Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я серия.Испытуемый должен показать красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1)
3-я серия. Испытуемому предлагают показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные в убывающем. Протоколист фиксирует время выполнения и серию задания, отмечает ошибки. На основании записей протоколиста время выполнения задания и ошибки оформляются следующим образом:
Время выполнения заданий 3-й серии и первых двух не равно, хотя, казалось бы, виды работы одни и те же. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания испытуемого. Чтобы исследовать особенности переключения внимания другим способом, необходимо заранее подготовить тексты газетных статей. Испытуемый вычерчивает на двух строчках буквы, например, с и б, на третьей — буквы о и ш, затем снова с и б на двух строчках, о и ш — на одной строчке. Так он работает в течение 9 мин, закрывая обработанную часть. Для обработки данных выполненного задания подсчитывается, сколько раз испытуемый ошибся во время эксперимента. Ошибки на переключение могут быть разного типа: а) повтор строки (т.е испытуемый вычеркивал буквы с и б не на двух строках, а на трех; вместо того чтобы на одной строке вычеркивать о и ш, вычеркивал их на двух);
б) пропуск строки (вместо вычеркивания с и б на двух строках вычеркивал только на одной, или пропускал строки с вычеркиванием о и ш, или ничего не вычеркивал). Все эти ошибки суммируются. Подсчитывайте я ошибки переключения по формуле: С = 100% А I В, где С — ошибки переключения (в %); А — количество строк, неправильно обработанных; В — общее количество строк. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ Упражнение 1. «КТО БЫСТРЕЕ?» 1) Учащиеся должны быстро и точно вычеркнуть в предложенном тексте часто встречающуюся букву, например о или е. Количество допущенных ошибок делится на количество просмотренных букв, умножается на 100. 2) Для тренировки переключения и распределения внимания задание следует изменить: зачеркивать одну букву вертикаль Цель такой тренировки выработать привычные, доведенные до автоматизма действия, подчиненные определенной задаче. Примечание для школьного психолога, учителя: Время заданий варьируется в зависимости от возраста (младшим школьникам — до 15 мин, подросткам — до 30 мин). Упражнение 2. «НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ» Ученикам предлагается по памяти подробно описать школьный двор или путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Младшие школьники делают это устно, дополняют рассказы друг друга, называя пропущенные детали. Старшие пишут, а затем сравнивают свои описания между собой и с реальной действительностью. При выполнении работы выявляются связи вни мания и зрительной памяти. Упражнение 3. «КОРРЕКТУРА» Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки фломастером. Затем он передает лист другому ученику, который исправляет оставленные ошибки фломастером другого цвета Возможно проведение соревнований по парам. Упражнение 4. «ПАЛЬЦЫ* Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы рук, положенных на колени, оставив большие пальцы свободными. По команде «начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «стоп» прекратить упражнение. Длительность 5— 15 мин. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличение или отчуждение пальцев, изменение направлзния их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения Упражнение 5. «КОНЦЕНТРАЦИЯ» Концентрация может производиться на внешних материальных объектах, на органах тела или на мыслях. Можно завести будильник и задать время концентрации от J мин до 30 мин на каждое упражнение. Итак, задайте время. Примите удобную позу. Расслабьте мышцы, выберите объект концентрации. Если заметите, что ваша мысль начинает переключаться с одного объекта на другой, не одергивайте себя, не встряхивайте головой. Наблюдайте, как мысль уходит в сторону, а потом мягко верните ее к объекту концентрации. Постарайтесь, чтобы в течение заданного времени мысль уходила в сторону не более 3 раз. Упражнение 6. «МУХА» Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточном игровым полем 3x3 и небольшая присоска или кусочек пластилина. Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») муха перемещается на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются всеми участками по очереди. Играющие должны неотступно следить за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После разъяснения начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, каждый участник представляет его перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности. Однако после того как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить, увеличив количество игровых клеток (например, до 4x4) или количество «мух» (команды подаются каждой «мухе» отдельно). Упражнение 7. «СЕЛЕКТОР» Выбирается один из участников игры — «приемник». Остальные — «передатчики» — одновременно называют вслух разные числа натурального ряда (1, 2, 3, 4 и т.д.), в возрастающей или убывающей последовательности. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если он не может уловить «передатчик», он повелительным жестом заставляет его говорить громче. Также он может «убавить звук». После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.
Упражнение 8. «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ» Участники встают.полукругом, выбирают водящего. Водящий запоминает, как стоят игроки. Затем по звуку гонга он отворачивается и называет игроков по порядку. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Упражнение 9. «СВЕРХВНИМАНИЕ» Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «внимательные». «Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные метки (нарукавные повязки, значки и пр.). Им дается задание: сыграть роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней мысли (ведущий изображает человека с пустым, отсутствующим взглядом). «Внимательные», не закрывая ушей и глаз, стараются не замечать, что происходит вокруг. Чтобы легче справиться с заданием, «внимательные» должны ярко представить, что смотрят увлекательный кинофильм или участвуют в опасном путешествии. Ведущий вместе с «мешающими* организует серию провокационных действий: они читают стихи, скандируют какую-нибудь рекламу, разыгрывают сценки, рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и яр. При этом ведущий следит, чтобы их действия не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Упражнение 10. «КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА» Все участники разбиваются на пары и садятся напротив друг друга. На счет «три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из трех фигур: камень — кулак, ножницы — два пальца, бумага — открытая ладонь. В соответствии с правилом игры — ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень — победивший игрок (например, камень победил ножницы), остается, а проигравший — выходит из игры. Если одну и ту же фигуру выкидывают оба партнера, то побеждает тот, кто предъявил ее раньше, или упражнение повторяется. Победители играют во втором туре также по чарам. Есликто-то остался без партнера, он автоматически переходит ■ледующий тур. далее проводится следующий тур игры — и так до полной беды одного из игроков. Победителей поздравляют. ВОПРОСЫ 1. Какова роль внимания в жизни человека? 2. Какие виды внимания вы знаете? 3. По каким свойствам внимания люди отличаются друг от;;;vra? 4. В каких профессиях требуется такое свойство внимания -:ак переключаемость? Date: 2015-10-18; view: 531; Нарушение авторских прав |