Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функциональный параметр социального опыта младших школьниковТретья линия изучения социального опыта детей младшего школьного возраста, его функциональный параметр, связана с выявлением особенностей их стиля жизни. Для того, чтобы понять природу этого феномена, на наш взгляд, определяющего функциональную характеристику социального опыта даже в младшем школьном возрасте, следует обратиться к категории «образ жизни», к которой «стиль жизни» относится как единое к общему. В процессе социализации, в результате активного взаимодействия между личностью и окружающим социальным миром, проис- ходит ее включение в образ жизни общества. По своей психологической природе этот процесс — не что иное, как опредмечивание и присвоение культуры общества (А. Н. Леонтьев). Поэтому субъективный механизм социализации, на наш взгляд, можно характеризовать через категорию «образ жизни». На вопрос о том, что включает в себя совокупность образа жизни, современная философская литература еще не дает единого и определенного ответа. Образ жизни определяется как устойчивые формы и способы поведения людей (Г. Л. Смирнов); как устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей (В. И. Толстых); как устойчивый способ воспроизведения «удовлетворения социальных потребностей (А. Г. Дцравомыслов); как совокупность различных форм повседневного поведения личности и группы (Л. А. Гордон, Э. В. Клопов); как типичные формы жизнедеятельности людей, условия их труда и быта, характер человеческих взаимоотношений (Г. Е. Глезерман); как определенный тип самоутверждения, самореализации отдельной личности в рамках социальной группы, класса (А. П. Бутенко). Обобщенная, характеристика структуры образа жизни может быть представлена в виде системы таких блоков: труд и связанное с ним материальное благосостояние; духовная жизнь (культура, искусство, наука, мораль, религия); общественно-политическая, административная, коммуникативная деятельность, в которых проявляются особенности поведения людей и складываются их отношения. Если соотнести реальную жизнь ребенка младшего школьного возраста с этой структурой образа жизни, то станет ясно, что в его социализации ее следует рассматривать на микроуровне, то есть на уровне образа жизни микросреды, непосредственного социального окружения ребенка, в первую очередь, семьи. Принимая во внимание интегральный характер такого явления, как образ жизни, следует подчеркнуть, что в процессе социализации личность (даже ребенок младшего школьного возраста) далеко не является пассивным продуктом объективных воздействий, а гораздо больше проявляет себя в качестве носителя определенного образа жизни. Накопление необходимого социального опыта преобразуется в индивидуальный стиль жизни. И вовсе не важно, что ребенок еще не формулирует (или слабо формулирует) в словах свое понимание жизни и отношение к ней, но он уже самостоятельно вырабатывает и это понимание, и это отношение. Поэтому субъективная сторона образа жизни находит свое конкретное выражение в такой субкатегории, как стиль жизни. Это обстоятельство уже указывает на явную тенденцию субъективности, носителем которой выступает стиль жизни ребенка. Являясь индивидуальной системой, стиль жизни всегда оригинально «окрашивает» процесс накопления и использования ребенком социального опыта, то есть весь его функциональный параметр. Понятно, что стиль жизни, прежде чем стать источником социализации личности, должен в той или иной мере сформироваться. Как это происходит? Все человеческие поступки имеют цели, которые часто оказываются сходными у разных людей. Достигая поставленных целей, человек проявляет к окружающим предметам и явлениям определенное оценочное отношение, зависящее от того, насколько данный объект удовлетворяет его потребности. Поскольку оценки опираются на опыт, который индивидуален у каждой личности, то и оценки одного и того же предмета, явления могут быть самыми различными, кроме того в них находят преломление потребности и цели общества или данной социальной группы. Оценки фиксируются, стабилизируются, накапливаются во внутреннем мире личности и оформляются в систему ценностей, ценностных ориентации личности. Ценностные ориентации начинают действовать как регуляторы поведения и деятельности человека. Явления и события окружающей действительности в определенной степени повторяются, а так как в психике человека действует принцип экономности, то типичные способы действия, поведения становятся шаблонными и фиксируются. Так происходит формирование стиля жизни. Стиль жизни регулирует взаимоотношения учащихся, их отношение к школе и учителям, к социальным и культурным сторонам образа жизни, к труду и поведению в бытовом общении. Несмотря на такую определяющую роль стиля жизни в формировании личности школьника, это явление не нашло еще должного рассмотрения в педагогической науке. Известный эстонский педагог X. И. Лийметс еще в 80-е годы сетовал, что причины возникновения отрицательных социальных установок относительно учебной деятельности ищут в чем угодно, а надо — в стиле жизни ученика. «У каждого учащегося,— писал он,— сложилась в ходе предыдущего развития определенная система жизнедеятельности, которую можно назвать его стилем жизни. Каждый вид деятельности имеет в ней определенный личностный функциональный смысл. Это зависит от того, какие жизненные проблемы ученика решает та или иная конкретная деятельность. Таким образом, учебная деятельность может для одних учащихся служить средством укрепления своего положения в коллективе, для других — является средством удовлетворения познавательных потребностей, для третьих может быть просто скучной обязанностью. Это связано не только с проблемой мотивации деятельности. Личностный функциональный смысл может быть понят лишь на основе всей системы жизнедеятельности человека; существенную роль играет здесь то, какие другие личностно значимые виды деятельности входят в ее состав. Если учебная деятельность не связана со всей системой жизнедея- тельности ученика и только ограничивает время, нужное для личностно более значимых занятий, то это нередко и влечет за собой недооценку учебной деятельности и возникновение отрицательных социальных установок» [238, с. 29]. ) Долгое время стиль жизни если и учитывался педагогикой, то лишь как постоянно действующее условие воспитания. В современной педагогической теории стиль жизни все чаще попадает в центр внимания при осмыслении целей воспитания. Все активнее ставится вопрос о необходимости воспитывать у школьников ориентации на достойное и полноценное проживание каждого этапа жизни, культуру отношений не только к обществу, к людям, но и к самим себе, умение строить свой индивидуальный стиль жизни. Без этих качеств невозможно становление современного человека как субъекта социальной жизни, его социокультурное самоопределение (О. С. Газман). Одним из центральных вопросов при исследовании стиля жизни как проявления процесса социализации является вопрос о его сущностных компонентах и механизме их взаимосвязи. Исследования В. И. Толстых (1975), К. Тарро (1976), X. Й, Лийметса (1979), И. С. Кона (1981), А. К. Муст (1983), М. X. Титмы (1982), О. С. Газ-мана (1989) обращают внимание на то, что ядром, сутью того или иного стиля жизни являются «определенные ценностные ориентации, объединяющие многие социальные установки личности» [234, с. 18]. Часть авторов (К. А. Абульханова-Славская, Р. Берне, И. С. Кон, А. И. Кочетов, Д. Мид, А. В. Петровский) указывает также на значение в структуре стиля жизни самосознания, самооценки, «личностного замысла», отношения личности к себе. На наш взгляд, теоретически некорректно связывать сложную регуляцию социальной жизни личности с каким-либо одним психическим проявлением или фактором регуляции. В этом смысле мы разделяем точку зрения И. С. Кона, который, рассматривая категорию «Я» в психологии, пишет: «Необходимо сосредоточить внимание на изучении регулятивных функций самосознания, проявляющихся не столько в установках и ценностных ориентациях, сколько в особенностях индивидуального стиля жизни и социального поведения» [195, с. 36]. Как нам представляется, педагогический «угол зрения» на проблему становления субъектности личности предполагает рассмотрение формирования определенного стиля жизни воспитанника, где в единстве анализируются все факторы, определяющие индивидуальный уровень общественного бытия. Психологическим механизмом, посредством которого общественные ценности как элементы общественного сознания становятся ценностями индивида, являются установки. Согласно теории установки Д. Н. Узнадзе, выполнению любой деятельности всегда предшествует состояние психо-физиологической готовности, предрасположенности к ней, то есть установки. Установка —это целост- ное психическое явление, в котором действительность отражается в соответствии с потребностями индивида, в силу чего возникающая на ее основе активность носит целесообразный характер. Установка в конкретном поведении человека может проявляться как настроение, как эмоционально-рассудочный настрой в отношении данного объекта (например, оптимистический или пессимистический, романтический или скептический) или как ожидание (надежды на определенные социальные действия, реакции, сообщения). Установки могут быть бессознательными или осознаваться как определенное отношение. Но при этом следует иметь в виду, что эти жизненные отношения «проявляются не только в том, на что направляет личность свою активность, но и в том, как она соотносит себя с действительностью» [3, с. 28]. Для изучения стиля жизни младших школьников в рамках нашего исследования представляют интерес некоторые выводы ученых школы Д. Н. Узнадзе. 1. Функцию установки может выполнять результат восприятия 2. Кроме фиксированной установки следует выделять так назы 3. Следует считать грубой ошибкой при рассмотрении актив Отмеченные особенности установки проявляются именно у детей, в том числе в младшем школьном возрасте, и должны серьезно учитываться в процессе их социализации и формирования социального опыта. В современной психологической науке одним из самых убедительных подходов к проблеме ценностных ориентации является диспозиционная теория В. А. Ядова. Он рассматривает диспозици-онные установочные явления в рамках некоторой общей диспози-ционной структуры личности как целостного субъекта деятельности. В. А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций, где соответствующая диспозиция рассматривается на пересечении каждого уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. И соответст- венно рассматриваются четыре типа установки и их различное влияние на протекание мотивации [487]. Первый уровень — элементарные фиксированные установки (по Д. Н. Узнадзе). Они возникают на основе витальных потребностей. Мотивация в данном случае во многом определяется ближайшим семейным окружением и непосредственными предметами, служащими удовлетворению этих потребностей. Второй уровень — социальные фиксированные установки (атти-тюды). Мотивация на этом уровне определяется потребностями личности в общении. Третий уровень — базовые социальные установки, или общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, труда, профессии. Система мотивации расширяется, меняются доминантные мотивы. Четвертый уровнь — система ценностных ориентации личности на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Мотивация на этом уровне определяется общими социальными условиями, системой экономических, политических, идеологических принципов общества. Кроме того, достаточно интересное обобщение имеющихся теоретических разработок ценностных элементов структуры личности проведено английским социальным психологом А. Оппенхеймом. Приведем описание его концепции, данное В. А. Ядовым: «А. Оп-пенхейм удачно суммирует экспериментальные и теоретические данные относительно структуры аттитюдов в аналоговой модели „дерево". „Крону дерева" образуют взгляды и мнения, которые имеют ситуативный, неустойчивый характер. Мнения высказываются по поводу текущих событий и могут колебаться как листва, образующая крону. Однако эти мнения покоятся на определенной системе представлений, относительно устойчивых и более глубоких благодаря систематизации прошлого опыта субъекта. Это как бы „ветви дерева" — аттитюды. Некоторые из „ветвей"-аттитюдов отходят от более толстых „сучьев" и как бы образуют разветвления с общим основанием — „глубинными аттитюдами" или ценностями. Система ценностей личности — убеждения, верования — представляют собой, следовательно, когнитивное основание для многообразных аттитюдов, объекты которых более конкретны и ограничены по сравнению с объектами ценностного отношения. Наконец, система ценностей личности уходит своими основаниями в „корни дерева" — личностные синдромы, такие, как направленность личности, активность, самостоятельность, интро-экстра-вертность и т. д.» [489, с. 40]. Идея этой аналоговой модели достаточно ясна: с помощью мнений («листьев») личностью приобретается социальный опыт и через множество промежуточных психических образований он воздействует на личностные синдромы («корни»). Рассматривая природу стиля жизни ребенка и возможности его педагогической интерпретации, нельзя обойти концепцию известного австрийского психолога и психиатра А. Адлера. По А. Адлеру, характер человека вырастает из его «жизненного стиля», который представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений. «Задачей ребенка является создать в ходе своего развития психическую структуру стиля жизни и выработать адекватные ей эмоциональные реакции» р Если иметь в виду, что стиль жизни личности — это система ее целенаправленных стремлений и своеобразный показатель социализации, то для нас было важно выяснить, что входит в систему целенаправленных стремлений ребенка, вокруг каких жизненных проблем группируются основные ценности его личности, какие, более или менее отчетливые ожидания будущей жизни содержит социальный опыт детей младшего школьного возраста^' В качестве методики выявления стилей жизни младших школьников был использован модифицированный опросник П. Тоукамаа (1967) и К. Тарро (1973). Исследование охватило 278 учащихся третьих-четвертых классов (в данном случае — ровесников, заканчивающих начальную школу по трехлетнему или четырехлетнему учебному плану). Детям предлагался опросный лист с четырнадцатью характеристиками стилей жизни, сформулированных в виде поговорок, известных житейских умозаключений, изречений, которые мы выделили на основе теоретического анализа проблемы в социально-психологической литературе. Участники опроса должны были оценить свое отношение к каждому из обозначенных стилей жизни по такой шкале: -1 — не нравится; О — безразлично; +1 — нравится. При трактовке формулировок, обозначающих различные стили жизни, учитывалось, что перечисленные вразброс, они группируются вокруг четырех основных типов, которым мы дали условные наименования; 1. «Робинзон» (индивидуально-активный) — (1, 2, 4, 14). 2. «Борец» (социально-активный) — (5, 6, 7, 12). 3. «Созерцатель» (индивидуально-пассивный) — (8, 9, 11). .4. «Альтруист» (социально-пассивный) — (3, 10, 13). Графически указанные четыре типа стиля жизни можно расположить на векторах, относительно проекции на «социальный мир» и «индивидуальный мир» и с учетом проявления «активной» и «пассивной» позиции в этих проекциях (см. схему на с. 101). Учитывая определенную условность такой типологии, количественная и качественная характеристика каждого типа стиля жизни может быть представлена следующим образом!(см. табл. 5). Таблица 5 Обобщенная матрица проявлений стиля жизни младших школьников
1. «Робинзон» (индивидуально-активный стиль). Дети, прояв 2. «Борец» (социально-активный стиль). Этот тип стиля жизни 3. «Созерцатель» (индивидуально-пассивный стиль). Девочки 4#А льтруист» (социально-пассивный стиль). Этот тип стиля жизни оказался наименее привлекательным для младших школьников в нашем опросе. На его значимость указали лишь 3,3% мальчиков и 9,6% девочек. Несмотря на то, что альтруистические стремления «жить для других» младшим школьникам импонируют в самом общем виде (это подтвердили наши беседы с детьми на уроках внеклассного чтения), они «перекрываются» беспечностью, инфантильной надеждой на других, в первую очередь, на взрослых, стремлением добиваться своих целей без особых усилий и риска. Рассматривая значимость для младших школьников того или иного стиля жизни, мы, безусловно, имели в виду, что ребенок ни физически, ни психологически не способен существовать без взрослых: его представления, переживания, привычки производны от мира взрослых. А стиль жизни всегда вырабатывается в тот период, когда ребенок полностью уверен в поддержке со стороны окружающих, в первую очередь, взрослых (А. Адлер). В нашем исследовании обратил на себя внимание такой факт. В ситуациях различных опросов, даже там, где специально не вычленялась проекция семейной жизни, в социальном опыте детей неизменно отмечалась «линия матери» и «линия отца». «Линия матери» как бы вела за собой в проявлениях социального опыта детей характеристики проекции на «мир людей». Материнское влияние, если развивать идеи Э. Фромма Н435г~с"Г~4б6], вносит опыт любви и терпения, создает базовые отношения для таких существенных моральных феноменов, как доброта, любовь к ближнему, снисходительность к другим. «Линия отца» активнее проецирует социальный опыт детей на «мир вещей», вносит идеи дисциплины, порядка, иерархии и вместе с тем собственности, неравенства, борьбы и преодоления, обязательности и ответственности. Значительное число неполных семей у детей младшего школьного возраста, тенденция увеличения этого явления у современной семьи (особенно городской), вызывает дефицит реализации «линии отца» и гипертрофирует «линию матери» в социальном опыте детей. В материалах письменных опросов постоянно встречались высказывания типа: «Я очень хочу быть похожим на папу, но он с нами не живет, и, наверное, я его скоро начну забывать», «Для счастья у меня есть все, кроме папы и собаки», «Когда я буду взрослым, то никогда не уйду от своих детей*, «Когда я вырасту, буду работать на стройке крановщицей, как мама. Она много получает, и мы без отца живем богато». И дело не только в том, что здесь явно дают о себе знать черты трагичности, безысходности, брошенности, одиночества в жизни отдельных детей, а, скорее в том, что на ранних ступенях социализации такие дети недостаточно приобщаются к макросоциальным отношениям, носителями которых больше является отец, нежели мать. ■
|