Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В результате исследования, нам представляется, установлена воз­можность характеристики социализации как предмета педагогики





В результате исследования, нам представляется, установлена воз­можность характеристики социализации как предмета педагогики, обоснованы в педагогической интерпретации ее сущностные ком­поненты: цель, содержание, средства, взаимосвязи субъекта и объ­екта процесса социализации. Эти составляющие характеризуют механизм превращения социального в психическое, соответствую­щий ему субъект социализации и обнаруживают целостность и взаимосвязь социализации с процессами воспитания и самовоспи­тания личности.

В определении понятия «социализация» в контексте парадигмы педагогики мы исходили из того, что социализация предполагает не только включение ребенка в образ жизни общества, но и выработку у него, совместно со взрослыми, стиля жизни, собственных цен­ностных ориентации. Воспитание при этом является одним из глав­ных способов организации социализации, так как позволяет кор­ректировать, обогащать, видоизменять стихийно складывающийся у младшего школьника социальный опыт, а введение ребенка в педагогически организованную деятельность по самовоспитанию своей личности обеспечивает ему позицию субъекта социализации.

Педагогическая концепция социализации утверждает социаль-1 ный опыт ребенка младшего школьного возраста как основу его социализации. В качестве интегральных параметров социального опыта детей младшего школьного возраста выступают не только система познавательных новообразований (знания, умения, навы­ки), набор определенных поведенческих привычек, но и представ­ления о главных жизненных ценностях, самооценка и конкретные характеристики стиля жизни ребенка.

Интегральные параметры социального опыта у детей младшего школьного возраста проявляются, корректируются и формируются в специально созданных условиях переживания («проживания») своего социального отношения к главным жизненным ценностям, к людям, к самим себе. Создана и экспериментально апробирована система «ситуаций социального опыта» с различной педагогической инструментовкой.

При этом мы учитывали, что педагогически организуемые «си­туации социального опыта» направлены прежде всего на реализа­цию познавательного и аксиологического компонентов социально­го опыта. Воспитатель, извлекая социальные идеи из тех или иных источников, педагогически «обрабатывает» их, трансформирует че­рез собственный социальный опыт, придает им целесообразную педагогическую форму и включает их в информационные потоки процесса воспитания. Во взаимосвязи с познавательным и аксиоло­гическим компонентами складываются коммуникативный и дейст­венный компоненты социального опыта детей, но это происходит не столь целенаправленно, а нередко спонтанно и импульсивно.


В «ситуации социального опыта» определенно прослеживаются две линии взаимодействия: между воспитателем и воспитанника­ми и между ребенком и социальными условиями жизни с той или иной степенью условности включенных в «ситуацию». Если ребе­нок младшего школьного возраста испытывает положительные переживания в обеих линиях взаимодействия, то он принимает социальные идеи и ценности, то есть в общей иерархии ценностей, которая, складываясь в процессе социализации, в младшем школь­ном возрасте еще не очень жестка, достаточно податлива, будут происходить благоприятные для общества сдвиги. «Ситуация соци­ального опыта» должна быть для ребенка, условно говоря, «широ­кой» по предметному пространству и содержать некоторую неопре­деленность, так как в социальной жизни все нельзя свести к шаб­лонам и прямому научению. Кроме того, следует учитывать и такое важное условие: должна быть гармония социальных идей и ценнос­тей, существующих в обществе, с теми, которые составляют содер­жание воспитания и интернализации которых добивается педагог. В настоящее время в нашей стране с рухнувшей коммунистической идеологией, разрушенной государственной системой и кризисной экономикой это условие почти не реализуемо. Напротив, воспита­тель сегодня должен нередко обеспечивать максимальную изоля­цию детей младшего школьного возраста от того, чем «дышит» общество. Но эта ситуация ненормальна, и в очень недалеком будущем она может быть оплачена изломанными, ущербными судь­бами нынешних детей.

Исходя из общей теоретической концепции, обоснованной в исследовании, воспитание должно обеспечивать не столько норма­тивное воздействие на детей, сколько создание условий для их социализации, для переживания и осознания детьми себя субъекта­ми своей жизнедеятельности.

Физиологам и детским психологам хорошо известно, что вос­приятие жизни детьми, даже в младенческом возрасте, отличается более широким диапазоном рецепторов слуха, обоняния и осяза­ния. Не менее глубоко и тонко дети воспринимают и социальную информацию, идущую по вербальным и невербальным каналам. Не считаться с этим феноменом детства в процессе социализации невозможно, ибо дети обладают гораздо большим потенциалом личностного развития, чем того требует современный тип культуры, условия материальной жизни и коммуникации в обществе.

Первая задача воспитания в том и состоит, чтобы спе­циальными педагогическими средствами, учитывая стихийный и спонтанный планы формирования социального опыта ребенка, обеспечить ему позицию субъекта социализации. Бесспор­но, позиция субъекта социализации фиксирует определенную сте­пень усложнения отношений ребенка с окружающим миром: реа­лизация возможностей самоопределения и самостоятельности не всегда практически приносит комфортные результаты, возрастает


ответственность за собственную самостоятельную деятельность, на­растает конфликтность в отношениях с окружающими, в первую очередь, со взрослыми и сверстниками, не признающими за ребен­ком права на позицию субъектности, может возникнуть психологи­ческий дискомфорт и чувство тревожности в некоторых новых жизненных ситуациях, за рамками ранее приобретенного опыта.

Здесь и проявляет себя вторая задача воспитания в контексте процесса социализации: специальными педагогическими средствами помочь ребенку быть субъектом социали­зации (состояться и действовать), то есть обрести некоторые зна­ния о себе, о своей личности и способах самоуправления собой, обеспечить ребенку конкретную ценностную ориентацию в совре­менном мире, а значит и определенные навыки «быть собой» и одновременно умения быть частью некоего целого (семьи, группы сверстников), добровольно подчинять их интересам свое поведение.

Таким образом, воспитание «дает» ребенку детство как некую жизненную ценность, как особый тип ментальности. Детство ведь — не только специфичная характеристика биологического раз­вития и развития психики, а еще и особый уровень социализации, который невозможен как продуктивный для дальнейшей жизни личности, если специально педагогически не обеспечивается вос­питанием.

В нашем исследовании выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания у детей младшего школьного возраста пози­ции субъекта социализации. Обязательными условиями выступают: ориентация образовательного процесса на социальный опыт ребен­ка как значимый потенциал его духовного развития и совершен­ствования; интеграция содержания образования; обращение в каче­стве стратегической направленности образования к главным жиз­ненным ценностям, ибо именно они не только отражают реальный социальный опыт детей, но и предопределяют их дальнейшую социализацию; обеспечение младшему школьнику средствами вос­питания позиции жизненного самоопределения.

Дальнейшие научные разработки в области исследования соци­ализации младших школьников как педагогической проблемы могут идти в следующих направлениях: изучение путей и способов формирования у детей младшего школьного возраста активно-лич­ностного отношения к главным жизненным ценностям; формиро­вание критериальных личностных качеств субъекта социализации (ответственности, самостоятельности, требовательности к себе); фор­мирование полоролевых установок; изучение педагогической ин­струментовки социализации младших школьников в условиях кон­кретной этно-культурной среды; исследование возможностей взаи­модействия образовательного процесса и различных проявлений детской субкультуры; теоретическое и технологическое переосмыс­ление социализирующих аспектов общих методов воспитания; раз­работка педагогических основ социализации в свете принципов


синергетики (самоорганизации личности детей младшего школьно­го возраста); построение интегративного курса начального обуче­ния с учетом закономерностей социализации детей младшего школьного возраста; исследование педагогических основ ориента­ции младших школьников на социальные нормы современного общества. Научные изыскания в ракурсе этих проблем будут спо­собствовать дальнейшему совершенствованию теории и практики формирования личности ребенка младшего школьного возраста в современных условиях.


 

1. Лбульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.

2. Абульхатюва-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.:
Наука, 1980.

3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятель-
ности//Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
С. 19-44.

4. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности//Психоло-
гия и образ жизни личности. М.: Наука, 1987. С. 30—43.

5. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта
деятельности/ДГсихология личности в социалистическом обществе/Под ред.
Б. Ф.Ломова, К.А.Абульхановой-Славской. М.: Наука, 1989. С. 111—134.

6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

7. Адлер А. Социальный интерес: вызов человечеству//Первое сентября, 1993.
№ 6. С. 3.

8. Азаров Ю. П. Педагогика Любви и Свободы. М.: Топикал, 1994.

9. Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся:
Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общ. педагогики/Под ред. Т. Н. Мальковской.
М.: НИИОП, 1988.

 

10. Александровская Э. М. Типологические варианты формирования личности
младших школьников. М.: Фолиум, 1993.

11. Алешина Ю. Е., Воловин А. С. Проблема усвоения ролей мужчины и жен-
щины//Вопросы психологии. 1991- № 4. С. 74—82.

12. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986.

13. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
Минск, Университетское изд-во, 1990.

14. Амосов Н. М. Мое мировоззрение//Вопросы философии. 1992. Ма 6.
С. 50-74.

15. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М: Наука, 1977.

16. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 3 т. М.: Педагогика,
1980.

17. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой лич­
ности. Казань, Изд-во КГУ, 1988.

18. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988.

19. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.

20. Антонова Н. Н. Чувственный образ в познавательной деятельности шес­
тилетнего первоклассника: Учебное пособие. М.: Прометей, 1991.

21. Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности: Личность как
объект и субъект общественных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1984.


 


22. Анциферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии лич-
ности//Вопросы психологии. 1978. N° 1. С. 37—50.

23. Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся систе-
мы//Психология формирования и развития личности/Отв. ред. Л. И.Анцыфе-
рова. М.: Наука, 1981. С. 3-19.

24. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.:
Изд-во МГИК, 1992.

25. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии
личности/уПсихология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
С. 67-87.

26. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности.
М.: Мысль, 1974.

27. Асмолов А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания//Новое
педагогическое мышление/Под ред, А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
С. 206-220.

28. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы обще психологического
анализа. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.

29. Ахаян Т. К. Мировоззрение и гражданская активность школъников//Пе-
дагогика школы. М.: Просвещение, 1977. С. 74—92.

30. Ахаян Г. К. Формирование коммунистических убеждений в общественно-
трудовой деятельности школьников-подростков. Учебное пособие. Л.: Изд-во
ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982.

31. Ахаян Т. К. Пути формирования общественно-политической активности
школьников//Практикум по педагогике. М.: Просвещение, 1988. С. 45—55.

32. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб.
науч. трудов/Под ред. О. С. Газмана. Л. И. Романовой. М.: Изд-во АПН СССР,
1989.

33. Бакштановский В. И., Потапова Е. П., Согомонов Ю. В. Выбор будущего:
к новой воспитательной деонтологии. Томск, Изд-во Том. ун-та, 1991.

34. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.

35. Бахтин М. М. К методологии литературоведения. М.: Наука, 1975.

36. Бердяев К А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.

37. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс,
1986.

38. Бескина Р. М., Чудновский В. Э. Воспоминания о будущей школе. М.:
Просвещение, 1993.

39. Бессонов Б. Н. Человек: пути формирования новой личности. М.: Мысль.

 

40. Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века. Размышление социолога. М.:
Педагогика, 1988.

41. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука,
1994.

42. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образо-
вания//Педагогика. 1994. № 5. С. 3—10.

43. Битынас Б. П. Структура процесса воспитания: Методологический ас­
пект. Каунас, Швиеса, 1984.

44. Бшпинас Б. П., Катаева Л И. Гражданскому обществу — институт соци­
альных педагогов/уПедагогика. 1992. № 5—6. С. 38—44.


 

45. БлонскипП.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во
АПН РСФСР, 1961.

46. Блонскип П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения:
В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979-

47. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения//Психологи-
ческие проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.

48. Богданов В. А. Бог, личность и алгоритмы саморазвития: Учебное посо­
бие. СПб, РИО СПбГУ, 1992.

49- Богословский В. В. Психология воспитания школьника. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.

50. БодалевА. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.

51. БодалевА. А- Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

52. БодалевА. А., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого-педагогичес­
кие проблемы воспитания в современных условиях//Советская педагогика. 1991.
№ 5. С. 11-19.

53. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Просвещение, 1968.

54. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного
воспитания/ДТедагогика. 1995. № 4. С. 29—36.

55. БорщевА.Н. Философия — мировоззренческая ценность личности. М.:
Прометей, 1991.

56. Бочкина Н. В. Педагогические основы формирования самостоятельности
школьников. Дисс.... д-ра пед. наук. СПб., 1991.

57. Бочкина Н. В. Самостоятельность личности школьника (системно-струк­
турный анализ). Учебное пособие к спецкурсу. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер­
цена, 1991.

58. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР: Пер. с англ.
М.: Прогресс, 1976.

59- БуеваЛ.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.

60. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.

61. Бутенко И. А- Социальное познание и мир повседневности. М.: Наука,
1987.

62. ВазинаК.Я. Коллективная мыследеятельность — модель саморазвития
человека. Ниж. Новгород, РИО Упрполиграфиздата, 1991.

63. Валлон А. Психологическое развитие ребенка: Пер. с фр. М.: Просвеще­
ние, 1967.

64. Васильева 3. И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обуче­
ния. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.

65. Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сб./Сост. Л. Д. Филоненко. М.:
Ассоц. Проф. образование, 1993.

вв. Вергелес Т. И. Дидактические основы формирования учебной деятельнос­ти младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.

67- Верцинская Н. Н. Формирование индивидуальности школьника в целост­ном учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс....д-ра пед. наук. М.: 1991.

68. Вершловский С. Г. Воспитание активной позиции личности. Л.: Лениздат, 1981.


69. Взаимодействие коллектива и личности: Сб. докладов/Под ред.
Х- Й. Лийметса. Таллин, Иэд-во Талл. ГПИ, 1982.

70. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический ас­
пект/Под общ. ред. Я. С. Турбовского. М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар.
исслед. в образовании РАО, 1993.

71. Вилюнас В. К. Психлогаческие механизмы мотивации человека. М.:
Изд-во МГУ, 1990.

72. Вичев В. Мораль и социальная психика: Пер. с болт. М.: Прогресс,
1978.

73. Волков А. И. Человеческое измерение прогресса. М.: Политиздат, 1990.

74. Волков Г. Я. Педагогика жизни. Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во, 1989.

75. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека: Естест­
венно-научный и гуманитарный аспекты. Учебное пособие. Ростов-на-Дону,
Изд-во Рост, ун-та, 1994.

76. Воспитание гражданина в советской школе/Под ред. Г. Н. Филонова. М.:
Педагогика, 1990.

77. Воспитание личности: Опыт. Проблемы. Поиски: Сб. материалов в по­
мощь организаторам воспитания учащихся/Фил. Моск. ин-та повышения ква­
лификации работников образования (Центр инноваций в педагогике). М.: 1994.

/ 78. Воспитательная система массовой школы; проблемы гуманизации: Сб. \. науч. тр./Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИ теории и истории педагогики, 71992.

79. Вопросы воспитания: системный подход/Под ред. Л. И. Новиковой. М.:
Прогресс, 1981.

80. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: Просвещение,
1991.

81. Вулъфов Б. 3. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая шк., 1994.

82. Вульфов Б. 3., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие.
М-: Знание, 1981.

83. Вшанов Н. И. Энергетика человека, психология активности и управление
собой. М.: Ассоц. Проф. образование. Центр «Инновация», 1992.

84. Выготский Л. С. Проблема сознания//Собр. соч.: В б т. Т. 1. М.: Педаго­
гика, 1982. С. 156-167.

85. Выготский Л. С. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндай-
ка//Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С, 176-195.

86. Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педаго­
гика, 1982. С. 5-361.

87. Выготский Л. С. История развития высших психических функций//Собр.
соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983, С. 6-328.

88. Выготский Л. С. Детская психология//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педаго­
гика, 1984.

89. Выготский Л. С, ЛурияА.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна.
Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

90. Вяккерев Ф. Самодвижение. Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 4. М.:
Сов. энциклопедия, 1967.

91. Гавриловец К. В. Воспитание человечности. Минск, Нар. асвета, 1985.

92. Гаврилычева Г. Ф. Вначале было детство: Сб. диагностических методик
для изучения личности младших школьников. М.: Совет Федерации дет. орг.
«Юная Россия», 1993.


 

93. Таджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века//Вопросы философии.
1992. № 2. С. 3-25.

94. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы//Новое педаго­
гическое мышление/Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С, 221—
256.

95. Газман О. С. Общественное и гражданское воспитание: взгляд в буду-
щее//Советская педагогика. 1990. № 7. С. 38—44.

96. ГантяИ. С. Формирование основ самообразования при обучении млад­
ших школьников чтению. Кишинев, Штиинца, 1983.

97. ГастевА. К. Трудовые установки. Методика обучения. М.: Центр ин-та
труда, 1924.

98. ГастевА. К. Предисловие/Петров Е. А. Метод обучения ЦИТа. М.: Л.,
1932. С. 5-6.

99. Генецинский В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антро-
пологии//Советская педагогика. 1991. № 9. С. 46—49.

 

100. Генецинский В. И. Основые теоретической педагогики: Учебное пособие.
СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992.

101. Гершунский Б. С, Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образова-
нии//Педагогика. 1992. № 5-6. С. 3-13.

102. Гершунский Б. С. Образование и будущее: Россия во мгле. Бийск, Науч.-
изд. центр Бийского гос. пед. ин-та, 1993.

103. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психоло­
гии/Пер, с англ. М.: Прогресс, 1976.

104. Глезерман Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования
личности при социализме. М.: Политиздат, 1982.

105. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ.,
фр./Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990.

106. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2 т. Пер. с фр. М.: Мир, 1992.

107. ГозманЛ. Я., ЭткиндА. М. Метафоры или реальность? Психологический
анализ советской истории//Вопросы философии. 1991. № 3. С. 168.

108. Голованова Н. Ф. Педагогический эксперимент//Методология и методи­
ка исследования проблем самовоспитания/Отв. ред. А. И. Кочетов. Рязань, Изд-
во Ряз. гос. пед. ин-та, 1978. С. 117-123.

109. Голованова Я. Ф. Приобщение младших школьников к самовоспита-
нию//Начальная школа. 1979. № 2. С. 18-23.

110. Голованова Н. Ф, Образ жизни и отношение школьников к труду//Работа
школы, УПК, ПТУ и производства по подготовке учащихся к труду: Сб. науч.
тр./Отв. ред. А. И. Кочетов. Минск, Изд-во Минск, гос. пед. ин-та, 1983.
С. 15-19-

111. Голованова Я Ф. Отношение младших школьников к труду родителей
//Формирование личности младшего школьника: Межвуз. сб. науч. работ/Отв.
ред. Л. С. Дягилева. Вологда, Изд-во Волог. гос. пед. ин-та, 1983. С. 50—57.

112. Голованова Н. Ф. Самостоятельная учебная деятельность младших
школьников в режиме продленного дня//Совершенствование форм и методов
учебной деятельности младших школьников: Межвуз. сб. науч. работ/Отв. ред.
Л. С. Дягилева. Вологда, Изд-во Волог. гос. пед. ин-та, 1985. С 33—42.

113. Голованова Н. Ф, Ребенок. Школа. Жизнь. Мурманск, Мурм. кн. из-во,
1989.

114. Голованова Я. Ф. Социальное становление шестилетних первоклассни-


ков//Подготовка учителя к работе с детьми шестилетнего возраста: Тезисы докладов/Под ред. О. В. Выголова. Вологда, Изд-во Волог. гос. пед. ин-та, 1990. С. 41-43.

115. Голованова Н. Ф. Особенности работы воспитателя с шестилетними пер-
воклассниками//Обучение и развитие детей шестилетнего возраста: межвуз. сб.
науч. трудов/Отв. ред. Ю. П. Истратов. Владимир, Изд-во Влад. гос. пед. ин-та,
1991. С. 29-34.

116. Голованова Н. Ф. Самовоспитание младших школьников как фактор их
социального становления: Методические рекомендации к спецкурсу. Л.: Изд-во
РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.

117. Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогиче­
ская проблема//Психолого-педагогические условия умственного и нравственно­
го развития младшего школьника: Межвуз. сб. науч. трудов/Отв. ред. Г. И. Вер-
гелес. СПб.: Образование, 1992. С. 8—17.

118. Голованова Н. Ф. Педагогические проблемы социализации личности
младшего школьника//Мир ребенка и его язык: Тезисы международной конфе-
ренции/Отв. ред. А. А. Грякалов. СПб.: Науч. центр проблем диалога, 1993.
С. 84-85.

119. Голованова Н. Ф. Проблема социализации и воспитания младших
школьников в системе непрерывного образования//Умственное и нравственное
развитие младшего школьника в системе непрерывного образования: Межвуз.
сб. науч. трудов/Отв. ред. А. И. Раев. СПб.: Образование, 1993. С. 16—24,

120. Голованова Н. Ф. Педагогические проблемы социализации детей млад­
шего школьного возраста в современной семье//Ребенок в современном мире:
Тезисы международной конференции/Отв. ред. А. А. Грякалов. СПб.: 1994.
С. 69-70.

121. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младших школь­
ников. СПб.: Образование, 1996.

 

122. Голубев Н. К., БитинасБ. П. Введение в диагностику воспитания. М.:
Педагогика, 1989.

123. Гордин Л. Ю. Воспитание и социализация//Советская педагогика. 1991.
№ 2. С. 38-43.

124. Гордин Л. Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспи-
тания//Советская педагогика. 1991. № 8. С. 45—51.

125. Горшкова В. В. Проблема субъекта в педагогике. Учебное пособие к
спецкурсу. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.

126. Горшкова В. В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе:
Дисс....д-ра пед. наук. СПб., 1992.

127. ГримакЛ. П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.:
Политиздат, 1991.

128. Гришин Д. М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в
процессе нравственного воспитания школьников: Дисс....д-ра пед. наук. Калуга,
1978.

129. ГромцеваА. К. Самообразование учащихся средних профтехучилищ. М.:
Высш. шк., 1987.

130. Гузеев В. В., Поликарпова Н. П. Опыт применения интегральной техно­
логии обучения. М.: Знание, 1994.

131. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания школьников: Дисс.
...д-ра пед. наук. М., 1979.


 

132. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика,
1981.

133. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы
психологии. 1992. № 1-2. С. 22-33.

134. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский
язык, Т. 3., 1982.

135. Деятельность: теории, методология, проблемы/Сост. И. Т. Касавин. М.:
Политиздат, 1990.

136. Джемс У. Психология: Пер. с англ./Под ред. Л. А. Петровской. М.: Пе­
дагогика, 1991.

137. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие
для учителей начальных классов и школьных психологов/Сост. Н. Г. Лусканова
и др. М.: РИЦ консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

138. Диянова 3. В., Щеголева Т. М. Самосознание личности: Учебное пособие.
Иркутск, Изд-во Иркут. ун-та, 1993.

139. Додонов В. И. Теоретико-методологические основы духовно-нравствен­
ного развития личности в наследии русских философов конца XIX — начала
XX века. М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании РАО,
1994.

140. Доналъдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. М.: Педа­
гогика, 1985.

141. Донцов И. А. Самовоспитание личности: Философско-этические пробле­
мы. М.: Политиздат, 1984.

142. Дубинин Н, Л. Что такое человек? М.: Мысль, 1983.

143. ДьюиДж. Введение в философию воспитания: Пер. с англ. М.: Изд-во
ЦК Всеросс. Союза работ, просвещ., 1921.

144. Дюркгепм Э. Социология и теория познания//Хрестоматия по истории
психологии/Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980.

145. Ежеленко В. Б. Методы воспитания в педагогическом процессе: Учебное
пособие к спецкурсу. СПб.: Образование, 1992.

146. Ершов П. М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990.

147. Железов Е. А. Сущностные силы человека: Философско-мировоззренче-
ский анализ. Казань, Изд-во КГУ, 1989.

148. Жизненный путь личности/Сост. Л. В. Сохань и др. Киев, Наук, думка,
1987.

149. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика.
1990.

 

150. Замошкин Ю. А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. М.:
Знание, 1967.

151. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.

152. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат,
1986.

153. Зеньковскип В. В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга,
1995.

154. Зинченко В. П. Гуманистический вектор науки//Коммунист. 1990. № 4.
С. 82-91.

155. Золотарева Л. Г Формирование нравственного опыта младших школь­
ников в процессе освоения норм поведения: Автореф. дисс....канд. пед. наук.
М., 1989.


 




- 156. Зосимовский А. В. Формирование общественной направленности лич­ности в школьном возрасте, М.: Иэд-во МГУ, 1982.

157. ЗюбинЛ. М. Психология воспитания. М.: Высш. шк., 1991.

158. Иванов А. В. Запад — Россия — Восток (сравнительно-типологический
анализ познавательных стратегий и ценностных ориентации). М.: Изд-во МГУ,
1993.

159. Изучение личности школьника учителем//Под ред. 3. И. Васильевой.
М.: Педагогика, 1991.

160. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л. И. Бо-
жович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972.

161. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

162. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс).
М.: Педагогика, 1984.

163. Ильин Г. Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в кон­
тексте психологии образования//Вопросы психологии. 1992. N° 3—4. С. 19—23.

164. Интернациональные проблемы социальной педагогики: Сб. статей/Под
ред. С. А. Левитина. М.: Литературно-издательский отдел Народного Комисса­
риата по просвещению, 1919.

165. Иорданский Н. И. Основы и практика социального воспитания. М.: Ра­
ботник проев., 1925.

166. Истомин И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуля­
ции поведения//Психологические механизмы регуляции социального поведе­
ния. М.: Наука, 1979-

167. ИудинА. А., Стрелков Д. Г. Актуальные проблемы социализации молоде­
жи. Ниж. Новгород; Изд-во Волго-Вят. кадрового центра, 1994.

168. Ищенко Н. П. Социальное становление советской молодежи. Киев,
Вища шк., 1989.

169. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.:
Политиздат, 1988.

170. Казакина М. Г. Самооценка личности школьника и педагогические усло­
вия ее формирования. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.

171. Казакина М. Г. Изучение жизненных целей школьников//Советская пе­
дагогика. 1985. № П. С. 24-26.

172. Как построить свое «я»?/Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.

173. Калашников А. Г. Очерки марксистской педагогики. М.: Работник про­
свет,, 1929.

174. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Теория и практика активного социального
обучения. Грозный, Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1988.

175. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика,

1982.

176. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи
и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992.

177. Касьянов В. В., Слепцов Н. С, РевенкоЛ.В. Социализация молодежи:
сущность, особенности, тенденции. Краснодар, Куб. гос. ун-т, 1994.

178. Квятковский Е-В. Самоопределение личности как педагогическая про-
блема/ДГедагогика. 1993. № 2. С. 32-38.

179. Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально значимые цен­
ности (Теория и диагностика): Учебное пособие к спецкурсу. Л.: Изд-во РГПУ
им. А. И. Герцена, 1991.


 

180. Кирьякова А. В, Ориентация школьников на социально значимые цен­
ности: Дисс...д-ра пед. наук. Л., 1991.

181. КлайнВ. Как подготовить ребенка к жизни: Пер. с англ./Общ. ред. и
встул. статья А. В. Мудрика. М., Л.: Прогресс, Учебный центр —Антарес, 1991.

182. Князева Е. К, Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диа­
лог с И. Пригожиным//Вопросы философии. 1992. № 12. С. 3—20.

183. Ковалев А. Г, Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983.

184. Ковалев С. М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986.

185. Коган Л. Я. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988.

186. Колесникова И. А. Теоретико-методологические основы современного
процесса воспитания: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена,
1989.

187. КоломиецВ.П. Становление индивидуальности: Социологический ас­
пект. М.: Изд-во МГУ, 1993.

188. Коломинский Я. Л., ПанькоЕ.А. Учителю о психологии детей шестилет­
него возраста. М.: Просвещение, 1988.

189. Коломинский Я. Л., Харин С. С.Становление субъективной социальности
у детей раннего возраста//Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 21—30.

190. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.

1 191. Кон И. С. Люди и роли//Новый мир. 1970. № 12. С. 180-185.

192. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.

193. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.

194. Кон И. С. К этнографическому изучению мира детства//Советская педа­
гогика. 1981. № 9. С. 44-48.

195. Кон И. С. Категория «Я» в психологии/ДГсихологический журнал. 1981.
Т. 2. N° 3. С. 25-38.

196. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат,
1984.

197. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988.

198. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива.
М.: Наука, 1988.

199. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи//Новое педагогическое
мышление/Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.

200. Кон И. С, Ольшанский В. Б. Социализация//Философская энциклопе­
дия. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1970. С. 66—67.

201. Кондратенков А. Е. Педагогика в картинах реальной жизни. Смоленск,
Смядынь, 1993.

202. Конникова Т. Е. Механизм воздействия коллектива на личность//Совет-
ская педагогика. 1969. N° 11. С. 27—36.

203. Конникова Т. Е. Формирование общественной направленности личности
школьника как педагогическая проблема//О нравственном воспитании школь­
ников: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, Т. 341. Л.: Изд-во ЛГПИ
им. А. И. Герцена, 1968.

204. КопнинП. В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль,
1974.

205. Корнилова А. Г. Педагогические основы социального воспитания.
Якутск, Якут. гос. ун-т, 1992.


206. Коротяев Б. Л. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М.:
Просвещение, 1986.

207. Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988.

208. Кочетов А. И. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания (на материа­
лах 5—8 классов): Автореф. дисс....д-ра пед. наук. Л., 1967.

209. Кочетов А. И. Педагогические основы самовоспитания. М.: Знание,
1974.

210. Кочетов А. И. Карты-схемы изучения личности и малых гругш//Вопро-
сы психологии. 1975. № 3. С. 137-В8.

211. Кочетов А. И. Методические рекомендации по исследовательской работе
«Личностный подход в исследовании». Минск, Изд-во Минск, гос. пед. ин-та,
1980.

212. Кочетов A.M. Организация самовоспитания школьников. Минск, Нар.
асвета, 1990.

213. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению
в школе. М.: Педагогика, 1991.

214. Критика теории социализации учащейся молодежи в капиталистичес­
ких странах: Сб. научн. трудов/Отв. ред. М. А. Соколова. М.: Изд-во МГПИ
им. В. И. Ленина, 1980.

215. КрупенинаМ.В., Шульгин В. Н В борьбе за марксистскую педагогику.
М., 1929.

216. Крупская Н. К. К вопросу о целях школы. Пед. соч.: В 6 т. Т. 2. М.:
Педагогика, 1978.

217. Крупская Н. К. Воспитание. Пед. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1979.

218. Крутова О. Н. Проблема человека в социальной философии марксизма.
М.: Наука, 1990.

219. Кряжев П. Е. Некоторые социологические вопросы формирования лич-
ности//Вопросы философии. 1966. № 7. С. 13—24.

220. Кузь В. Г. Школа — центр воспитания. М.: Педагогика, 1991.

221. Купцов И. И. Младший школьник: особенности его интеллектуально-
произвольных действий. Рязань, Моск. рабочий, 1990.

222. Куракин А. Т., Новикова Л. И. О системном подходе в исследовании про­
блем воспитания//Советская педагогика. 1970. № 10. С. 96—106.

223. Куракин А. Т., Новикова Л. И. Характеристика современной школы как
воспитательной системы//Советская педагогика, 1981. № 5. С. 37—42.

 

224. Куценко В. Г. Управление самовоспитанием учащихся: Спец. курс лек­
ций. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.

225. Кучинскип Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, Университет­
ское, 1988.

226.. Левитин К. Е. Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990.

227. Левицкая А. Г. Урбанизация и воспитание: Социологический анализ. Во­
ронеж, Изд-во ВГУ, 1989.

228. ЛевшинЛ.А. Логика педагогического процесса. М., Знание, 1980.

229. Легенький Г. И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990.

230. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1975.

231. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.


 

232. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.:
Педагогика, 1983.

233. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск,
Изд-во Новосиб. гос. пед. ин-та, 1992.

234. Лийметс X. Й. Социалистический образ жизни и развитие личности уча­
щегося в школе//Воспитание личности: Материалы конференции. Таллин, 1976.

235. Лийметс X. Й. Трактовка воспитания как взаимодействия воспитателя и
воспитанника//Проблемы воспитательного коллектива. Таллин, 1979.

236. Лийметс X. Й. Образ жизни как категория психологии развития и педа-
гогики/уПедагогический процесс и формирование социалистического образа
жизни: Тезисы. Таллин, 1981.

237. Лийметс X. Й. Взаимодействие в детерминации развития личности и
коллектива//Взаимодействие коллектива и личности: Тезисы докладов/Отв. ред.
Л. И. Новикова. Таллин; Изд-во ТПУ, 1982.

238. Лийметс X. Й. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982.

239. ЛипкинаА. И. Самооценка школьника: М.: Знание, 1976.

240. ЛипкинаА. И. О нравственной жизни школьника. М.: Знание, 1978.

241. Лисина М. Й. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

242. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольни­
ков. Кишинев, Штиинца, 1983.

243. Лихачев Б. Т. Социально-педагогические противоречия воспитания//
Советская педагогика. 1990. № 5. С. 12—П.

244. Лихачев Б. Т. Воспитание: необходимость и свобода//Педагогика. 1994.
№ 2. С. 35-40.

245. Личность и научно-технический прогресс/Отв. ред. В. Н. Турченко. Но­
восибирск, Наука, 1990.

246. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индиви-
да//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука,
1976.

247. Ломов Б. Ф. Об исследовании законов психики//Психологический жур­
нал. 1982. Т. 3. № 1. С. 18-30.

248. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.
М.: Педагогика, 1991.

249. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура/Сост. Ю. А. Ростовцев.
М.: Политиздат, 1991.

250. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992.

251. Луначарский А. В. Социологические предпосылки советской педагоги-
ки//О воспитании и образовании/Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова и
др. М.: Педагогика, 1976.

252. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагоги­
ка, 1988.

253. Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.

254. Макаренко А. С. Воля, мужество, целеустремленность. Педаг. соч.: В 8 т.
Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

255. Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе. Педаг. соч.: В 8 т. Т. 4.
М.: Педагогика, 1984.

256. МакаренкоА. С. Книга для родителей. Педаг. соч.: В 8 т. Т. 5. М.:

Педагогика, 1985.


257. Малъковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школь­
ников. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.

258. Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школь­
ников: Дисс....д-ра пед. наук. Л., 1974.

259. Мальковская Т. Н Социальная активность школьников. Л.: Знание, 1978.

260. Мальковская Т. Н. Динамика социальных и педагогических факторов в
формировании социально активной позиции школьника//Формирование соци­
ально активной позиции школьников в условиях взаимодействия социальных и
педагогических факторов/Отв. ред. Т. Н. Мальковская. М.: Изд-во АПН СССР,
1984.

261. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педа­
гогика, 1988.

262. Мамардашвили М. К. Мысли под запретом//Вопросы философии. 1992.
№ 5. С. 100-115.

263. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогрес, 1992.

264. МаслоуА. Самоактуализация//Психология личности: Тексты/Под ред.
Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузыря. М.: Изд-во МГУ, 1982.

265. Матвеева Л. А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной
деятельности и нравственного поведения. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена,
1989.

266. Матвеева Л. А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в млад­
шем школьном возрасте. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.

267. Мелентьева Ю. П. Библиотека и социализация личности: Учебное посо­
бие. М.: Гос. ин-т культуры, 1993.

268. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие
для спецкурса. Пермь, Изд-во Перм. гос. пед. ин-та, 1971.

269. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.:
Педагогика, 1986.

270. Мерлин В. С. Личность и общество: Учебное пособие к спецкурсу.
Пермь, Изд-во Перм. гос. пед. ин-та, 1991.

271. Методика воспитательной работы/Под ред. В. И. Коротова. М.: Просве­
щение, 1990.

272. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспи­
тательном процессе/Науч. ред. 3. И. Васильева. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер­
цена, 1991.

273. Методологические проблемы коммунистического воспитания/Под ред.
Е. Ф. Сулимова. М.: Изд-во МГУ, 1985.

274. Методологические проблемы развития педагогической науки/Под ред.
П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985.

275. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения.: Пер. с англ.
М.: Наука, 1988.

276. Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности: Философско-згический
очерк: Пер. с латыш. М.: Политиздат, 1990.

277. Миронов В. Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990.

278. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском
возрасте. М.: Педагогика, 1991.

279. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.:
Наука, 1990.


 

280. Момов В. Человек. Мораль. Воспитание: Пер. с болт. М.: Прогресс,
1975.

281. Момов В., Кочетов А. И. Самовоспитание, самоутверждение, самокон­
троль. М.: Знание, 1975.

282. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе:
Пер. с итал. М.: Работник просвещения, 1922.

283. Москаленко В. В. Социализация личности: Философский аспект. Киев,
Вища шк., 1986.

284. МудрикА.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.:
Знание, 1983.

285. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педаго­
гика, 1984.

286. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них
самих. М.: Просвещение, 1990.

287. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.

288. Муст А. К., Муст О. А. Школьный опыт и его связь с деятельностью
школьника//Проблемы подготовки к общению: Материалы симпозиума/Отв.
ред. X. Й. Лийметс. Таллин, Изд-во ТПИ, 1979.

289. Мухина В. С. Детская психология. СПб.: Просвещение, 1992.

290. Мысливченко А. Г. Человек как предмет философского познания. М.:
Мысль, 1972.

291. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психоло-
гии//Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142—155.

292. Мясищев В. Я. Основы общей и медицинской психологии. Л.: Медици­
на, 1968.

293. Мясищев В. Л. Психология отношений и педагогика//Вопросы психоло­
гии воспитания: Ученые записки, вып. 3. Тамбов, Изд-во Тамб. гос. пед. ин-та,
1973.

294. Надь К., Щуркова Н. Е. К вопросу о становлении нравственного отноше-
ния//Советская педагогика. 1974. № 6. С. 23—33.

295. На пути к новой школе: Опыт перестройки народного образования в
Эстонской ССР/Э. Р. Гречкина, X. Й. Лийметс, В. К. Руус и др. М.: Педагогика,
1988.

 

296. Наторп П. Социальная педагогика: Пер. с нем. СПб.: Книгоиздатель­
ство Богдановой, 1911.

297. Наторп П. Культура народа и культура личности: Пер. с нем. СПб.:
Книгоиздательство Богдановой, 1912.

298. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М.: Педаго­
гика, 1992.

299. Никандров Н. Д. Педагогика в системе обществознания//Советская педа­
гогика. 1988. № 6. С. 45-51.

300. НовиковаЛ. И, Школа и среда. М.: Знание, 1985.

301. НовиковаЛ. И. Воспитательная система: исходные позиции//Советская
педагогика. 1991. № 11. С. 61-64.

302. Образ жизни. Теоретические и методологические проблемы социально-
психологичесюэго исследования/Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев,
Наукова думка, 1980.

303. Общество в разных измерениях: Социологи отвечают на вопросы/Под


общ. ред. Л. А. Гордона, Э. В. Клопова; сост. В. Е. Гимпельсон, А. К. Назимова. М.: Моск. рабочий, 1990.

304. Общие основы педагогики/Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана.
М.: Просвещение, 1967.

305. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение,
1991-

306. Осницкип А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирова­
ние активной личности. М.: Знание, 1986.

307. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста/Под
ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988.

308. Особенности социального формирования учащихся в разных регионах
страны/Под ред. Р. Г. Гуровой, М.: Изд-во АПН СССР НИИ ОПВ, 1986.

309. Отношение как проблема психологии воспитания: Сб. научн. тру­
дов/Под ред. А. И. Щербакова. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.

310. О человеческом в человеке/Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиз­
дат, 1991.

311. Панасенко Э. С. Критический анализ исследований социализации
школьной молодежи в США: Автореф. дисс....канд. филос. наук. М., 1982.

312. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.
М.: Изд-во МГУ, 1991.

313. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль,
1971.

314. Педагогика и логика/Г. Щедровицкий и др. М.: Касталь, 1993.

315. Педагогика среды и методы ее изучения/Под ред. М. В. Крупениной.
М.: Работник просвещения, 1930.

316. Педагогическая диагностика в школе/Под ред. А. И. Кочетова. Минск,
Нар. асвета, 1987.

317. Педагогическая теория: идеи и проблемы: Сб. М.: Ин-т теорет. педаго­
гики и междунар. исслед. в образовании РАО, 1992.

318. Педагогический поиск/Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987.
319- Пеньков Е. М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение.

М.: Высш. шк., 1990..

320. Перре-КлермонА.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии ин­
теллекта детей: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991.

321. Перспективы развития системы непрерывного образования/Под ред.
Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990.

322. Петрова В. И. Воспитание и развитие нравственного сознания и пове­
дения школьников: Дисс....д-ра пед. наук. М.: 1982.

323. Петрова Е. Н. Экология индивидуальности: философско-социологиче­
ский аспект. Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 1992.

324. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные
труды. М.: Педагогика, 1984.

325. Петровский А. В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990.

326. Петухов Н. Н. Общие основые теории коммунистического воспитания:
Учебное пособие. Ч. 1. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975.

327. Печчеи А. Человеческие качества: Пер. с итал. М.: Прогресс, 1985.

328. Пилиповсшй В. Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в тео­
рии обучения на Западе//Педагогака. 1992. № 9—10. С. 106—113.


 

329. ПинкевичА. П. Научная педагогика/Общественные науки СССР. М.:
1928.

330. Пирогов В. И. Формирование активной жизненной позиции школьни­
ков. М.: Просвещение, 1981.

331. Платонов К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.

332. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

333. Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология:
Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1993.

334. Плюснин Ю. М. Проблема биосоциальной эволюции: Теоретико-методо­
логический анализ.— Новосибирск, Наука, 1990.

335. Полис А. Ф. Единство социального и биологического в гармоническом
развитии личности. Рига, Зинатне, 1981.

336. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа,
1993.

337. Прангишвили А. С. Потребности, мотивы и установки/ДТроблемы фор­
мирования социогенных потребностей. Тбилиси, Мицниереба, 1974.

338. Пригожий П. Природа, наука и новая реальность. М.: Знание, 1991.

339. Проблемы личности: Материалы симпозиума/Ред. коллегия В. М. Бан­
щиков и др. М.: Изд-во Ин-та философии АН СССР, 1969-

340. Прокопьев И. П. Предупреждение и преодоление отрицательных влия­
ний микросреды на школьников в процессе их воспитания (теория и практика):
Дисс....д-ра пед. наук.— М., 1983.

341. Психическая саморегуляция в педагогическом процессе/Под ред.
И. Е. Шварца. Пермь, Изд-во Перм. гос. пед. ин-та, 1977.

342. Психологические основы формирования личности в педагогическом
процессе/Под ред. А. Коссаковски и др.: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981.

343. Психологический статус личности в различных социальных условиях:
развитие, диагностика и коррекция: Межвуз. сб./Под ред. В. С. Мухиной. М.:
Прометей, 1992.

 

344. Психология воспитания/Под ред. В. А. Петровского. М.: Аспект Пресс,
1995.

345. Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее
жизненный путь: Сб. статей./Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славекая.
М.: Наука, 1990.

346. Психология личности и образ жизни/Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.:
Наука, 1987.

347. Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. М.:
Педагогика, 1987.

348. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное ис­
следование/Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.

349- Пухяиков В. К. Человек и общество: К проблеме гуманизации социаль­но-философского мышления. М.: Наука, 1990.

350. Радина К. Д. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров: Науч­
но-методическое пособие. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975.

351. РаевА. И. Управление умственной деятельностью младшего школьника:
Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.

352. РаевА. И. Единство психолого-педагогических условий развития млад­
шего школьника как субъекта учебной деятельности//Психолого-педагогические


условия умственного и нравственного развития младшего школьника: Межвуз. сб. науч. трудов. СПб.: Образование, 1992.

353. Раев А. И. Социальный опыт в умственном и нравственном развитии
младшего школьника//Умственное и нравственное развитие младшего школьни­
ка в системе непрерывного образования. СПб.: Образование, 1993.

354. Развитие личности ребенка: Пер. с англ./Общ. ред. А. М. Фонарева. М.:
Прогресс, 1987.

355. РакитовЛ. И. Цивилизация, культура, технология и рынок//Вопросы
философии. 1992. № 5. С. 3-15.

356. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, пробле­
мы, перспективы. М.: Наука, 1993.

357. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности: пер. с венг. М.: Педагогика,
1983.

358. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Пер. с англ. М.: МИФ,
1993.

359. Расчетина С. А. Цели и методы индивидуального подхода в воспитатель­
ном процессе: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герце­
на, 1988.

360. Расчетина С. А. Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитатель­
ном процессе: Дисс...д-ра пед. наук. Л., 1989.

361. Робер М.-А., Тилшан Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. М.:
Прогресс, 1988.

362- Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии: Текс­ты/Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1986.

363. Родионова Е. А. Формирование представлений о личности и социальных
механизмах регуляции поведения: культурно-исторический аспект//Психологи-
ческие механизмы регуляции социального поведения: Сб. статей АН СССР
Ин-та психологии/Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979.

364. Розанов В. В. Сумерки просвещения/Сост. В. Н. Щербакова. М.: Педаго­
гика, 1990.

365. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности
человека/Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988.

366. Рошка А. Н. Объективное и субъективное в повышении социальной ак­
тивности личности. Кишинев, Штиинца, 1991.

367. Рубинштейн С. Д. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

368. Рубинштейн С. Д. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
369- РувинскийЛ. И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984.

370. Рувинский Л. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Про­
свещение, 1982.

371. Руткевич М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система обра­
зования, молодежь. М.: Политиздат, 1988.

372. Рюле Отто. Ребенок и среда: Пер. с нем. Л., Госиздат, 1924.

373. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/
Под ред. В. А. Ялова. Л.: Наука, 1979.

374. Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

375. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.
Тбилиси, Мецниереба, 1989.

376. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт иссле­
дования. М.: Педагогика, 1986.


 

377. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ,
1990.

378. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование//Педагогика.
1994. № 5. С. 16-21.

379. Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Ка­
зань, Изд-во Казан, ун-та, 1992.

380. Скворирв Л. В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего
бытия. М.: Политиздат, 1989-

381. Смирнов Г. Л. Советский человек: Формирование социалистического
типа личности. М.: Политиздат, 1980.

382. Соколова М. А., Кузьмина Е. Я., Родионов М. Л. Сравнительная педагоги­
ка. М.: Просвещение, 1978.

383. Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Пе­
дагогика, 1986.

384. Социализация личности: исторический опыт советского периода и со­
временные тенденции: Сб. М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в
образовании РАО, 1993.

 

385. Социальная идентификация личности: Годичный отчет за 1993 год по
разделу программы «Человек в кризисном обществе». М.: Ин-т социологии
РАН, 1993.

386. Социальная психология: Учебное пособие/Под ред. А. В. Петровского.
М.: Просвещение, 1987.

387. Социальная психология личности/Под ред. А. А. Бодалева. Л.: Знание,
1974.

388. Социальная психология личности/Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шоро­
хова. М.: Наука, 1979.

489. Социальная философия в конце XX века: Сб. научн. статей/Под ред. К. X. Момджяна. М.: Изд-во МГУ, 1991.

390. Социально-психологические вопросы педагогического воздействия/Под ред. Г. С. Сухобской. Таллин, Изд-во НИИ педагогики Эст. ССР, 1976.

391- Социальные ориентиры изменяющегося общества: Сб./Отв. ред. В. 3. Роговин. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.

392. Социальные ориентиры обновления: общество и человек/Под общ. ред.
Т. И. Заславской. М.: Политиздат, 1990.

393. Социальный идеал и массовое сознание: Историко-культурное исследо-
вание/Отв. ред. А. Б. Каплан. М.: ИНИОН РАН, 1992.

394. СпиркинА. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.

395. Станеки-Козвоски М., Хейнс У., Фелленц-Усами Д. Мой мир и я: Путь к
единению: Пособие для учителей: Пер. М.: Междунар. фонд образования, 1994.

396. Станкевич Л. П. Проблемы целостности личности (Гносеологический
аспект). М.: Высш. шк., 1987.

397. Старовоптенко Е. Б. Жизненные отношения личности: Модели психо­
логического развития. Киев, Лыбидь, 1992.

398. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М.: Мол. гвардия, 1975.

 

399. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика,
1990.

400. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике/Сост. О. В. Сухомлинская. М.:
Педагогика, 1990.


401. Сычев Ю. В. Микросреда и личность: Философские и социологические
аспекты. М.: Мысль, 1974.

402. Сэв Л. Марксизм и теория личности: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1972.

403. Тайчинов М. Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просве­
щение, 1982.

404. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших
школьников. М.: Просвещение, 1988.

405. Тарашкевич М. В. Человек и его потребности. Минск, Беларусь, 1989.

406. Тарро К. Стиль жизни личности в рамках социалистического образа
жизни на основе эмпирического исследования школьников ЭССР//Воспитание
личности: Материалы конференции. Таллин, 1976.

407. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека: Пер. с польск. М.:
Прогресс, 1981.

408. Тейяр де ШарденП. Феномен человека: Пер. с фр. М.: Наука, 1987.

409. Теория и практика воспитательных систем: В 2 кн./Отв. ред. Л. И. Но­
викова. М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании РАН,
1993.

410. Титма М. X. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Тал­
лин, Ээсти раамат, 1982.

411. Титова Е. В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспита­
ния. М.: Просвещение, 1993.

412. Тряпицина А. П. Педагогические основы творческой учебно-познава­
тельной деятельности школьников: Дисс....д-ра пед. наук. Л.: 1991.

413. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленингр.
ун-та, 1968.

414. УледовА. К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.

415. Умственное и нравственное развитие младшего школьника в системе
непрерывного образования: Межвуз. сб. научн. трудов/Отв. ред. А. И. Раев.
СПб.: Образование, 1993.

416. Федотов Е. В. Основы социально-психологической культуры: Учебное
пособие. Ниж. Новгород, Изд-во Нижегород. ун-та, 1993.

417. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Пе­
дагогика, 1989.

418. Феномен человека: Антология/Сост. П. С. Гуревич. М.: Высш. шк.,
1993.

419- Филиппов В. Н. Проблема сознания в философии и педагогической практике. Новосибирск, Изд-во Новосиб. ун-та, 1993.

420. Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика,
1990.

421. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.

422. Филонов Г. Н., Черепкова С. В. Тенденции развития теории и практики
воспитания//Педагогика. 1993. № 1. С. 33—38.

423. Философия детства: Тезисы международной конференции «Ребенок в
современном мире». Т. 1. СПб.: Научный центр проблем диалога, 1993.

424. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отноше­
ний с окружающими: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1993.

425. Формирование и развитие основ активной жизненной позиции младше­
го школьника в учебно-воспитательном процессе: Сб. Науч. трудов/Под ред.
Р. М. Капраловой. Рязань,

Date: 2015-10-18; view: 816; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию