Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Где живет наша психика
(о строении и функционировании мозга и центральной нервной системы) Как человек думает и придумывает, запоминает и вспоминает, наблюдает и фантазирует? Эти вопросы занимали человечество на протяжении всей его истории Но до сих пор мы не можем точно ответить на них, несмотря на то, что ученые накопили огромную информацию. Какие преимущества имеют организмы, обладающие психикой, в чем отличие животных, у которых наряду с «чисто» нервными появились и психические процессы? Почему насекомые, не имеющие полноценной психики, стали тупиковой ветвью эволюции, а млекопитающие, особенно высшие, заслужили титул братьев наших меньших и нашу любовь? Ответ на эти вопросы нашел известный отечественный психолог П.Я.Гальперин. Анализируя поведение белого медведя, описанное полярником радистом Э.Кренкелем, он делает вывод: медведь сначала действует как бы в своем воображении, «в плане образа» — психика позволяет ему видеть умственным взором белое поле, себя и свой предательски черный нос. И лишь потом он начинает действовать реально: прыгает к лунке, одновременно прикрывая лапой нос. Ученик также видит умственным взором класс, учителя и себя во время опроса — довольного или огорченного. Шофер, попав в аварийную ситуацию, не станет хаотически дергать за рычаги управления, повинуясь рефлексу и врожденной инстинктивной реакции. Он мысленно представит, что будет делать, оценит последствия, внесет коррективы, примет решение и лишь потом начнет действовать. Как видим, сложное, рациональное поведение, ведущее к успеху, есть результат внутренней психической работы, творчества, быстрого, но не подражательного стереотипного реагирования по шаблонам. Преобразуя мир, сначала мысленно, а затем реально, человек, в частности, создает искусственные механизмы, которые решают некоторые интеллектуальные задачи. Но какими бы сложными ни были технические устройства, выполняющие интеллектуальные задачи, они не имеют ничего общего с внутренним миром человека, с его психикой Сходство может быть чисто внешним, если речь идет о роботах. Психика есть свойство высоко организованной материи — живого тела. z= Психика человек отражает объективный мир, существующий независимо от воли и сознания человека. Как отражает? Субъективно. У каждого человека (субъекта) «свой» мир, совпадающий, конечно, с миром других людей, иначе был бы полный хаос. Таким образом, объективный мир как бы «умножается» на его субъективное отражение в психике человека и можно сказать, что психика — это способ и аппарат удвоения мира. В психологии принято следующее определение психики: «Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности». (Психология. Словарь. — М., 1990.) Чтобы понять закономерности человеческой психики, необходимо посмотреть, где она «живет», «заглянуть» в нее. Так как психику долгое время называли душой, то считали, что она находится в сердце. Люди до сих пор связывают с сердцем многие свои переживания, говорят: «Я люблю его всем сердцем», «От страха сердце в пятки ушло» или называют черствого, безжалостного человека «бессердечным». В настоящее время физиологи убедительно доказали, что все психические процессы сосредоточены в мозгу. Вес мозга людей колеблется в среднем от 1 020 г до 1 970 г. Мозг мужчин весит на 100—150 г больше, чем мозг женщины. Если сравнить мозг человека и животных, то оказывается, что у человека он не самый большой. Так, среди животных самым большим мозгом обладают киты. У синего кита он весит 6 800 г, примерно в 5 раз больше, чем мозг человека. Вес мозга индийского слона около 5 000 г, северного дельфина белухи — 2 350, дельфина афалины — 1 735 г. Но нужно учитывать не только вес мозга, но и вес подчиненного ему тела. Обычный кит — это 30 тонн жира, костей и мяса. Слон весит около 3 тыс. кг, белуха — 300, а человек — всего каких-то 75 кг. То есть у человека 1 г мозга «командует» примерно 50 г тела, а у обычного кита — 5 кг, почти в 100 раз большим «хозяйством». Если взять китов-гигантов весом 100—150 т, изредка попадающихся в океане, то у них на 1 г мозга приходится свыше 20 кг тела — огромная нагрузка для нервных клеток. Поэтому сложность поведения зависит не от веса, а от Кит Лев Собака Обезьяна Человек 1/4000 1/540 1/250 1/100 1/50 Из приведенных данных видно, что первенство остается за человеком. У людей разных рас серьезной разницы в весе мозга нет. Средний вес мозга в граммах африканских негров 1 316, европейцев — 1 361, в том числе немцев — 1 291, швейцарцев — 1 327, русских — 1 377 граммов. Вес мозга японцев — S 374, а бурят — даже 1 508 граммов. А как узнать, сколько весил мозг у наших далеких предков? Величину головного мозга можно определить по размерам черепа. У наиболее крупных современных человекообразных обезьян он невелик 440—510 см3. У первобытного человека объем черепа значительно увеличился по сравнению с обезьяной. У питекантропа он составлял 750—900, у синантропа — 915— 1 225 см3 (такой же объем черепа у современной женщины), у африканского неандертальца — 1 325, а европейского — 1610 см3. Наконец, кроманьонцы были по-настоящему башковитыми ребятами с объемом черепной коробки до 1 880 см3. Далее размеры черепа не увеличиваются, а, наоборот, уменьшаются. Раскопки древнеегипетских пирамид дают возможность сравнить объем черепа фараонов на протяжении нескольких тысячелетий. Оказалось, что за какие-то 2—3 тыс. лет от царствования 1-й династии фараонов до 18-й объем черепа уменьшился с 1 414 до 1 379 см3 — примерно на кубический сантиметр каждые 200 лет. И у европейцев мозг значительно «усох» за последние 10—20 тыс. лет. Его объем у современного европейца составляет в среднем 1 446 см3. Может, древние были умнее нас? Вряд ли, хотя им до всего нужно было доходить своим умом. Хочется надеяться, что уменьшение размеров мозга вызвано улучшением его конструкции и не сопровождается падением интеллекта. Замечательный психолог А.Лурия в одной из самых удивительных и гуманных книг нашей науки, которая называется «Потерянный и возвращенный мир», пишет: «Как однородно и скучно выглядит мозг — этот высший продукт эволюции, этот орган, который получает, перерабатывает и хранит информацию, орган, который создает программы деятельности и регулирует их выполнение... Можно с уверенностью утверждать, что впечатление об однородности и такой невыразительности серой массы, которое мы получаем при первом рассмотрении мозга, явно расходится с той невероятной сложностью и расчлененностью, которой в действительности обладает этот орган». Мозг — основной орган психической деятельности человека — это живая вселенная внутри нас. Как мы уже говорили, все мыслительные процессы происходят в мозгу. Мозг — командный пункт нашего организма и важнейшая часть нервной системы. Нервная система человека состоит из 3 отделов.1 похожа на сеть проводов, по которым поступают сигналы из мозга и в мозг. 1. Ц ентральная нервная система включает головной и спинной мозг и выполняет регулирующую функцию. 2. Периферическая нервная система состоит из нервов, пронизывающих разные части организма; она передает сигналы от центральной нервной системы к различным органам и от органов к центральной нервной системе, т.е. выполняет связующую функцию. 3. М егетативная нервная система состоит из нервных узлов, расположенных во внутренних органах и вдоль спинного мозга, а центры вегетативной нервной системы размешены в различных отделах головного и спинного мозга. Вегетативная нервная система выполняет регулирующую функцию внутренних (сердца, легких, пищевода, желудочно-кишечного тракта, желез внутренней секреции). В мозг по нервам передаются сигналы от всех органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, кожи), которые «обслуживаются» периферической нервной системой. В мозгу они «обрабатываются», осмысливаются, затем мозг посылает ответные команды — нервные импульсы — в мускулы и в органы. Так вызывается смех, появляется аппетит, возникает половое влечение и т.д. (Ученые установили, что сигналы, поступающие в мозг и идущие из него, представляют собой слабые электрические разряды.) Мозг также регулирует работу внутренних органов — сердца, желудка, легких и т.д. Нервы или, вернее сказать, нервные клетки обслуживают мозг как посыльные: передают информацию всему организму — каждое сообщение в соответствующее место. Нервные волокна, по которым проходят сигналы, похожи на современный телефонный кабель. В организме человека функционируют совершенно независимо друг от друга три основных вида нервных клеток. Клетки первого вида собирают информацию о запахах, вкусе, тепле, холоде, свете и боли из внешнего мира и передают ее другим клеткам. Клетки первого вида называются чувствительными или сенсорными. В низких формах жизни эти клетки располагаются на коже и прямо передают информацию во внутренние органы. Но у человека и других сложных организмов большая часть чувствительных клеток находится в теле, они также могут получать «сообщения» с кожи при помощи тонких «антенн». Клетки второго вида называются двигательными или моторными. Они получают информацию от сенсорных клеток и реагируют на нее, посылая сигналы в разные отделы организма: мышцы и железы. Однако информация не сразу идет от сенсорной клетки к двигательной, а обязательно проходит через мозг, где она «переводится» в ощущения. Например, тепловой сигнал заставляет среагировать определенные мышцы, и рука отдергивается от горячего предмета. Клетки третьего вида работают как связисты. Они передают сигналы в организме на большие расстояния, соединяют чувствительные клетки в одной части тела с такими же клетками в другой. Таким образом через специальные клетки нервной системы мозг получает информацию обо всем, что происходит с организмом. Строение мозга очень сложно, он состоит из многочисленных слоев или этажей нервных клеток — всего их 15 млрд. Это больше, чем людей на земном шаре. Величина клеток колеблется от 0,005 до 0,05 мм. Они различны как по форме, так и по выполняемым функциям, но связаны между собой. Некоторые клетки имеют до 10 тыс. связей с другими клетками. В целом в коре головного мозга человека нервные клетки обеспечивают 10 в 10 000 степени связей. Недаром ученые сравнивают мозг человека с компьютером. Клетки мозга — настоящие работяги, поэтому им постоянно требуется питание. Наш мозг пронизывает густая сеть кровеносных сосудов, по которым кровь разносит кислород во все клетки мозга. Если «порция» крови недостаточна, значит, мозг получает мало кислорода. В результате может наступить потеря сознания. Глубокий рефлекторный вдох уменьшает кислородное голодание мозга — сознание возвращается. Мозг — самый нежный и чувствительный орган. Мозг — единственный орган, который до сих пор еще не научились сохранять без притока свежей крови и пересаживать. Не следует заниматься в душной комнате — быстро заболит голова, можно даже потерять сознание. Причиной внезапной, обычно непродолжительной, на несколько минут, а то и секунд, потери сознания — так называемого обморока — является острая недостаточность кровоснабжения головного мозга. При этом кровь оттекает от мозга во внутренние органы и вследствие этого у человека бледнеет лицо. Возможно вы видели, как человек теряет сознание. Вот что произошло с одной девушкой, порезавшейся стеклом. Несколько минут назад она была вполне здорова и вдруг поверяла сознание, при этом она резко побледнела, зашаталась и, или бы ее не подхватили, упала бы. В таком состоянии она была 1—2 минуты, никак не реагируя на обращенные к ней взволнованные слова. Потом, глубоко вздохнув, открыла глаза и растерянно улыбнулась. Свое самочувствие девушка описала так: «Было очень больно, затошнило немного, закружилась голова, зазвенело в ушах, все стало как в тумане, потемнело в глазах... А что было потом — не помню». Обморок испокон веков служил источником суеверий. От удара каменным топором терял сознание и первобытный человек. Люди, якобы, видели, как с выдохом душа улетала из его рта, а потом с глубоким вдохом возвращалась. Как же тут было не отождествить вдоха, души и сознания? Недостаточное кровоснабжение мозга может быть вызвано разными причинами, например, болью, как в описанном случае. Иногда обморок является результатом резкого перераспределения крови. Так может произойти, если долго лежавший человек стремительно встанет. Обмороки наглядно показывают зависимость состояния сознания от правильной работы мозга, а следовательно, и от условий, в которых находится человек. Примерно с 25-летнего возраста в мозгу человека ежедневно отмирает несколько десятков нервных клеток. После 40 лет это число возрастает до 100 тыс. Несложный расчет показывает, что к 90 годам человек может лишиться десятой части нервных клеток мозга. А когда же мозг отдыхает? Только ночью, когда мы спим и в комнате темно, тихо. Но и тогда в мозгу есть «дежурные клетки», которые не «спят». А «ремонтники» следят за восстановлением того, что было утрачено за день. Вот почему мы утром просыпаемся свежими и отдохнувшими. Главной частью головного мозга является кора. Это тонкий — от 1,5 до 3 мм — слой клеток. Кора покрыта складками-бороздами, которые образуют'извилины. Благодаря им поверхность коры увеличивается и, соответственно, увеличивается количество клеток — чем больше извилин, тем больше клеток. Поэтому иногда говорят, чтобы подчеркнуть глупость, несообразительность человека: у тебя полторы извилины, и те прямые. В коре головного мозга находятся центры всех органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, речевой центр, центры памяти, воображения и т.д. Именно здесь происходит вся сложная психическая деятельность, все мыслительные процессы. Многие, наверное, знают, что мозг делится на два больших полушария: левое и правое. Давайте подумаем, зачем у человека два полушария мозга? До недавнего времени ученые считали, что мозг такой же парный орган, как глаза, почки или легкие, и значительная часть функций одного полушария полностью соответствует функциям другого. Действительно, левое полушарие отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое — за движения левых конечностей и все виды чувствительности слева. Функция левого полушария, связанная с процессом «говорения» (давно было замечено, что речь нарушается при повреждении только левого полушария), рассматривалась как единственное исключение. Правое полушарие считалось «немым». Правда, врачи знали, что нарушение работы правого полушария при инсульте, опухоли или травме ведет к ухудшению ориентации человека в пространстве, искажает представление о собственном теле (больные с параличом левых конечностей пытались встать или что-то взять левой рукой), затрудняет такие простые действия, как зажигание спичек, застегивание одежды, ухудшает восприятие музыки. Однако эти симптомы не позволяли сделать однозначное заключение о доминировании какой-то важной психической функции правого полушария. zr7 Выявление различий между функциями полушарий мозга было такой же революцией в физиологии и психологии, как открытие деления атомного ядра в физике. Все началось со смелой операции, в процессе которой американский исследователь Р.Сперри, ставший впоследствии нобелевским лауреатом, рассек основные связи, соединяющие полушария у больного, страдающего эпилепсией. Разумеется, это было предпринято не с научной целью: предполагалось, что такое разьединение полушарий предотвратит появление судорог, распространяемых по всему мозгу и избавит пациента от сильных судорожных припадков. Обнаруженные после операции общие закономерности работы мозга подтвердили, что левое полушарие обеспечивает человеку способность к речевому общению в устной и письменной форме и свободному оперированию цифрами и математическими формулами. Однако при функционировании только левого полушария человек не различает интонации и тембр голоса, нечувствителен к музыке, хотя реагирует на определенный усидчивый ритм в звуках, не может эстетически воспринимать произведения искусства. Оказалось также, что если связи между полушариями разогнаны, то правая рука, управляемая левым полушарием, сохраняет способность к письму, но утрачивает навык не только рисовать, но даже перерисовывать довольно простые изображения, складывать из кубиков фигуру, не может наощупь выбрать из н1лкомых предметов один. Зато со всеми этими заданиями легко справляется левая рука, подчиненная правому полушарию, но выбранный левой рукой предмет человек затрудняется назвать — правое полушарие почти не способно к «говорению». Исследования на здоровых людях показали, что левое полушарие активизируется, когда человек выполняет задания, требующие аналитического подхода, совершает простые арифметические действия, занимается словообразованием, составлением фраз. Об этом свидетельствует взор, устремленный вправо (можете проверить это, понаблюдав за собой во время решения задачи, работы над сочинением). Следовательно, левое полушарие оперирует словами, цифрами, формулами и другими условными знаками, а правое — образами реальных предметов, отвечает за ориентацию человека в пространстве, за некоторые эмоциональные состояния, но плохо справляется с математическими задачами. Кроме больших, есть еще и малые полушария головного мозга — мозжечок. Большие и малые полушария очень похожи друг на друга. Поверхность мозжечка также испещрена складками и глубокими извилистыми бороздами. В разрезе он напоминает тугой кочан капусты. В центре — белая «кочерыжка», от которой в обе стороны отходят «листья». Их белая сердцевина покрыта слоем серого вещества. Это кора мозжечка. Мозжечок раз в 10 меньше больших полушарий, но благодаря глубине и извилистости борозд, покрывающих кору, площадь ее очень велика. Она всего в 2,5 раза меньше, чем у больших полушарий. Какую роль играет мозжечок? Поддержание человеком или животным определенной позы, сохранение равновесия требуют очень точного распределения различных групп мышц. Буквально ежесекундно при малейших движениях головы или ног, дыхательных движениях, сокращениях сердца происходит перекоординация. Задача намного усложняется во время передвижения, при более значительных изменениях центра тяжести. Непрерывный расчет поправок на сопротивление среды, на перемещение центра тяжести и так далее осуществляется мозжечком. Мозжечок контролирует движения тела, координирует условные рефлексы, работу органов чувств, управляет обменными процессами мозговой ткани и тем самым влияет на работу высших отделов мозга. Животные, у которых удалили мозжечок, становятся истощенными и быстро утомляются, потому что обменные реакции без надлежащего контроля усиливаются. Каждое движение приходится многократно повторять, так как сразу оно не получается. Значительно возрастает непроизводительный расход мышечной энергии. Мозжечок работает весьма интенсивно. Поток электрических импульсов из мозжечка передает во все органы команды об усилении или торможении их деятельности. Особенно развиты тормозные механизмы мозжечка. Каждая реакция мозжечка — ответ на конкретные воздействия, которые испытывает организм в данный момент. Не менее важные функции выполняет и другой орган центральной нервной системы — спинной мозг. Спинной мозг расположен в позвоночном канале и объединяет нервные стволы подобно тому, как телефонный кабель — провода. Каждый ствол имеет две пары нервных корешков: передние — двигательные и задние — чувствительные. Чувствительные корешки передают сигналы от кожи, мышц, внутренних органов в спинной мозг, а оттуда в головной мозг. Двигательные корешки передают сигналы от спинного мозга в разные участки тела. Таким образом, спинной мозг является передаточным пунктом наших рефлексов, но это не единственная его функция. Верхний участок спинного мозга — медула — контролирует нервы, связанные со многими мышцами и железами внутренней секреции. Это очень важный центр, ответственный за работу сердца, легких, желудка. Центральная нервная система отвечает за все наши осознанные действия и ответные реакции на внешние раздражители. Малейшее повреждение одной из частей нервной системы может вызывать тяжелый паралич. Но не все действия нашего организма совершаются осознанно. Некоторые жизненно важные органы работают самостоятельно, без участия нашего сознания. Например, дыхание осуществляется автоматически и не зависит от того, что мы делаем: сидим, ходим или спим. Биение сердца также является автоматическим действием. Как осуществляются автоматические действия? Вспомните: на медицинском осмотре врач-невропатолог просил вас положить ногу на ногу, а затем ударял по коленке резиновым молоточком. Врач проверял наличие рефлекса, а более конкретно — специального рефлекса, называемого коленным. Что же происходит, когда молоточек ударяет по коленному нерву? Возбуждение передается от нервного окончания в спинной мозг, оттуда в головной, из головного мозга сигнал по двигательному нерву моментально передается мышцам ноги. Нога дергается, как будто вы пинаете что-то. Такое действие является рефлекторным, т.е. автоматическим. Мы его не контролируем. К примеру, когда мы ложимся спать и закрываем глаза, это происходит по нашей воле, осознанно. Но если нам в глаз попадает соринка, то мы независимо от своего желания сразу зажмуриваемся. Это автоматическое движение и есть рефлекс. Рефлекс можно охарактеризовать как ответную реакцию организма на внешние раздражители при отсутствии нашего влияния на нее. Более 90% всей действий, которые контролируются нервной системой человека, — рефлексы. Многие неосознанные действия совершаются автоматически, регулируются другой нервной системой — периферической. Она пропускает через себя импульсы, идущие из центральной нервной системы. Без периферической нервной системы наша жизнь была бы невозможна. Эволюция животного мира связана с изменением и развитием мозга. На протяжении всего развития животного мира мозг и поведение как бы «идут рядом»: чем сложнее устроен мозг, тем сложнее поведение организма. Усложнение поведения связано с ориентировкой, анализом и приспособлением организма к изменяющимся условиям жизни. Мозг защищен от воздействия окружающей среды черепом, как орех скорлупой. Ведь любое повреждение мозга ведет к тому, что резко нарушается поведение, а иногда наступает смерть. Однако из правил бывают исключения и мозговая травма не всегда приводит к смертельному исходу. В историю науки о мозге вошел необычный случай с железнодорожным мастером Ф.Гейджем, который в сентябре 1848 г. получил сквозное ранение головы железной палкой. Эта палка длиной больше 1 м и толщиной 3 см пронзила его левую щеку и вышла около темени. В течение часа Ф.Гейдж был без сознания, потом с помощью людей пошел в больницу. По дороге он спокойно и невозмутимо рассуждал о дырке в своей голове. Когда через 12 лет Ф.Гейдж умер в Сан-Франциско, вскрытие показало, что не только левая лобная доля подверглась тяжелому повреждению. Травмированной оказалась и правая лобная доля. Самое поразительное в этой истории то, что Гейдж остался дееспособной личностью: у него почти не изменились умственные способности, сохранилась память, он мог заниматься своим делом. В большей степени изменился его характер. Если до несчастного случая он был тактичным и уравновешенным человеком, хорошим работником, то теперь он стал невыдержанным, непочтительным, упрямым, позволял себе грубость и не считался с другими людьми. Вместо того чтобы заниматься чем-то полезным, он странствовал и зарабатывал себе на жизнь тем, что демонстрировал свою травму. Случай с Гейджем показывает, что вследствие повреждения лобных долей мозга изменяется поведение человека. Люди целеустремленные, тактичные, хорошо приспособленные к жизни, становятся безразличными, безынициативными, бестактными и нередко менее умными. Наш мозг обладает большой пластичностью и способен заменить работу одних участков другими. Так, известный французский бактериолог Луи Пастер, когда ему было 46 лет, перенес кровоизлияние в правое полушарие мозга. Ученый прожил 73 года. После его смерти проведенное исследование показало, что у него работало лишь левое полушарие мозга, а правое было полностью атрофировано. Одной из жертв Великой Отечественной войны стал младший лейтенант Л.Засецкий: в 1943 г. он был тяжело ранен, но выжил. В книге «Потерянный и возвращенный мир» А.Р.Лу-рия рассказывает «о том, как пуля, пробившая череп человека и прошедшая в мозг, раздробила его мир на тысячи кусков, которые он так и не мог собрать». Проникающее ранение черепа левой теменно-затылочной области... Психолог А.Лу-рия, который самоотверженно врачевал и изучал психику Л.Засецкого, проанализировал и сложил его разрозненные записи в целостную картину функционального поражения психики. У Л.Засецкого сохранилась личность, но распались отдельные функции интеллекта: восприятие, память, способность к рассуждениям. Вот, например, как он писал о своем зрении: «После ранения... я уже не вижу ни одного предмета, ни одной вещи полностью, как видел до ранения, теперь я вижу только по частям... Я вижу сквозь видимые мной предметы бесчисленное множество, просто мириады, шевелящейся движущейся мельчайшей мошкары, которая мешает долго глядеть на настоящие предметы». Мир потерял свою устойчивость. Даже ощущение собственного тела изменилось: «Иногда я сижу и вдруг чувствую, что голова моя в стол величиной... А руки, ноги и туловище стали малюсенькими». Разрушилось восприятие пространства. Но это еще не все: он потерял память, забыл свое имя, фамилию, разучился читать, стал неграмотным. Долгие годы мучительного самовосстановления, и к нему вернулась память, способность писать, читать. И вот Засецкий пишет дневник, он снова в строю. Не будем пересказывать книгу «Потерянный и возвращенный мир», созданную на основе его дневника. Нам важно понять, как работает мозг, почему огромная рана Ф.Гейджа почти ничего не изменила, а пуля вызвала в мозгу Л.Засецкого столь губительные разрушения. Дело в том, что функции каждой части мозга различны. Можно говорить о трех важнейших блоках мозга. Первый, энергетический блок\(блок тонуса) расположен в глубине мозга, в верхних отделах мозгового ствола. Здесь происходит регуляция процессов химического обмена веществ в организме. В другой части этого блока возникают импульсы возбуждения, которые питают своей энергией мозговую кору. Стоит прервать этот энергетический поток, как тонус коры снижается и человек впадает в полусонное состояние, а затем и в сон. Этот блок, как отмечает А.Лурия, сохранился у больного. У Л.Засецкого была разрушена часть\второго блик^. расположенного в задних отделах больших полушарий и отвечающего за прием, переработку и хранение информации, которая поступает в мозг из внешнего мира. Например, в участке, который именуется первичной зрительной корой, зрительные образы внешнего мира разлагаются на миллионы составляющих признаков. Во вторичной зрительной коре происходит их объединение в целые сложные структуры. Засецкий по-прежнему хорошо видел отдельные части, но не мог объединить их в целостные образы. В своей книге А.Лурия приводит такой пример: «На картине, которая показывается больному, изображены очки. Что это такое?...» Он отвечает: «Кружок... еще кружок... перекладина... и какая-то палка... и еще палка... Наверное, велосипед?!» У больного — расстройство под названием «оптическая агнозия». Третичные области теменно-затылочно-височной коры имеют прямое отношение к важнейшей психической деятельности — речи, без которой невозможны ни память, ни мышление, ни человеческое сознание вообще. Человек, у которого эти области поражены, начинает жить в раздробленном внутреннем мире: все, чему он научился, все его знания распадаются на отдельные, не связанные друг с другом куски. И все-таки главное — личность человеческая — сохраняется, если не затронут третий основной блок мозга, расположенный в лобных долях Именно здесь находится мощный аппарат, который позволяет формировать и сохранить намерения, конструировать программы действий, управлять ими и т.д. У Л.Засецкого лобные доли остались неповрежденными — личность сохранилась. Мозг каждого человека уникален и, обладая столь сложным и совершенным инструментом, человек может решать задачи любой сложности, которые ставит перед ним жизнь. Как происходи этот процесс, раскрывает нам наука о мозге, однако многое предстоит еще исследовать. Ученые давно ведут поиск, в каком участке коры головного мозга рождаются наши мысли, проводят немало хитроумных опытов. Так итальянец Анджелло Моссо уравновесил спокойно лежащего человека на специальных весах, похожих на детские качели. Когда он начал решать предложенные задачи, весы вышли из равновесия: голова стала тяжелее. Позднее было показано, что во время напряженных мыслительных процессов задействован весь мозг, мозговое кровообращение активизируется в различных его участках, причем часто не совпадающих. у разных людей. Словом, наш мозг — самый сложный «аппарат» на Земле. Даже самой «умной» машине не по силам написать интересную книгу, замечательную картину, раскрыть запутанное преступление. Может быть, когда-нибудь ученым удастся раскрыть все загадки мозга и создать мыслящую машину. Конечно, компьютер пока не может мыслить, но способен выполнять достаточно сложные, протекающие независимо друг от друга мыслительные функции, характерные для человека. Возможность машины по многим параметрам — хранение большого объема информации, быстрота счета и реакций, выбор из множества вариантов оптимального, способность принимать решения в неопределенных ситуациях — безусловно, выше, чем у человека. В 1996 г. в Филадельфии состоялся необычный шахматный матч. Чемпион мира Г.Каспаров играл с компьютером «Дип-Блю» и победил. Тогда многие полагали, что человек благодаря своей глубокой стратегии еще долго будет превосходить машину. В 1997 г. состоялся второй матч, и Г.Каспаров, несмотря на прекрасную игру, потерпел поражение. Новый вариант «Дип-Блю» — газетчики назвали его «компьютерным монстром» — оказался в два раза выше по быстродействию и продемонстрировал чудеса молниеносного и точного расчета. ВОПРОСЫ 1. В каком органе человеческого тела обитает наша психика? 2. Как устроен мозг человека? 3. Какие виды нервных клеток функционируют в нашем организме? 4. Почему мозг разделен на два полушария? 5. Какие функции выполняют лобные доли мозга? Date: 2015-10-18; view: 1699; Нарушение авторских прав |