Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАДАНИЯ. 1. Мы часто говорим: «У меня болит голова»





1. Мы часто говорим: «У меня болит голова». Назовите при­чины, вызывающие головную боль.

2. Вспомните какие-нибудь истории или рассказы о том, как наше поведение связано с работой мозга.

3. Представьте себе, что происходит с вашим мозгом, когда вы спите, и нарисуйте.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вулдридж Д. Механизмы мозга. — М., 1965.

[римак А.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию актив-м,к-ти. — М., 1989.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельнос­ти — М., 1989.

Дельгадо X. Мозг и сознание — М., 1971.

Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. — М., 1971.

Лурия А.Р. Язык и сознание. — М., 1979.

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. — М., 1989.

Хэссет Д. Введение в психофизиологию. — М., 1981.

Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. — М., 1985.

Глава 3

НАПРАВЛЕННОСТЬ НАШЕЙ ПСИХИКИ

(о внимании)

Учителя часто говорят вам: «Обратите внимание...». Если вы внимательно слушаете и смотрите, то в конце урока учитель может похвалить: «Молодцы, вы сегодня были внимательны».

Внимание — свойство психики человека, без него невозмож­на работа памяти, мышление, полноценная жизнь человека и животных.

Произнесите слова: слушать, вслушиваться, прислушивать­ся, смотреть, всматриваться, присматриваться, наблюдать, сле­дить, проверять и т.д. О чем они говорят3 О внимании.

Задумывались ли вы над тем, почему ученик иногда не в со­стоянии ответить на вопрос учителя. Ученик даже вздрагивает, N услышав вопрос, обращенный к нему, испытывает чувство не­ловкости. Хотя он хорошо знает урок и ответ на вопрос не затруд­нил бы его. Но вопрос, заданный учителем, явился как бы несвое­временным для ученика: он, находясь в классе, в то же время мысленно отсутствует и поэтому не успевает реагировать.

Если учитель часто застает ученика врасплох и он отвечает невпопад или молчит, это означает, что содержание урока не является для него важным и значимым — его внимание направ­лено на что-то другое. Направленность внимания можно срав­нить с лучом фонарика, который высвечивает только то, что в данный момент представляет для человека наибольший интерес

Несомненно, что важность материала, занимательность, но­вая интерпретация помогают поддерживать и направлять внима­ние учеников. Но и от учеников многое зависит. Чтобы ваше присутствие на уроке не было механическим, а следовательно, и бесполезным следите не только за объяснениями и действиями учителя, но и за ответами одноклассников. Постарайтесь отве­чать на вопросы учителя мысленно, если вас не спрашивают. Проведите наблюдение: на каких уроках вы более внимательны, какие уроки вам кажутся длиннее и вы ждете звонка, как избавления, а нa каких вы не- замечаете время — так увлечены Подумайте, от кого это зависит: от вас или от учителя.

Внимание необходимо не только на уроках, ко к вообще в жизни При переходе улицы, например. Иначе вы можете создать аварийную ситуацию на дороге, попасть под машину, получить травму, стать инвалидом или погибнуть, да еще могут пострадать другие люди.

Невнимательных людей чаще всего не любят за небрежность в обращении, забывчивость, опоздания и т.д.

Отсутствие внимания мешает правильно воспринимать предметы, людей, события, содержание прочитанного и увиденного, делать сравнения и выводы.

Чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле, требуется внимание. Особенно важно внимательное отношение в людях. внимание может обидеть и даже оскорбить.

Развитое внимание характеризует личность человека, является признаком хорошего воспитания, о воспитанном человеке говорят, что он умеет вести себя в обществе.

Так что же такое внимание?

Вниманием называют направленность психики человека на важные для него объекты. Внимательный человек, как правило, поглощен своим делом, сосредоточен на нем. Такого человека трудно отвлечь. Если ребята играют во дворе в футбол, то роди­телям нелегко их дозваться, потому что их внимание сконцентрировано на игре.

Внимание проявляется в мимике, позе человека. Вниматель­ного ученика легко отличить от невнимательного, который кру­тится, отвлекается, разговаривает на уроке. Однако внимание не всегда направлено на то, что нас окружает. Иногда оно обра­щено на наши мысли. Это внутреннее внимание. Внутреннее внимание необходимо человеку, когда он пишет, решает задачу, рисует, читает.

Внимание бывает произвольное и непроизвольное. О непро­извольном внимании говорят, когда человек неожиданно для са­мого себя сосредоточивается на чем-то. Таким образом мы обра­щаем внимание на ярко-красный цветок на зеленой траве; новая ученица, пришедшая в класс, также привлечет ваше внимание. Мы будем очень внимательно смотреть интересный фильм, слу­шать товарища, т.е. непроизвольное внимание появляется вме­сте с вопросом «Что это такое?» Обычно мы задаем себе этот вопрос, когда видим что-то новое, необычное, яркое и т.д.


Ученые сделали любопытное наблюдение. Оказывается, не­которые цвета вызывают у людей побуждение купить тот или иной товар. Непроизвольное внимание покупателей чаще всего привлекает этикетки, коробки красного и желтого цвета. Во-первых, потому, что эти цвета, как правило, вызывают положи­тельные эмоции. Они ассоциируются с солнечным светом и ог­нем домашнего очага. А во-вторых, красная и желтая коробка кажется чуть больше, чем она есть на самом деле.

В тех случаях, когда человек заставляет себя быть внима­тельным, говорят о произвольном внимании. Произвольное вни­мание проявляется, когда вы слушаете учителя, учите уроки, ждете зеленый свет при переходе улицы, ищете свою тетрадь, идете в магазин, вытираете пыль в квартире. Произвольное вни­мание требует затраты физической энергии, ее дают эмоции и воля. Человек, уделивший вам внимание, израсходовал не толь­ко свое время, но и часть своей энергии. Теперь вам должно быть понятно, почему надо благодарить за внимание.

Когда говорят, что этот ученик внимательный, а тот невнима­тельный, то имеют в виду несколько различий.

Прежде всего отмечают такой признак, как устойчивость внимания. Устойчивость внимания показывает, как долго мо­жет человек пристально следить за чем-то

Внимание очень подвижно. Если оно перескакивает с одного предмета на другой, не останавливаясь на них, значит сосредо­точить внимание в течение длительного времени не удается. Осо­бенно ярко это проявляется в конце уроков, когда ученики уже устали. Если бы кто-то из вас встал рядом с учителем во время урока, то увидел бы, что одни ученики следят за учителем, вни­мательно слушают его объяснения и работают в одном ритме с ним, а другие выпадают из этого ритма, теряют нить объясне­ний. Это зависит от определенного свойства, которое у всех развито в разной степени и называется сосредоточенностью или концентрацией внимания.

Если поставить на белом листе бумаги ма­ленькую точку и долго смотреть на нее, то покажется, что она как бы уплывает и исче­зает. А если посмотреть на изображение усе­ченной пирамиды сверху, то она будет казать­ся то выпуклой пирамидой, то коридором, ухо­дящим вовнутрь. Такие изменения устойчи­вости внимания называют колебаниями внимания.

Внимательные люди отличаются также тем, что могут совершать одновременно несколь­ко действий. Так, например, некоторым уче­никам с сильно развитым вниманием совсем не трудно в одно и то же время разговаривать, слушать учителя и писать в тетради. Во­дитель автомобиля, как показывают исследования, может одновре­менно совершать 42 операции: наблюдать за дорогой, оценивать дорожную ситуацию, переключать скорости и т.д. Распределе­ние внимания позволяет сразу следить за несколькими объекта­ми, или выполнять сразу несколько дел. Историки утверждают, что Гай Юлий Цезарь и Наполеон могли выполнять сразу несколько дел. В 1887 г. французский психолог Полан демонстрировал свои способности: читал слушателям одно стихотворение и в то же вре­мя писал другое. Он одновременно декламировал стихи, письмен­но выполнял сложные умножения. Это достоверный факт.


Распределение внимания хорошо развито у учителей, потому что им необходимо одновременно видеть весь класс и каждого ученика, объяснять материал, писать на доске и следить, чтобы никто не отвлекался.

Еще одно удивительное свойство внимания — переключае-мость. Способность переключаться позволяет человеку лучше ориентироваться в окружающем мире. Когда человек легко пе­реходит от одной работы к другой, это касается и учебного про­цесса, то говорят о хорошей переключаемости внимания. Если такой переход дается с трудом, человек застревает на предыду­щей работе, то переключаемость внимания плохая и необходимо тренироваться, сокращать время переключения внимания.

Важный показатель внимания — объем. Наше внимание не­безгранично по своему объему. Психологи доказали, что взрос­лый человек воспринимает одновременно 5—6 знакомых объек­тов, а незнакомых всего 2—3.

Можно провести такую игру в домашних условиях. Разложите на столе 15—20 небольших предметов и накройте их чем-нибудь (бумагой, газетой, платком). Откройте предметы на полсекунды, а затем вновь закройте их. Большинство играющих скажет, что уви­дели 3—5 предметов. Это и есть объем внимания. Объем внима­ния — величина постоянная, и у каждого — своя. В среднем чело­век сосредоточивает свое внимание не более чем на 7 объектах.

Внимательным называют ученика, который умеет заставить себя отвлечься от всего второстепенного и сосредоточиться на главном. Такому ученику легче понять объяснение учителя. Он быстрее запоминает и ему не понадобится много усилий при подготовке уроков. Таким образом, внимание обеспечивает уче­нику полноценное усвоение материала. Но мера внимательно­сти у каждого ученика своя.

Чтобы определить степень внимательности учеников, учитель-предметник или школьный психолог может провести наблюдение на уроке. Для этого понадобятся часы и чистый лист бумаги. Разделите лист на несколько частей. В каждой части напишите фамилии тех, чье внимание вы будете наблюдать. Вниматель­ность оценивается каждые 5 мин. Если ученик хорошо слушал учителя, выполнял все его задания, то ему ставится «плюс». Если он слушал и в то же время делал еще что-то (рисовал, например), то ставится «плюс» и «минус», если же он совсем не слушал, о чем говорит учитель, а занимался посторонним делом и разговаривал, то ставится «минус».

В конце урока подводится итог: сколько «плюсов» и «мину­сов» у каждого ученика. После этого можно сделать вывод. Если ученик имеет 5—6 минусов, это говорит о том, что он был недо­статочно внимательным на уроке.

Проведя такое наблюдение на разных уроках, можно заме­тить, что на одних уроках ученики сосредоточены, усидчивы, увлечены, а на других они находятся в плену бесконечных по­мех и отвлечений, которые сами же и создают. Проведенное наблюдение позволяет убедиться, что внимание класса зависит на только от учителя, но и от учеников.


Можно ли развить внимание и сделать его лучше?

Внимание — одно из уникальных свойств психики человека. Внимание можно развить и необходимо развивать. Для этого существуют специальные приемы.

Прежде всего определите объем своего внимания. Посчитайте, сколько предметов одновременно вы можете заметить или какие действия вы можете совершать одновременно. Старайтесь рас­ширять объем своего внимания путем ежедневной тренировки.

Проверить и развить внимание всем поможет следующее упражнение. Возьмите часы с секундной стрелкой и постарай­тесь как можно дольше, не отвлекаясь ни на мгновение, просле­дить за ее движением. Если у вас появляются другие мысли, т.е. вы отвлеклись, начинайте работу снова. Заметьте, сколько се­кунд вы удерживали свое внимание. Сначала это будет всего 20—30 с. Но не расстраивайтесь. Тренируясь ежедневно, вы сможете удерживать внимание на беге стрелки несколько ми­нут. Это позволит вам оценить концентрацию своего внимания: если вы удерживаете внимание 3 мин, то оценка — «3», если 4 мин — то оценка «4», если 5 мин — то «5».

У индейских племен, основное занятие которых охота, требую­щая сильно развитого внимания, распространена такая игра: не­сколько соревнующихся в течение короткого времени наблюдают за каким-нибудь предметом, после чего каждый рассказывает судье, что он видел, стараясь перечислить вожможно больше деталей.

Подобную игру можно провести во время отдыха. Играющие разделяются на две команды и располагаются недалеко друг от друга. Каждая команда на газете раскладывает 10—15 предме­тов (карандаши, расчески, часы, камешки, цветы, кусочки бума­ги, бусы и т.д.) и накрывает их платком. Судья должен прове­рить и сравнить обе группы предметов.

Участники каждой команды по очереди подходят к «базе» другой, а судья по счету «раз-два» снимает платок, показывает предметы и сразу же закрывает их. Подошедший участник должен перечислить, что увидел, и как можно подробнее описать каждый предмет, его величину, цвет. Потом для сравнения обе группы предметов откры­ваются и сообща устанавливается личное и командное первенство.

Если игра проводится в помещении, можно использовать кар­ты или костяшки домино.

Упражнение на развитие внимания предложил английский пси­холог Уильям Карпентер. Он видел выступление фокусника, ко­торый, пройдя мимо витрины магазина, запоминал и потом опи­сывал до 40 различных предметов. Вы можете повторить это упражнение во время прогулок по городу.

Развитию внимания также помогает любознательность, при­учите себя ежедневно отвечать на вопросы: «Сколько ступенек на лестнице?», «Сколько кабинетов на этом этаже школы!1»,

«Сколько окон в кабинете'1» и т.д. Выполняя эти простые уп­ражнения, вы улучшите качество своего внимания.

Упражнения для развития внимания вы можете найти в сле­дующих изданиях:

1. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражне­ния — М., 1988;

2. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. — М., 1994. Материал этого сборника адаптирован к школьным условиям.

 

Практическая работа







Date: 2015-10-18; view: 476; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию