Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происшествие





В пасмурную погоду пожилой полковник Панин пошел прогуляться по пустынному парку. Проходя по переулку, полковник присматривал­ся к поздним прохожим. Проходили пешеходы в промокших пальто.

Приобретя пачку «Полета» в палатке, Прохор Поликарпович про­должил прогулку по парку.

Пересекая проспект, подойдя к перекрестку Пестеля и Пролетар­ской, полковник пристально посмотрел на подвыпившего прохожего подростка в помятом плаще и в пятнистых перчатках, переходившего перекресток. Постовой на перекрестке повернулся и посмотрел на по­дозрительную персону.

Из-за поворота показался пикап с прицепом. Посигналив правым поворотником, пикал повернул и, не притормозив, продолжил путь. Пьяный парень не прореагировал и поэтому попал под пикап.

Происшествие привело к плачевным последствиям. Подбежал по­стовой полицейский, потребовал предъявить права и паспорт.

Прохор Поликарпович подошел к постовому и предложил помочь пострадавшему, поскольку полковник помнил правила первой помощи. В прошлом Панин помогал в поликлинике.

Пострадавший получил перелом правого предплечья и пару поре­зов. Помощь полковника пригодилась: он перевязал подростку пред­плечье и прижег порезы перекисью. После проделанной процедуры по­стовой подвез пострадавшего к подъезду поликлиники.

Поутру полковник позвонил в приемный покой и поинтересовался положением пациента, прибывшего с постовым полицейским в полночь.

Пьяного подростка прооперировали и перевели в пятую палату. Панин приготовил пирог, приобрел пионы и прибыл в палату. Уже протрезвевший парень представился:

— Поляков Петр, пограничник, первогодок, на побывке!

Потом он поправился, а полковник с ним подружился, как с пле­мянником по происшествию.

— Итак, прочитаны все учебные монофоны. Следует, как сказано в заданиях 1 и 2, отметить плюсы и минусы каждого монофона, а затем полезно придумать к каждому монофону другой конец, продолжая уже написанное. При этом следует обращать внимание на то, чтобы:

а) не изменялся сюжет,

б) найти на эту букву редко употребляемые слова при помощи од­ноязычного русского словаря,

в) выявить из всех монофонов лучший, по мнению читателя.

г) выделить те слова, которые чаще всего повторяются в монофо­не, и постараться отказаться от них в процессе собственного «монофонотворчества». После всей этой подготовительной работы следует на­писать собственный монофон, да так, чтобы он был «на порядок» луч­ше всего прочитанного на этих страницах.

Это нужно для того, чтобы начать серьезно заниматься риторикой. Подчеркиваем: серьезно! Как показывает практика, ею хотят многие за­няться, меньше — действительно начинают такие занятия, еще меньше — ведут их относительно длительный период времени, совсем мало — стремятся повысить свое ораторское мастерство вдумчивой, кропотли­вой, последовательной работой над содержанием и над формой своей бытовой и профессиональной речи.

Работа с монофонами — подготовительная деловая речевая игра, которая может быть полезной для становления ораторского мастерства по полной риторической программе; содержание (сюжет, логика, все, что с ними связано) и «цветы» ораторского красноречия (которые могут быть использованы не в полной мере из-за «монофонности» звучания всей работы).

Отметим удачные места представленных монофонов:

№ 1... ввалился в ванну, включил воду и всесторонне вымыл­ся.../... во власти веселого восприятия весны, взял велосипед.

№ 2... он конопатый, курносый, коренастый крепыш. А Катюша — кареглазая красавица...

№ 3. (Последняя строка монофона).

Есть в приведенных монофонах и другие запоминающиеся места.

Часть IV

Анналы

Все искусства состоят в исследовании истины.

Цицерон

Кто время выиграл — все выиграл в итоге.

Мольер

Анналы — слово латинского происхождения, означает древ­ние или средневековые летописи (от annus — год), а в широком смысле — это запись любых значительных событий, располо­женных в определенном порядке.

В пособии под этим общим заголовком расположены:

Рифмы — последовательно показана возможность допол­нительного обучения желающего оратора при помощи специ­альных заданий, основанных, в частности, на творческой работе: а) условно «поэтической», б) поэтической, едва ли не в полной мере;

Персоналии — даны краткие биографические справки всех авторов, представленных в хрестоматии, расположенные не по векам и странам, а в алфавитном порядке;

Словарь — объяснения многих слов, встречающихся не только в данном пособии, но и в риторике вообще, состоит из трех частей: а) термины, объясняющие техническую сторону ораторской речи, б) термины, связанные с теорией подготовки оратора к выступлению, в) список исторических имен, на осно­ве которых сформировались новые понятия, весьма употреби­тельные в кругу ораторов.

Для любителей, тщательно изучающих русское красноре­чие, этот раздел будет полезен. К нему можно обращаться многократно, в процессе длительной работы над повышением собственного ораторского мастерства и риторической манеры оратора.

В столицах шум — гремят витии,

Кипит словесная война,

А там — во глубине России —

Что там?

Н.А. Некрасов

Стихи повсюду были первыми детьми

гения и первыми учителями красноречия.

Ф. Вольтер

Рифмы

Знаменитый поэт, писавший на русском, родном ему языке, и заслуживший на этой ниве Нобелевскую премию, однажды сказал, что не более одного процента населения страны по-настоящему интересуется поэзией. Этот поэт — Иосиф Брод­ский, и похоже, что он прав. Во всяком случае повседневная практика подтверждает, что нередко встречаются учителя, со­вершенно равнодушные к любым проявлениям поэзии. Но та же практика показывает, что между риторикой и поэзией есть не­кая сложная, тонкая и не всегда объяснимая связь. Может быть, именно поэтому многие древние риторы и ораторы одновремен­но были и поэтами, или, если угодно, можно наоборот, поэты были ораторами и Ораторами.

Поэтому попытаемся поставить поэзию на службу риторике.

В одной современной бессмысленной и даже вульгарной пе­сенке бесконечно повторяются рифмы к женскому имени «Ал­ла»: «бежала», «рыдала», «кричала», «желала» и другие более примитивные и даже неприличные. Такая поэзия не останавли­вает современных «композиторов, исполнителей и продюсеров» от «раскрутки» подобных подделок по радио и телевидению. Аналогичные «тексты» заполнили эфир.

Попытаемся организовать простую и непритязательную, но умную деловую игру, экзерсис из подготовительного ряда.

Можно предложить любителям стихов подобрать рифмы к словам, например: «правил — занемог», «наука — ночь», «ковар­ство — забавлять», «себя — тебя». Наверное, вы уже догадались, что эти рифмы взяты из начальных строк «Евгения Онегина» А.С. Пушкина; можно взять с полки томик его произведений.

Но у нас другая задача: нужно набрать на каждое слово не одну рифму, а как можно больше слов-рифм, и тот, кто наберет наибольшее их количество, — тот и победитель.

Можно составить рифмы на пару других слов, которые вам понравятся, скажем, «земля—небо», «лето—зима», «дом—поле» и т.д. В таких упражнениях могут встретиться «легкие» слова, а могут — и «трудные». Под «легкими» понимаются такие, для ко­торых рифмы находятся в относительно большом количестве, например, «лес». Среди ответов в свою очередь могут быть сло­ва, известные всем, и слова, распространенность которых явля­ется достаточно редкой. Итак, перед нами два ряда, продолжить которые может всякий желающий:

Распространенные Не очень распространенные
залез (слез, перелез, подлез) Мерседес, Геркулес, Ахиллес
без, бес, вес Крез, Зевес (как писал А.С.Пушкин, вместо — «Зевс»)
балбес, замес, чудес, пресс  
порез (разрез, срез) дормез — (франц.) тяжелая карета для лежания, спанья
обвес (отвес, завес, навес)  
(много) принцесс портшез — (франц.), кресло-носилки
процесс, экспресс дюшес — (франц.). герцогиня
конгресс, компресс ноблес — (франц.), дворянство
эфес (шпаги) политес — (франц.), вежливость
(много) месс (от «месса» — католическая церковная служба) полонез — польский торжествен­ный бальный медленный танец
воскрес, небес шартрез — густой крепкий ликер
  диез — знак повышения тона в музыке

 

Далее можно попытаться создать учебное стихотворение на заданные рифмы, например:

Лес

Задремал к обеду лес,

Льется солнышко с небес,

Стайкой бабочки-ноблес

Там слетелись на конгресс.

Но случился с ними стресс, —

Проскочив когда, как бес,

Воробей под куст-навес

К ним, чирикая, залез.

А потом... другой процесс,

Поглядев в глаза принцесс,

Он сконфуженно исчез,

Вспомнив, видно, политес.

Вновь повис июня пресс,

Воздух плотный, как шартрез,

Лес танцует полонез,

Полный неги и чудес...

Нельзя полагать, что перед нами стихотворный шедевр, но как учебная работа заслуживает внимания. Такая работа рас­ширяет запас слов, позволяет продуктивно пользоваться слова­рями.

После этого можно перейти к словам «трудным», сложным, более редким для рифмы. Поэтому мы переходим к непосредст­венным заданиям, которые сформулируем как экзерсис «Опора на рифмы».

Date: 2015-10-18; view: 553; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию