Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выберите правильный ответ. а) умение долго смотреть в одну точку;
1. Внимание — это: а) умение долго смотреть в одну точку; б) способность сосредоточиваться на объекте; в) когда ученик тихо сидит на уроке. 2. Внимательного человека легко отличить: а) по выражению лица; б) по позе; в) по речи; г) все ответы верны. 3 Устойчивость внимания проявляется в том, а) как долго ученик мажет смотреть к.;:< предмет стоя; б) как долго ученик может пристально следить за чем-то, в) как долго ученик не устает что-то делать 4. Мы считаем, что умеет распределять внимание тот. кто а) может одновременно делать несколько дел: б) может одновременно делать семь дел; в) может быстро сделать все дела. ЗАДАНИЯ !. Проведите с друзьями или членами семьи соревнование что сможет одновременно выполнить больше дел (читать,.писать, есть и др.). 2. Возьмите книгу и прочтите полстраницы, одновременно записывая на листке нечетные числа (1, 3, 5, 7, 9 и т.д.). Вы победили, если мало сделали ошибок и точно пересказали прочитанное. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. — М„ 1987. — С. 167—174. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М., 1972. — С. 5—43. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. — С. 152—170. Ермолаев О.Ю. и др. Внимание школьника. — М., 1987. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д.Хомской. — М, 1979. — С. 107—143. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М., 1970. — Вып. III.
Глава 4 МОСТИКИ ПОЗНАНИЯ (об ощущении) Вряд ли кому-нибудь приходила в голову мысль посчитать сесь запас своих знаний о предметах, явлениях, т.е. обо всем, что его окружает. Но если бы нашелся желающий и сделал под-чет, то удивился бы, что запас знаний такой солидный. Не следует думать, что эти знания появляются у человека вдруг, внезапно, когда он впервые встречается с тем или иным предметом. Нет, накопление разносторонней информации о мире идет постепенно с помощью особых психических процессов, которые называются ощущением и восприятием. Ощущение и восприятие — это основной поставщик знаний. Благодаря им человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, гладкости, температуре, величине, объему и другим признакам. Ощущения и восприятия являются фундаментом познавательной деятельности человека, которая включает и такие сложные психические процессы, как мышление, память и воображение. Ощущения возникают при непосредственном контакте с предметом. Так, например, о вкусе яблока, которым нас только что угостили, мы узнаем тогда, когда попробуем его. На вид оно красное, красивое, а когда откусишь — может оказаться кислым. Как появился у нас любимый сорт яблок? Мы пробовали антоновку, мельбу и т.д., наши ощущения суммировались — вот это яблоко — для одних сладкое, для других кисло-сладкое, для третьих кислое — мне нравится. Впрочем, есть люди, которые любят все яблоки. Благодаря накопленным представлениям, мы учимся приспосабливаться и ориентироваться в окружающем мире. Возьмем один из самых простых примеров. Если мы легко одеты и без зонта попали под дождь, то возвращаемся домой в промокшей одежде, грязные, замерзшие. Урок не проходит даром — мы помним свои неприятные ощущения. В следующий раз, собираясь выходить из дома, мы слушаем прогноз погоды и не только берем зонтик, но и надеваем плащ или куртку, соответствующую обувь. С некоторыми ощущениями мы дружим давно. Догадываетесь о чем речь? Это ощущение сладости конфет, прохлады мороженого, приятного запаха мандарина или лимона. Мы познаем окружающий мир и общаемся друг с другом с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, кожи, языка. Через эти органы в мозг поступает информация, и мы знаем, где находимся, что происходит вокруг нас и т.д. Пять чувств — слух, зрение, обоняние, осязание, вкус — изучены и исследованы давно. Ученые ведут поиск шестого чувства. Проведите небольшой опыт. Закройте глаза и встаньте в какую-нибудь позу: выполните команду «смирно», а потом опять примите ту же позу. Подумайте, благодаря какому из пяти органов чувств вы повторили движение? Это было двигательное чувство или кинестезическое, вызванное раздражением рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах. При ходьбе, танцах, езде на велосипеде мы чувствуем изменение скорости или направления нашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и т.д. Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов interior — внутренний и receptio — принятие, прием) чувства. Иногда под шестым чувством понимают экстрасенсорное восприятие. Это достаточно распространенное явление, но еще малоизученное. Например, два близких человека, которых разделяет расстояние в десятки километров, одновременно думают об одном и том же и кажется, что один мысленно передает информацию другому. Некоторые люди могут читать чужие мысли, правда, проверке этот феномен пока не поддается. В настоящее время можно утверждать, что современная наука еще недостаточно изучила мир наших ощущений, здесь нас ждет немало интересных и волнующих открытий. На это указывают исследования ощущений и восприятий людей в измененных состояниях сознания. Эти своеобразные состояния занимают промежуточное положение между сном и бодрствованием. В таких состояниях резко повышается чувствительность органов ощущений, что обеспечивает получение информации, недоступной в состоянии бодрствования. А теперь рассмотрим известные ощущения. Как человек слышит звуки? «Я слышу ушами!» — скажете вы, но это будет неполный ответ. На самом деле человек слышит с помощью органа слуха, который устроен очень сложно. Ухо является лишь одной из его частей. Ушная раковина, или наружное ухо, — не что иное, как воронка, с помощью которой человек улавливает колебания воздуха. Пройдя по слуховому каналу, они воздействуют на барабанную перепонку — тонкую пленку, которая разделяет наружное и среднее ухо. Потом колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам и доходят до внутреннего уха, главной частью которого является орган, называемый лабиринтом. Лабиринт представляет собой полость, извитую наподобие раковины улитки и наполненную жидкостью. Внутренняя поверхность лабиринта выстлана ресничками. Они улавливают колебания жидкости и передают их слуховым нервам. По нервам импульсы достигают слухового центра, он находится в коре головного мозга. Только с его помощью мы можем распознавать эти сигналы. С внутренним ухом тесно связан и орган равновесия, с помощью которого человек определяет свое положение в пространстве. Теперь постараемся разобраться, почему у нас не одно, а два уха. Два уха необходимы человеку и всем животным для того, чтобы определять направление источника звука. Значение слуха в жизни человека очень велико. С помощью слуха люди получают информацию и общаются между собой. Ребенок слышит речь взрослых, и вначале просто распознает звуки, а затем начинает подражать им. Понемногу он учится произносить отдельные звуки, слоги, слова, а потом овладевает речью. Также сложен процесс восприятия вкуса. На языке у нас имеются крохотные, похожие на бородавки бугорки, ответственные за вкусовые ощущения. Их называют вкусовыми сосочками или папиллами (от латинского слова papilla — сосок). У человека их около 3 тыс. Вкусовые ощущения вызываются реакцией чувствительных волосков в этих сосочках на молекулы жидкостей, когда они попадают на них. Только вещества в растворе, где атомы свободно движутся, могут давать ощущение вкуса, стеклянный шарик, например, его не даст. Все, что заставляет атомы двигаться быстрее, например, подогрев, усиливает вкусовые ощущения. Вот почему горячий кофе кажется более горьким, чем холодный, поджаренное соленое сало — более соленым, а горячее мясное блюдо — вкуснее, чем холодное. Наши вкусовые сосочки регистрируют 4 вкусовых ощущения: сладкий, горький, соленый и кислый вкус. Различные участки поверхности языка чувствительны к разным вкусовым ощущениям: задняя поверхность языка — к горькому, по бокам — к кислому и соленому, кончик языка — к сладкому. Почти любая пища состоит из разных компонентов и вызывает сложные вкусовые ощущения. Когда мы едим, мы ощущаем тепло, холод, иногда головную боль из-за изменения атмосферного давления, все это влияет на вкус пищи. Кроме того, вкусовые ощущения никогда не воспринимаются в чистом виде, они всегда осложнены обонятельными. И еще надо сказать, что часто то, что мы считаем «вкусом*, на самом деле является запахом. Например, кофе, чай, табак, яблоки, апельсины, лимоны и многое другое стимулирует орган обоняния в большей степени, чем орган вкуса. У человека обоняние не так хорошо развито, как у животных. Несмотря на это мы ощущаем запах мускуса, когда его концентрация равна 0,00004 мг на литр воздуха. Представьте себе, что 100 г мускуса растворены в озере длиной в 1 км, шириной в 250 м и глубиной в 10 м. Это и будет указанная концентрация. В процессе эволюции обоняние человека делается все слабее и слабее, и сейчас мы почти целиком зависим от зрительных ощущений. Собака, напротив, почти исключительно живет за счет обоняния. Вот несколько сравнений, которые покажут, насколько «отстал» человек в этом плане. В нашем носу мембрана из чувствительных клеток, ответственных за обоняние, занимает с обеих сторон площадь с ноготь. У собаки эта мембрана, если ее расправить, закроет больше половины ее тела. В человеческом мозгу клетки, которые различают запахи, занимают 20-ю часть. У собаки с обонянием связана треть мозга. Слабое обоняние человека компенсируется более высоким развитием других органов чувств. В нашем носу запахи воспринимаются чувствительными волосками на обонятельной мембране. Эти «антенны» не просто торчат из мембраны, а погружены корнями в слизистый слой, покрывающий ее. Мембрана всегда влажная. Если она высохнет, мы не сможем чувствовать запахи. Кстати, когда мы просто дышим, струя воздуха минует мембрану, и поэтому нам приходится принюхиваться — пропускать воздух над мембраной, чтобы почувствовать запах. Прежде чем мы можем почувствовать запах чего-то, частички вещества, из которого это «что-то» состоит, должны раствориться в слизистом слое, покрывающем чувствительные волоски, принимающие запахи. Эти вещества либо сами являются летучими маслами (например, цветочные запахи), либо разносятся такими маслами (например, запах кофе). Существует 5 основных типов запахов, которые мы можем улавливать. Первый — цветочный (фиалки, розы и т.д.) Второй — пряный (лимон, яблоко и др.). Третий — гнилостный (сыр, тухлые яйца). Четвертый — жженный (кофе, какао). И пятый — эфирный (алкоголь, камфора и др.). Всем известно ощущение голода. Но как мы узнаем, что чувствуем голод? Как наш мозг получает это сообщение и заставляет нас почувствовать себя голодными? Голод не имеет ничего общего с пустым желудком, как думают многие. Ведь новорожденный несколько дней ке чувствует голода. Больные часто, несмотря на отсутствие пищи в желудке, не хотят есть. Голод ощущается, когда в крови не хватает определенных питательных веществ. Тогда в «центр голода, расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника активизируется. Вот почему голодный человек часто слышит урча ние своего желудка. Если в крови достаточно питания, «центр голода» замедляет работу желудочно-кишечного тракта — человек не испытывает чувства голода. Таким образом, «центр голода» является регулятором работы желудка и кишечника. Когда мы хотим есть, нам не нужна какая-то особенно вкусная еда. Но аппетит «следит», чтобы наша пища не была однообразной, потому что это может принести вред организму. Например, нам было бы тяжело получать требуемое количество пищи только в виде хлеба или картошки. Ведь когда мы едим разнообразную и вкусно приготовленную еду — суп, мясо, овощи и, наконец, десерт, — то не только насыщаемся, но и наслаждаемся. Как долго можно обойтись без пищи? Это зависит от индивидуума. Очень спокойный человек может не есть дольше, так как запасы белка в его организме расходуются медленнее, чем у чегковозбудимого. На мировой рекорд продолжительности голодания претендовала одна женщина в Южной Африке, которая,.ю ее собственному утверждению, прожила только на воде детых 102 дня! Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. В течение жизни ощущения преобразуются, становятся тоньше и многообразнее. Не следует думать, что это происходит само собой, без всяких усилий. Чтобы ощущения стали совершеннее, необходимо специально упражнять органы чувств Многие профессии требуют тонких ощущений и, в свою очередь, способствуют их развитию. Например, у художников, музыкантов, танцоров, преподавателей иностранного языка, настройщиков музыкальных инструментов ощущения значительно выше, чем у других людей. Значит, ощущения можно и нужно совершенствовать. Но даже самая систематическая тренировка не позволяет перейти предел, за которым человек уже не различает предметы, не слышит звуки, не чувствует запахи. Для каждого органа чувств существуют свои пределы чувствительности. Ученые очень точно назвали их порогом ощущений. Чтобы органы чувств уловили ощущения, их интенсивность должна перейти определенный порог. Если ощущение незначительно, находится за порогом, то наши органы чувств его не уловят. Например, глаз человека — очень чувствительный прибор. Он может различить около полумиллиона оттенков и цветов. Если бы воздух был совершенно чист, мы смогли бы увидеть пламя свечи на расстоянии 27 км; вспышка света, продолжающаяся 0,0003 с была бы воспринята глазом. Водяные пары и пыль резко ухудшают видимость, поэтому обычный костер практически виден только за 6—8 км, свет карманного электрического фонарика и зажженная спичка — примерно за 1,5 км, огонек сигареты — за 0,5 км. Несмотря на высокую чувствительность, существует предел, за которым наше зрение бессильно. Слуховые ощущения также возникают только тогда, когда звуки не выше или не ниже предельных норм. Вы уже знаете, что звук — это волновые колебания воздуха. Человек слышит эти колебания только в пределах от 16 до 20 тыс. Гц. Звуки ниже этого порога мы не воспринимаем. Именно поэтому отвечающий у доски ученик не всегда слышит подсказку, которую тихо шепчут его товарищи. Если ощущения выше порога, то их тоже не различишь, так как очень громкая речь кажется просто шумом. С помощью простого опыта можно проверить, у кого лучше слух. Для этого надо сесть боком друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закрыть глаза. Ведущий приближает к вам по очереди свои часы и отдаляет. Услышав тиканье, вы говорите: «Слышу». Перестав слышать, — «Не слышу». Следующую закономерность ощущений — адаптацию — усвоить легче, так как мы часто сталкиваемся с ней. Остановимся на таком примере. Почти ежедневно каждому из нас приходится заходить вечером в темную комнату. Вначале мы ничего не видим, но через несколько минут глаза привыкают и мы начинаем различать находящиеся там предметы. Глаза адаптировались к темноте. С адаптацией связано и другое наше ощущение. Войдя в реку или море, мы иногда говорим, что вода очень холодная. Но проходит некоторое время, мы уже бодро зовем своих товарищей купаться, утверждаем, что вода теплая и нам только показалось, что она холодная. Однако это не показалось, а просто тело адаптировалось к температуре воды. Особенно быстро и легко человек адаптируется к запаху. Например, придя из школы домой, вы сразу же узнаете, что мама готовит: запах жареных котлет или только что сваренного борща разносится по всей квартире. Проходит совсем немного времени и запах становится слабее, а затем вы его уже совсем не замечаете — вы приспособились к нему. Человек, вошедший к чам с улицы, ощутит его и спросит: «Это у вас жарятся котлеты?». Аналогичные примеры адаптации органов чувств вы можете привести сами, если хорошенько подумаете. Вывод: при действии сильных и особенно длительных раздражителей чувствительность органов чувств уменьшается, а при действии слабых раздражителей увеличивается. Хуже всего человек адаптируется к боли, потому что болевые ощущения защищают наш организм от разрушения. Представьте, что было бы, если бы мы не ощущали боли от прикосновения к горячему или колющему, режущему предмету. У человека разные ощущения могут взаимодействовать между собой. Причем они могут усиливаться и ослабевать в зависимости от силы воздействия дополнительного или, как его называют в науке, побочного раздражителя. С взаимодействием ощущений наиболее часто вы встречаетесь, когда готовите уроки. Если вы занимаетесь, а в комнате негромко работает телевизор или магнитофон, то их звуки вам не мешают, а, наоборот, помогают, создавая приятный фон. Однако эти ощущения индивидуальны. Бывают ситуации, когда информация, поступающая от органов чувств, недостаточно достоверна. Эдм Мариотт, знаменитый физик, один из основателей и первых членов Парижской Академии наук, которого мы знаем как соавтора закона Бойля — Мариотта, в 1666 г. открыл слепое пятно в глазу (место входа в глаз зрительного нерва), названное его именем. Вот как Мариотт описывал свой опыт: «Я прикрепил на темном фоне, приблизительно на уровне моих глаз, маленький кружок белой бумаги и в то же время просил держать другой кружок сбоку от первого, вправо на расстоянии около двух футов, но несколько пониже, так, чтобы изображение его упало на оптический нерв моего глаза, тогда как левый я зажмуриваю. Я встал против первого кружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был на расстоянии около девяти футов, второй кружок, имевший величину около четырех дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различал другие предметы, находившиеся еще более сбоку, чем он. Я подумал бы, что его сняли, если бы не находил его вновь при малейшем передвижении глаз». ВОПРОСЫ 1. Какую роль играют ощущения в нашей жизни? 2. Какой орган чувств самый важный для человека? 3. Почему мы замечаем пыль на мебели и не чувствуем пылинок, которые опускаются на наше лицо? Date: 2015-10-18; view: 1735; Нарушение авторских прав |