверхпозитивное начало: Сивый, Серебряный, Мороз — понятия–синонимы.

В древние времена народ нормально относился к своему окружению, Даждьбог, Добрыня, Юрий — победитель волка, т.е. смелый человек, уже позже — проганитель. Даже добычу не забирали у волка, говорили: “Юрья дал!” Обидеть волка с добычей — это обидеть Юрью, т.е. самого Даждьбога, Велеса. Самого Перуна, появляющегося Волком, просит народ появиться с острова Буяна: “На полной поляне светит месяц на осинов пень — в зеленый лес, в широкий дол. Около пня ходит волк лохматый, на зубах у него весь скот рогатый”.

Волк — красивое умное животное. Стаи волков живут разумными для животных природными нравами, тело волка — могучий сгусток неуловимо быстрой, неутомимой энергии. В древних заговорах оживляют наше тело “железные ножички”, “сивый конь”, “волк”, т.е. энергоемкое начало потоков серебристого цвета, мчащихся с такой скоростью, что они невидимы, меряет и восстанавливает нравственное начало человека во времени, в пространстве.

Из Древней Руси идет большое уважение к этому красивому умному зверю. Считается, что от нападения можно заручиться заступничеством Георгия Победоносца, Юрьи, Егория, и волк нападает лишь на очень виновного в Природе человека — Юрья защитит лишь того, кто не обречен на растерзание за грехи. Белый волк — царь, и не быть живому тому, кто встретился с ним, даже, если в руках у него ружье.

Волк, по преданиям народа, приходит, как олицетворение тем ной тучи — неизвестности, тайны, чего–то невидимого, грозного:“пришел волк (ночь) — весь народ умолк; взлетел ясен сокол (солнце) — весь народ пошел!” “Облакы гонеители от селян влъкодлаци нарицаться; егдау бо погыбнеть лоуна или сльнце — глаголють: влъкодлаци лоуну изъедаша или слънце”.

Велигора и Вырвидуб, как ветры — сгустки мыслей людей, вскормлены один львицею, другой — волчихою, в украинских сказках Вертодуб — волк, который пилит хвостом дубы. Вой волков, как вой бури является вещим. Если волки идут за войском, это предвещает победу. В “Слове о полку Игореве” говорится, что Игорь ведет войско, а “волци грозу въерожат по яругам”. Более здравый древний взгляд росичей, живших в ладу и мире, воевавших только, как защитники своего мира, нес понятие победы, торжества над врагами в неразлучности с смелым волком, а понятие поражения, гибели, неуспеха — с робким зайцем, олицетворением нежной, милой сердечности.

На Украине волка называют “дядьком”, говорят не “волки воют”, а “волки поют”. Период от ноября до февраля, когда Зима набирает силу, известно, как “волчье время”, а лютый месяц — это февраль. Лютый означает “резвый”: “Он лют бегать!” С Зимнего Николы волки начинают рыскать по степи, нападали даже на целые обозы. Сила их умаляется после крещенских морозов.

“Кормчая книга”. Классик Геродот (пятый век до н.э.) в исторических сведени ях своих времен, а это около двух с половиной тысяч лет назад, говорит, что река Тарас (Днепр) начинается у большого озера, которое служит границей между скифами и неврами. Возможно, после Ледникового периода и было больше лесов, глубже реки, остались озера, со временем, превратившиеся в нынешние несколько малых озер, болот вблизи притока Днепра Збруча. “Выше Непры земля не заселена”, говорили Геродоту греческие путешественники. Неврвы, по словам путешественников, каждый на несколько дней в году превращается в волка, а затем вновь становится человеком. “Обучился также (Волхв) премудростям — как обертываться Ясным Соколом и парить легко по подоблачью, превращаться как в волка серого — рыскать волком в лесах дремучих, и как стать златорогим Туром и скакать горами высокими, обращаться как быстрой щукой и гулять по морюшку синему”. “Книга Коляды”. Сказание о том, что волхвы умели наделять человека при помо щи заклинаний даром перевоплощения еще недавно жили в Подолье и Волыни. Еще в прошлом веке исследователи записывали рассказы крестьян об оборотнях. Говорили, что есть люди, знающие тайны сил человеческих и тайны сил животного, растительного мира, они творят чары (чакры) и превращают людей навсегда или на срок зверями. Народ называл оборотней волкодлаками, потому что чаще это были волки. Жили они, по рассказам, в берлогах, рыскали по лесам, но сохраняли человеческий смысл и никогда не трогали стада. Нередко они бродили вокруг родной деревни и, завидя человека, смотрели жалостно, как будто молили о помощи: люди замечали, что при этом в три ручья из глаз их текли слезы. Если им предлагали сырое мясо, не ели, а на хлеб набрасывались с жадностью. Крестьяне говорили, что в старые годы случалось, снимая шкуру с убитой волчицы или медведицы, находили под нею бабу в сарафане. Жил рассказ о том, что в охотничьей облаве убили трех волков: под шкурой первого нашли жениха, под второю — невесту, под третьей — музыканта со скрипкой. Чтобы превратить свадебный сбор в волков, чародеи брали столько ремней или мочалок, сколько людей хотели оборотить, нашептывали заклятие и подпоясывали ими обреченных. Обреченный получал свободу лишь когда чародейский пояс истирался и лопался; но долгое время после этого бывший оборотень был дик, угрюм и долго навыкал человеческой речи.

Ударом зеленого прута чародеи превращали людей в различных птиц и зверей, ударом же и снимали заклинание. Оборотень сохранял полное сознание того, что он — человек и только внешне похож на зверя. Тот, кто хотел избавить оборотня от мук, мог это легко сделать. Для этого нужно было снять с себя пояс, на котором были узелки — наузы, при навязывании которых говорили: “Господи, помилуй!” Как только такой пояс опоясывал оборотня, звериная шкура спадала — и перед избавителем появлялся человек.

Чтобы самому превратиться в волка, нужна была могучая сила. Богатырь легко перекидывался через себя и превращался в кошку, собаку, петуха, даже в клубок ниток, кучу пакли, овчину, копну сена, камень и пр. Люди встречались или со странным зверем или чудовищем, но всегда мельком, потому что он никогда не даст рассмотреть себя, нередко на глазах перепуганных людей превращаясь несколько раз то в одно, то в другое, исчезая под пнем, кустом, на ровном месте, под перекрестком. В воде, особенно в омутах, в глубине оборотни стоят против воды, хвостом встречь течения, а не воде, как настоящая рыба. Рыболовы знали обереги “словом”.

Желающий превратиться в волка должен был сказать заговор, перекинуться через двенадцать ножей, воткнутых в осиновый пень, для этого уходили в дремучую нехоженую лесную чащу, перед этим следовало натереться под мышками чудодейственной Тирлич–травой. “На море на Океане на острове Буяне, на полой поляне, светит месяц на осинов пень, в зеленый лес, широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый. А в лес волк не заходит, и в дом волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Росплав пуля, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и чады, чтоб они серого волка не брали и теплой бы с него шкуры не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской”. Чтобы обернуться человеком, нужно было снова перекинуться через двенадцать ножей, но не дай Бог, кто уберет хоть один: оборотень никогда уже не сможет стать человеком. 19 лютого — Вуколов день — люди молили о спасении от оборотней, упоминая ВуКоло.

Во множестве легенд, сказок, преданий передавались знания о подобных явлениях. В энергетическом устройстве человека действительно есть все вариации того, что есть окружение. Но в веках тело, все мышцы, кости приобрели дискретно–конкретное состояние, скомплексованное предковым ограниченным набором движений. Мысли людей рождали образы, потом они реализовывались, и современная материальная форма существования на Земле — это все вывернутое человеком из себя семя. Теперь это уже тянет человека. А когда–то человек находился в постоянном ритме, который состоял из волновых процессов, пульсирующих в ритме, адекватном всем явлениям Природы, теперешний ритм несинхронный, рваный.

Мы быстро забываем стишок, выученный на память в классе, а тут века живут заговоры и молитвы — знать, правда, если так живучи! Сейчас людям, которым неведомы знания о биоэнергопостроении Вселенной, Земли, Человека, это все может показаться фантастикой, вымыслом, и речь идет не о том, чтобы научиться оборотничеству. Наоборот, нужно вернуться к истокам человеческой первородности, чтобы узнать, кто же такой, каков настоящий землянин во Вселенной во всей своей силе — моченьке, красе.

“Из–под кустика, хватыш”, — зовет народ волка. Это дерзкий, смелый зверь: то корову, забредшую в лес, зарежет, если очень голоден, и в овчарню заберется, “Волка ноги кормят!” — говорят о неутомимости. Но сверяя повадки зверя с плохим человеком, народ не ставит человека на лучшее место: “Двуногий волк опаснее четвероногого!”, “Сытый волк смирнее ненасытного человека!”, “Стань ты овцой, а волки готовы!”

Обостряются в людях черты смелости, выносливости, которые в малой силе побеждают его слабости, робость и человек уже на человека не похож, а сам волка пословицами так и усыпает: “С волком жить, по волчьи выть!” Но смелого здорового человека волки не тронут: “Волков бояться, в лес не ходить!” а о напраслине, на кого народ тоже пригляделся и знает, что: “И то бывает, что овца волка съедает!”

Переориентация людей на более приземленные ценности разбила целостное на фрагменты, что нарушило социально–биологическое равновесие в Природе. Это, в свою очередь, связано с регрессом здоровья и состояния окружающей среды. Людям уже казалось, что вой волков предвещал сильный голод, мор и войну. На самом деле хищные, плохие качества людей усиливали плохие качества в окружении, печальные последствия войн и разрушений отражались и на животных, которым очень дискомфортно в плохом. Животные — это энергия эмоциональных выбросов людей, так что не вой волков накликивает мороз, войну, а говорит о напряженности в состоянии людей, которые хотят развязать войну, множат мысли о захвате, что может вызвать сушь, неурожай. И не в волках, оказывается дело, что их винить? Они отражают состояние людей, убирают больных животных, вносят тонус мобильности, строгости, собранности. Очень нехорошо, что люди отстреливают этих прекрасных санитаров. Всегда после очередного побоища увеличивается мор животных, эпидемии.

В народе говорят, что обычай вешать почтовым коням колокольчики, обегать вокруг деревни с колокольчиками, отводит волков. Хотелось бы думать, что не отводит или отпугивает, а успокаивает. Колокольчики, сделанные из меди, имеют красивое, широкое по диапазону звучание, тонизирующее состояние человека, животных. Звуковой ритм задает само движение. Звук возбуждает сердечные и мозговые центры резонансного восприятия, передает волну по телу и долго сохраняет это колебание. Особенно славились колокольчики валдайских мастеров, которые хранили секреты отлива меди. Нужен был определенного типа настрой, как бы мотив, который нужно было вложить в звук — в сгусток, в котором концентрировалось состояние души человека: смелость, радость, голос, сила от Небес, от Бога! Волк на здорового, радостного человека никогда не набросится.

Это еще одно удивительное примечание, поражающее своей красотой, вызывающее уважение, интерес к волку: оказывается, волки не тронут в пути хорошего человека, а нападут эти санитары на злого, трусливого или с другими пороками больного человека. Хотелось бы, чтобы люди пересмотрели свое отношение к этим удивительным животным, сущность которых связана с красавицей Зимой, дивом лесов, широтою степей, закалкой, здоровьем.

Есть ряд свидетельств людей, которых принимала волчья стая. По их рассказам — это очень сильные, мудрые, умные животные. В их стае очень высокая организованность и более, чем кто–либо из зверей, они понимают человека. Они никогда не тронут человека, которому присущи высочайшие человеческие качества: сила, ловкость, спокойствие, адекватная реакция на окружающую Природу. Радостно было узнать об Анастасии, которую любят и понимают волки, медведи, потому что она их понимает. Горожане, стоящие у клеток зверинцев, где маятся голодные звери, никогда не поймут зверя, т.к. смотрят с позиции собственных желаний.

Множество заговоров, оберегов помогает пастухам обрести силу, которая хранит их от волка. Об этих молитвах речь пойдет в главе “Велесов день” II части книги, посвященной праздникам. Скорее всего, смелая здравая сила в Природе живет в человеке и волку незачем плодиться, выходит человек из своих берегов, выплескивает силу–моченьку — появляютсся те или другие составные Природы в окружении. Человек силу природную набирает, а пускает ее на добрые дела — она и хранит его. Так, если пахарь кладет в печь кусок железа, то в случае, когда его скотина в лес забредет, волк не тронет ее.

Разделение на свет и тьму, плохое и хорошее рождает большую зависимость, а приятие Природы таковой, какова она есть, помогает усилить хорошее.

Заяц

Свет от Бога — это мир и покой. Или Мир и Покой, исходящие от Творца, излучают Свет. Если дети Бога несут божественные начала в своей душе, как Отец, то они тоже излучают Свет. И это не чудо, а простое физическое явление.

Самые нежные чувства к тому, что так неуловимо, незащищено от жесткого, но имеет в человеке притягательную силу своей мягкостью, сердечностью, мы хотим обласкать, сохранить в своей душе и не отдаем себе отчета в том, что в этот момент из нашей души струится свет и ласкает того, кого мы называем “заинька”, “зайчик”. “Зай” — говорим мы о тех, от присутствия которых тепло в груди, ясно в глазах. О нежности, ласковости говорим, как о заиньке. Но на Руси женщины не звали детишек “Заинька”, “Зайчик”. Игры, песни, где героем действа был Зая, Заяц, Заинька белая, велись, как о доброте, ласке теплой — Солнечном лучике из сердца к сердцу, уловить который можно лишь согласно подобному настрою. В песенках, сказках, которые мы считаем очень детскими, этот образ отражает самые сердечные чувства человека: доверчивость, постоянство. Если оно есть, то есть, хотя быстро мелькает светом, теплом. Быстро мелькающий свет мы тоже называем “зайчик”, отражение света от воды или зеркала — “игрою зайчика”. Отражение огня на предметах — тоже “зайчик”, перебегающие по углям синие огоньки, отражение огня в печи на стене. Зайца зовут и “заинькой”, и зимой белым, летом серым, и “косым”, и “трусишкой”. О робких не в меру людях говорят: “Труслив, как заяц!”

Песни несут более природное состояние — в песнях “заинькой” величают зайца. Особенные игровые хороводы: “Заинька, и где был побывал? Серенький, и где был побывал? — Был, был, парень мой, был, сердце мой, я во ельничке, во зеленом сенничке!” А другая песня вторит: “Заинька, по сенничкам гуляй–таки, гуляй, серенький, по новеньким разгуливай, гуляй!” В ином месте песня заиньку в огород занесла: “Что ж ты делал, заинька? Что ж ты делал беленький? — Я капусту ломал, зеленую поглодал!” Любая песня о заиньке развивается через вопросы.

Серенький заинька — ток энергии, серебристо–светящийся, быстро движущийся, освещающий человека изнутри светящимся белым светом.

Заинька у ворот, у ворот,

Серенький у ворот, у ворот.

Вот так, вот так, у ворот!

Заинька, войди в огород,

Серенький, войди в огород.

Вот так, вот так, в огород!

Заинька, сорви цвет, сорви цвет,

Серенький, сорви цвет, сорви цвет.

Вот так, вот так, сорви цвет!

Заинька, попляши, попляши,

Серенький, попляши, попляши.

Вот так, вот так, попляши!

Каждая песня о заиньке — это песня о душевном мягком состоянии. Она ведет подсказку, как вести себя в нежности, сердечности, осторожности. Многие предсвадебные игры ведутся о заиньке, который кого любит поцелует, он стелит постелюшку, стелит пуховую. Это неуловимое состояние солнечного света, любви в человеке, которое мелькает в суете будней, как солнечный зайчик на стене. На добро не следует зайца вспоминать во время плаванья, чтобы робость, сомнения не одолели — водяной утопить может. Встретить путнику зайца не считалось к удаче. Очевидно, в пути больше поможет не любовная мягкость, а соколья строгость, волчья целеустремленность. Но когда мы возвращаемся домой, даже взрослые дети верят, что гостинцы от Зайчика. Конечно от зайчика — от сердечного лучика. Охотники целыми днями за такой малой малицей гоняются: “Коня уложу, да зайку ухожу!”, “Не дорог конь — дорог заяц!” “Рубль бежит, сто догоняют”.А если более природным взглядом на это взглянуть, то какова цель у человека и зачем одну идею менять на другую. На Руси в старину на зайца не охотились, зайчатину, особенно молодица на сносях, не ели; этого до сих пор придерживаются староверы.

Белка

Белка — белое, а более древнее название — векша, от “век”, “веко”, “проворный”, “быстрый”, “жизнь”, “живность”. Рассматривая народное устное творчество, мы видим, что это действительно связь с Белым Светом.

Белка зверек бойкий, очень милый и красивый, непоседливый, оживляющий безмолвие лесов. “Вертлява, а не бес!” — говорит народ. В сказках она весело перепрыгивает с ветки на ветку и “знай песенки поет, и орешки все грызет: скорлупа у них золотая, ядра — изумруд”. Это быстро мелькающая мысль — ядро ореха похоже на мозг человека.

Белка прыгала, скакала

И на ветку не попала,

А попала в царский дом,

Где сидели за столом

Царь, царевич...

Человеку предоставляется свобода выбора и мудрый спокойно видит, что при равных шансах, предоставленных Матерью–Природою, каждый сделал свой выбор. Когда мы встречаем преткновение и преодолеваем его, говорим: “размотали этот клубок”, “ох, и твердый орешек”. Природа учит не бояться трудностей, не отступать перед ними, а принять в ней все, как есть, согласиться, легко и радостно начать дело делать. “Была бы мысль, а дело будет”, — говорит Учитель.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

Сказал человек, который тоже учил и учит многому наш народ, потому что сам был великий мудрец, учился у народа рассказывать чудо какие мудрые сказки.

Народное поверье сохранило опыт, наблюдение: если волки воют, да белки скачут — надо знать, что может быть моровое поветрие, либо война. Народ говорит “поветрие”, т.е. напасть на людей идет по ветру, а звери чувствуют нездоровый дух в Природе. “Забежит из лесу белочка, из лесу — быть худу”. Вот какая чуткая эта зверушка, так часто упоминаемая в сказках. Русск. вёкъша — денежная единица, производное от веко, уменьшительное верица, потому что за многие товары велся обмен мехами, векша — и круглая крышка на туеске, похоже на веко, а на нее похожа монета.

Кошка

Коты, кошки являются героями множества сказок, загадок, различных поверий и сравнений. Кота называет народ ученым, воркотом, баюном. Это — то в сознании человека, что манит к теплу, ласке, но может и усыпить сознание, из–за него соблазнится Петушок на мелочный заморский горох проезжих бояр. Кот и петух два противоположных качества в одном человеке. Но этот кот ученый, хотя и “ходит по цепи кругом”, золотая цепь его — на Перуновом дереве — на Дубе и своими песнями он напускает сон на врагов. О коте–баюне говорят еще, как о морском коне, значит в его состоянии тоже есть то, что есть в тучах, плывущих по небу, отражающих состояние людей. Голос кота–баюна очень силен, громаден даже: своих врагов он сражает насмерть, напускает на них сон неодолимый, оцепенение — есть в Природе людей и такие говорящие и баюкающие сознание силы. Если что косит между людьми плохая мысль, мы говорим, что “кошка между ними пробежала!”

О коте–говоруне, коте–баюне, коте ученом, коте, играющем на гуслях, брынькающем на балалаечке, множество потешек, колыбельных, загадок. Понимать их следует как состояние событий, силе народа, уходящей в лежание.

На горе Брынской

Лежит зверь богатырский,

Усы как у турка,

Гладенькая шкурка!

Кот–баюн поет голосом, слышимым за семь верст, и видит за семь верст, как замурлычет, так напустит заколдованный сон. Это тяга к домушничеству, теплу у домашнего очага, когда больше ничего человека не касается, очень опасно для человека, так как баюн — это спящее сознание. Только маленьким деткам, оберегаемым домашним духом, поет Кот–баюн свои успокаивающие песни, чтобы младенец отдыхал, набирался сил.

В каждой и любой пословице, где говорится якобы о кошке, отражен нрав, вид, качества человека, воплотившиеся во многих явлениях жизни общества: “Знает кошурка свою печурку!”, “Напала на кошку спесь, не хочет и с печки слезть!”, “На мышку и кошка зверь!”, “Кошки дерутся — мышкам приволье!”, “Любит кошка молоко, да рыльце коротко!” “Лакома кошка до рыбки, да лезть в воду не хочется!”.. О сомнительной щедрости человека говорят: “Захотел от кошки мышки!” “Захотел от кошки лепешки!”.

По словам русских сказок это чуть ли не самое смышленое животное, кот не хуже чародея умеет “отводить глаза”. О человеке, который лукав, хитер, говорят: “Ну и кот!” О лежебоке, любящем лакомый кусочек тоже говорят “Кот!” “Кошачья лапка мягонька, да ноготок востер!” Вспомним сказку о Коте, которого Лиса представляла начальником. Народ домашнюю леность человека видит хитростью на какое–то время победившую медведя — самого Перуна и Волка — самого Даждьбога.

Загадок множество в народе ходило о кошке. Их загадывал своей детворе только простой люд, вот, например о коте, петухе и мыши: “Идет Мырь–царь, навстречу Мырь–царю Гласим–царь: — Где видел Смотряк–царя? — Смотряк–царь подымается на звеновские горы; со звеновских гор — в пещерские, со пещерских гор — в Страшилово царство”. Загадки эти могут оказать помощь в понимании качеств человека, которыми он определяет расстановку сил во времени и пространстве. Например, — “ Выходит турица из–под каменной горицы. Спрашивает курицу турица: — курица, курица! Где ваша косарица? Наша косарица лежит на пещерских горах, хочет ваших детей ловить. _Ах, горе горевать, куда нас детей девать? Лучше в землю закопать!” Казалось бы отгадка ясна: кошка, печь и мыши. Но, а если подумать, кто в том или ином явлении кошка, что теплая, дающая тепло, еду, печь, кто такие мыши (мысли), зарящиеся на это тепло? Или наоборот, кто кошка, если она считает себя безраздельной хозяйкой тепла. Это можно рассмотреть опять же в любой сфере человеческой деятельности: в педагогике, экономике, в торговле, в приватизации, в семейных, политических отношениях и т.д.

В народе бытует мнение, что особенно хороша, приносит счастье трехцветная кошка, а семицветный кот — залог полнейшего семейного благополучия. Можно все же добавить, что приживется в доме тот кот, та кошка, состояние которой соответствует духу дома. Именно дома — в народе считается, что кошка любит дом, а собака — хозяина. Черная кошка в народе считается олицетворением неожиданной неприятности: “им черная кошка дорогу перебежала!” — говорили в народе о тех, кто проявлял дружеские взаимоотношения, а, наслушавшись дурного мнения, поворачивались неожиданной враждебностью”.

Примет о кошке тоже множество. Особенно они хороши в дому, где ребятня любит этих игруль: кошка свертывается клубком — к морозу, крепко спит брюшком вверх — к теплу, скребет лапами стену — зимой к метели, летом — к дождю или ветру, пол — к заметихе–вьюге, умывается — к ведру, к гостям, лижет хвост — к дождю, прячет под себя морду — к морозу, распускает хвост — к метели. Если кошка спит на полу — будет теплая погода, а если залезет на печь, то холодная, на человека тянется — обнову, прибыль сулит... Вот как сильно чувствует этот домашний любимец состояние Природы. Это все есть и в человеке, но люди слишком погружены в свои мысли и закрыты к ощущениям витающего в воздухе.

О рассвете говорят: “Белая кошка лезет в окошко”, а о дыме, как о черной кошке. Как в темном Небе сверкает грозовая туча, так в ночи сверкают глаза кошки, рыси. Может быть потому кошка в суеверии народа виделась спутницею колдунов. Глаза ее видят в темноте, а человек утратил это свойство. Кошка ориентируется в пространстве благодаря потокам, создавшим ее тело, и они — все из того, что рождает человек своими мыслями, движениями в быту. Кот существо более привязанное к дому нежели к хозяину, т.е. он отражает нашу замкнутость в помещении.

Известны случаи, когда кошки возвращались в тот дом, в котором они родились, выросли через сотни километров, даже при помощи своего чутья перебирались через море, пробравшись в трюм корабля.

В каждом добром доме есть этот ласковый зверек. “Без кошки не изба, без собаки не двор”. Завезено это животное на Русь из Египта. Домашним ручным животным на Руси была ласка.

Народ любит это животное, которое чутко–чутко отражает своим поведением, от кого идет тепло, ласка.

На Руси люди знали, что обидеть кошку может только опустившийся до беспричинной злобности человек. Если кто убьет чужого любимого кота, тому ни в чем семь лет удачи не будет. Кто любит, бережет кошек, того этот благодарный зверь охраняет от “напрасной беды”. Существует такое поверье, что кошка столь живуча, что лишь девятая смерть может “уморить ее до смерти”. Гибкость — ее сила. Глядь, а кошка с места уже на забор, который во много раз ее рост превосходит, плавно вспрыгнула. Она в постоянной расслабленности, поэтому спектр ее движений удивляет, обоняние тоже. Если мы с пониманием и уважением научимся относиться и к этим качествам, как к качествам, присущим Природе, как к общему процессу, то у нас прибавится гибкости. А детям не следует говорить: “сделай, как кошечка”. Это кошечка когда–то научилась у человека всему, что умеет делать.

Мало знаком нашему оратаю–сеятелю зверь лев, но знает он его внутренним взором. Для этого достаточно ведающему человеку картинку увидеть, а настоящему чародейнику — волосок, шерстинку в руке подержать, чтобы телом своим ощутить, что это за сила. Да и за морями наши люди бывали, рассказывали, что да как!.. Так что пословица “Лев мышь не давит!” — не с пуста молвилась. Этого хищника царем зверей зовут. Лев спать спит, а одним глазом видит. А вот про тигра народ тоже свое мнение имеет: “лютый”. Порода кошачьих — это единое в Природе, похожее состояние. Но на Руси среди людей оно было в малом потенциале, и воплотилось оно в кошке. О дикой кошке вроде бы и нет на Руси особых метких слов–догадок, а о кошке — не счесть. Многолик ее норов, но всмотреться — все о человеке говорится, кошка его изображает: “кто кошек любит, будет жену любить”, “без кошки не изба, без собаки не двор!”, “знает кошурка свою печурку!”, “На мышку и кошка зверь!”, “Кошки дерутся — мышкам приволье!”, “Напала на кошку спесь, не хочет и с печки слезть!”, “Любит кошка молоко, да рыльце коротко!”, “Лакома кошка до мышки, да в воду лезть не хочется”. Гордецу и здесь достанется: “Поклонишься и кошке в ножки!” На сварливых мужа с женой говорят: “У них лады, что у кошки с собакой!”, но точнее было бы сказать наоборот, потому что, где лад в семье, там животные перенимают душевное состояние тех, кто и их любит, кормит, ласкает, выражая свое большое душевное отношение ко всему окружению.

Лиса

“Шубка шелковая, хвост золотой, глаз огневой — ах, хороша лисичка–сестричка!” О лисе в народе тоже говорят как об огне, но огне сжигающем. Ее называют буркою, как грозовую тучу. В русской сказке хитрая лисица женит добра молодца на дочери самого грозного царя Огня и его жены царицы Молнии или Грома–батьки и Молнии–матки. Образ лисы в народе связан с мельканием в человеке огня хитрости, поиска чужого. “Не бывать волку лисой!” “Кумушкой ее стали звать, Патрикеевной прозывать. О хитрости говорят: “Лисой пройди!”, даже слово придумано “лисить”. Лиса “семерых волков проведет”, “Лиса и во сне кур у мужика в курятнике считает!” Человека с лисьими повадками видать по лицу, по носу, губам, повадкам, и о нем разобравшиеся люди говорят: “Где я лисой пройдусь, там три года куры не несутся!”, “Когда ищешь лису впереди, она — позади!” “Лиса все хвостом покроет!” — говорят о том, кто успеет оправдаться, “спрятать концы в воду”, “У него лисий хвост!” — говорится о хитрых льстецах, и надо быть очень сильным, открытым человеком, чтобы быть свободным от такой чужой корысти.

Лиса постоянно держит длинный нос по ветру, чует все закоулки, входы и выходы, по наследству держит в памяти то, что однажды принесло опасность, попасться может только на незнакомую приманку, доучилась до того, что умеет притвориться мертвой: охотник положил лисицу, а она на его глазах вильнула хвостом и скрылась! Она “семерых волков проведет”, “Лиса и во сне кур у мужика считает!”. “У лисы и во сне ушки — на макушке!” — конечно о человеке хитром народ говорит. В настоящее время в любой сфере человеческих отношений узнаваемая и такая ситуация: “Кто попал в чин лисой, будет в чине волком!”. Сказки, в которых героиней хитрости является лиса живут потому, что это качество в людях есть. То человеческая хитрость совратила наш народ позариться на рассыпанный проезжими боярами горох, то она угощение только для себя уготовит, то и вовсе заиньку из его же домика спровадит. Но уже рядит хитрунья шубу, обувается, чтобы убраться восвояси. А как колобка многие жалеют, когда лиса его съедает. А сказка то, о хитрости, которая и была проводником того, кто катился от того места, где на него отдали все самое лучшее. Возьмем любое шоу: торговое ли, политическое, в области ли сценического искусства — все внимание, средства, полученные от трудов народа, богатств Земли по амбарам заметаются, по сусекам выскребаются... на хвастуна.

Хомяк

Лентяй и соня, лежебока обзывается хомяком, который чужое зерно в нору тащит, а тронь его отдать не свое, искусает.

Мышь

Мышь — это мысль, как и любое другое животное, но очень юркая. Вспомним: “бежала мышка, хвостиком махнула, яичко упало...” В народе мышь ласково зовут “сивою буренкою”. Мысль — молоко Вселенной, если она здоровая. Корень слова “мышь” — мена, что в славянских языках означает молитва, богослужение, месса, др.русск. “Мышелъ” — ошибаться, заблуждаться, обман, “мениться” — связано с “мечтать”, “мышца” — мелкое, мошка, “мштать”, “муштать” — знать, понимать. В деревне мышь народ не любит — она хлеб косит. Порой на гумнах чуть не весь хлеб поедает этот мелкий представитель звериного царства. Ее “и дома не любят и на торгу никто не купит”, “Мала–мала, а никому не мила”, “Под полом, под полом ходит барыня с колом!” На деревне спасали от них заговоры “против мышияди”. Приметы говорят, что если мышей много, год голодный будет. Значит мышление народа потеряло единый ритм, каждый в свою “нору” утащить природное добро норовит. “Девица, девица! А где ваша царица? — Наша царица ушла в городы, по ваши головы”.

Свинья

Загадка: “Виса висит, ходя ходит; виса упала, ходя съела” (желудь, свинья).Любит она рыть землю под корнями Дуба Перуна, любит желуди, из которых могло бы вырасти много молодых дубочков. Тот, кто с рожками и хвостом очень похож на хрюшу, по преданиям, нечистая сила оборачивается в свинью. Заговоры о похудении отсылают жор на сало свиное. У многих народов вера запрещает есть свинину. Напомним пословицу: “Что употребляешь, тому и уподобляешься”. Ритм инертного состояния, у которого одно влечение — еда, бывает заглушает все человеческие стремления. Это больное состояние и родило в Природе такое животное. Замечено, что люди, теряющие в эмоциональном разбросе силы, пытаются восстановить его через еду, любят жирную пищу, что в свою очередь, вызывает гиперфункцию печени, а это показатель агрессивности. Как–то, в одном из журналов была напечатана статья об эксперименте с подсвинками, которых поместили в отдельный загон. Среди них выделялись и лидеры, и тихони, не спешившие к кормушке, когда в нее подавали корм. С виду тихони были мельче, худее. Худые поросята вроде бы смирно гуляли, рыли землю у забора, но прикрепленные на них аппараты отмечали сильное волнение, учащенное сердцебиение. Тихоням дали хмельное, и, когда в кормушку подали корм, они яростно растолкали крупных лидеров, а те уступили свои привычные позиции. Хмель прошел, и разбышаки, опомнившись под напором толстяков, снова заняли место вдали от них у забора. Некоторые люди садятся на диету, отказываются от сала. Но это тоже перебор. А вот учеба обходиться несколько дней в неделю без пищи вообще тренирует мобильность сознательного отношения к житейским явлениям. Более спокойное состояние и радость от собственной социальной активности снижает аппетит, по–русски — жор, а тот, кто очень любит сало, постепенно просто от него отказывается. Современные малые дети радуют некоторых родителей тем, что хорошо едят, а люди зрелого поколения помнят, что в детстве сало не ели.

В народе определенные поступки называют “свинством”. В древних сказках, песнях, загадках нет этого образа. На Русь обжорство пришло с началом этого тысячелетия. Загадки точно определяют это явление: “ Ничего не болит, а все стонет!”, “Бочка пришла и стала, а барчата цедят!”.

Охота

“Мы охотники, мы любители этому делу. У нас есть ружье на того самого маленького и безвредного зайца. Мы для него имеем дробь, какая–то попадет, убьет этого зайчика, кровь течет, кровь на снегу видна. А мы этого делаем и будем делать по Природе. Наш это есть спорт. Наша это забава”.

(Учитель Иванов “Раз, один, два, три”, стр.5)

Древнерусское възвадь, узвадь “охота”, вадить “призывать”, водить. Как теперь мы водим домашних животных, так открыты были отношения человека и всех животных, населяющих леса, степи. Животные откликались на зов, шли с покорищем — корни животного мира идут от человека. “Знать”, “ведать” — это состояние души. Так, настоящие охотники — это знатоки леса, повадок зверей и птиц, любящие их больше, чем сторонний наблюдатель, знающий этот мир по кино, фото... Они говорят, что не к добру оставлять убитого зверя в поле. А знак этот вполне объясним: знать, появилась сила убивать, неоправданная скромностью потребностей, а она показатель, что это общее состояние в природе. Доброта, сохранность должна победить: тот, кто ступит в лес, должен видеть его детищем любви, заботы человека, тогда именно этим будет напитываться душа вошедшего.

К охоте на Руси люди относились как к необходимости и убивали животных испросив разрешения, что организовывало сделать это настолько, насколько это необходимо и целесообразно в ней. С Западной Европы пришла охота ради развлечения, рыболовство, как промысел, рассчитанные на удовлетворение потребностей в наслаждениях. Животные, живое тело Земли, стало сырьем.

В книге “Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия” (М. 1992г.) Михаил Забылин приводит примеры пристрастия царей и князей к травле зверей и охоте.

Date: 2015-10-18; view: 454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию