Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я серия.Испытуемый должен показать красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1)





3-я серия. Испытуемому предлагают показывать поперемен­но черные числа в возрастающем порядке, а красные в убываю­щем. Протоколист фиксирует время выполнения и серию зада­ния, отмечает ошибки.

На основании записей протоколиста время выполнения зада­ния и ошибки оформляются следующим образом:

 

Показатели 1-я серия 2-я серия 1-я + 2-я серии 3-я серия
Время        
Ошибки        

Время выполнения заданий 3-й серии и первых двух не рав­но, хотя, казалось бы, виды работы одни и те же.

Разница между двумя временными показателями будет вре­менем переключения внимания испытуемого.

Чтобы исследовать особенности переключения внимания дру­гим способом, необходимо заранее подготовить тексты газетных статей.

Испытуемый вычерчивает на двух строчках буквы, например, с и б, на третьей — буквы о и ш, затем снова с и б на двух строчках, о и ш — на одной строчке. Так он работает в течение 9 мин, закрывая обработанную часть.

Для обработки данных выполненного задания подсчитывается, сколько раз испытуемый ошибся во время эксперимента. Ошибки на переключение могут быть разного типа:

а) повтор строки (т.е испытуемый вычеркивал буквы с и б не на двух строках, а на трех; вместо того чтобы на одной стро­ке вычеркивать о и ш, вычеркивал их на двух);

 

б) пропуск строки (вместо вычеркивания с и б на двух стро­ках вычеркивал только на одной, или пропускал строки с вычер­киванием о и ш, или ничего не вычеркивал).

Все эти ошибки суммируются. Подсчитывайте я ошибки пе­реключения по формуле:

С = 100% А I В,

где С — ошибки переключения (в %); А — количество строк, неправильно обработанных; В — общее количество строк.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ Упражнение 1. «КТО БЫСТРЕЕ?»

1) Учащиеся должны быстро и точно вычеркнуть в предло­женном тексте часто встречающуюся букву, например о или е.
При оценке учитывается затраченное время и количество допущенных ошибок — невычеркнутых букв: чем меньше величинаэтих показателей, тем выше оценка.

Количество допущенных ошибок делится на количество про­смотренных букв, умножается на 100.

2) Для тренировки переключения и распределения внимания задание следует изменить: зачеркивать одну букву вертикаль­
ной чертой, а другую — горизонтальной. Со временем задание можно усложнить. Например, одну букву зачеркивать, дру­гую — подчеркивать, а третью — обводить кружком.

Цель такой тренировки выработать привычные, доведенные до автоматизма действия, подчиненные определенной задаче. Примечание для школьного психолога, учителя: Время заданий варьируется в зависимости от возраста (млад­шим школьникам — до 15 мин, подросткам — до 30 мин).

Упражнение 2. «НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ»

Ученикам предлагается по памяти подробно описать школь­ный двор или путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Младшие школьники делают это устно, дополняют расска­зы друг друга, называя пропущенные детали. Старшие пишут, а затем сравнивают свои описания между собой и с реальной действительностью. При выполнении работы выявляются связи вни мания и зрительной памяти.

Упражнение 3. «КОРРЕКТУРА»

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправ­ляя ошибки фломастером. Затем он передает лист другому уче­нику, который исправляет оставленные ошибки фломастером дру­гого цвета Возможно проведение соревнований по парам.

Упражнение 4. «ПАЛЬЦЫ*

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы рук, положенных на колени, оставив большие пальцы свободными. По команде «на­чали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «стоп» прекратить упражнение. Дли­тельность 5— 15 мин.

Некоторые участники испытывают необычные ощущения: уве­личение или отчуждение пальцев, изменение направлзния их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения

Упражнение 5. «КОНЦЕНТРАЦИЯ»

Концентрация может производиться на внешних материаль­ных объектах, на органах тела или на мыслях. Можно завести будильник и задать время концентрации от J мин до 30 мин на каждое упражнение.

Итак, задайте время. Примите удобную позу. Расслабьте мыш­цы, выберите объект концентрации. Если заметите, что ваша мысль начинает переключаться с одного объекта на другой, не одергивайте себя, не встряхивайте головой. Наблюдайте, как мысль уходит в сторону, а потом мягко верните ее к объекту концентрации. Постарайтесь, чтобы в течение заданного време­ни мысль уходила в сторону не более 3 раз.

Упражнение 6. «МУХА»

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточном игровым полем 3x3 и небольшая присоска или кусочек пластилина. Присоска выполняет здесь роль «дрес­сированной мухи». Доска ставится вертикально, и ведущий разъ­ясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») муха перемещается на соседнюю клет­ку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрово­го поля. Команды подаются всеми участками по очереди. Играю­щие должны неотступно следить за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После разъяснения начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, каждый участник представляет его перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности. Однако после того как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить, увеличив количество игровых клеток (например, до 4x4) или количество «мух» (команды подаются каждой «мухе» отдельно).

Упражнение 7. «СЕЛЕКТОР»

Выбирается один из участников игры — «приемник». Осталь­ные — «передатчики» — одновременно называют вслух разные числа натурального ряда (1, 2, 3, 4 и т.д.), в возрастающей или убывающей последовательности. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каж­дый «передатчик». Если он не может уловить «передатчик», он повелительным жестом заставляет его говорить громче. Также он может «убавить звук». После того как «приемник» достаточ­но поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становит­ся «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

 

Упражнение 8. «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

Участники встают.полукругом, выбирают водящего. Водящий запоминает, как стоят игроки. Затем по звуку гонга он отворачи­вается и называет игроков по порядку. На месте водящего долж­ны побывать все игроки по очереди.

Упражнение 9. «СВЕРХВНИМАНИЕ»

Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «вни­мательные». «Внимательные» расставляются ведущим по пери­метру зала лицом к центру и получают отличительные метки (нарукавные повязки, значки и пр.). Им дается задание: сыграть роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внут­ренней мысли (ведущий изображает человека с пустым, отсут­ствующим взглядом). «Внимательные», не закрывая ушей и глаз, стараются не замечать, что происходит вокруг. Чтобы легче спра­виться с заданием, «внимательные» должны ярко представить, что смотрят увлекательный кинофильм или участвуют в опас­ном путешествии. Ведущий вместе с «мешающими* организует серию провокационных действий: они читают стихи, скандиру­ют какую-нибудь рекламу, разыгрывают сценки, рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и яр. При этом ведущий следит, чтобы их действия не оказались слишком эф­фективными. Он запрещает касаться «внимательных» и в крити­ческие моменты помогает им удержаться в своей роли.

Упражнение 10. «КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА»

Все участники разбиваются на пары и садятся напротив друг друга. На счет «три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из трех фигур: камень — кулак, ножницы — два пальца, бумага — открытая ладонь. В соответствии с правилом игры — ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень — победивший игрок (например, камень победил ножницы), остается, а проигравший — выходит из иг­ры. Если одну и ту же фигуру выкидывают оба партнера, то побеждает тот, кто предъявил ее раньше, или упражнение по­вторяется. Победители играют во втором туре также по чарам.

Есликто-то остался без партнера, он автоматически переходит ■ледующий тур.

далее проводится следующий тур игры — и так до полной беды одного из игроков. Победителей поздравляют.

ВОПРОСЫ

1. Какова роль внимания в жизни человека?

2. Какие виды внимания вы знаете?

3. По каким свойствам внимания люди отличаются друг от;;;vra?

4. В каких профессиях требуется такое свойство внимания -:ак переключаемость?

Date: 2015-10-18; view: 483; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию