Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровнисформированное™ социального опыта младших школьников(б процентах к общему числу учащихся экспериментальных и контрольных классов) Уровни сформированное™ социального опыта младших школьников (в процентах к общему числу учащихся экспериментальных и контрольных классов)
Диаграмма на с. 161 фиксирует соотношение уровней проявления субъектности в социальном опыте учащихся экспериментальных и контрольных классов на момент завершения эксперимента. Обращает на себя внимание общая для экспериментальных и контрольных классов тенденция увеличения показателей третьего (высокого) уровня и снижения показателей первого (низкого) уровня. Сама по себе эта тенденция свидетельствует об определенном качественном изменении социального опыта младших школьников непосредственно в процессе социализации («естественного взросле- Ния»), о некотором возрастании признаков субъектности в социальном опыте детей в течение четырех лет обучения в начальной школе, общения в семье, в кругу ровесников и взрослых. Но сравнение данных экспериментальных и контрольных классов на конец эксперимента убеждает, что целенаправленная экспериментальная работа по воспитанию младшего школьника как субъекта социализации дает «на выходе» значительно более высокие показатели сформированности социального опыта: третий (высокий) уровень отмечен у 44,4% учащихся экспериментальных классов и только у 8,7% учащихся контрольных классов, а второй (средний) уровень соответственно — у 38,1% учащихся экспериментальных классов и 16,3% учащихся контрольных классов. На момент завершения эксперимента первый (низкий) уровень социального опыта составил у учащихся экспериментальных классов лишь 17,5%, а в контрольных классах он по-прежнему доминировал, составляя 75,0%. Статистическая обработка показала, что различие между экспериментальными и контрольными классами на завершающем этапе эксперимента являются весьма существенными (Pt = 0,99). Эти результаты подтверждают эффективность предлагаемой нами системы воспитания младшего школьника как субъекта социализации. На основе теоретического анализа проблемы и сопоставительной диагностики результатов экспериментальной работы мы пришли к определению основных педагогических условий, которые обеспечивают воспитание младшего школьника как субъекта социализации. 1. В качестве первого педагогического условия выступает общая 2. Вторым педагогическим условием является реализация прин 3. Третье педагогическое условие — ориентация образователь В решении проблемы соотношения общественного опыта (закодированного в культуре) и индивидуального социального опыта ребенка в различных педагогических интерпретациях представлены два подхода. Первый подход: индивидуальный социальный опыт ребенка рассматривается как результат усвоения общественного опыта, то есть он является прямым «продуктом» воспитания и обучения. Второй подход: индивидуальный социальный опыт считается изначально присущим ребенку, до всякого целенаправленного обучения, то есть в нем есть нечто «априорное». Наша позиция, определившаяся в исследовании на теоретическом и экспериментальном уровне: социальный опыт ребенка младшего школьного возраста, являясь результатом социализации, воспитания и самовоспитания, определяется следующими параметрами: — нормативным началом (специально организованным взрос — стихийным началом (усвоенным в результате самостоятель — спонтанным началом (возникающим, во-первых, как резуль Воспитатель должен не просто принимать в расчет этот личностный «детский потенциал», а строить всю систему воспитательных воздействий как систему «возвышения» социального опыта детей при постоянном участии взрослых во всех актах их жизнедеятельности. 4. Чертвертое педагогическое условие — позиция жизненного самоопределения ребенка младшего школьного возраста в процессе социализации, обеспеченная средствами воспитания. Естественная потребность ребенка в самоопределении должна реализовываться как бы в двух планах: на уровне самопознания (воспитатель организует освоение детьми доступных им методов самонаблюдения, самоанализа, самооценки) и на уровне самодеятельности (педагогическое руководство перестройкой отношений детей к миру вещей и миру людей). Такая «двухуровневая» система приобщения младших школьников к самовоспитанию функционирует на противоречивых, «разнонаправленных», но диалектически уравновешивающих друг друга принципах: адаптивности к требованиям воспитателя, создающего в образовательном процессе нормативные ситуации социального опыта, и креативности, позволяющей им проявлять самостоятельность в действиях и отношениях в данных ситуациях с опорой на имеющийся индивидуальный социальный опыт. Учет этих принципов методики руководства самовоспитанием дает возможность воспитателям более полно и педагогически целесообразно строить субъектную модель жизненного самоопределения уже у детей младшего школьного возраста. Результаты проведенного эксперимента подтверждают выдвинутое теоретическое положение о том, что воспитание субъекта социализации требует такой организации системы отношений ребенка младшего школьного возраста с окружающим миром, чтобы он мог реально включаться в действующую систему ценностей и пережи- вать, осмысливать собственный социальный рост и самосовершенствование. Дети младшего школьного возраста в таких условиях достаточно рано начинают осознавать как жизненные ценности свои возможности в самореализации и самосовершенствовании, тем самим отчетливо проявляя признаки самоопределяющейся личности. Данные экспериментального исследования, таким образом, обладают объяснительной ценностью и имеют значение не только для понимания педагогических основ социализации младших школьников как теоретической проблемы, но и для раскрытия путей практического совершенствования личностно ориентированного процесса образования в современной начальной школе.
|