Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПроисшествиеВ пасмурную погоду пожилой полковник Панин пошел прогуляться по пустынному парку. Проходя по переулку, полковник присматривался к поздним прохожим. Проходили пешеходы в промокших пальто. Приобретя пачку «Полета» в палатке, Прохор Поликарпович продолжил прогулку по парку. Пересекая проспект, подойдя к перекрестку Пестеля и Пролетарской, полковник пристально посмотрел на подвыпившего прохожего подростка в помятом плаще и в пятнистых перчатках, переходившего перекресток. Постовой на перекрестке повернулся и посмотрел на подозрительную персону. Из-за поворота показался пикап с прицепом. Посигналив правым поворотником, пикал повернул и, не притормозив, продолжил путь. Пьяный парень не прореагировал и поэтому попал под пикап. Происшествие привело к плачевным последствиям. Подбежал постовой полицейский, потребовал предъявить права и паспорт. Прохор Поликарпович подошел к постовому и предложил помочь пострадавшему, поскольку полковник помнил правила первой помощи. В прошлом Панин помогал в поликлинике. Пострадавший получил перелом правого предплечья и пару порезов. Помощь полковника пригодилась: он перевязал подростку предплечье и прижег порезы перекисью. После проделанной процедуры постовой подвез пострадавшего к подъезду поликлиники. Поутру полковник позвонил в приемный покой и поинтересовался положением пациента, прибывшего с постовым полицейским в полночь. Пьяного подростка прооперировали и перевели в пятую палату. Панин приготовил пирог, приобрел пионы и прибыл в палату. Уже протрезвевший парень представился: — Поляков Петр, пограничник, первогодок, на побывке! Потом он поправился, а полковник с ним подружился, как с племянником по происшествию. — Итак, прочитаны все учебные монофоны. Следует, как сказано в заданиях 1 и 2, отметить плюсы и минусы каждого монофона, а затем полезно придумать к каждому монофону другой конец, продолжая уже написанное. При этом следует обращать внимание на то, чтобы: а) не изменялся сюжет, б) найти на эту букву редко употребляемые слова при помощи одноязычного русского словаря, в) выявить из всех монофонов лучший, по мнению читателя. г) выделить те слова, которые чаще всего повторяются в монофоне, и постараться отказаться от них в процессе собственного «монофонотворчества». После всей этой подготовительной работы следует написать собственный монофон, да так, чтобы он был «на порядок» лучше всего прочитанного на этих страницах. Это нужно для того, чтобы начать серьезно заниматься риторикой. Подчеркиваем: серьезно! Как показывает практика, ею хотят многие заняться, меньше — действительно начинают такие занятия, еще меньше — ведут их относительно длительный период времени, совсем мало — стремятся повысить свое ораторское мастерство вдумчивой, кропотливой, последовательной работой над содержанием и над формой своей бытовой и профессиональной речи. Работа с монофонами — подготовительная деловая речевая игра, которая может быть полезной для становления ораторского мастерства по полной риторической программе; содержание (сюжет, логика, все, что с ними связано) и «цветы» ораторского красноречия (которые могут быть использованы не в полной мере из-за «монофонности» звучания всей работы). Отметим удачные места представленных монофонов: № 1... ввалился в ванну, включил воду и всесторонне вымылся.../... во власти веселого восприятия весны, взял велосипед. № 2... он конопатый, курносый, коренастый крепыш. А Катюша — кареглазая красавица... № 3. (Последняя строка монофона). Есть в приведенных монофонах и другие запоминающиеся места. Часть IV Анналы Все искусства состоят в исследовании истины. Цицерон Кто время выиграл — все выиграл в итоге. Мольер Анналы — слово латинского происхождения, означает древние или средневековые летописи (от annus — год), а в широком смысле — это запись любых значительных событий, расположенных в определенном порядке. В пособии под этим общим заголовком расположены: • Рифмы — последовательно показана возможность дополнительного обучения желающего оратора при помощи специальных заданий, основанных, в частности, на творческой работе: а) условно «поэтической», б) поэтической, едва ли не в полной мере; • Персоналии — даны краткие биографические справки всех авторов, представленных в хрестоматии, расположенные не по векам и странам, а в алфавитном порядке; • Словарь — объяснения многих слов, встречающихся не только в данном пособии, но и в риторике вообще, состоит из трех частей: а) термины, объясняющие техническую сторону ораторской речи, б) термины, связанные с теорией подготовки оратора к выступлению, в) список исторических имен, на основе которых сформировались новые понятия, весьма употребительные в кругу ораторов. Для любителей, тщательно изучающих русское красноречие, этот раздел будет полезен. К нему можно обращаться многократно, в процессе длительной работы над повышением собственного ораторского мастерства и риторической манеры оратора. В столицах шум — гремят витии, Кипит словесная война, А там — во глубине России — Что там? Н.А. Некрасов Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия. Ф. Вольтер Рифмы Знаменитый поэт, писавший на русском, родном ему языке, и заслуживший на этой ниве Нобелевскую премию, однажды сказал, что не более одного процента населения страны по-настоящему интересуется поэзией. Этот поэт — Иосиф Бродский, и похоже, что он прав. Во всяком случае повседневная практика подтверждает, что нередко встречаются учителя, совершенно равнодушные к любым проявлениям поэзии. Но та же практика показывает, что между риторикой и поэзией есть некая сложная, тонкая и не всегда объяснимая связь. Может быть, именно поэтому многие древние риторы и ораторы одновременно были и поэтами, или, если угодно, можно наоборот, поэты были ораторами и Ораторами. Поэтому попытаемся поставить поэзию на службу риторике. В одной современной бессмысленной и даже вульгарной песенке бесконечно повторяются рифмы к женскому имени «Алла»: «бежала», «рыдала», «кричала», «желала» и другие более примитивные и даже неприличные. Такая поэзия не останавливает современных «композиторов, исполнителей и продюсеров» от «раскрутки» подобных подделок по радио и телевидению. Аналогичные «тексты» заполнили эфир. Попытаемся организовать простую и непритязательную, но умную деловую игру, экзерсис из подготовительного ряда. Можно предложить любителям стихов подобрать рифмы к словам, например: «правил — занемог», «наука — ночь», «коварство — забавлять», «себя — тебя». Наверное, вы уже догадались, что эти рифмы взяты из начальных строк «Евгения Онегина» А.С. Пушкина; можно взять с полки томик его произведений. Но у нас другая задача: нужно набрать на каждое слово не одну рифму, а как можно больше слов-рифм, и тот, кто наберет наибольшее их количество, — тот и победитель. Можно составить рифмы на пару других слов, которые вам понравятся, скажем, «земля—небо», «лето—зима», «дом—поле» и т.д. В таких упражнениях могут встретиться «легкие» слова, а могут — и «трудные». Под «легкими» понимаются такие, для которых рифмы находятся в относительно большом количестве, например, «лес». Среди ответов в свою очередь могут быть слова, известные всем, и слова, распространенность которых является достаточно редкой. Итак, перед нами два ряда, продолжить которые может всякий желающий:
Далее можно попытаться создать учебное стихотворение на заданные рифмы, например: Лес Задремал к обеду лес, Льется солнышко с небес, Стайкой бабочки-ноблес Там слетелись на конгресс. Но случился с ними стресс, — Проскочив когда, как бес, Воробей под куст-навес К ним, чирикая, залез. А потом... другой процесс, Поглядев в глаза принцесс, Он сконфуженно исчез, Вспомнив, видно, политес. Вновь повис июня пресс, Воздух плотный, как шартрез, Лес танцует полонез, Полный неги и чудес... Нельзя полагать, что перед нами стихотворный шедевр, но как учебная работа заслуживает внимания. Такая работа расширяет запас слов, позволяет продуктивно пользоваться словарями. После этого можно перейти к словам «трудным», сложным, более редким для рифмы. Поэтому мы переходим к непосредственным заданиям, которые сформулируем как экзерсис «Опора на рифмы».
|