Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выберите правильный ответ. 1.Вы получаете сведения об окружающем мире благодаря тому, что





1. Вы получаете сведения об окружающем мире благодаря
тому, что

а) прочли в книгах;

б) вам рассказали взрослые;

в) у вас есть органы чувств;
(г) все ответы верны.

2. Восприятие предметов зависит:

а) от опыта и знаний человека;

б) от качества его ощущений;

в) от окружающих условий;

г).все ответы верны.

3. Константность проявляется в том, что

(а) мы воспринимаем предметы окружающего мира как от­носительно постоянные;

б) воспринимаемые предметы зависят от окружающих ус­
ловий;

в) человек способен ориентироваться в окружающем мире.

4. Восприятие и движение:

(а) связаны между собой определенным образом; б) не зависят друг от друга; (1Г))невсзможны друг без друга.

5. Иллюзии восприятия это:

а) обман зрения;

б) фокусы художников;

\в) особенности восприятия человека.

6. Как организовать экскурсию старших дошкольников в парк
зимой (осенью), чтобы создать наилучшие условия для наблюде­
ния? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы
правильные:

а) привести детей в парк и организовать подвижную игру;

б) прочитать предварительно стихотворение Пушкина
«Осень»;

в) предварительно объяснить детям, что они должны заме­
тить различия между осенним и зимним парком;

г) заранее предупредить их, чтобы они внимательно рас­
смотрели все, что встретят в парке;

д) перед экскурсией объяснить детям, на какие изменения
в парке они должны обратить внимание;

е) предупредить, что после экскурсии они должны нарисо­
вать деревья осенью (зимой) и летом;

ж) предложить собрать опавшие листья и разложить их по
породам деревьев.

1. г 2. г. З.а. 4. в д, е. 5. г, д, ж

 

ЗАДАНИЯ

1 Опишите, из каких опгущений складывается образ восприятия:

а) яблока;

б) автомобиля;

в) сосны.

2. Повторите опыт Гете.

3. Попробуйте скопировать поведение какого-нибудь извест­ного артиста так, чтобы ваши друзья узнали его.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ветер Л.А. Развитие восприятия в онтогенезе // Хрестоматия по психоло­гии. — М„ 1987. — С. 316—320.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.

Головаха Е.И., Кроник АЛ.. Психологическое время личности. — Киев, 1984. — С. 141—164.

Грегори Р. Предметы и изображения // Хрестоматия по психологии. — М., 1987. — С. 189—194.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. 1. — С. 112—119.

Зинченко В.П. 1 еоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования // Хрестоматия по психологии. — М., 1987. — С. 184—189.

Леонов АЛ... Лебедев В.И. Влияние изоляции на психическое состояние человека // Хрестоматия по психологии. — М., 1987. — С. 175 —180.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т. 2. — С. 43—50.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. — М., 1987.

Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. — М., 1990. —

С. 209—227.

Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. — М, 1985. — Т. 1. — С. 92—109. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. — М., 1975.

 

Глава 6

КАК МЫ ХРАНИМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

(о памяти)

Все, что происходит с нами, все, что мы видим, говорим, слы­шим, может сохраняться долгое время. Внутренний мир челове­ка наполнен образами тех людей, которые окружают его, героя­ми прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, пережитых чувств. Трудно перечислить весь тот багаж, который содержит­ся в человеческом «я» и помогает ему формулировать свои мыс­ли, проявлять себя в своих поступках.

С каждым годом, с каждым новым изучаемым предметом про­исходит дальнейшее совершенствование нашей личности, улуч­шается способность понимать себя и других, начинают склады­ваться интересы, появляются желания, формируются идеалы. За хранение информации отвечает наша память. Память прояв­ляется в способности запечатлевать, сохранять, а в нужный мо­мент узнавать и воспроизводить то, что человек видел, слышал, о чем читал. Память — одно из самых широких психологиче­ских понятий. Не зря говорят: потерял память — потерял себя.

Благодаря памяти происходит как бы соединение настоящего, прошлого и будущего. Именно память обеспечивает устойчивость личности, облегчает процесс обучения и развития. Самое корот­кое определение личности звучит так: личность — это память.

Все знания, умения, навыки без памяти не нужны человеку, гак как он не смог бы ими воспользоваться. Известный совет­ский психолог С.Л.Рубинштейн говорит, что наше прошлое бы­ло бы мертво для будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. Непрерывное учение (а учиться мы начинаем очень рано, еще в детском саду), которое позволяет нам стать более умными и более знающими, при отсутствии памяти, было бы невозможно.


Память — это сложный процесс, он включает в себя такие подпроцессы, как запоминание, сохранение, узнавание, восп­роизведение и забывание. Каждый из них по-своему чрезвычай­но важен и нарушение даже одного из них ведет к расстройству памяти в целом.

Память бывает двух типов: кратковременная и долговре­менная Кратковременная память сохраняет информацию всего несколько минут. Без специального повторения эта информация забывается. Например, вам говорят номер телефона, а записать его невозможно. Через какое-то время вы его, как правило, не вспомните, если сразу же не повторили несколько раз. Объем кратковременной памяти равен объему внимания. Обычно чело­век запоминает лишь 3—5 последних единиц (цифры, докумен­ты, слова, предметы) из предъявленного материала.

Долговременная память практически не имеет ограничений. Мы можем запомнить, сколько угодно информации, на какое угодно время. Просто чем больше нам надо запомнить, тем доль­ше придется учить

В нашем мозгу есть центр памяти, своего рода архив, где хранится многообразная информация. Ученые до сих пор не дали исчерпывающего объяснения, как происходит запоминание, но известно, что полученные знания откладываются в памяти в определенном порядке.

При повреждении мозга (травма или кровоизлияние) человек может частично потерять память. Например, забыть слова, но помнить цифры и пользоваться ими.

Человеческая память хранит все: движения, чувства, образы, слова. Соответственно память бывает по своим видам двига­тельная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Научившись ходить, бегать, плавать, ездить на велосипеде, писать, играть в футбол или тен­нис, мы, как правило, навсегда сохраняем эти навыки благодаря двигательной памяти. Иначе нам бы пришлось каждый день за­ново учиться ходить, делать то или иное движение. Люди с хо­рошей двигательной памятью обычно ловкие, умелые, они от­лично справляются с любой ручной работой. О таких людях говорят: золотые руки, или «мастер на все руки».

Не менее важное значение имеет эмоциональная память, мы очень долго храним в памяти свои переживания как веселые, так и грустные. Помня свои переживания, мы стремимся туда, где нам было хорошо и приятно, и стараемся избегать ситуаций, в которых мы испытывали страх и горе.

Образная память — это представление о ранее воспринятых людях, явлениях, предметах, картинах жизни, а также звуках, запахах, вкусе чего-либо, ощущениях, связанных с прикоснове­ниями. В повседневной жизни человек пользуется зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и осязательной памятью.

Благодаря зрительной памяти мы можем вспомнить лицо ма­тери, отца, сияние солнца или свет луны, вид теплохода или самолета, школы или своего дома.

Слуховая память сохраняет разные звуки: журчание воды, вытекающей из крана, трели соловья, зуд комара, лай собаки, шум моря.

Обонятельная память дает нам возможность помнить запахи розы, духов, нашатырного спирта, свежей травы, чеснока, мандарина.


Мы, наверное, всю жизнь будем помнить вкус лимона, ябло­ка, растительного масла, шоколада, свежего хлеба, кофе, молока.

Осязательная память хранит ощущение тепла и холода, не­приятные ощущения укола, тесной обуви и т.д.

Все описанные виды памяти являются общими для человека и животных. Словесно-логической памятью обладает только человек. Содержанием словесно-логической памяти являются нашимысли. Мысли не возможны без языка, без слов. Поэтому словесно-логическая память играет важную роль в усвоении зна­ний. Именно с ее помощью вы заучиваете то, что задают вам учителя. Однако если вы повторяете не задумываясь и не пони­мая, то говорят о механической памяти или зубрежке. К сожале­нию, очень часто, готовя уроки, вы заучиваете какой-либо мате­риал без его осмысления. Именно так вы запоминаете иностран­ные слова, исторические даты, географические названия. Но если вы прослеживаете связь между словами по смыслу или по форме осмысливаете факты, события, которые стоят за каждой датой, разбираетесь в происхождении названий — с чем или с кем они связаны и т.д., то вы используете смысловую и логическую па­мять Только сочетание осмысленного и механического запоми­нания дает хорошие результаты: вы прочно усваиваете матери­ал, надолго, может быть, навсегда.

Зубрить вредно, потому что таким образом полученные зна­ния быстро исчезают из памяти.

Рациональнее учить уроки осмысленно: составить план от­вета, стараться подбирать свои слова для выражения мыс­лей, а не заучивать текст учебника дословно, пользоваться дополнительной литературой. Усилий для этого требуется больше, но результат получается отличный. Для лучшего за­поминания необходимо повторять материал. Чем больше по­вторяешь, тем лучше запомнишь. Не зря говорят: «Повторе­ние — мать учения». Такое целенаправленное запоминание называют еще произвольным, так как человек заставляет себя делать это с помощью воли. В тех же случаях, когда запоми­нание происходит само собой, то гоеорят о непроизвольном запоминании. Действительно, очень многое мы запоминаем без специальных усилий. Например, если вы подумаете о том, что произошло вчера, то наверняка многое вспомните, а ведь вы не ставили перед собой цель —?апомнить События за­фиксировались в памяти помимо вашей воли — произошло непроизвольное запоминание. В процессе запоминания, как правило, участвует несколько видов памяти, чем их больше, тем результативнее запоминание.

Другой тип запоминания — ассоциативный. Когда вы испы­тываете какое-нибудь переживание, это обычно сопровождается еще другим впечатлением. Происходит связывание или ассоции­рование, и когда вы вспоминаете одно событие, то в памяти всплывает и другое.

После запоминания необходимо в течение какого-то времени сохранить информацию. Насколько хорошо она сохранится, за­висит от многих причин: как давно произошло событие, как час­то мы вспоминаем об этом, как много других событий произош­ло после этого, есть ли у нас какие-либо записи или фотографии о происшедшем.


Память зависит не только от яркости, необычности представ­лений — этот процесс гораздо сложнее. Большое влияние оказы­вает на память отношение человека к тому, что он запоминает. Лучше запоминается то, что вызывает у нас какие-либо чувства, связано с нашими интересами и желаниями.

Интересно, что незавершенные дела сохраняются в памяти намного прочнее, чем завершенные. Психологи объясняют это тем, что если действие не завершено, то внутреннее напряже­ние у человека не снижается и забывание происходит медленнее.

Известный немецкий психолог Курт Левин писал, что про­стые действия не прерываются, а только останавливаются. В простых действиях память не участвует и их прекращение не вызывает у человека никакого напряжения. Когда человек нани­зывает бусы, то такая работа не будет помниться долго, когда бы ее не прервали. Однако как только человек узнает, что ему надо не просто нанизать бусы, а нанизать 300 бусин, то все изменяется. Память сразу «включается» в работу и начинает «считать». Если эту работу прервать, то останется напряжение, которое запомнится надолго.

В то же время завершенное действие подвергается забыванию быстрее, если оно потеряло значимость. Совершенно не запоминается безразличный и неинтересный материал. Память особенно тщательно сохраняет то, что важно, и отбрасывает то, что не нужно. Ненужная информация как бы «проскальзывает» через «сито» памяти, в котором застревает только необходимое.

Как вы думаете, что легче запомнить — приятное или непри­ятное?

Ученые долго искали ответ на этот вопрос и установили, что легко забываются приятные и неприятные события, если они потеряли свою значимость и не ассоциируются с сегодняшними интересами, а также с перспективами на будущее. И, наоборот, мы можем долго помнить как приятные события, так и неприят­ные, если они связаны с нашей сегодняшней жизнью и с наши­ми будущими делами.

При запоминании приятного и неприятного многое зависит от индивидуальных склонностей. Если вы заметили, что ваша па­мять всегда лучше сохраняет неприятные факты, события, пере­живания, страхи и тревоги, то это значит, что у вас есть тяга к запоминанию всего со знаком «минус», положительные события вы легко забываете. Если вам это не нравится — измените себя. Чтобы научиться помнить приятное, надо работать над своей памятью, проявлять волю, сосредоточиваться на приятном и за­бывать неприятное, т.е. сделать запоминание приятного целе­направленным процессом.

Память также зависит от того, что нам больше нравится де­лать. Если у человека есть любимые дела, то они требуют мень­ше усилий, и все, что связано с ними, запоминается очень легко.

О сохранении информации и ее видоизменении можно судить по двум другим процессам памяти — узнаванию и воспроизве­дению. Узнавание какого-либо объекта происходит в тот момент, когда мы его видим повторно и вольно или невольно относим к какой-либо категории. Увидев в небе движущуюся точку, чело­век отмечает про себя: это птица или самолет. Узнавание быва­ет полное и точное, когда мы вспоминаем все, что было связано с данным объектом, и неполное, когда мы не можем узнать объ­ект, но твердо уверены, что он нам знаком.

Воспроизведение ранее запомненного происходит вне объекта, о котором надо вспомнить. Процесс воспроизведения труднее, чем процесс узнавания. Так ученику легче узнать текст при повторном чтении, чем воспроизвести его (пересказать), не заглядывая в кни­гу. Воспроизведение может быть произвольным и непроизволь­ным. При произвольном воспроизведении человек специально ста­вит себе цель вспомнить материал как можно полнее и точнее. Непроизвольное воспроизведение в отличие от произвольного не требует никаких усилий. В нашей памяти внезапно всплывают об­раз человека, какие-то эпизоды из жизни и другая информация. Ни один человек не может точно знать, сколько он помнит. Попробуйте закрыть глаза и вспомнить все, что вы видели когда бы то ни было, — людей, дома, улицы, предметы, слова и формулы, которые вы учили. Кажется, что этому нет конца.

Если человек не может ни узнать, ни воспроизвести ранее усвоенный материал или допускает при этом ошибки, то говорят о забывании. В процессе забывания материал схематизируется, исчезают его отдельные части, он становится блеклым и рас­плывчатым. Исследования немецкого психолога Германа Эббин-гауза показали, что наибольшая потеря материала происходит сразу после заучивания, а в дальнейшем процесс забывания за­медляется. Для предотвращения забывания необходимо повто­рение. Помните поговорку: «Повторение — мать учения»? Первое повторение следует сделать через 15—20 мин после заучива­ния, второе — через 9 часов, а третье — через 24 часа. Забыва­ние протекает быстрее, если материал непонятен, труден или неинтересен.

Память каждого человека имеет свои особенности. У одних лучше развита образная и зрительная память, для запоминания им непременно нужно увидеть (прочитать); у других — слухо­вая, они прекрасно запоминают «с голоса»; третьим необходимо делать записи, чтобы запомнить. Кстати, многие пишут шпар­галки именно с этой целью.

Прекрасная зрительная память была у Пушкина. Он мог за­помнить наизусть большое стихотворение, прочитав его 2 раза. Наполеон помнил своих солдат по именам. Феноменальной слу­ховой и музыкальной памятью обладал Моцарт. Он запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослуши­вания. Шахматист А.Алехин мог играть «вслепую» с 40 про­тивниками.

В научной литературе описан редкий случай, когда неграмот­ная женщина, заболев, в бреду читала наизусть большие отрыв­ки из книг на древнегреческом и древнееврейском языках. Сама больная, придя в себя, ничего толком объяснить не могла. Ока­залось, что в прошлом она была служанкой у пастора, который имел привычку читать вслух книги на этих языках. Отдельные фрагменты из того, что он читал, непроизвольно запечатлелись в памяти женщины и столь же непроизвольно были воспроизведе­ны в состоянии бреда.

Этот редкий случай помогает лучше понять природу памяти.

С процессом забывания вы сталкиваетесь почти ежедневно, когда не можете вспомнить стихотворение или правило, когда не знаете, где ваша книга, ручка, ключи и т.д.

В 1885 г. Эббингауз построил кривую забывания и выясни­лось, что при механическом запоминании и воспроизведении не­осмысленного материала через час забывается 50%. Осмыслен­ный материал сохраняется значительно дольше, но если его вре­мя от времени не повторять он также будет забыт. Смысловая память хранит примерно в 25 раз больше информации, чем ме­ханическая.

Но неверно думать, что запоминание всегда полезно. Мы запоминаем иной раз много совсем ненужных пустяков, что в конце концов могло бы загромоздить нашу память, если бы вскоре не забывалось. Забывание спасает нас и от неприят­ных воспоминаний и — что еще важнее — помогает нам, отвлекаясь от деталей, сохранять самые основные, обобщен­ные понятия и выводы. Мы можем по-своему осмыслить и пересказать прочитанное именно потому, что не в состоянии все запомнить дословно.

В медицинской литературе описан человек с огромным объе­мом памяти. Он находился в психиатрической больнице. Память этого больного хранила невероятное количество информации, но он не мог выразить ни одной собственной мысли — их у него не было. Он дословно воспроизводил прочитанные ему несколь­ко дней назад большие газетные статьи, смысла которых не по­нимал, и в то же время не мог пересказать своими словами даже простое предложение.

Иногда у людей могут быть провалы в памяти, связанные с болезнью, преклонным возрастом или травмой, вследствие чего они перестают узнавать хорошо им известные предметы. Но, прикоснувшись к ним, они их узнают, потому что сознание не зависит от запасов зрительной памяти. Бывает и более глубокая потеря памяти.

Время от времени в газетах появляются сообщения о людях, которые забыли, кто они, не помнят ничего и никого из своего прошлого, даже свое имя. Мы говорим, что такие люди страдают амнезией.

При амнезии человек полностью теряет память. Амнезия бы­вает временная и постоянная. Причиной, вызвавшей амнезию, может быть сильное волнение, вследствие чего человек забыва­ет определенные вещи, которые он подсознательно не желает вспомнить. Есть и другая форма амнезии, когда человек пытает­ся сознательно вычеркнуть из памяти очень неприятный эпизод из своей личной жизни. В таких случаях память восстанавлива­ется — человек все вспоминает.

Амнезия может наступить в результате травмы головы. Чело­век не помнит ни самого несчастного случая, ни всех событий, предшествовавших ему. Но в остальном он сохраняет способ­ность заниматься повседневными делами и понимает все, что происходит вокруг него. Если нет какого-либо очень серьезного повреждения головного мозга, через определенное время память обычно возвращается.

Память, данная от природы, не есть что-то постоянное, под влиянием условий она развивается и изменяется. Память мож­но и нужно специально тренировать. Для этого имеются различ­ные упражнения

Память — это прежде всего работа. Все процессы памяти активно участвуют в переработке, отборе, систематизации, обоб­щении всего того, что вы ощущаете, воспринимаете, о чем думаете и мечтаете. Чем старше вы становитесь, тем больше требований предъявляется к вашей памяти. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед вами, является совершенствование памя­ти. Вы можете овладеть специальными приемами, которые по­зволяют улучшить память, сделать ее более гибкой и долго­временной. А это станет возможным, если вы будете уделять специальное внимание образам предметов, явлений, людей, ко­торые возникают у вас, чтобы сделать их более четкими, ярки­ми, конкретными. Эти образы — ваши представления. Они со­ставляют строительный материал, который «укладывает» в свои ячейки память. Если эти. образы не четки, расплываются, не верны, то вы не сможете правильно ориентироваться в окружа­ющем мире.

Сравните свои представления о хорошо знакомых людях, на­пример, об учителях, одноклассниках с представлениями о них ваших товарищей. Вы увидите, что они могут совпадать, но иногда очень сильно отличаются по яркости, полноте, отчетливости.

Может быть, вы устали от наших объяснений и перелистыва­ете страницы в поисках материала, который подскажет, как улуч­шить свою память. Тогда вы должны внимательно прочитать этот раздел.

Однако если вы думаете, что ваша память улучшится сразу после прочтения наших советов, то вы заблуждаетесь. Не на­дейтесь на легкую победу — «научить» свою память непросто. Для этого вы должны постигнуть основные законы запомина­ния, ведь именно с запоминания начинаются все процессы памяти.

Отметьте для себя, что прежде всего непроизвольно, т.е. без усилий воли запоминается тот материал, который непосредственно связан с содержанием учебной деятельности. Запомина­ние происходит легко, если при выполнении домашнего задания вы поставите цель — усвоить материал, именно усвоить, а не механически запомнить, тогда самое главное и существенное запомнится безо всяких усилий. Чтобы облегчить запоминание, необходимо постоянно поддерживать интерес к тем предметам, которыми вы занимаетесь в школе и дома: работать с разнооб­разным материалом, связывать изучаемое с будущими профес­сиональными намерениями.

Этот путь развития памяти не единственный. Хороший эф­фект дает произвольное запоминание, т.е. когда поставлена специ­альная задача — запомнить материал на определенный отрезок времени. Психологи называют это «установкой на длительность запоминания». Оказывается, наша память способна «удерживать» знания ровно на столько, на сколько вы задумали — на день, на полгода, навсегда.

Сравните оба приема и увидите, что польза есть от обоих, несмотря на их противоположность. Если в первом случае запо­минание происходит само собой, а значение имеет лишь то, на­сколько вы увлечены материалом, то во втором — вы уже сами регулируете запоминание материала, заставляя память подчи­няться вашим командам.

Чтобы овладеть этими приемами, вы должны в них хорошо разобраться. Для вас очень важно научиться ставить перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Прежде чем при­ступить к заучиванию, вспомните, что от вас требует учитель — запомнить дословно или передать смысл, запомнить весь мате­риал последовательно или выборочно. Учитесь заставлять себя запоминать на долгое время.

Как вы думаете, что легче запомнить — простой материал или сложный?

Мы почти уверены, что вы ответите: «Конечно, простой». Но здесь вы допускаете ошибку. Давайте поразмышляем. Вы навер­няка согласитесь, что при запоминании сложного материала вы действуете намного активнее: заставляете себя думать, выде­лять существенное, стараетесь связать отдельные части в еди­ное целое. Теперь можете сделать вывод: сложный материал требует не механического, а осмысленного запоминания, осно­ванного на понимании логических связей между его частями. Тогда он запоминается легче и прочнее.

Одним из самых простых приемов, облегчающих запомина­ние — выделение в изучаемом материале главных мыслей и фик­сирование их в виде плана. Важно, чтобы в плане весь материал был отражен правильно, последовательно, полно. Когда вам при­дется отвечать на уроке, план будет «стягивать» материал, об­легчая процесс воспроизведения того, что вы выучили, запомнили.

Психологи установили, что ученики, которые при подготовке уроков составляют план, имеют более прочные знания. Прове­ряя память учащихся через 9 дней после заучивания, выяснили, что те, кто использует план, вспомнили 75% материала, осталь­ные — только 55%.

Научившись составлять план по разным предметам, вы вско­ре заметите, что уже овладели умением правильно готовить уроки, стали последовательнее, аккуратнее, ответственнее при выпол­нении любых заданий.

Постепенно эти качества укоренятся и станут неотъемлемой частью вашей личности. Благодаря умению учиться вы сумеете завоевать непререкаемый авторитет среди товарищей. Ведь чем старше вы становитесь, тем больше ценятся качества вашего ума. Даже в личных отношениях молодых людей и девушек ум очень ценится. Далеко не все решает длина ног или ширина плеч. Многие снисходительно относятся к внешним данным, но не терпят дураков.

Эффективный прием запоминания — сравнение. Умение срав­нивать материал с уже известным, находить сходство и разли­чие поможет вам лучше его запомнить.

Вы уже, наверное, ждете, когда мы начнем рассказывать о самом известном приеме запоминания — повторении. Вы, ко­нечно, правы. Повторение действительно очень важно. Но повто­рение должно быть активным и разнообразным. Если повторяя, вы не осмысливаете и не обдумываете материал, то результат будет невелик. Механическое повторение даже после пятикрат­ного прочтения не поможет вам воспроизвести заучиваемый текст или правило.

Очень важен способ повторения. Психологи различают кон­центрированное и распределенное повторение материала. При концентрированном повторении материал заучивается сразу, з один прием, без перерыва. Например, чтобы выучить стихо­творение, вы можете 12—15 раз читать его подряд до тех пор, пока не запомните. Лучший результат дает распределенное по­вторение, когда вы повторяете материал через какое-то время.

Эксперименты с учениками 5—6 классов подтвердили, что распределенное повторение гораздо эффективнее. При концент­рированном способе ученикам потребовалось 24 повторения, что­бы выучить стихотворение, а при распределенном — только 10. Поэтому мы советуем вам пользоваться распределенным повто­рением. Для этого лучше начать готовиться в тот же день, когда вы получили задание.

Просмотрите учебник и убедитесь, что все понятно. Выдели­те в этом материале главные мысли и попробуйте хотя бы один раз пересказать. Вы сразу поймете, что требует дополнительно­го повторения. Оставьте эту работу и вернитесь к ней накануне того дня, когда должен быть приготовлен урок, и повторите то, что не запомнили в первый раз. Психологи считают такую под­готовку уроков самой экономичной. При распределенном спосо­бе повторения времени требуется в 2 раза меньше, чем при концентрированном.

Правда, таким способом лучше всего учить те уроки, которые бывают не каждый день, а 2—3 раза в неделю. Если вы должны готовиться каждый день, то такой способ малоприемлем. В этом случае придется учить концентрированно. Однако и здесь можно распределить повторение сложного материала, изменяя цель повторе­ния. Первое чтение — это ознакомление с материалом. Задача запом­нить не ставится. При втором чтении вы должны хорошо понять материал. Цель третьего чтения — запомнить. Четвертое чте­ние — контрольное, вы можете проверить себя — все ли запомнили.

Эти способы рекомендуются для заучивания сложного материа­ла. Если материал легкий, то понимание и запоминание происходит одновременно, при первом чтении. В этом случае следует чи­тать медленнее. Второе чтение, быстрое, становится контрольным.

Вы скажете, что каждый день необходимо готовить не один урок, а несколько. Для облегчения своей работы воспользуйтесь нашим советом. Если вам надо учить историю, литературу, ма­тематику, то лучше это делать в такой последовательности: ис­тория, математика, литература. Дело в том, что при изучении сходных предметов забывание наступает гораздо быстрее.

Если вы хотите хорошо усвоить материал, то должны следить не только за его восприятием, но и за воспроизведением. Луч­ший способ — рассказать сложный материал вслух. Старайтесь делать это постоянно.

Вполне возможно, что вам больше нравится рассказывать «про себя», так как это значительно легче, ведь вы многое пропускае­те — внутренняя речь является более свернутой и краткой. Рас­сказывая вслух, вы сразу заметите, что пропустили, где ошиб­лись, как осмыслили материал.

При устном воспроизведении вы контролируете себя, вклю­чаете «счетчик». Кроме того, воспроизводя заданный материал «про себя», вы часто заглядываете в учебник или тетрадь. Это укрепляет ваши иллюзии, что вы хорошо выучили.

Большие трудности вы испытываете при заучивании длинных стихотворений. Чтобы облегчить вашу работу, ученые из инсти­тута психологии предлагают вам следующие советы.

Стихотворение надо учить целиком. Лучше начинать учить его за 2—3 дня д>"> того срока, к которому оно должно быть выучено; но если стихотворение надо выучить к завтрашнему дню, то приготовление уроков начните с него.

1. Прочитайте стихотворение вслух: первый раз — тихо, вто­
рой — громко. Выясните все непонятные слова и обороты. Про­
читайте третий раз — громко и выразительно.

Каждый раз, читая стихотворение, вы должны знать, что чи­таете именно для того, чтобы запомнить. Уже при втором про­чтении надо пытаться уловить мелодию, ритм стихотворения.

2. Сделайте 2-минутный перерыв. Повторите стихотворение вслух 2—3 раза, при необходимости заглядывая в текст. Между повторениями делайте небольшие паузы. Попытайтесь предста­вить себе описываемые в стихотворении события, образы, кар­
тины или его настроение,

3 Спустя несколько часов повторите стихотворение вслух 2—3 раза, не заглядывая в текст и отмечая в памяти плохо выученные места. После этого еще раз прочтите текст, обращая внимание на интонацию.

4. Даже если стихотворение выучено полностью, перед сном повторите его еще раз.

5. Утром следующего дня сначала посмотрите текст стихо­творения, а потом прочитайте его по памяти.

6. Очень длинные стихи следует учить по частям, но заучива­ние каждой части начинайте с повторения конца предыдущей.

Практическая работа МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ







Date: 2015-10-18; view: 2468; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию