Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В результате исследования, нам представляется, установлена возможность характеристики социализации как предмета педагогики⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
В результате исследования, нам представляется, установлена возможность характеристики социализации как предмета педагогики, обоснованы в педагогической интерпретации ее сущностные компоненты: цель, содержание, средства, взаимосвязи субъекта и объекта процесса социализации. Эти составляющие характеризуют механизм превращения социального в психическое, соответствующий ему субъект социализации и обнаруживают целостность и взаимосвязь социализации с процессами воспитания и самовоспитания личности. В определении понятия «социализация» в контексте парадигмы педагогики мы исходили из того, что социализация предполагает не только включение ребенка в образ жизни общества, но и выработку у него, совместно со взрослыми, стиля жизни, собственных ценностных ориентации. Воспитание при этом является одним из главных способов организации социализации, так как позволяет корректировать, обогащать, видоизменять стихийно складывающийся у младшего школьника социальный опыт, а введение ребенка в педагогически организованную деятельность по самовоспитанию своей личности обеспечивает ему позицию субъекта социализации. Педагогическая концепция социализации утверждает социаль-1 ный опыт ребенка младшего школьного возраста как основу его социализации. В качестве интегральных параметров социального опыта детей младшего школьного возраста выступают не только система познавательных новообразований (знания, умения, навыки), набор определенных поведенческих привычек, но и представления о главных жизненных ценностях, самооценка и конкретные характеристики стиля жизни ребенка. Интегральные параметры социального опыта у детей младшего школьного возраста проявляются, корректируются и формируются в специально созданных условиях переживания («проживания») своего социального отношения к главным жизненным ценностям, к людям, к самим себе. Создана и экспериментально апробирована система «ситуаций социального опыта» с различной педагогической инструментовкой. При этом мы учитывали, что педагогически организуемые «ситуации социального опыта» направлены прежде всего на реализацию познавательного и аксиологического компонентов социального опыта. Воспитатель, извлекая социальные идеи из тех или иных источников, педагогически «обрабатывает» их, трансформирует через собственный социальный опыт, придает им целесообразную педагогическую форму и включает их в информационные потоки процесса воспитания. Во взаимосвязи с познавательным и аксиологическим компонентами складываются коммуникативный и действенный компоненты социального опыта детей, но это происходит не столь целенаправленно, а нередко спонтанно и импульсивно. В «ситуации социального опыта» определенно прослеживаются две линии взаимодействия: между воспитателем и воспитанниками и между ребенком и социальными условиями жизни с той или иной степенью условности включенных в «ситуацию». Если ребенок младшего школьного возраста испытывает положительные переживания в обеих линиях взаимодействия, то он принимает социальные идеи и ценности, то есть в общей иерархии ценностей, которая, складываясь в процессе социализации, в младшем школьном возрасте еще не очень жестка, достаточно податлива, будут происходить благоприятные для общества сдвиги. «Ситуация социального опыта» должна быть для ребенка, условно говоря, «широкой» по предметному пространству и содержать некоторую неопределенность, так как в социальной жизни все нельзя свести к шаблонам и прямому научению. Кроме того, следует учитывать и такое важное условие: должна быть гармония социальных идей и ценностей, существующих в обществе, с теми, которые составляют содержание воспитания и интернализации которых добивается педагог. В настоящее время в нашей стране с рухнувшей коммунистической идеологией, разрушенной государственной системой и кризисной экономикой это условие почти не реализуемо. Напротив, воспитатель сегодня должен нередко обеспечивать максимальную изоляцию детей младшего школьного возраста от того, чем «дышит» общество. Но эта ситуация ненормальна, и в очень недалеком будущем она может быть оплачена изломанными, ущербными судьбами нынешних детей. Исходя из общей теоретической концепции, обоснованной в исследовании, воспитание должно обеспечивать не столько нормативное воздействие на детей, сколько создание условий для их социализации, для переживания и осознания детьми себя субъектами своей жизнедеятельности. Физиологам и детским психологам хорошо известно, что восприятие жизни детьми, даже в младенческом возрасте, отличается более широким диапазоном рецепторов слуха, обоняния и осязания. Не менее глубоко и тонко дети воспринимают и социальную информацию, идущую по вербальным и невербальным каналам. Не считаться с этим феноменом детства в процессе социализации невозможно, ибо дети обладают гораздо большим потенциалом личностного развития, чем того требует современный тип культуры, условия материальной жизни и коммуникации в обществе. Первая задача воспитания в том и состоит, чтобы специальными педагогическими средствами, учитывая стихийный и спонтанный планы формирования социального опыта ребенка, обеспечить ему позицию субъекта социализации. Бесспорно, позиция субъекта социализации фиксирует определенную степень усложнения отношений ребенка с окружающим миром: реализация возможностей самоопределения и самостоятельности не всегда практически приносит комфортные результаты, возрастает ответственность за собственную самостоятельную деятельность, нарастает конфликтность в отношениях с окружающими, в первую очередь, со взрослыми и сверстниками, не признающими за ребенком права на позицию субъектности, может возникнуть психологический дискомфорт и чувство тревожности в некоторых новых жизненных ситуациях, за рамками ранее приобретенного опыта. Здесь и проявляет себя вторая задача воспитания в контексте процесса социализации: специальными педагогическими средствами помочь ребенку быть субъектом социализации (состояться и действовать), то есть обрести некоторые знания о себе, о своей личности и способах самоуправления собой, обеспечить ребенку конкретную ценностную ориентацию в современном мире, а значит и определенные навыки «быть собой» и одновременно умения быть частью некоего целого (семьи, группы сверстников), добровольно подчинять их интересам свое поведение. Таким образом, воспитание «дает» ребенку детство как некую жизненную ценность, как особый тип ментальности. Детство ведь — не только специфичная характеристика биологического развития и развития психики, а еще и особый уровень социализации, который невозможен как продуктивный для дальнейшей жизни личности, если специально педагогически не обеспечивается воспитанием. В нашем исследовании выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания у детей младшего школьного возраста позиции субъекта социализации. Обязательными условиями выступают: ориентация образовательного процесса на социальный опыт ребенка как значимый потенциал его духовного развития и совершенствования; интеграция содержания образования; обращение в качестве стратегической направленности образования к главным жизненным ценностям, ибо именно они не только отражают реальный социальный опыт детей, но и предопределяют их дальнейшую социализацию; обеспечение младшему школьнику средствами воспитания позиции жизненного самоопределения. Дальнейшие научные разработки в области исследования социализации младших школьников как педагогической проблемы могут идти в следующих направлениях: изучение путей и способов формирования у детей младшего школьного возраста активно-личностного отношения к главным жизненным ценностям; формирование критериальных личностных качеств субъекта социализации (ответственности, самостоятельности, требовательности к себе); формирование полоролевых установок; изучение педагогической инструментовки социализации младших школьников в условиях конкретной этно-культурной среды; исследование возможностей взаимодействия образовательного процесса и различных проявлений детской субкультуры; теоретическое и технологическое переосмысление социализирующих аспектов общих методов воспитания; разработка педагогических основ социализации в свете принципов синергетики (самоорганизации личности детей младшего школьного возраста); построение интегративного курса начального обучения с учетом закономерностей социализации детей младшего школьного возраста; исследование педагогических основ ориентации младших школьников на социальные нормы современного общества. Научные изыскания в ракурсе этих проблем будут способствовать дальнейшему совершенствованию теории и практики формирования личности ребенка младшего школьного возраста в современных условиях.
1. Лбульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 2. Абульхатюва-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: 3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятель- 4. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности//Психоло- 5. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта 6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 7. Адлер А. Социальный интерес: вызов человечеству//Первое сентября, 1993. 8. Азаров Ю. П. Педагогика Любви и Свободы. М.: Топикал, 1994. 9. Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся:
10. Александровская Э. М. Типологические варианты формирования личности 11. Алешина Ю. Е., Воловин А. С. Проблема усвоения ролей мужчины и жен- 12. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. 13. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. 14. Амосов Н. М. Мое мировоззрение//Вопросы философии. 1992. Ма 6. 15. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М: Наука, 1977. 16. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 3 т. М.: Педагогика, 17. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой лич 18. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988. 19. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. 20. Антонова Н. Н. Чувственный образ в познавательной деятельности шес 21. Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности: Личность как
22. Анциферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии лич- 23. Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся систе- 24. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: 25. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии 26. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. 27. Асмолов А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания//Новое 28. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы обще психологического 29. Ахаян Т. К. Мировоззрение и гражданская активность школъников//Пе- 30. Ахаян Г. К. Формирование коммунистических убеждений в общественно- 31. Ахаян Т. К. Пути формирования общественно-политической активности 32. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб. 33. Бакштановский В. И., Потапова Е. П., Согомонов Ю. В. Выбор будущего: 34. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. 35. Бахтин М. М. К методологии литературоведения. М.: Наука, 1975. 36. Бердяев К А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 37. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 38. Бескина Р. М., Чудновский В. Э. Воспоминания о будущей школе. М.: 39. Бессонов Б. Н. Человек: пути формирования новой личности. М.: Мысль.
40. Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века. Размышление социолога. М.: 41. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 42. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образо- 43. Битынас Б. П. Структура процесса воспитания: Методологический ас 44. Бшпинас Б. П., Катаева Л И. Гражданскому обществу — институт соци
45. БлонскипП.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во 46. Блонскип П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: 47. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения//Психологи- 48. Богданов В. А. Бог, личность и алгоритмы саморазвития: Учебное посо 49- Богословский В. В. Психология воспитания школьника. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. 50. БодалевА. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 51. БодалевА. А- Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 52. БодалевА. А., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого-педагогичес 53. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 54. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного 55. БорщевА.Н. Философия — мировоззренческая ценность личности. М.: 56. Бочкина Н. В. Педагогические основы формирования самостоятельности 57. Бочкина Н. В. Самостоятельность личности школьника (системно-струк 58. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР: Пер. с англ. 59- БуеваЛ.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 60. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 61. Бутенко И. А- Социальное познание и мир повседневности. М.: Наука, 62. ВазинаК.Я. Коллективная мыследеятельность — модель саморазвития 63. Валлон А. Психологическое развитие ребенка: Пер. с фр. М.: Просвеще 64. Васильева 3. И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обуче 65. Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сб./Сост. Л. Д. Филоненко. М.: вв. Вергелес Т. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. 67- Верцинская Н. Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс....д-ра пед. наук. М.: 1991. 68. Вершловский С. Г. Воспитание активной позиции личности. Л.: Лениздат, 1981. 69. Взаимодействие коллектива и личности: Сб. докладов/Под ред. 70. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический ас 71. Вилюнас В. К. Психлогаческие механизмы мотивации человека. М.: 72. Вичев В. Мораль и социальная психика: Пер. с болт. М.: Прогресс, 73. Волков А. И. Человеческое измерение прогресса. М.: Политиздат, 1990. 74. Волков Г. Я. Педагогика жизни. Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во, 1989. 75. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека: Естест 76. Воспитание гражданина в советской школе/Под ред. Г. Н. Филонова. М.: 77. Воспитание личности: Опыт. Проблемы. Поиски: Сб. материалов в по / 78. Воспитательная система массовой школы; проблемы гуманизации: Сб. \. науч. тр./Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИ теории и истории педагогики, 71992. 79. Вопросы воспитания: системный подход/Под ред. Л. И. Новиковой. М.: 80. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: Просвещение, 81. Вулъфов Б. 3. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая шк., 1994. 82. Вульфов Б. 3., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. 83. Вшанов Н. И. Энергетика человека, психология активности и управление 84. Выготский Л. С. Проблема сознания//Собр. соч.: В б т. Т. 1. М.: Педаго 85. Выготский Л. С. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндай- 86. Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педаго 87. Выготский Л. С. История развития высших психических функций//Собр. 88. Выготский Л. С. Детская психология//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педаго 89. Выготский Л. С, ЛурияА.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. 90. Вяккерев Ф. Самодвижение. Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 4. М.: 91. Гавриловец К. В. Воспитание человечности. Минск, Нар. асвета, 1985. 92. Гаврилычева Г. Ф. Вначале было детство: Сб. диагностических методик
93. Таджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века//Вопросы философии. 94. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы//Новое педаго 95. Газман О. С. Общественное и гражданское воспитание: взгляд в буду- 96. ГантяИ. С. Формирование основ самообразования при обучении млад 97. ГастевА. К. Трудовые установки. Методика обучения. М.: Центр ин-та 98. ГастевА. К. Предисловие/Петров Е. А. Метод обучения ЦИТа. М.: Л., 99. Генецинский В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антро-
100. Генецинский В. И. Основые теоретической педагогики: Учебное пособие. 101. Гершунский Б. С, Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образова- 102. Гершунский Б. С. Образование и будущее: Россия во мгле. Бийск, Науч.- 103. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психоло 104. Глезерман Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования 105. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ., 106. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2 т. Пер. с фр. М.: Мир, 1992. 107. ГозманЛ. Я., ЭткиндА. М. Метафоры или реальность? Психологический 108. Голованова Н. Ф. Педагогический эксперимент//Методология и методи 109. Голованова Я. Ф. Приобщение младших школьников к самовоспита- 110. Голованова Н. Ф, Образ жизни и отношение школьников к труду//Работа 111. Голованова Я Ф. Отношение младших школьников к труду родителей 112. Голованова Н. Ф. Самостоятельная учебная деятельность младших 113. Голованова Н. Ф, Ребенок. Школа. Жизнь. Мурманск, Мурм. кн. из-во, 114. Голованова Я. Ф. Социальное становление шестилетних первоклассни- ков//Подготовка учителя к работе с детьми шестилетнего возраста: Тезисы докладов/Под ред. О. В. Выголова. Вологда, Изд-во Волог. гос. пед. ин-та, 1990. С. 41-43. 115. Голованова Н. Ф. Особенности работы воспитателя с шестилетними пер- 116. Голованова Н. Ф. Самовоспитание младших школьников как фактор их 117. Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогиче 118. Голованова Н. Ф. Педагогические проблемы социализации личности 119. Голованова Н. Ф. Проблема социализации и воспитания младших 120. Голованова Н. Ф. Педагогические проблемы социализации детей млад 121. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младших школь
122. Голубев Н. К., БитинасБ. П. Введение в диагностику воспитания. М.: 123. Гордин Л. Ю. Воспитание и социализация//Советская педагогика. 1991. 124. Гордин Л. Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспи- 125. Горшкова В. В. Проблема субъекта в педагогике. Учебное пособие к 126. Горшкова В. В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: 127. ГримакЛ. П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: 128. Гришин Д. М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в 129. ГромцеваА. К. Самообразование учащихся средних профтехучилищ. М.: 130. Гузеев В. В., Поликарпова Н. П. Опыт применения интегральной техно 131. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания школьников: Дисс.
132. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 133. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы 134. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский 135. Деятельность: теории, методология, проблемы/Сост. И. Т. Касавин. М.: 136. Джемс У. Психология: Пер. с англ./Под ред. Л. А. Петровской. М.: Пе 137. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие 138. Диянова 3. В., Щеголева Т. М. Самосознание личности: Учебное пособие. 139. Додонов В. И. Теоретико-методологические основы духовно-нравствен 140. Доналъдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. М.: Педа 141. Донцов И. А. Самовоспитание личности: Философско-этические пробле 142. Дубинин Н, Л. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. 143. ДьюиДж. Введение в философию воспитания: Пер. с англ. М.: Изд-во 144. Дюркгепм Э. Социология и теория познания//Хрестоматия по истории 145. Ежеленко В. Б. Методы воспитания в педагогическом процессе: Учебное 146. Ершов П. М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. 147. Железов Е. А. Сущностные силы человека: Философско-мировоззренче- 148. Жизненный путь личности/Сост. Л. В. Сохань и др. Киев, Наук, думка, 149. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика.
150. Замошкин Ю. А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. М.: 151. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 152. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 153. Зеньковскип В. В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 154. Зинченко В. П. Гуманистический вектор науки//Коммунист. 1990. № 4. 155. Золотарева Л. Г Формирование нравственного опыта младших школь
- 156. Зосимовский А. В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте, М.: Иэд-во МГУ, 1982. 157. ЗюбинЛ. М. Психология воспитания. М.: Высш. шк., 1991. 158. Иванов А. В. Запад — Россия — Восток (сравнительно-типологический 159. Изучение личности школьника учителем//Под ред. 3. И. Васильевой. 160. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л. И. Бо- 161. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 162. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). 163. Ильин Г. Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в кон 164. Интернациональные проблемы социальной педагогики: Сб. статей/Под 165. Иорданский Н. И. Основы и практика социального воспитания. М.: Ра 166. Истомин И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуля 167. ИудинА. А., Стрелков Д. Г. Актуальные проблемы социализации молоде 168. Ищенко Н. П. Социальное становление советской молодежи. Киев, 169. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: 170. Казакина М. Г. Самооценка личности школьника и педагогические усло 171. Казакина М. Г. Изучение жизненных целей школьников//Советская пе 172. Как построить свое «я»?/Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. 173. Калашников А. Г. Очерки марксистской педагогики. М.: Работник про 174. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Теория и практика активного социального 175. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 176. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи 177. Касьянов В. В., Слепцов Н. С, РевенкоЛ.В. Социализация молодежи: 178. Квятковский Е-В. Самоопределение личности как педагогическая про- 179. Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально значимые цен
180. Кирьякова А. В, Ориентация школьников на социально значимые цен 181. КлайнВ. Как подготовить ребенка к жизни: Пер. с англ./Общ. ред. и 182. Князева Е. К, Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диа 183. Ковалев А. Г, Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. 184. Ковалев С. М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. 185. Коган Л. Я. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. 186. Колесникова И. А. Теоретико-методологические основы современного 187. КоломиецВ.П. Становление индивидуальности: Социологический ас 188. Коломинский Я. Л., ПанькоЕ.А. Учителю о психологии детей шестилет 189. Коломинский Я. Л., Харин С. С.Становление субъективной социальности 190. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 1 191. Кон И. С. Люди и роли//Новый мир. 1970. № 12. С. 180-185. 192. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 193. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 194. Кон И. С. К этнографическому изучению мира детства//Советская педа 195. Кон И. С. Категория «Я» в психологии/ДГсихологический журнал. 1981. 196. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 197. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. 198. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. 199. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи//Новое педагогическое 200. Кон И. С, Ольшанский В. Б. Социализация//Философская энциклопе 201. Кондратенков А. Е. Педагогика в картинах реальной жизни. Смоленск, 202. Конникова Т. Е. Механизм воздействия коллектива на личность//Совет- 203. Конникова Т. Е. Формирование общественной направленности личности 204. КопнинП. В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 205. Корнилова А. Г. Педагогические основы социального воспитания. 206. Коротяев Б. Л. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М.: 207. Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. 208. Кочетов А. И. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания (на материа 209. Кочетов А. И. Педагогические основы самовоспитания. М.: Знание, 210. Кочетов А. И. Карты-схемы изучения личности и малых гругш//Вопро- 211. Кочетов А. И. Методические рекомендации по исследовательской работе 212. Кочетов A.M. Организация самовоспитания школьников. Минск, Нар. 213. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению 214. Критика теории социализации учащейся молодежи в капиталистичес 215. КрупенинаМ.В., Шульгин В. Н В борьбе за марксистскую педагогику. 216. Крупская Н. К. К вопросу о целях школы. Пед. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: 217. Крупская Н. К. Воспитание. Пед. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1979. 218. Крутова О. Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. 219. Кряжев П. Е. Некоторые социологические вопросы формирования лич- 220. Кузь В. Г. Школа — центр воспитания. М.: Педагогика, 1991. 221. Купцов И. И. Младший школьник: особенности его интеллектуально- 222. Куракин А. Т., Новикова Л. И. О системном подходе в исследовании про 223. Куракин А. Т., Новикова Л. И. Характеристика современной школы как
224. Куценко В. Г. Управление самовоспитанием учащихся: Спец. курс лек 225. Кучинскип Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, Университет 226.. Левитин К. Е. Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990. 227. Левицкая А. Г. Урбанизация и воспитание: Социологический анализ. Во 228. ЛевшинЛ.А. Логика педагогического процесса. М., Знание, 1980. 229. Легенький Г. И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. 230. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 231. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
232. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: 233. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 234. Лийметс X. Й. Социалистический образ жизни и развитие личности уча 235. Лийметс X. Й. Трактовка воспитания как взаимодействия воспитателя и 236. Лийметс X. Й. Образ жизни как категория психологии развития и педа- 237. Лийметс X. Й. Взаимодействие в детерминации развития личности и 238. Лийметс X. Й. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982. 239. ЛипкинаА. И. Самооценка школьника: М.: Знание, 1976. 240. ЛипкинаА. И. О нравственной жизни школьника. М.: Знание, 1978. 241. Лисина М. Й. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 242. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольни 243. Лихачев Б. Т. Социально-педагогические противоречия воспитания// 244. Лихачев Б. Т. Воспитание: необходимость и свобода//Педагогика. 1994. 245. Личность и научно-технический прогресс/Отв. ред. В. Н. Турченко. Но 246. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индиви- 247. Ломов Б. Ф. Об исследовании законов психики//Психологический жур 248. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. 249. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура/Сост. Ю. А. Ростовцев. 250. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 251. Луначарский А. В. Социологические предпосылки советской педагоги- 252. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагоги 253. Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 254. Макаренко А. С. Воля, мужество, целеустремленность. Педаг. соч.: В 8 т. 255. Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе. Педаг. соч.: В 8 т. Т. 4. 256. МакаренкоА. С. Книга для родителей. Педаг. соч.: В 8 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1985. 257. Малъковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школь 258. Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школь 259. Мальковская Т. Н Социальная активность школьников. Л.: Знание, 1978. 260. Мальковская Т. Н. Динамика социальных и педагогических факторов в 261. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педа 262. Мамардашвили М. К. Мысли под запретом//Вопросы философии. 1992. 263. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогрес, 1992. 264. МаслоуА. Самоактуализация//Психология личности: Тексты/Под ред. 265. Матвеева Л. А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной 266. Матвеева Л. А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в млад 267. Мелентьева Ю. П. Библиотека и социализация личности: Учебное посо 268. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие 269. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: 270. Мерлин В. С. Личность и общество: Учебное пособие к спецкурсу. 271. Методика воспитательной работы/Под ред. В. И. Коротова. М.: Просве 272. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспи 273. Методологические проблемы коммунистического воспитания/Под ред. 274. Методологические проблемы развития педагогической науки/Под ред. 275. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения.: Пер. с англ. 276. Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности: Философско-згический 277. Миронов В. Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. 278. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском 279. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.:
280. Момов В. Человек. Мораль. Воспитание: Пер. с болт. М.: Прогресс, 281. Момов В., Кочетов А. И. Самовоспитание, самоутверждение, самокон 282. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе: 283. Москаленко В. В. Социализация личности: Философский аспект. Киев, 284. МудрикА.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: 285. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педаго 286. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них 287. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. 288. Муст А. К., Муст О. А. Школьный опыт и его связь с деятельностью 289. Мухина В. С. Детская психология. СПб.: Просвещение, 1992. 290. Мысливченко А. Г. Человек как предмет философского познания. М.: 291. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психоло- 292. Мясищев В. Я. Основы общей и медицинской психологии. Л.: Медици 293. Мясищев В. Л. Психология отношений и педагогика//Вопросы психоло 294. Надь К., Щуркова Н. Е. К вопросу о становлении нравственного отноше- 295. На пути к новой школе: Опыт перестройки народного образования в
296. Наторп П. Социальная педагогика: Пер. с нем. СПб.: Книгоиздатель 297. Наторп П. Культура народа и культура личности: Пер. с нем. СПб.: 298. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М.: Педаго 299. Никандров Н. Д. Педагогика в системе обществознания//Советская педа 300. НовиковаЛ. И, Школа и среда. М.: Знание, 1985. 301. НовиковаЛ. И. Воспитательная система: исходные позиции//Советская 302. Образ жизни. Теоретические и методологические проблемы социально- 303. Общество в разных измерениях: Социологи отвечают на вопросы/Под общ. ред. Л. А. Гордона, Э. В. Клопова; сост. В. Е. Гимпельсон, А. К. Назимова. М.: Моск. рабочий, 1990. 304. Общие основы педагогики/Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана. 305. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 306. Осницкип А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирова 307. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста/Под 308. Особенности социального формирования учащихся в разных регионах 309. Отношение как проблема психологии воспитания: Сб. научн. тру 310. О человеческом в человеке/Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиз 311. Панасенко Э. С. Критический анализ исследований социализации 312. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. 313. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 314. Педагогика и логика/Г. Щедровицкий и др. М.: Касталь, 1993. 315. Педагогика среды и методы ее изучения/Под ред. М. В. Крупениной. 316. Педагогическая диагностика в школе/Под ред. А. И. Кочетова. Минск, 317. Педагогическая теория: идеи и проблемы: Сб. М.: Ин-т теорет. педаго 318. Педагогический поиск/Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. М.: Высш. шк., 1990.. 320. Перре-КлермонА.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии ин 321. Перспективы развития системы непрерывного образования/Под ред. 322. Петрова В. И. Воспитание и развитие нравственного сознания и пове 323. Петрова Е. Н. Экология индивидуальности: философско-социологиче 324. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные 325. Петровский А. В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. 326. Петухов Н. Н. Общие основые теории коммунистического воспитания: 327. Печчеи А. Человеческие качества: Пер. с итал. М.: Прогресс, 1985. 328. Пилиповсшй В. Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в тео
329. ПинкевичА. П. Научная педагогика/Общественные науки СССР. М.: 330. Пирогов В. И. Формирование активной жизненной позиции школьни 331. Платонов К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 332. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 333. Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология: 334. Плюснин Ю. М. Проблема биосоциальной эволюции: Теоретико-методо 335. Полис А. Ф. Единство социального и биологического в гармоническом 336. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа, 337. Прангишвили А. С. Потребности, мотивы и установки/ДТроблемы фор 338. Пригожий П. Природа, наука и новая реальность. М.: Знание, 1991. 339. Проблемы личности: Материалы симпозиума/Ред. коллегия В. М. Бан 340. Прокопьев И. П. Предупреждение и преодоление отрицательных влия 341. Психическая саморегуляция в педагогическом процессе/Под ред. 342. Психологические основы формирования личности в педагогическом 343. Психологический статус личности в различных социальных условиях:
344. Психология воспитания/Под ред. В. А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 345. Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее 346. Психология личности и образ жизни/Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: 347. Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. М.: 348. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное ис 349- Пухяиков В. К. Человек и общество: К проблеме гуманизации социально-философского мышления. М.: Наука, 1990. 350. Радина К. Д. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров: Науч 351. РаевА. И. Управление умственной деятельностью младшего школьника: 352. РаевА. И. Единство психолого-педагогических условий развития млад условия умственного и нравственного развития младшего школьника: Межвуз. сб. науч. трудов. СПб.: Образование, 1992. 353. Раев А. И. Социальный опыт в умственном и нравственном развитии 354. Развитие личности ребенка: Пер. с англ./Общ. ред. А. М. Фонарева. М.: 355. РакитовЛ. И. Цивилизация, культура, технология и рынок//Вопросы 356. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, пробле 357. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности: пер. с венг. М.: Педагогика, 358. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Пер. с англ. М.: МИФ, 359. Расчетина С. А. Цели и методы индивидуального подхода в воспитатель 360. Расчетина С. А. Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитатель 361. Робер М.-А., Тилшан Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. М.: 362- Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии: Тексты/Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1986. 363. Родионова Е. А. Формирование представлений о личности и социальных 364. Розанов В. В. Сумерки просвещения/Сост. В. Н. Щербакова. М.: Педаго 365. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности 366. Рошка А. Н. Объективное и субъективное в повышении социальной ак 367. Рубинштейн С. Д. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 368. Рубинштейн С. Д. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. 370. Рувинский Л. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Про 371. Руткевич М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система обра 372. Рюле Отто. Ребенок и среда: Пер. с нем. Л., Госиздат, 1924. 373. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ 374. Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 375. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. 376. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт иссле
377. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 378. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование//Педагогика. 379. Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Ка 380. Скворирв Л. В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего 381. Смирнов Г. Л. Советский человек: Формирование социалистического 382. Соколова М. А., Кузьмина Е. Я., Родионов М. Л. Сравнительная педагоги 383. Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Пе 384. Социализация личности: исторический опыт советского периода и со
385. Социальная идентификация личности: Годичный отчет за 1993 год по 386. Социальная психология: Учебное пособие/Под ред. А. В. Петровского. 387. Социальная психология личности/Под ред. А. А. Бодалева. Л.: Знание, 388. Социальная психология личности/Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шоро 489. Социальная философия в конце XX века: Сб. научн. статей/Под ред. К. X. Момджяна. М.: Изд-во МГУ, 1991. 390. Социально-психологические вопросы педагогического воздействия/Под ред. Г. С. Сухобской. Таллин, Изд-во НИИ педагогики Эст. ССР, 1976. 391- Социальные ориентиры изменяющегося общества: Сб./Отв. ред. В. 3. Роговин. М.: Ин-т социологии РАН, 1993. 392. Социальные ориентиры обновления: общество и человек/Под общ. ред. 393. Социальный идеал и массовое сознание: Историко-культурное исследо- 394. СпиркинА. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 395. Станеки-Козвоски М., Хейнс У., Фелленц-Усами Д. Мой мир и я: Путь к 396. Станкевич Л. П. Проблемы целостности личности (Гносеологический 397. Старовоптенко Е. Б. Жизненные отношения личности: Модели психо 398. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М.: Мол. гвардия, 1975.
399. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 400. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике/Сост. О. В. Сухомлинская. М.: 401. Сычев Ю. В. Микросреда и личность: Философские и социологические 402. Сэв Л. Марксизм и теория личности: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1972. 403. Тайчинов М. Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просве 404. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших 405. Тарашкевич М. В. Человек и его потребности. Минск, Беларусь, 1989. 406. Тарро К. Стиль жизни личности в рамках социалистического образа 407. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека: Пер. с польск. М.: 408. Тейяр де ШарденП. Феномен человека: Пер. с фр. М.: Наука, 1987. 409. Теория и практика воспитательных систем: В 2 кн./Отв. ред. Л. И. Но 410. Титма М. X. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Тал 411. Титова Е. В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспита 412. Тряпицина А. П. Педагогические основы творческой учебно-познава 413. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленингр. 414. УледовА. К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. 415. Умственное и нравственное развитие младшего школьника в системе 416. Федотов Е. В. Основы социально-психологической культуры: Учебное 417. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Пе 418. Феномен человека: Антология/Сост. П. С. Гуревич. М.: Высш. шк., 419- Филиппов В. Н. Проблема сознания в философии и педагогической практике. Новосибирск, Изд-во Новосиб. ун-та, 1993. 420. Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 421. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 422. Филонов Г. Н., Черепкова С. В. Тенденции развития теории и практики 423. Философия детства: Тезисы международной конференции «Ребенок в 424. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отноше 425. Формирование и развитие основ активной жизненной позиции младше Date: 2015-10-18; view: 851; Нарушение авторских прав |