Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История Лжедмитрия на РусиВведение. Конец династии Рюриковичей Лжеличности на Руси были весьма распространены: Лжедмитрии, Лжеиоанны, Лжеконстантины, Лжепетры I. История гибели сына Ивана IV Грозного младенца Дмитрия в Угличе (неосторожность/заговор) Точка зрения А.С. Пушкина по этому поводу II. Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев), связь с арианами (ересь), редкие личностные способности, опора на поляков, убит в Москве 17 мая 1606 г. Марина Мнишек, патриарх Гермоген (ум. 17 февр. 1612 г.) III. Лжедмитрий II (Матвей Веревкин или Богдан Шкловский), идеи иудаизма, отсутствие идей и способностей, опора на поляков и казаков, убит в Калуге 11 декабря 1610 г. Марина Мнишек, Иван Болотников (?— 1608) Заключение. Начало династии Романовых, но до того: Лжедмитрий III (в Пскове, Матюшка-Сидорка) Причины появления Лжедмитриев, «семибоярщина» Смутное время на Руси, «нестроение», шведы. К этому примерному плану можно приложить краткий список рекомендуемой литературы: 1. Пушкин А.С. Исторические заметки. — Л., 1984. 2. Эйдельман Н. Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта. — М., 1984. 3. Зажурило В.К. и др. Пушкинские места Ленинграда. — Л., 1989. 4. Скрынников Р.Г. Святители и власть. — Л., 1990. Список можно продолжить. Тема трудна, ее можно облегчить по желанию говорящего, выбрать такие факты и связи между ними, которые отвечали бы подготовленности оратора и его аудитории. Все другие вопросы теста № 21 могут быть подготовлены изучающими риторику самостоятельно. Но в любом случае при подготовке к выступлению речь должна идти не только о том, что сказать аудитории, но и (непременно!) — как лучше это сделать. Примечания к краткой родословной русского Великого княжения 1) В родословной показаны три раздела: I. Рюриковичи Киевское княжение Московское княжение II. Период смуты III. Династия Романовых 2) В скобках даны для обшей ориентировки годы правления (смерти — со знаком à). Например, царь Иван IV Васильевич Грозный родился в 1530 г., вступил на престал в 1533 г. и обе даты нередко даются в разных источниках как взаимозаменяемые. У Вел. кн. Владимира (Святого, Красного Солнышка) год рождения неизвестен, княжение в Новгороде с 969 г.; в Киеве — с 980 г. Какую из этих дат брать за основу? 3) В краткой родословной Великого княжения представлены только наиболее близкие и прямые потомки обеих династий. 4) По велению царя Василия Шуйского, дабы прекратить появление самозванцев, выдававших себя за убиенного царевича Дмитрия (Димитрия), его святые мощи были перенесены из Углича в Москву в Архангельский собор 3 июня (по ст. ст.) 1606 г., но появление новых Лжецаревичей не прекратилось. 5) Краткая схема, помещенная далее, является подсобным справочным материалом в рамках нашего пособия и не претендует на сколь-нибудь значительную историческую полноту по личностям и по хронологии. Пример 1. Знаменитый на Руси и до наших дней Александр Ярославович Невский (1220—1263) был князем Новгородским в 1236—1251 гг., Великим князем Владимирским с 1252 г. На Москве формально не княжил, но стал по сути основателем Московского княжества через своего сына Даниила Московского. Александр Невский включен в нашу схему. Пример 2. Брат Александра Невского Андрей был женат на дочери князя Даниила Романовича Галицкого, которую звали Доброслава, а дома — Дубравка. Ее брат Шварно со временем стал князем Литовским. Отец Доброславы, Шварно, Льва и Романа — Даниил Галицкий получил в 1254 г. титул короля от римского папы. Все Галицкие упомянуты в нашей схеме, а Андрей Ярославович — нет. Но от брака Андрея и Дубравки пошел род князей Шуйских, а представитель этого рода кн. Василий Шуйский стал царем на Москве между Лжедмитриями 1 и II. С детьми Даниила Галицкого кончилась история Подкарпатской Руси. Началась история Западной Украины. 6) Читатель, интересующийся художественной исторической литературой, Подкарпатской Русью, в частности, может обратиться, например, к таким источникам: Югов А. Ратоборцы. — Л.: Лсниздат, 1983; Хижняк А. Д. Галицкий. — М.: Панорама, 1991 и др. Тест № 22 1. Ответ может быть построен по следующему плану. Оценка трех эпиграфов Введение Можно сказать о причинах, которые привели оратора к этому выступлению: общее согласие (несогласие), новые добавления, которые оратор хотел бы предложить.... (и т. п.). I. Из трех цитат можно полностью согласиться со следующими (только с некоторыми), потому что они.... (далее идут конкретный анализ, сопоставления, рассуждения и пр.). II. Из трех цитат совершенно нельзя согласиться (частично нельзя согласиться) с тем, что... (далее система доказательств, конкретных примеров и т. д.). III. Могу предложить следующие уточнения (добавления, сокращения, оговорки) к некоторым цитатам (указываются их номера) и пр. согласно мнению говорящего... Заключение Содержание заключения может полностью зависеть от самого говорящего, а поэтому не будем пытаться предвосхитить его мысли, слова. Остальные вопросы задания не станем комментировать, поскольку ответы на них могут быть столь разнообразны, подход к ним настолько личностным, что всякая попытка прогнозировать ответы окажется мало продуктивной. Следует тем не менее заметить, что торопливость в подготовке планов таких ответов не приведет к добру: нужно время, чтобы начинающий оратор осознал учебный материал хрестоматии, вместил в себя перлы ораторского мастерства, в ней представленные. Тогда можно будет надеяться на успех. Тест № 23 Вопросы 1, 2 и 3 объединяем, чтобы наметить схему подготовки плана возможного ответа. Пункты плана могут быть сходными, а вот наполнение каждого пункта, естественно, не может быть идентичным. Примерные пункты плана (точное наименование темы, чем более кратко, тем лучше, а лучше всего — одним или двумя словами) Введение (объясняются причины выступления, наименование произведения, указываются автор, исходные данные и пр., каждый говорящий может придумать для себя подходящее объяснение и пр.). I. Перечисляются все те «плюсы», которые можно, по мнению говорящего, обнаружить в материале, подвергаемом анализу (рецензии, оценки). Перечисление идет по принципу: самое главное ближе к началу, все второстепенное — ближе к концу. Очевидно, что мнение говорящего должно сопровождаться примерами из анализируемого произведения. Если речь идет о том, что «это хорошо», то лучше повторить ту мысль (пассаж, факт, пример и пр.), которая привела говорящего в состояние восторга. Нередко бывает и так, что аудитория не соглашается с оратором, выясняется, что то, что его привело в экстаз, на других людей подействовало в противоположном плане. II. Перечисляются все те «минусы», которые, на взгляд оратора, снижают общее хорошее впечатление от произведения. Здесь следует повторить те же требования, что и в п. I: нужно постараться показать и доказать, что говорящий не ошибается, полагая нужным выставить «минус» за конкретные стороны оцениваемого произведения. III. Можно сосредоточить пожелания автору рецензируемого произведения (устного или письменного). Возможны любые пожелания (предложения, даже, может быть, замечания), если они отвечают двум требованиям: а) высказаны в уважительной форме, не обижают (тем более не оскорбляют) говорящего (оратора), б) доказательны по своей сути, если критика опирается на факты, не мелочна, не обоснована стремлением свести счеты и т. п. Заключение (Могут быть разные варианты, поэтому не будем их прогнозировать. В любом случае следует подвести итог сказанному, который можно начать словами: итак..., подведем итог..., суммируем сказанное.., повторим главное..., что же у нас получилось в итоге..., подведем черту... — и т. п.). В определенной степени эти положения (после необходимых исправлений, изменений) могут быть использованы для всех вопросов теста № 23. Но поскольку составление плана выступления, наполнение его пунктов конкретным фактическим (теоретическим и практическим) материалом — дело в высшей степени творческое, то не будем больше ограничивать у желающих творческое профессиональное ораторское начало и закончим этим наши методические и иные рекомендации. Как сказано, терпение и труд — все перетрут. Тест № 24 Точный ответ на каждый из вопросов этого задания невозможен, ибо всякий желающий может найти для него свои собственные резоны и поля аргументации. Поэтому ограничимся лишь некоторыми предположениями, которые, может быть, Могут стать интересными для тех, кто хотел бы заняться подготовкой ответов на данные вопросы. 1. «Господин товарищ прокурора» — тип кабинетного ученого, весьма успешного в учебе ив науке, но, может быть, именно поэтому не знающего реалий жизни вообще и жизни народа, реальной жизни в частности. Его отношение к происходящему усугубляется еще и тем, что его подсудимая из тех слоев общества, с которыми он не соприкасается, он относится к ней предвзято, на основе всех тех теоретических посылок, с которыми он хорошо знаком, и которые в изобилии присутствуют в его прокурорском выступлении: а) именно поэтому он пытается говорить умно, многословно, длительно, со многими экскурсами в области, сопредельные с его темой, пересыпая свое выступление научными и другими подробностями; б) именно поэтому он «доволен собой», «речь его лилась, не умолкая», он говорил «то нежным, вкрадчивым голосом, то деловым тоном», да еще к тому же делает он все это «грациозно извиваясь тонкой талией», а иногда что-то записывал у себя в бумагах, «с презрительным удивлением» пожимая плечами. Перечень выписок из текста Л.Н. Толстого по пунктам а) и б) можно продолжить. в) ответ на этот вопрос может быть связан с тем, что кабинетный ученый, оторванный от жизни, сталкиваясь с ней, проявляет себя таким образом, что не отличается ни умом, ни сообразительностью: хорошо зная «римские сервитугы», он не понимает подсудимых, не интересуется ими, да и не хочет ими заниматься. Впрочем, он не входит в интересы и других участников судебного заседания: председателя суда, его членов и пр. 2. Отношение Л.Н. Толстого к происшедшему с Катюшей Масловой заслуживает отдельного разговора, но последние слова в приведенном отрывке говорят сами за себя: «Маслова же ничего не сказала». А защитник ее говорил «робко, запинаясь..,» да еще «мямлил о жестокости мужчин...» В отрывке даны характеристики другого адвоката и некоторых членов суда, которые можно найти по тексту. 3. Отношение автора «Воскресенья» ко всей гамме показанных им событий заслуживает тщательного и подробного описания, но может быть концентрировано в предпоследнем абзаце всего романа (который не вошел в наш цитируемый отрывок). На самой последней странице романа, в частности, сказано, что люди живут в нелепой уверенности, что мы сами хозяева своей жизни, что она дана нам для нашего наслаждения. А ведь это очевидно нелепо. Ведь если мы посланы сюда, то по чьей-нибудь воле и для чего-нибудь. А мы решили, что живем только для своей радости, и ясно, что нам дурно, как будет дурно работнику, не исполняющему воли хозяина. Воля же хозяина выражена в его заповедях (с.455). Прервем цитату Л.Н. Толстого. Желающий может ее продолжить. 4. В романе Л.Н. Толстого, названном им не без тайного умысла «Воскресеньем», сконцентрированы все аспекты «коммуникативной триады»: логики, риторики, этики. В тексте романа много примеров, демонстрирующих самолюбование товарища прокурора, неуважение к составу суда и к подсудимым, неуважение к нему со стороны председателя и членов суда. У товарища прокурора речь засорена словами-паразитами: «если можно так выразиться», «так сказать» и др. Только во втором абзаце его речи «так сказать» упомянуто два раза. Подробный анализ отрывка не входит в задачи нашего задания, но комментарии, о которых речь шла выше, помогут, возможно, тем, кто попытается повысить свое ораторское мастерство, проделывая указанные методические и риторические рекомендации. Следует добавить, что внутри цитируемого отрывка есть некоторые сокращения, которые сделаны с целью уменьшения цитаты, и которые обозначены знаком <...>. В основу плана для ораторского выступления по этим заданиям можно взять вопросы данного теста. Второй вариант может подготовить для себя сам потенциальный оратор, сообразуясь со своими собственными мнениями по этому поводу. Цитоны Такого слова в словарях нет. Что такое «цитаты» знают все, а «питон» (мн. ч. — цитоны) — это цитата, содержащая в себе ошибочные, смешные, неверно сформулированные мысли, произнесенные на экзаменах и зачетах по различным учебным предметам вузов гуманитарной направленности.
|