Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональный параметр социального опыта младших школьников





Третья линия изучения социального опыта детей младшего школь­ного возраста, его функциональный параметр, связана с выявлени­ем особенностей их стиля жизни. Для того, чтобы понять природу этого феномена, на наш взгляд, определяющего функциональную характеристику социального опыта даже в младшем школьном возрасте, следует обратиться к категории «образ жизни», к которой «стиль жизни» относится как единое к общему.

В процессе социализации, в результате активного взаимодейст­вия между личностью и окружающим социальным миром, проис-


ходит ее включение в образ жизни общества. По своей психологи­ческой природе этот процесс — не что иное, как опредмечивание и присвоение культуры общества (А. Н. Леонтьев). Поэтому субъек­тивный механизм социализации, на наш взгляд, можно характери­зовать через категорию «образ жизни».

На вопрос о том, что включает в себя совокупность образа жизни, современная философская литература еще не дает единого и определенного ответа. Образ жизни определяется как устойчивые формы и способы поведения людей (Г. Л. Смирнов); как устояв­шиеся, типичные для исторически конкретных социальных отно­шений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей (В. И. Толстых); как устойчивый способ воспроизведения «удовлетворения социальных потребностей (А. Г. Дцравомыслов); как совокупность различных форм повседневного поведения личности и группы (Л. А. Гордон, Э. В. Клопов); как типичные формы жиз­недеятельности людей, условия их труда и быта, характер человече­ских взаимоотношений (Г. Е. Глезерман); как определенный тип самоутверждения, самореализации отдельной личности в рамках социальной группы, класса (А. П. Бутенко).

Обобщенная, характеристика структуры образа жизни может быть представлена в виде системы таких блоков: труд и связанное с ним материальное благосостояние; духовная жизнь (культура, искусство, наука, мораль, религия); общественно-политическая, ад­министративная, коммуникативная деятельность, в которых про­являются особенности поведения людей и складываются их отно­шения.

Если соотнести реальную жизнь ребенка младшего школьного возраста с этой структурой образа жизни, то станет ясно, что в его социализации ее следует рассматривать на микроуровне, то есть на уровне образа жизни микросреды, непосредственного социального окружения ребенка, в первую очередь, семьи.

Принимая во внимание интегральный характер такого явления, как образ жизни, следует подчеркнуть, что в процессе социализа­ции личность (даже ребенок младшего школьного возраста) далеко не является пассивным продуктом объективных воздействий, а гораздо больше проявляет себя в качестве носителя определенного образа жизни. Накопление необходимого социального опыта пре­образуется в индивидуальный стиль жизни. И вовсе не важно, что ребенок еще не формулирует (или слабо формулирует) в словах свое понимание жизни и отношение к ней, но он уже самостоятельно вырабатывает и это понимание, и это отношение. Поэтому субъ­ективная сторона образа жизни находит свое конкретное выра­жение в такой субкатегории, как стиль жизни. Это обстоятель­ство уже указывает на явную тенденцию субъективности, носителем которой выступает стиль жизни ребенка. Являясь индивидуальной системой, стиль жизни всегда оригинально «окрашивает» процесс


накопления и использования ребенком социального опыта, то есть весь его функциональный параметр.

Понятно, что стиль жизни, прежде чем стать источником со­циализации личности, должен в той или иной мере сформировать­ся. Как это происходит? Все человеческие поступки имеют цели, которые часто оказываются сходными у разных людей. Достигая поставленных целей, человек проявляет к окружающим предме­там и явлениям определенное оценочное отношение, зависящее от того, насколько данный объект удовлетворяет его потребности. Поскольку оценки опираются на опыт, который индивидуален у каждой личности, то и оценки одного и того же предмета, явле­ния могут быть самыми различными, кроме того в них находят преломление потребности и цели общества или данной социальной группы.

Оценки фиксируются, стабилизируются, накапливаются во внут­реннем мире личности и оформляются в систему ценностей, цен­ностных ориентации личности. Ценностные ориентации начинают действовать как регуляторы поведения и деятельности человека.

Явления и события окружающей действительности в определен­ной степени повторяются, а так как в психике человека действует принцип экономности, то типичные способы действия, поведения становятся шаблонными и фиксируются. Так происходит формиро­вание стиля жизни. Стиль жизни регулирует взаимоотношения учащихся, их отношение к школе и учителям, к социальным и культурным сторонам образа жизни, к труду и поведению в быто­вом общении.

Несмотря на такую определяющую роль стиля жизни в форми­ровании личности школьника, это явление не нашло еще должного рассмотрения в педагогической науке. Известный эстонский педа­гог X. И. Лийметс еще в 80-е годы сетовал, что причины возникно­вения отрицательных социальных установок относительно учебной деятельности ищут в чем угодно, а надо — в стиле жизни ученика. «У каждого учащегося,— писал он,— сложилась в ходе предыдущего развития определенная система жизнедеятельности, которую мож­но назвать его стилем жизни. Каждый вид деятельности имеет в ней определенный личностный функциональный смысл. Это за­висит от того, какие жизненные проблемы ученика решает та или иная конкретная деятельность. Таким образом, учебная деятель­ность может для одних учащихся служить средством укрепления своего положения в коллективе, для других — является средством удовлетворения познавательных потребностей, для третьих может быть просто скучной обязанностью. Это связано не только с про­блемой мотивации деятельности. Личностный функциональный смысл может быть понят лишь на основе всей системы жизнедея­тельности человека; существенную роль играет здесь то, какие другие личностно значимые виды деятельности входят в ее состав. Если учебная деятельность не связана со всей системой жизнедея-


тельности ученика и только ограничивает время, нужное для лич­ностно более значимых занятий, то это нередко и влечет за собой недооценку учебной деятельности и возникновение отрицательных социальных установок» [238, с. 29].

) Долгое время стиль жизни если и учитывался педагогикой, то лишь как постоянно действующее условие воспитания. В современ­ной педагогической теории стиль жизни все чаще попадает в центр внимания при осмыслении целей воспитания. Все активнее ставит­ся вопрос о необходимости воспитывать у школьников ориентации на достойное и полноценное проживание каждого этапа жизни, культуру отношений не только к обществу, к людям, но и к самим себе, умение строить свой индивидуальный стиль жизни. Без этих качеств невозможно становление современного человека как субъ­екта социальной жизни, его социокультурное самоопределение (О. С. Газман).

Одним из центральных вопросов при исследовании стиля жизни как проявления процесса социализации является вопрос о его сущ­ностных компонентах и механизме их взаимосвязи. Исследова­ния В. И. Толстых (1975), К. Тарро (1976), X. Й, Лийметса (1979), И. С. Кона (1981), А. К. Муст (1983), М. X. Титмы (1982), О. С. Газ-мана (1989) обращают внимание на то, что ядром, сутью того или иного стиля жизни являются «определенные ценностные ориен­тации, объединяющие многие социальные установки личности» [234, с. 18]. Часть авторов (К. А. Абульханова-Славская, Р. Берне, И. С. Кон, А. И. Кочетов, Д. Мид, А. В. Петровский) указывает так­же на значение в структуре стиля жизни самосознания, самооцен­ки, «личностного замысла», отношения личности к себе.

На наш взгляд, теоретически некорректно связывать сложную регуляцию социальной жизни личности с каким-либо одним пси­хическим проявлением или фактором регуляции. В этом смысле мы разделяем точку зрения И. С. Кона, который, рассматривая катего­рию «Я» в психологии, пишет: «Необходимо сосредоточить внима­ние на изучении регулятивных функций самосознания, проявляю­щихся не столько в установках и ценностных ориентациях, сколько в особенностях индивидуального стиля жизни и социального пове­дения» [195, с. 36].

Как нам представляется, педагогический «угол зрения» на про­блему становления субъектности личности предполагает рассмотре­ние формирования определенного стиля жизни воспитанника, где в единстве анализируются все факторы, определяющие индивиду­альный уровень общественного бытия.

Психологическим механизмом, посредством которого общест­венные ценности как элементы общественного сознания становят­ся ценностями индивида, являются установки. Согласно теории установки Д. Н. Узнадзе, выполнению любой деятельности всегда предшествует состояние психо-физиологической готовности, пред­расположенности к ней, то есть установки. Установка —это целост-


ное психическое явление, в котором действительность отражается в соответствии с потребностями индивида, в силу чего возникаю­щая на ее основе активность носит целесообразный характер.

Установка в конкретном поведении человека может проявляться как настроение, как эмоционально-рассудочный настрой в отноше­нии данного объекта (например, оптимистический или пессимис­тический, романтический или скептический) или как ожидание (надежды на определенные социальные действия, реакции, сообще­ния). Установки могут быть бессознательными или осознаваться как определенное отношение. Но при этом следует иметь в виду, что эти жизненные отношения «проявляются не только в том, на что направляет личность свою активность, но и в том, как она соотносит себя с действительностью» [3, с. 28].

Для изучения стиля жизни младших школьников в рамках на­шего исследования представляют интерес некоторые выводы уче­ных школы Д. Н. Узнадзе.

1. Функцию установки может выполнять результат восприятия
или представления, предшествующего специально организованным
критическим опытам. То есть первые, самые общие представления
нередко становятся, фиксированными установками и определяют
все дальнейшее восприятие и оценку того или иного объекта дей­
ствительности.

2. Кроме фиксированной установки следует выделять так назы­
ваемую «первичную установку». Ее функции выполняет диффузная
потребность субъекта. Эта потребность может быть так интенсивна,
что желание, стремление получить будущий привлекательный ре­
зультат изменит поведение личности.

3. Следует считать грубой ошибкой при рассмотрении актив­
ности личности отождествление ее сознательных отношений к дей­
ствительности и знаний. Для понимания природы личности совер­
шенно недостаточно знаний того, какую она имеет информацию о
культуре, традициях, идеологии общества. Необходимо также учи­
тывать, какие ориентации, установки имеются у личности в этих
областях.

Отмеченные особенности установки проявляются именно у де­тей, в том числе в младшем школьном возрасте, и должны серьезно учитываться в процессе их социализации и формирования социаль­ного опыта.

В современной психологической науке одним из самых убеди­тельных подходов к проблеме ценностных ориентации является диспозиционная теория В. А. Ядова. Он рассматривает диспозици-онные установочные явления в рамках некоторой общей диспози-ционной структуры личности как целостного субъекта деятельнос­ти. В. А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций, где соответст­вующая диспозиция рассматривается на пересечении каждого уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. И соответст-


венно рассматриваются четыре типа установки и их различное влияние на протекание мотивации [487].

Первый уровень — элементарные фиксированные установки (по Д. Н. Узнадзе). Они возникают на основе витальных потребностей. Мотивация в данном случае во многом определяется ближайшим семейным окружением и непосредственными предметами, служа­щими удовлетворению этих потребностей.

Второй уровень — социальные фиксированные установки (атти-тюды). Мотивация на этом уровне определяется потребностями личности в общении.

Третий уровень — базовые социальные установки, или общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социаль­ной активности, труда, профессии. Система мотивации расширяет­ся, меняются доминантные мотивы.

Четвертый уровнь — система ценностных ориентации личности на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Мотивация на этом уровне определяется общими социальными условиями, системой экономических, политических, идеологиче­ских принципов общества.

Кроме того, достаточно интересное обобщение имеющихся тео­ретических разработок ценностных элементов структуры личности проведено английским социальным психологом А. Оппенхеймом. Приведем описание его концепции, данное В. А. Ядовым: «А. Оп-пенхейм удачно суммирует экспериментальные и теоретические данные относительно структуры аттитюдов в аналоговой модели „дерево".

„Крону дерева" образуют взгляды и мнения, которые имеют ситуативный, неустойчивый характер. Мнения высказываются по поводу текущих событий и могут колебаться как листва, образую­щая крону.

Однако эти мнения покоятся на определенной системе пред­ставлений, относительно устойчивых и более глубоких благодаря систематизации прошлого опыта субъекта. Это как бы „ветви дере­ва" — аттитюды. Некоторые из „ветвей"-аттитюдов отходят от бо­лее толстых „сучьев" и как бы образуют разветвления с общим основанием — „глубинными аттитюдами" или ценностями.

Система ценностей личности — убеждения, верования — пред­ставляют собой, следовательно, когнитивное основание для много­образных аттитюдов, объекты которых более конкретны и ограни­чены по сравнению с объектами ценностного отношения.

Наконец, система ценностей личности уходит своими основани­ями в „корни дерева" — личностные синдромы, такие, как направ­ленность личности, активность, самостоятельность, интро-экстра-вертность и т. д.» [489, с. 40].

Идея этой аналоговой модели достаточно ясна: с помощью мне­ний («листьев») личностью приобретается социальный опыт и через


множество промежуточных психических образований он воздейст­вует на личностные синдромы («корни»).

Рассматривая природу стиля жизни ребенка и возможности его педагогической интерпретации, нельзя обойти концепцию извест­ного австрийского психолога и психиатра А. Адлера. По А. Адле­ру, характер человека вырастает из его «жизненного стиля», кото­рый представляет собой складывающуюся в детстве систему целе­направленных стремлений. «Задачей ребенка является создать в ходе своего развития психическую структуру стиля жизни и выра­ботать адекватные ей эмоциональные реакции» р^-е-.-З]. Именно в соответствии с индивидуальным стилем жизни функционируют мышление, эмоции и поведение индивида на протяжении всей жизни.

Если иметь в виду, что стиль жизни личности — это система ее целенаправленных стремлений и своеобразный показатель социа­лизации, то для нас было важно выяснить, что входит в систему целенаправленных стремлений ребенка, вокруг каких жизненных проблем группируются основные ценности его личности, какие, более или менее отчетливые ожидания будущей жизни содержит социальный опыт детей младшего школьного возраста^'

В качестве методики выявления стилей жизни младших школь­ников был использован модифицированный опросник П. Тоукамаа (1967) и К. Тарро (1973). Исследование охватило 278 учащихся третьих-четвертых классов (в данном случае — ровесников, закан­чивающих начальную школу по трехлетнему или четырехлетнему учебному плану). Детям предлагался опросный лист с четырнадца­тью характеристиками стилей жизни, сформулированных в виде поговорок, известных житейских умозаключений, изречений, кото­рые мы выделили на основе теоретического анализа проблемы в социально-психологической литературе. Участники опроса должны были оценить свое отношение к каждому из обозначенных стилей жизни по такой шкале:

-1 — не нравится; О — безразлично;

+1 — нравится.

При трактовке формулировок, обозначающих различные стили жизни, учитывалось, что перечисленные вразброс, они группируют­ся вокруг четырех основных типов, которым мы дали условные наименования;

1. «Робинзон» (индивидуально-активный) — (1, 2, 4, 14).

2. «Борец» (социально-активный) — (5, 6, 7, 12).

3. «Созерцатель» (индивидуально-пассивный) — (8, 9, 11).

.4. «Альтруист» (социально-пассивный) — (3, 10, 13).

Графически указанные четыре типа стиля жизни можно распо­ложить на векторах, относительно проекции на «социальный мир» и «индивидуальный мир» и с учетом проявления «активной» и «пассивной» позиции в этих проекциях (см. схему на с. 101).


Учитывая определенную условность такой типологии, количест­венная и качественная характеристика каждого типа стиля жизни может быть представлена следующим образом!(см. табл. 5).

Таблица 5

Обобщенная матрица проявлений стиля жизни младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы учащихся Указания на привлекательность характеристик стиля жизни (в баллах)
«РОБИНЗОН» «БОРЕЦ»
               
МАЛЬЧИКИ (122 чел.). Средний балл Выбор стиля (в процентах) 2,8 0,8 3,2 1,6 2,4 2,0 3,4 1,6
2,10 32,0 2,35 45,0
ДЕВОЧКИ (156 чел.) Средний балл Выбор стиля (в процентах) 2,8 1,2 2,4 2,8 2,4 2,8 3,8 1,6
2,30 31,4 2,65 ' 19,9
  «СОЗЕРЦАТЕЛЬ» «АЛЬТРУИСТ»
           
Мальчики (122 чел.) Средний балл Выбор стиля (в процентах) 1,4 2,4 0,6 1,5 1,4 2,7
1,47 19,7 1,87 3,3
Девочки (156 чел.) Средний балл Выбор стиля (в процентах) 2,4 2,7 1,5 0,9 2,4 2,7
2,20 39,1 2,00 9,6
                         

 




1. «Робинзон» (индивидуально-активный стиль). Дети, прояв­
ляющие ориентацию на этот тип стиля жизни, склонны к обособ­
лению, независимости, их привлекают возможности получать удо­
вольствия, они стремятся к разнообразным эмоциональным пе­
реживаниям и нередко обнаруживают убеждения, что усилия и
вклад других людей в общее дело (интеллектуальный или матери­
альный) является их собственностью. Дети — «носители» этого
стиля плохо идут на сотрудничество со сверстниками, так как оно
угрожает достижению их личного превосходства. В нашем исследо­
вании этот тип стиля жизни проявился у 32,15% мальчиков и 31,4%
девочек.

2. «Борец» (социально-активный стиль). Этот тип стиля жизни
оказался наиболее популярным у мальчиков (45,0%), а у девочек
только 19,9% ориентируются на него. Дети этой группы отличаются
стремлением к энергичной, захватывающей деятельности, к актив­
ному общению и сотрудничеству, но нередко и к экспрессивным
формам поведения.

3. «Созерцатель» (индивидуально-пассивный стиль). Девочки
выделили его в качестве наиболее привлекательного (39,1%), у
мальчиков же он отмечен только в 19,7% случаев. Дети, выде­
лившие такой стиль жизни, ориентируются на простые земные
радости, спокойную жизнь, терпеливую работу и ожидание счастья.
Здесь явно обращает на себя внимание преобладание интеллек­
туального подхода к жизни над экспрессивным решением ее про­
блем.

4#А льтруист» (социально-пассивный стиль). Этот тип стиля жизни оказался наименее привлекательным для младших школь­ников в нашем опросе. На его значимость указали лишь 3,3% мальчиков и 9,6% девочек. Несмотря на то, что альтруистические стремления «жить для других» младшим школьникам импониру­ют в самом общем виде (это подтвердили наши беседы с детьми на уроках внеклассного чтения), они «перекрываются» беспечно­стью, инфантильной надеждой на других, в первую очередь, на взрослых, стремлением добиваться своих целей без особых усилий и риска.

Рассматривая значимость для младших школьников того или иного стиля жизни, мы, безусловно, имели в виду, что ребенок ни физически, ни психологически не способен существовать без взрос­лых: его представления, переживания, привычки производны от мира взрослых. А стиль жизни всегда вырабатывается в тот период, когда ребенок полностью уверен в поддержке со стороны окружа­ющих, в первую очередь, взрослых (А. Адлер).

В нашем исследовании обратил на себя внимание такой факт. В ситуациях различных опросов, даже там, где специально не вы­членялась проекция семейной жизни, в социальном опыте детей неизменно отмечалась «линия матери» и «линия отца».


«Линия матери» как бы вела за собой в проявлениях социально­го опыта детей характеристики проекции на «мир людей». Мате­ринское влияние, если развивать идеи Э. Фромма Н435г~с"Г~4б6], вносит опыт любви и терпения, создает базовые отношения для таких существенных моральных феноменов, как доброта, любовь к ближнему, снисходительность к другим.

«Линия отца» активнее проецирует социальный опыт детей на «мир вещей», вносит идеи дисциплины, порядка, иерархии и вместе с тем собственности, неравенства, борьбы и преодоления, обяза­тельности и ответственности.

Значительное число неполных семей у детей младшего школь­ного возраста, тенденция увеличения этого явления у современной семьи (особенно городской), вызывает дефицит реализации «линии отца» и гипертрофирует «линию матери» в социальном опыте детей. В материалах письменных опросов постоянно встречались выска­зывания типа: «Я очень хочу быть похожим на папу, но он с нами не живет, и, наверное, я его скоро начну забывать», «Для счастья у меня есть все, кроме папы и собаки», «Когда я буду взрослым, то никогда не уйду от своих детей*, «Когда я вырасту, буду работать на стройке крановщицей, как мама. Она много получает, и мы без отца живем богато». И дело не только в том, что здесь явно дают о себе знать черты трагичности, безысходности, брошенности, оди­ночества в жизни отдельных детей, а, скорее в том, что на ранних ступенях социализации такие дети недостаточно приобщаются к макросоциальным отношениям, носителями которых больше явля­ется отец, нежели мать.

Date: 2015-10-18; view: 782; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию