Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феноменология зрения вне глаз
(Кандидат психологических наук P.P. Гарифуллин) Об исследовательской работе Р.Л. Исхакова по проблеме зрения без глаз мне известно давно, на эту тему он писал в небольших статьях, а теперь наконец-то вышла его книга «Зрение вне глаз», с чем я его поздравляю. Эта книга знакомит нас с многочисленными феноменами и фактами нетрадиционного зрительного восприятия (зрения вне глаз). На наш взгляд автору удалось изучить достаточно глубоко историю этого вопроса. По сути своей, в его работе приведена уникальная феноменология нетрадиционного зрения, подробные описания которого собраны из разрозненных источников и объединены одной общей идеей. Кроме того, включены исследования автора как психоэкспериментатора и представлены конкретные методики развития нетрадиционного зрительного восприятия. В этом также заключается заслуга автора. Нужно отметить и то, что сама книга представляет оригинальную форму привлечения внимания к данной сложной проблеме: до сих пор в фундаментальной психологии нет определенности в понимании механизмов даже традиционного зрения и формирования образа, а об объяснении феномена зрения вне глаз пока говорить не приходится, так как мало об этом знаем. Известно, что попытки изучения нетрадиционного зрения и феномена «третьего глаза» на фундаменталь- ном и общепсихологическом уровне предпринимались. Так, например, нами (Гарифуллин P.P. «Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция».-Казань, 1997), были изучены феномены видения и синестезии. Конечно, люди, обладающие синестезическим восприятием, способные видеть нечто большее, чем люди с дифференцированным восприятием, всегда привлекали исследователей. Встречаются, например, экстрасенсы, способные визуализировать болезненные очаги в теле диагностируемого человека как окрашенные в определенный цвет; другие целители испытывают неприятные ощущения в тех областях (органах) своего тела, в которых пациент испытывает боль, или же слышат особенный звук при прикосновении к больному месту у человека и т.д. Некоторые из них видят внутренности человека. По сути своей это и есть феномен зрения вне глаз, в основе которого, на наш взгляд, лежит феномен синестезии. В наших предшествующих исследованиях мы стремились понять, насколько то, что видят люди с синестезическим восприятием, соответствует действительности. Насколько картинки, знаки и символы, которые предстают перед их взором, т.е. на экране внутреннего биокомпьютера, не являются заблуждениями, иллюзиями или галлюцинациями? В принципе, перед нами встала фундаментальная семиотическая проблема визуализации образов со следующими конкретными взаимосвязанными задачами: 1. Исследовать характеристики видения. 2. На основе выявленных характеристик изучить связь элементов видения между собой. 3. Оценить отношение субъекта, обладающего видениями, к своим видениям. 4. Установить связь характеристик скрытого объекта с характеристиками видений (корреляция первого порядка). 5. Выявить связь структуры видения со структурой скрытого объекта (корреляция второго порядка). Нами эти проблемы были частично разрешены. Мы разработали модель сверхчувственного восприятия. Оказалось, что всё хорошо укладывается в рамки традиционной психологии. Мы пришли к выводу, что цвет, яркость, четкость, интенсивность, "время жизни", скорость появления видений и другие характеристики видений зависят от всех традиционных форм получения информации. В парапсихологической литературе много говорится о каких-то особых формах восприятия, т.е. помимо имеющихся пяти традиционных форм восприятия якобы имеют место специфичные каналы восприятия, которые необходимо раскрывать. Однако уже только на основании научного анализа имеющихся традиционных форм восприятия можно сделать вывод, что нет необходимости искать эти особые каналы, а необходимо изучать традиционные. Проведённый нами анализ традиционных форм восприятия показал, насколько сложна эта проблема. Способностью видеть без глаз обладают, безусловно, люди одаренные и талантливые. Их всех объединяет одно: у всех существует особая органическая взаимосвязь и взаимовлияние как на уровне сигналов, поступающих из традиционных каналов восприятия, так и на уровне образов и субъективных переживаний. Иными словами, эти люди начинают видеть не только глазами, но и мозгом. Так, например, у некоторых из них слуховое восприятие музыки вызывает видения цвета или запаха. Или, наоборот, видение цвета может вызвать субъективное восприятие музыки. Мы показали, что механизм способности видеть без глаз работает по принципу "от простого к сложному", т.е. по мере каждого цикла в анализе психоинформационного излучения корректируется "картинка" видения. Гештальт-модель, также разработанная нами, работает противоположным образом, т.е. испытуемый вначале видит гештальт — целый образ без всякого рода анализа объекта восприятия. Далее, "отталкиваясь" от целого образа, начинается анализ структуры видения, который остается в дальнейшем неизменным. В действительности для создания достоверного гештальта необходима "начальная база", которая, по нашему мнению, состоит из нескольких элементов психоинформации, хорошо согласующихся с истинными характеристиками объекта восприятия. Иными словами, гештальт формируется вначале за счет небольшого анализа объекта. Находятся несколько истинных характеристик, которые порождают гештальт, из которого уже в дальнейшем "вытаскивается" великое множество скрытых характеристик объекта, невидимых глазу. (Всё это согласуется в той или иной мере с моделью внутреннего биокомпьтера, которая лежит в основе феномена зрения без глаз, описанного в книге Р.Л. Исхакова). В процессе наших исследований возникло множество вопросов. Оказалось, что феномен видений и синестезии возможен и без участия зрительных анализаторов, но достаточная феноменология по этому вопросу прежде отсутствовала. Теперь читатель может ознакомиться с ней. Эта феноменология в его руках, безусловно тут налицо прорыв в области феномена зрения вне глаз. В данной работе она широко представлена, и это вселяет уверенность, что данная проблема вызовет интерес у многих психологов, и исследования механизмов зрения вне глаз будут продолжены. Тема, поднимаемая в книге Р.Л. Исхакова, имеет важные социально прикладные аспекты в образовательных, воспитательных, оздоровительных системах, особенно привлекательны вопросы раскрытия творческих возможностей личности, однако при отсутствии фундаментальных разработок учеными в этой сложной области часто приходится сталкиваться с трюкачеством, фокусничеством или самообманом испытуемого. Всё это необходимо учитывать. Существуют изощрённые «технологии чуда», которые широко были изучены нами (Гарифуллин P.P. «Энциклопедия блефа». -Казань, 1995). В своих исследованиях Р.Л. Исхаков, на наш взгляд, объективен и беспристрастен к подобному роду манипуляциям. Именно приведенные в книге достоверные опыты вселяют в нас доверие к данной работе. В целом работа имеет большой эвристический потенциал. Книга безусловно даст толчок для успешной деятельности не только психологам-практикам и дефектологам, работающим с инвалидами по зрению, но и психологам-теоретикам. Date: 2015-10-18; view: 522; Нарушение авторских прав |