Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические разработки. Опорные конспекты





Методическая разработка содержит подробное описание теоретически обоснованных и, как правило, практически апробированных методических приемов преподавания некоего предмета, его раздела или темы, а также методики проведения определенного вида занятия или воспитательного мероприятия или их элементов.

Такие методические разработки составляют, конечно, опытные преподаватели. Однако к этой работе необходимо привлекать и молодых преподавателей. Для них это будет своеобразной "пробой сил", отчетом перед коллегами о педагогической самообразование, о применении полученных знаний на практике, о творческих поисках профессионального совершенствования.

Учебно-воспитательная работа в академии многогранна и сложна, поэтому и тематика методических разработок весьма разнообразна.

В зависимости от особенностей проблемы, которая разрабатывается, опыта и степени подготовки автора избранная тема может быть широкой и узкой, общей и конкретной.

Например, есть довольно широкие темы, которые требуют наблюдения и анализа занятий по отдельным предметам, выяснение наиболее типичных недостатков в методике преподавания, пробелов в знаниях студентов, их классификации, определения путей и методов улучшения учебного процесса.

Темы по методике преподавания определенного раздела предмета гораздо уже. их успешно может разработать преподаватель и с небольшим опытом, но только тот, кто умеет анализировать методы и результаты своего труда.

Темы методических разработок и рекомендаций должны быть связаны с проблемами, над которыми работает весь педагогический коллектив.

Далее составляется план работы коллектива над темой. Каждый преподаватель определяет свое участие в коллективном труде. В плане работы преподавателя над темой указывается, в какие сроки он должен ее выполнить, чей опыт усвоить, чему научиться. Здесь же указывается, где, когда и в какой форме учитель сообщит о результатах своей работы - выступление на заседании кафедры, доклад на педагогических чтениях, сообщение на заседании учебно-методического совета И т.д.

Желательно планировать каждому преподавателю 1-2 методические разработки в год.

Каждая кафедра в перспективном плане предусматривает темы методических разработок преподавателей с учетом особенностей предметов, отдельных тем и педагогического опыта.

Затем каждый преподаватель определяет тему методической разработки на учебный год, кафедра и методический отдел придают ему консультационную помощь в работе над выбранной проблемой.

Заслуживает внимания опыт проведения преподавателем открытого занятия по теме методической разработки. Это позволяет проверить на практике предложения преподавателя по методике ведения занятия и определить ее практическую ценность.

Методическая разработка и занятия обсуждаются на заседании кафедры, делается вывод и даются конкретные указания по применению приемов и методов, рекомендованных автором.

Под частичной методикой подразумевается методическое пособие по предмету в целом или по отдельным темам, по курсовому и дипломному проектированию, по учебной и производственной практики. Методическая разработка состоит на одно занятие или на комплекс занятий по данной теме программы. Она может быть посвящена также отдельному элементу занятия по данному предмету (например, методике опроса, методике закрепления знаний и др.). Или элементам учебного процесса (применение наглядных пособий, практические работы и др.).. Частичная методика определяет общие принципиальные методические направления и методы обучения студентов данному предмету, вытекающие из его содержания, освещая одновременно и наиболее важные методические приемы.

Методическая разработка должна помочь преподавателю в подготовке занятия по возможно лучшим его вариантом, дать конкретные методические указания о каждом элементе и этап разрабатываемого занятия. Она должна не столько отвечать на вопросы о том, что необходимо изучить на занятия, сколько на вопрос о том, как надо подать материал, организовать усвоение студентами темы, наиболее эффективно провести занятие в целом.

Особенно важны частные методики по наиболее сложным темам курса. Упорядочение их повышает квалификацию преподавателей, так как требует глубокого знакомства со специальной и методической литературой и учебниками, а также с практическим опытом других преподавателей.

Заведующий кафедрой вместе с преподавателем должен выбрать предмет, их разделы и темы, наиболее сложные для усвоения и преподавания.


Подготовка методической разработки должна содержать следующие основные элементы: выбор темы; составлении плана подготовки, изучение соответствующей литературы; сбор, анализ и обобщение фактов; оформление результатов изучения опыта; выводы и рекомендации.

В плане подготовки методической разработки автор должен предусмотреть, как он будет разрабатывать выбранную тему, какую литературу необходимо подобрать, занятия которых преподавателей посетить, которые контрольные работы следует планировать и т. д.

После изучения соответствующей литературы автор составляет план методической разработки, в котором более полно отражает ее содержание: названия глав, содержание и объем каждого раздела.

План может быть коротким или более подробным (если автор не имеет достаточного опыта), с разбивкой каждого раздела на части или параграфы.

Частичная методика из курсового проектирования должна дать ответ на вопрос о требованиях к заданию, его принципиальный смысл и форму, выдачу заданий студентам, порядок и методику проведения консультаций и осуществления проверки работа студентов над проектами, методы проверки и оценки готовых проектов и использования результатов проверки.

Если разработка освещает общие методические вопросы и содержит передовой опыт, ценный для всего коллектива, она выносится на обсуждение учебно-методического совета.

Лучшие разработки хранятся в учебно-методическом отделе Академии.

Одним из видов методической разработки может быть опорный конспект лекции.

Опорный конспект (ОК) - это система опорных сигналов, имеющих структурное связь и является наглядной конструкцией, заменяющая систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.

Разработка ОК состоит из нескольких этапов:

1. Анализ материала темы с целью выявления причинно-следственных связей. Проводится логическое перегруппировка материала и его систематизация. При этом важно определить, какая информация главная в этой теме, а какая - второстепенное.

2. Тематическая концентрация учебного материала на основе укрупнения дидактических единиц (блоков). Это делает материал более упорядоченным, он легко рассматривается и запоминающимся.

3. Разработка условной символики для кодирования информации: - использование сокращений, специальных терминов, а для отображения взаимосвязей между различными положениями - введение графических знаков.

4. Компоновка ОК - это группировка закодированной информации в блоки, выбор шрифтов и цветовой гаммы.

Таким образом, ОК - это страница, на которой материал темы закодирован в образной легкодоступной форме: основные цифры - условные моменты темы. Стрелки, рамки, цвет, шрифт показывают движение мысли, движение идей. Каждый ОК содержит несколько блоков, изолированных друг от друга формой и контурами.

При использовании опорных конспектов студентам желательно выдать малые (черно-белые) копии опорного конспекта и с первого занятия обеспечить каждого студента набором опорных конспектов. Во время домашней работы студенты изучают материал по учебнику, используя ОК.

ОК можно использовать и как средство контроля знаний студентов в начале следующей лекции или на семинарском занятии, когда студентам предлагается написать ОК предыдущего занятия по памяти в тетрадях. При устных ответах студентов на семинарах также можно использовать ОК.


ОК дают студентам реальную возможность изучить литературу в надлежащем направлении и в заданном объеме перед каждым занятием. Технология обучения с ОК при условии систематических занятий со стороны студентов способствует пониманию и эффективному овладению ими положений учебного курса.

Опорно-логические конспекты впервые в отечественную практику ввел преподаватель математики Шаталов В.Ф., раскрыв их методику в статье "Куда и как исчезли" тройки?». Именно этот метод интенсифицирует лекцию. Опорные сигналы коротко формализовано отражают курс лекции, а использование опорно- логических конспектов позволяет проблемно раскрывать наиболее важные положения темы (Приложение 1).

Опорно-логические конспекты - это рабочая тетрадь (учебное пособие), предназначенный для сотрудничества преподавателя и студента. В начале учебного семестра каждый студент получает пособие, которое состоит из двух основных разделов: опорных конспектов лекций и терминологического мини-словаря.

Опорные конспекты лекций помогают более успешно, чем путем традиционных методов, постигать основы учебной дисциплины. Минисловник содержит толкование основных понятий и терминов, так, чтобы овладеть любой отраслью знаний, прежде всего необходимо овладеть теми понятиями и терминами, которые в этой области используются. Каждая новая тема опорного конспекта открывается начальным блоком, где приведены наименования темы лекции и его тезисы, которые полностью раскрываются лишь при устного рассказа преподавателя. Кроме того, в первоначальном блоке представлен список учебной литературы.

Основной материал отображается в информационных блоках, количество которых на одно занятие не должно превышать 5-6.

Использование проблемных блоков имеет целью как минимум развить творческие способности студента, а также дать основы изучаемого курса.

В состав блоков одной лекции входят (Приложение 1):

1. собственно проблемный блок, где ставится проблема, решение которой базируется на творческом понимании хорошо усвоенного содержания текущей лекции;

2. синтезирован блок, где изложены задачу, решение которой требует длительного усвоения материала как текущей, так и предыдущей лекций;

3. расширительный блок, где содержится необычное задание, выполнение которого предполагает понимание не только теории курса, но и знания других дисциплин, изученных студентами ранее.

Каждая тема лекции сопровождается двумя конечными блоками: контрольным и проблемным. Контрольные блоки предназначены для дальнейшей повторной проверки усвоенных знаний. Они делятся на три категории:

Блок самоконтроля - для самостоятельной проверки несложных тем курса.

Блок взаимоконтроля - для взаимопроверки студентами знаний друг друга и широкого обсуждения более-менее сложных вопросов учебной дисциплины.


Обобщающий блок - для активного повторения изученного материала.

В опорных конспектах для обозначения содержания материала используют определенные отметки, их называют сигналами или опорными сигналами (ОС). ОС несет информацию, которая помогает воссоздать данные, отсутствующие в сигнале как носители информации. Именно свойство ОС как стимула к раскрытию сути материала темы и используется для организации учебной деятельности студентов.

В качестве опорных сигналов могут использоваться графики, формулы, схемы, названия, рисунки, диорамы, необычные компоненты (основные слова, фразы, интересные рисунки / которые вне рассказом преподавателя не имеют прямых смысловых связей с теоретическим материалом).

Любая ассоциация может стать опорной схеме. Смысловой опорный символ - это короткое, сжатое изложение материала, но в то же время оно содержит более широкую информацию.

Следовательно, опорный сигнал - это ассоциативный символ, заменяющий смысловое значение и способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятную информацию.

Учебное пособие может касаться отдельного модуля или отдельной темы и рассчитан на то, чтобы студент мог углубленно изучать материал, предусмотренный учебной программой.

Учебники пишутся согласно требованиям к их разработке, отработанных мировой практикой. Содержание учебников должен быть понятным, содержать сведения о последних достижениях и открытиях в данной области. Кроме того, в учебнике должны быть представлены вопросы для самоконтроля. Поэтому для написания его следует обработать всю информацию как отечественных, так и зарубежных источников.

По европейским стандартам учебники строятся по модульной системе и в них используются все формы активного восприятия материала.

Каждая тема или модуль должен начинаться с мини-словарь основных терминов (их желательно выделить жирным шрифтом), которые концентрируют внимание и направляют работу студента на изучение основных теоретических положений для достижения учебной цели, сформулированной преподавателем. В конце темы эти слова следует вводить к вопросам самоконтроля, чтобы подчеркнуть важность их смысловой нагрузки.

Мини-лексикон, тесты, проблемные вопросы являются стимулом к работе студентов с другими научными и учебными источниками.

Учебник должен быть направленным на решение конкретных задач.

 








Date: 2015-10-18; view: 642; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию