Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выберите правильный ответ. 1.Вы получаете сведения об окружающем мире благодаря тому, что
1. Вы получаете сведения об окружающем мире благодаря а) прочли в книгах; б) вам рассказали взрослые; в) у вас есть органы чувств; 2. Восприятие предметов зависит: а) от опыта и знаний человека; б) от качества его ощущений; в) от окружающих условий; г).все ответы верны. 3. Константность проявляется в том, что (а) мы воспринимаем предметы окружающего мира как относительно постоянные; б) воспринимаемые предметы зависят от окружающих ус в) человек способен ориентироваться в окружающем мире. 4. Восприятие и движение: (а) связаны между собой определенным образом; б) не зависят друг от друга; (1Г))невсзможны друг без друга. 5. Иллюзии восприятия это: а) обман зрения; б) фокусы художников; \в) особенности восприятия человека. 6. Как организовать экскурсию старших дошкольников в парк а) привести детей в парк и организовать подвижную игру; б) прочитать предварительно стихотворение Пушкина в) предварительно объяснить детям, что они должны заме г) заранее предупредить их, чтобы они внимательно рас д) перед экскурсией объяснить детям, на какие изменения е) предупредить, что после экскурсии они должны нарисо ж) предложить собрать опавшие листья и разложить их по 1. г 2. г. З.а. 4. в д, е. 5. г, д, ж
ЗАДАНИЯ 1 Опишите, из каких опгущений складывается образ восприятия: а) яблока; б) автомобиля; в) сосны. 2. Повторите опыт Гете. 3. Попробуйте скопировать поведение какого-нибудь известного артиста так, чтобы ваши друзья узнали его. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ветер Л.А. Развитие восприятия в онтогенезе // Хрестоматия по психологии. — М„ 1987. — С. 316—320. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988. Головаха Е.И., Кроник АЛ.. Психологическое время личности. — Киев, 1984. — С. 141—164. Грегори Р. Предметы и изображения // Хрестоматия по психологии. — М., 1987. — С. 189—194. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. 1. — С. 112—119. Зинченко В.П. 1 еоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования // Хрестоматия по психологии. — М., 1987. — С. 184—189. Леонов АЛ... Лебедев В.И. Влияние изоляции на психическое состояние человека // Хрестоматия по психологии. — М., 1987. — С. 175 —180. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т. 2. — С. 43—50. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. — М., 1987. Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. — М., 1990. — С. 209—227. Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. — М, 1985. — Т. 1. — С. 92—109. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. — М., 1975.
Глава 6 КАК МЫ ХРАНИМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ (о памяти) Все, что происходит с нами, все, что мы видим, говорим, слышим, может сохраняться долгое время. Внутренний мир человека наполнен образами тех людей, которые окружают его, героями прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, пережитых чувств. Трудно перечислить весь тот багаж, который содержится в человеческом «я» и помогает ему формулировать свои мысли, проявлять себя в своих поступках. С каждым годом, с каждым новым изучаемым предметом происходит дальнейшее совершенствование нашей личности, улучшается способность понимать себя и других, начинают складываться интересы, появляются желания, формируются идеалы. За хранение информации отвечает наша память. Память проявляется в способности запечатлевать, сохранять, а в нужный момент узнавать и воспроизводить то, что человек видел, слышал, о чем читал. Память — одно из самых широких психологических понятий. Не зря говорят: потерял память — потерял себя. Благодаря памяти происходит как бы соединение настоящего, прошлого и будущего. Именно память обеспечивает устойчивость личности, облегчает процесс обучения и развития. Самое короткое определение личности звучит так: личность — это память. Все знания, умения, навыки без памяти не нужны человеку, гак как он не смог бы ими воспользоваться. Известный советский психолог С.Л.Рубинштейн говорит, что наше прошлое было бы мертво для будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. Непрерывное учение (а учиться мы начинаем очень рано, еще в детском саду), которое позволяет нам стать более умными и более знающими, при отсутствии памяти, было бы невозможно. Память — это сложный процесс, он включает в себя такие подпроцессы, как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание. Каждый из них по-своему чрезвычайно важен и нарушение даже одного из них ведет к расстройству памяти в целом. Память бывает двух типов: кратковременная и долговременная Кратковременная память сохраняет информацию всего несколько минут. Без специального повторения эта информация забывается. Например, вам говорят номер телефона, а записать его невозможно. Через какое-то время вы его, как правило, не вспомните, если сразу же не повторили несколько раз. Объем кратковременной памяти равен объему внимания. Обычно человек запоминает лишь 3—5 последних единиц (цифры, документы, слова, предметы) из предъявленного материала. Долговременная память практически не имеет ограничений. Мы можем запомнить, сколько угодно информации, на какое угодно время. Просто чем больше нам надо запомнить, тем дольше придется учить В нашем мозгу есть центр памяти, своего рода архив, где хранится многообразная информация. Ученые до сих пор не дали исчерпывающего объяснения, как происходит запоминание, но известно, что полученные знания откладываются в памяти в определенном порядке. При повреждении мозга (травма или кровоизлияние) человек может частично потерять память. Например, забыть слова, но помнить цифры и пользоваться ими. Человеческая память хранит все: движения, чувства, образы, слова. Соответственно память бывает по своим видам двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Научившись ходить, бегать, плавать, ездить на велосипеде, писать, играть в футбол или теннис, мы, как правило, навсегда сохраняем эти навыки благодаря двигательной памяти. Иначе нам бы пришлось каждый день заново учиться ходить, делать то или иное движение. Люди с хорошей двигательной памятью обычно ловкие, умелые, они отлично справляются с любой ручной работой. О таких людях говорят: золотые руки, или «мастер на все руки». Не менее важное значение имеет эмоциональная память, мы очень долго храним в памяти свои переживания как веселые, так и грустные. Помня свои переживания, мы стремимся туда, где нам было хорошо и приятно, и стараемся избегать ситуаций, в которых мы испытывали страх и горе. Образная память — это представление о ранее воспринятых людях, явлениях, предметах, картинах жизни, а также звуках, запахах, вкусе чего-либо, ощущениях, связанных с прикосновениями. В повседневной жизни человек пользуется зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и осязательной памятью. Благодаря зрительной памяти мы можем вспомнить лицо матери, отца, сияние солнца или свет луны, вид теплохода или самолета, школы или своего дома. Слуховая память сохраняет разные звуки: журчание воды, вытекающей из крана, трели соловья, зуд комара, лай собаки, шум моря. Обонятельная память дает нам возможность помнить запахи розы, духов, нашатырного спирта, свежей травы, чеснока, мандарина. Мы, наверное, всю жизнь будем помнить вкус лимона, яблока, растительного масла, шоколада, свежего хлеба, кофе, молока. Осязательная память хранит ощущение тепла и холода, неприятные ощущения укола, тесной обуви и т.д. Все описанные виды памяти являются общими для человека и животных. Словесно-логической памятью обладает только человек. Содержанием словесно-логической памяти являются нашимысли. Мысли не возможны без языка, без слов. Поэтому словесно-логическая память играет важную роль в усвоении знаний. Именно с ее помощью вы заучиваете то, что задают вам учителя. Однако если вы повторяете не задумываясь и не понимая, то говорят о механической памяти или зубрежке. К сожалению, очень часто, готовя уроки, вы заучиваете какой-либо материал без его осмысления. Именно так вы запоминаете иностранные слова, исторические даты, географические названия. Но если вы прослеживаете связь между словами по смыслу или по форме осмысливаете факты, события, которые стоят за каждой датой, разбираетесь в происхождении названий — с чем или с кем они связаны и т.д., то вы используете смысловую и логическую память Только сочетание осмысленного и механического запоминания дает хорошие результаты: вы прочно усваиваете материал, надолго, может быть, навсегда. Зубрить вредно, потому что таким образом полученные знания быстро исчезают из памяти. Рациональнее учить уроки осмысленно: составить план ответа, стараться подбирать свои слова для выражения мыслей, а не заучивать текст учебника дословно, пользоваться дополнительной литературой. Усилий для этого требуется больше, но результат получается отличный. Для лучшего запоминания необходимо повторять материал. Чем больше повторяешь, тем лучше запомнишь. Не зря говорят: «Повторение — мать учения». Такое целенаправленное запоминание называют еще произвольным, так как человек заставляет себя делать это с помощью воли. В тех же случаях, когда запоминание происходит само собой, то гоеорят о непроизвольном запоминании. Действительно, очень многое мы запоминаем без специальных усилий. Например, если вы подумаете о том, что произошло вчера, то наверняка многое вспомните, а ведь вы не ставили перед собой цель —?апомнить События зафиксировались в памяти помимо вашей воли — произошло непроизвольное запоминание. В процессе запоминания, как правило, участвует несколько видов памяти, чем их больше, тем результативнее запоминание. Другой тип запоминания — ассоциативный. Когда вы испытываете какое-нибудь переживание, это обычно сопровождается еще другим впечатлением. Происходит связывание или ассоциирование, и когда вы вспоминаете одно событие, то в памяти всплывает и другое. После запоминания необходимо в течение какого-то времени сохранить информацию. Насколько хорошо она сохранится, зависит от многих причин: как давно произошло событие, как часто мы вспоминаем об этом, как много других событий произошло после этого, есть ли у нас какие-либо записи или фотографии о происшедшем. Память зависит не только от яркости, необычности представлений — этот процесс гораздо сложнее. Большое влияние оказывает на память отношение человека к тому, что он запоминает. Лучше запоминается то, что вызывает у нас какие-либо чувства, связано с нашими интересами и желаниями. Интересно, что незавершенные дела сохраняются в памяти намного прочнее, чем завершенные. Психологи объясняют это тем, что если действие не завершено, то внутреннее напряжение у человека не снижается и забывание происходит медленнее. Известный немецкий психолог Курт Левин писал, что простые действия не прерываются, а только останавливаются. В простых действиях память не участвует и их прекращение не вызывает у человека никакого напряжения. Когда человек нанизывает бусы, то такая работа не будет помниться долго, когда бы ее не прервали. Однако как только человек узнает, что ему надо не просто нанизать бусы, а нанизать 300 бусин, то все изменяется. Память сразу «включается» в работу и начинает «считать». Если эту работу прервать, то останется напряжение, которое запомнится надолго. В то же время завершенное действие подвергается забыванию быстрее, если оно потеряло значимость. Совершенно не запоминается безразличный и неинтересный материал. Память особенно тщательно сохраняет то, что важно, и отбрасывает то, что не нужно. Ненужная информация как бы «проскальзывает» через «сито» памяти, в котором застревает только необходимое. Как вы думаете, что легче запомнить — приятное или неприятное? Ученые долго искали ответ на этот вопрос и установили, что легко забываются приятные и неприятные события, если они потеряли свою значимость и не ассоциируются с сегодняшними интересами, а также с перспективами на будущее. И, наоборот, мы можем долго помнить как приятные события, так и неприятные, если они связаны с нашей сегодняшней жизнью и с нашими будущими делами. При запоминании приятного и неприятного многое зависит от индивидуальных склонностей. Если вы заметили, что ваша память всегда лучше сохраняет неприятные факты, события, переживания, страхи и тревоги, то это значит, что у вас есть тяга к запоминанию всего со знаком «минус», положительные события вы легко забываете. Если вам это не нравится — измените себя. Чтобы научиться помнить приятное, надо работать над своей памятью, проявлять волю, сосредоточиваться на приятном и забывать неприятное, т.е. сделать запоминание приятного целенаправленным процессом. Память также зависит от того, что нам больше нравится делать. Если у человека есть любимые дела, то они требуют меньше усилий, и все, что связано с ними, запоминается очень легко. О сохранении информации и ее видоизменении можно судить по двум другим процессам памяти — узнаванию и воспроизведению. Узнавание какого-либо объекта происходит в тот момент, когда мы его видим повторно и вольно или невольно относим к какой-либо категории. Увидев в небе движущуюся точку, человек отмечает про себя: это птица или самолет. Узнавание бывает полное и точное, когда мы вспоминаем все, что было связано с данным объектом, и неполное, когда мы не можем узнать объект, но твердо уверены, что он нам знаком. Воспроизведение ранее запомненного происходит вне объекта, о котором надо вспомнить. Процесс воспроизведения труднее, чем процесс узнавания. Так ученику легче узнать текст при повторном чтении, чем воспроизвести его (пересказать), не заглядывая в книгу. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. При произвольном воспроизведении человек специально ставит себе цель вспомнить материал как можно полнее и точнее. Непроизвольное воспроизведение в отличие от произвольного не требует никаких усилий. В нашей памяти внезапно всплывают образ человека, какие-то эпизоды из жизни и другая информация. Ни один человек не может точно знать, сколько он помнит. Попробуйте закрыть глаза и вспомнить все, что вы видели когда бы то ни было, — людей, дома, улицы, предметы, слова и формулы, которые вы учили. Кажется, что этому нет конца. Если человек не может ни узнать, ни воспроизвести ранее усвоенный материал или допускает при этом ошибки, то говорят о забывании. В процессе забывания материал схематизируется, исчезают его отдельные части, он становится блеклым и расплывчатым. Исследования немецкого психолога Германа Эббин-гауза показали, что наибольшая потеря материала происходит сразу после заучивания, а в дальнейшем процесс забывания замедляется. Для предотвращения забывания необходимо повторение. Помните поговорку: «Повторение — мать учения»? Первое повторение следует сделать через 15—20 мин после заучивания, второе — через 9 часов, а третье — через 24 часа. Забывание протекает быстрее, если материал непонятен, труден или неинтересен. Память каждого человека имеет свои особенности. У одних лучше развита образная и зрительная память, для запоминания им непременно нужно увидеть (прочитать); у других — слуховая, они прекрасно запоминают «с голоса»; третьим необходимо делать записи, чтобы запомнить. Кстати, многие пишут шпаргалки именно с этой целью. Прекрасная зрительная память была у Пушкина. Он мог запомнить наизусть большое стихотворение, прочитав его 2 раза. Наполеон помнил своих солдат по именам. Феноменальной слуховой и музыкальной памятью обладал Моцарт. Он запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Шахматист А.Алехин мог играть «вслепую» с 40 противниками. В научной литературе описан редкий случай, когда неграмотная женщина, заболев, в бреду читала наизусть большие отрывки из книг на древнегреческом и древнееврейском языках. Сама больная, придя в себя, ничего толком объяснить не могла. Оказалось, что в прошлом она была служанкой у пастора, который имел привычку читать вслух книги на этих языках. Отдельные фрагменты из того, что он читал, непроизвольно запечатлелись в памяти женщины и столь же непроизвольно были воспроизведены в состоянии бреда. Этот редкий случай помогает лучше понять природу памяти. С процессом забывания вы сталкиваетесь почти ежедневно, когда не можете вспомнить стихотворение или правило, когда не знаете, где ваша книга, ручка, ключи и т.д. В 1885 г. Эббингауз построил кривую забывания и выяснилось, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через час забывается 50%. Осмысленный материал сохраняется значительно дольше, но если его время от времени не повторять он также будет забыт. Смысловая память хранит примерно в 25 раз больше информации, чем механическая. Но неверно думать, что запоминание всегда полезно. Мы запоминаем иной раз много совсем ненужных пустяков, что в конце концов могло бы загромоздить нашу память, если бы вскоре не забывалось. Забывание спасает нас и от неприятных воспоминаний и — что еще важнее — помогает нам, отвлекаясь от деталей, сохранять самые основные, обобщенные понятия и выводы. Мы можем по-своему осмыслить и пересказать прочитанное именно потому, что не в состоянии все запомнить дословно. В медицинской литературе описан человек с огромным объемом памяти. Он находился в психиатрической больнице. Память этого больного хранила невероятное количество информации, но он не мог выразить ни одной собственной мысли — их у него не было. Он дословно воспроизводил прочитанные ему несколько дней назад большие газетные статьи, смысла которых не понимал, и в то же время не мог пересказать своими словами даже простое предложение. Иногда у людей могут быть провалы в памяти, связанные с болезнью, преклонным возрастом или травмой, вследствие чего они перестают узнавать хорошо им известные предметы. Но, прикоснувшись к ним, они их узнают, потому что сознание не зависит от запасов зрительной памяти. Бывает и более глубокая потеря памяти. Время от времени в газетах появляются сообщения о людях, которые забыли, кто они, не помнят ничего и никого из своего прошлого, даже свое имя. Мы говорим, что такие люди страдают амнезией. При амнезии человек полностью теряет память. Амнезия бывает временная и постоянная. Причиной, вызвавшей амнезию, может быть сильное волнение, вследствие чего человек забывает определенные вещи, которые он подсознательно не желает вспомнить. Есть и другая форма амнезии, когда человек пытается сознательно вычеркнуть из памяти очень неприятный эпизод из своей личной жизни. В таких случаях память восстанавливается — человек все вспоминает. Амнезия может наступить в результате травмы головы. Человек не помнит ни самого несчастного случая, ни всех событий, предшествовавших ему. Но в остальном он сохраняет способность заниматься повседневными делами и понимает все, что происходит вокруг него. Если нет какого-либо очень серьезного повреждения головного мозга, через определенное время память обычно возвращается. Память, данная от природы, не есть что-то постоянное, под влиянием условий она развивается и изменяется. Память можно и нужно специально тренировать. Для этого имеются различные упражнения Память — это прежде всего работа. Все процессы памяти активно участвуют в переработке, отборе, систематизации, обобщении всего того, что вы ощущаете, воспринимаете, о чем думаете и мечтаете. Чем старше вы становитесь, тем больше требований предъявляется к вашей памяти. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед вами, является совершенствование памяти. Вы можете овладеть специальными приемами, которые позволяют улучшить память, сделать ее более гибкой и долговременной. А это станет возможным, если вы будете уделять специальное внимание образам предметов, явлений, людей, которые возникают у вас, чтобы сделать их более четкими, яркими, конкретными. Эти образы — ваши представления. Они составляют строительный материал, который «укладывает» в свои ячейки память. Если эти. образы не четки, расплываются, не верны, то вы не сможете правильно ориентироваться в окружающем мире. Сравните свои представления о хорошо знакомых людях, например, об учителях, одноклассниках с представлениями о них ваших товарищей. Вы увидите, что они могут совпадать, но иногда очень сильно отличаются по яркости, полноте, отчетливости. Может быть, вы устали от наших объяснений и перелистываете страницы в поисках материала, который подскажет, как улучшить свою память. Тогда вы должны внимательно прочитать этот раздел. Однако если вы думаете, что ваша память улучшится сразу после прочтения наших советов, то вы заблуждаетесь. Не надейтесь на легкую победу — «научить» свою память непросто. Для этого вы должны постигнуть основные законы запоминания, ведь именно с запоминания начинаются все процессы памяти. Отметьте для себя, что прежде всего непроизвольно, т.е. без усилий воли запоминается тот материал, который непосредственно связан с содержанием учебной деятельности. Запоминание происходит легко, если при выполнении домашнего задания вы поставите цель — усвоить материал, именно усвоить, а не механически запомнить, тогда самое главное и существенное запомнится безо всяких усилий. Чтобы облегчить запоминание, необходимо постоянно поддерживать интерес к тем предметам, которыми вы занимаетесь в школе и дома: работать с разнообразным материалом, связывать изучаемое с будущими профессиональными намерениями. Этот путь развития памяти не единственный. Хороший эффект дает произвольное запоминание, т.е. когда поставлена специальная задача — запомнить материал на определенный отрезок времени. Психологи называют это «установкой на длительность запоминания». Оказывается, наша память способна «удерживать» знания ровно на столько, на сколько вы задумали — на день, на полгода, навсегда. Сравните оба приема и увидите, что польза есть от обоих, несмотря на их противоположность. Если в первом случае запоминание происходит само собой, а значение имеет лишь то, насколько вы увлечены материалом, то во втором — вы уже сами регулируете запоминание материала, заставляя память подчиняться вашим командам. Чтобы овладеть этими приемами, вы должны в них хорошо разобраться. Для вас очень важно научиться ставить перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Прежде чем приступить к заучиванию, вспомните, что от вас требует учитель — запомнить дословно или передать смысл, запомнить весь материал последовательно или выборочно. Учитесь заставлять себя запоминать на долгое время. Как вы думаете, что легче запомнить — простой материал или сложный? Мы почти уверены, что вы ответите: «Конечно, простой». Но здесь вы допускаете ошибку. Давайте поразмышляем. Вы наверняка согласитесь, что при запоминании сложного материала вы действуете намного активнее: заставляете себя думать, выделять существенное, стараетесь связать отдельные части в единое целое. Теперь можете сделать вывод: сложный материал требует не механического, а осмысленного запоминания, основанного на понимании логических связей между его частями. Тогда он запоминается легче и прочнее. Одним из самых простых приемов, облегчающих запоминание — выделение в изучаемом материале главных мыслей и фиксирование их в виде плана. Важно, чтобы в плане весь материал был отражен правильно, последовательно, полно. Когда вам придется отвечать на уроке, план будет «стягивать» материал, облегчая процесс воспроизведения того, что вы выучили, запомнили. Психологи установили, что ученики, которые при подготовке уроков составляют план, имеют более прочные знания. Проверяя память учащихся через 9 дней после заучивания, выяснили, что те, кто использует план, вспомнили 75% материала, остальные — только 55%. Научившись составлять план по разным предметам, вы вскоре заметите, что уже овладели умением правильно готовить уроки, стали последовательнее, аккуратнее, ответственнее при выполнении любых заданий. Постепенно эти качества укоренятся и станут неотъемлемой частью вашей личности. Благодаря умению учиться вы сумеете завоевать непререкаемый авторитет среди товарищей. Ведь чем старше вы становитесь, тем больше ценятся качества вашего ума. Даже в личных отношениях молодых людей и девушек ум очень ценится. Далеко не все решает длина ног или ширина плеч. Многие снисходительно относятся к внешним данным, но не терпят дураков. Эффективный прием запоминания — сравнение. Умение сравнивать материал с уже известным, находить сходство и различие поможет вам лучше его запомнить. Вы уже, наверное, ждете, когда мы начнем рассказывать о самом известном приеме запоминания — повторении. Вы, конечно, правы. Повторение действительно очень важно. Но повторение должно быть активным и разнообразным. Если повторяя, вы не осмысливаете и не обдумываете материал, то результат будет невелик. Механическое повторение даже после пятикратного прочтения не поможет вам воспроизвести заучиваемый текст или правило. Очень важен способ повторения. Психологи различают концентрированное и распределенное повторение материала. При концентрированном повторении материал заучивается сразу, з один прием, без перерыва. Например, чтобы выучить стихотворение, вы можете 12—15 раз читать его подряд до тех пор, пока не запомните. Лучший результат дает распределенное повторение, когда вы повторяете материал через какое-то время. Эксперименты с учениками 5—6 классов подтвердили, что распределенное повторение гораздо эффективнее. При концентрированном способе ученикам потребовалось 24 повторения, чтобы выучить стихотворение, а при распределенном — только 10. Поэтому мы советуем вам пользоваться распределенным повторением. Для этого лучше начать готовиться в тот же день, когда вы получили задание. Просмотрите учебник и убедитесь, что все понятно. Выделите в этом материале главные мысли и попробуйте хотя бы один раз пересказать. Вы сразу поймете, что требует дополнительного повторения. Оставьте эту работу и вернитесь к ней накануне того дня, когда должен быть приготовлен урок, и повторите то, что не запомнили в первый раз. Психологи считают такую подготовку уроков самой экономичной. При распределенном способе повторения времени требуется в 2 раза меньше, чем при концентрированном. Правда, таким способом лучше всего учить те уроки, которые бывают не каждый день, а 2—3 раза в неделю. Если вы должны готовиться каждый день, то такой способ малоприемлем. В этом случае придется учить концентрированно. Однако и здесь можно распределить повторение сложного материала, изменяя цель повторения. Первое чтение — это ознакомление с материалом. Задача запомнить не ставится. При втором чтении вы должны хорошо понять материал. Цель третьего чтения — запомнить. Четвертое чтение — контрольное, вы можете проверить себя — все ли запомнили. Эти способы рекомендуются для заучивания сложного материала. Если материал легкий, то понимание и запоминание происходит одновременно, при первом чтении. В этом случае следует читать медленнее. Второе чтение, быстрое, становится контрольным. Вы скажете, что каждый день необходимо готовить не один урок, а несколько. Для облегчения своей работы воспользуйтесь нашим советом. Если вам надо учить историю, литературу, математику, то лучше это делать в такой последовательности: история, математика, литература. Дело в том, что при изучении сходных предметов забывание наступает гораздо быстрее. Если вы хотите хорошо усвоить материал, то должны следить не только за его восприятием, но и за воспроизведением. Лучший способ — рассказать сложный материал вслух. Старайтесь делать это постоянно. Вполне возможно, что вам больше нравится рассказывать «про себя», так как это значительно легче, ведь вы многое пропускаете — внутренняя речь является более свернутой и краткой. Рассказывая вслух, вы сразу заметите, что пропустили, где ошиблись, как осмыслили материал. При устном воспроизведении вы контролируете себя, включаете «счетчик». Кроме того, воспроизводя заданный материал «про себя», вы часто заглядываете в учебник или тетрадь. Это укрепляет ваши иллюзии, что вы хорошо выучили. Большие трудности вы испытываете при заучивании длинных стихотворений. Чтобы облегчить вашу работу, ученые из института психологии предлагают вам следующие советы. Стихотворение надо учить целиком. Лучше начинать учить его за 2—3 дня д>"> того срока, к которому оно должно быть выучено; но если стихотворение надо выучить к завтрашнему дню, то приготовление уроков начните с него. 1. Прочитайте стихотворение вслух: первый раз — тихо, вто Каждый раз, читая стихотворение, вы должны знать, что читаете именно для того, чтобы запомнить. Уже при втором прочтении надо пытаться уловить мелодию, ритм стихотворения. 2. Сделайте 2-минутный перерыв. Повторите стихотворение вслух 2—3 раза, при необходимости заглядывая в текст. Между повторениями делайте небольшие паузы. Попытайтесь представить себе описываемые в стихотворении события, образы, кар 3 Спустя несколько часов повторите стихотворение вслух 2—3 раза, не заглядывая в текст и отмечая в памяти плохо выученные места. После этого еще раз прочтите текст, обращая внимание на интонацию. 4. Даже если стихотворение выучено полностью, перед сном повторите его еще раз. 5. Утром следующего дня сначала посмотрите текст стихотворения, а потом прочитайте его по памяти. 6. Очень длинные стихи следует учить по частям, но заучивание каждой части начинайте с повторения конца предыдущей. Практическая работа МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ Date: 2015-10-18; view: 2468; Нарушение авторских прав |